Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ближний и средний восток




ИНДИЯ

Китай

Выдающимся памятником давней мудрости является "Ицзин" - "Книга перемен". Она состоит из 64 гексаграмм - сочитаний 6 черточек 2-х типов - сплошная и прерывистая. В каждой гексаграмме закодирована определенная жизненная или космическая ситуация: творчество, сосредоточеность, упадок, восток и т.п. В целом последовательность всех 64 гексаграмм, дополненных текстами создают всю сложность бытия и мироздания, в которой главным героем есть - небо, земля, человек. Все герои, силы и стихий окрашены в главные цвета: сплошная - знак неба (синяя) прерывистая - знак земли (желтая).

"Гексаграммы Ицзин" и их составляющие триграммы - считались началом живописи: ведь они составляют исчерпывающее многообразие цветной композиции в сине-желтый и черно-белых гаммах.

В Древнем Китае всем стихиям, временам года, сторонам света, планетам и веществам приписывались их соответствующие цвета. Основ цветов насчитывалось пять. Эту систему можно записать в виде таблицы.

 

 

Цвет Время года Стихия предметы Сторона мира Планета Животные   символ
зеленый красный белый черный желтый весна лето осень зима кон. лета дерево огонь металл вода земля Восток Юг Мероприятие Север Центр Юпитер Марс Венера Меркурий Сатурн Дракон Феникс Тигр Черепаха Змея

 

Еще в II тыс. до н. э. в Китае регламентировали цвет одежды для различия сословий. Наилучший цвет красный - предназначался для князей, черный и желтый для простого народа. В "Ицзин" (22-я гексагр.) высказано недоверие к внешней мишуре и пестрым украшений. Они предназначались для того, чтобы скрыть недостатки человека.

" ПЯТЬ ЦВЕТОВ ПРИТУПЛЯЮТ ЗРЕНИЕ" сказано в "Дао де дзин". На место красочности и полноцветия приходит монархия и вообще ахроматическая живопись тушью. Вместо четкости ценит неясность, туманность и бесформенность, ибо именно дао (путь) неясно и бесформенно, БОЛЬШОЕ СОВЕРШЕНСТВО ПОХОЖЕ НА НЕСОВЕРШЕНСТВО".

 

 

 

Не менее развитое и последовательное учение о цвете было создано также в Давней Индии. Оно излагается главным образом в Упанишадах.

Одни из основных проблем индийского учения о цвете - это классификация цветов и определение их места в космической системе. Здесь три основных цвета: красный, белый, черный. В эти цвета окрашены главные жизненные основы. Красное - источник света и тепла, Белый - вода, Черный - харчи. Все внешние качества явлений только "имена, основные на словах; действительное же три оскорбления".

 

Большие знатоки вед древности говорили: "теперь никто не назовет нам ничего неуслышанного, незамеченного, неузнанного. Ибо благодаря этим трем оскорблениям они узнали все. Они узнали то, что казалось красным - образ жара, они узнали то, что казалось белым, - это образ воды, они узнали то, что черный - это образ пищи. Они узнали то, что казалось неузнанным, - это совокупность этих трех божеств".

 

Именно же солнце - это Брахман, главная веда и высшее божество. Оно не имеет определенного цвета (удосуживается быть красным, черным). Это следствие целостности их мировосприятия.

Идея о " черном солнце", о мраке равносильно самому яркому сиянию легла в основу китайского учения о Инь и Янь. Идея единства и взаимопереходов.

Цвет присущ не только стихиям но и Богам. "Тот, что един, лишенный цвета, вытворяет согласно своей скрытой цели, разнообразные цвета и в каких сосредоточена вся Вселеная, он - Бог;

так наделит он нас состоятельностью ясного постижения". Низшие божества окрашены щедрой рукой напр. Земля - красное, черное, белое. Цвета, присущие земле и солнцу содержатся также и в человеке кр. - тепло, б. - духовная энергия, поднятая вверх, ч. - ткани подл. удалению.

Но и особая, центральная часть - сердце. Оно окружено сосудами, как лучами солнца.

Доминирует в колорите еще и желтый цвет, золото. Синий и зеленый входят в меньших количествах.

 

 

Поклонялись солнцу и огню. Зороастрийский культ света выделяется среди других. В культуре народов Среднего и Ближнего

Востока сложилась устойчивая символика цветов, связанная с принадлежностью того или другого цвета к светлым и ярким или к теплым и тусклым.

 

Белый -это везде божественный цвет. Египетские, Хетские зороастрийские жрецы - носят белую одежду и головные уборы. Белые жертвенные животные.

Ближний к белому - Золотой все солярные боги разъезжают в золотых колесницах.

Священным цветом был также - красный. Красный лотос Знак короны Верхнего Египта, символ крови, пролитой Осирисом.

У персов, скифов и древних народов, исповедавших зороастризм, красный, кроме крови символизировал огонь. Цвет одежд царя и военного сословия.

 

Черный цвет дьявола.

На Ближнем востоке к числу основных цветов и самих лучших относятся синий и голубой. Лазурит был распространен в Египте больше других самоцветов. Также бирюза. Синий и голубой - это обиталище Верховного бога - Солнца. До 1 тыс. эпоха древнего мира подходит к концу. Намечается тенденция единобожия. Появились новые религии. Новые Боги. На Среднем Востоке - Наваждению (Манихей), на Ближнем Востоке - Яхве, а после этого Иисус.

Под знаком этих религий культура Древнего Востока переживает новый этап. Обостряется система эстетических взглядов. Это отражается и на понятии проблем света и цвета.

1. Свет и солнце - уже не Боги, а образования единого Бога, его символы:

И сказал Бог: так будет свет. И стало светло,

И увидел Бог свет, что он хорош.

И отделил Бог свет от тьмы.

 

2. В прежних религиях Боги разделяли между собой функции. Теперь же единый Бог принял на себя ответственность за все - и за добро за зло. Традиционные символы стали теперь двузначными. Например, красный и пурпурный в сочетании с золотом помечают богатство, власть и почет, но в красный цвет окрашены и грехи, это символ жестокости Бога. Один только Белый цвет сберег свою высокую чистую силу. Высокое содержание придает феномену радуги. Радуга - знак завета.

Золото теряет свою ценность.

Гл. 3 книги Исайя Бог идет в черных ризах, окрашенных кровью народов, что он топтал "в гневе" и "попирал в ярости "как топчут виноград в "точиле".

"Кровь их брызгала на ризы Мои, и

Я запятнал все одежды Свои "...

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.