КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ближний и средний восток
ИНДИЯ Китай Выдающимся памятником давней мудрости является "Ицзин" - "Книга перемен". Она состоит из 64 гексаграмм - сочитаний 6 черточек 2-х типов - сплошная и прерывистая. В каждой гексаграмме закодирована определенная жизненная или космическая ситуация: творчество, сосредоточеность, упадок, восток и т.п. В целом последовательность всех 64 гексаграмм, дополненных текстами создают всю сложность бытия и мироздания, в которой главным героем есть - небо, земля, человек. Все герои, силы и стихий окрашены в главные цвета: сплошная - знак неба (синяя) прерывистая - знак земли (желтая). "Гексаграммы Ицзин" и их составляющие триграммы - считались началом живописи: ведь они составляют исчерпывающее многообразие цветной композиции в сине-желтый и черно-белых гаммах. В Древнем Китае всем стихиям, временам года, сторонам света, планетам и веществам приписывались их соответствующие цвета. Основ цветов насчитывалось пять. Эту систему можно записать в виде таблицы.
Еще в II тыс. до н. э. в Китае регламентировали цвет одежды для различия сословий. Наилучший цвет красный - предназначался для князей, черный и желтый для простого народа. В "Ицзин" (22-я гексагр.) высказано недоверие к внешней мишуре и пестрым украшений. Они предназначались для того, чтобы скрыть недостатки человека. " ПЯТЬ ЦВЕТОВ ПРИТУПЛЯЮТ ЗРЕНИЕ" сказано в "Дао де дзин". На место красочности и полноцветия приходит монархия и вообще ахроматическая живопись тушью. Вместо четкости ценит неясность, туманность и бесформенность, ибо именно дао (путь) неясно и бесформенно, БОЛЬШОЕ СОВЕРШЕНСТВО ПОХОЖЕ НА НЕСОВЕРШЕНСТВО".
Не менее развитое и последовательное учение о цвете было создано также в Давней Индии. Оно излагается главным образом в Упанишадах. Одни из основных проблем индийского учения о цвете - это классификация цветов и определение их места в космической системе. Здесь три основных цвета: красный, белый, черный. В эти цвета окрашены главные жизненные основы. Красное - источник света и тепла, Белый - вода, Черный - харчи. Все внешние качества явлений только "имена, основные на словах; действительное же три оскорбления".
Большие знатоки вед древности говорили: "теперь никто не назовет нам ничего неуслышанного, незамеченного, неузнанного. Ибо благодаря этим трем оскорблениям они узнали все. Они узнали то, что казалось красным - образ жара, они узнали то, что казалось белым, - это образ воды, они узнали то, что черный - это образ пищи. Они узнали то, что казалось неузнанным, - это совокупность этих трех божеств".
Именно же солнце - это Брахман, главная веда и высшее божество. Оно не имеет определенного цвета (удосуживается быть красным, черным). Это следствие целостности их мировосприятия. Идея о " черном солнце", о мраке равносильно самому яркому сиянию легла в основу китайского учения о Инь и Янь. Идея единства и взаимопереходов. Цвет присущ не только стихиям но и Богам. "Тот, что един, лишенный цвета, вытворяет согласно своей скрытой цели, разнообразные цвета и в каких сосредоточена вся Вселеная, он - Бог; так наделит он нас состоятельностью ясного постижения". Низшие божества окрашены щедрой рукой напр. Земля - красное, черное, белое. Цвета, присущие земле и солнцу содержатся также и в человеке кр. - тепло, б. - духовная энергия, поднятая вверх, ч. - ткани подл. удалению. Но и особая, центральная часть - сердце. Оно окружено сосудами, как лучами солнца. Доминирует в колорите еще и желтый цвет, золото. Синий и зеленый входят в меньших количествах.
Поклонялись солнцу и огню. Зороастрийский культ света выделяется среди других. В культуре народов Среднего и Ближнего Востока сложилась устойчивая символика цветов, связанная с принадлежностью того или другого цвета к светлым и ярким или к теплым и тусклым.
Белый -это везде божественный цвет. Египетские, Хетские зороастрийские жрецы - носят белую одежду и головные уборы. Белые жертвенные животные. Ближний к белому - Золотой все солярные боги разъезжают в золотых колесницах. Священным цветом был также - красный. Красный лотос Знак короны Верхнего Египта, символ крови, пролитой Осирисом. У персов, скифов и древних народов, исповедавших зороастризм, красный, кроме крови символизировал огонь. Цвет одежд царя и военного сословия.
Черный цвет дьявола. На Ближнем востоке к числу основных цветов и самих лучших относятся синий и голубой. Лазурит был распространен в Египте больше других самоцветов. Также бирюза. Синий и голубой - это обиталище Верховного бога - Солнца. До 1 тыс. эпоха древнего мира подходит к концу. Намечается тенденция единобожия. Появились новые религии. Новые Боги. На Среднем Востоке - Наваждению (Манихей), на Ближнем Востоке - Яхве, а после этого Иисус. Под знаком этих религий культура Древнего Востока переживает новый этап. Обостряется система эстетических взглядов. Это отражается и на понятии проблем света и цвета. 1. Свет и солнце - уже не Боги, а образования единого Бога, его символы: И сказал Бог: так будет свет. И стало светло, И увидел Бог свет, что он хорош. И отделил Бог свет от тьмы.
2. В прежних религиях Боги разделяли между собой функции. Теперь же единый Бог принял на себя ответственность за все - и за добро за зло. Традиционные символы стали теперь двузначными. Например, красный и пурпурный в сочетании с золотом помечают богатство, власть и почет, но в красный цвет окрашены и грехи, это символ жестокости Бога. Один только Белый цвет сберег свою высокую чистую силу. Высокое содержание придает феномену радуги. Радуга - знак завета. Золото теряет свою ценность. Гл. 3 книги Исайя Бог идет в черных ризах, окрашенных кровью народов, что он топтал "в гневе" и "попирал в ярости "как топчут виноград в "точиле". "Кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одежды Свои "...
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |