Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный характер западного общества




Говоря о современном западном обществе, Фромм отмечает, что на его

социальный характер особое влияние оказывает рынок как основа структуры

человеческих отношений. Рынок внес такие положительные ориентации в

социальный характер, как практичность, бережливость, старательность,

сдержанность, осмотрительность, упорство, хладнокровие, приверженность

порядку и др. Вместе с тем, с точки зрения социолога, рыночные отношения

внесли и значительный негатив в социальный характер, что выражается прежде

всего в закреплении установок и норм латентной несвободы индивида.

Современный рынок не предполагает наличие внешней силы, заставляющей

людей заключать те или иные контракты. Однако большинство людей

вынуждено соглашаться на условия рынка, иначе они не могут существовать.

Поэтому “свобода” индивида в значительной степени иллюзорна. В целом

социолог отмечает следующие отрицательные стороны социального характера,

имея в виду его “идеальный тип”: отсутствие воображения, скупость,

подозрительность, холодность, обеспокоенность, упрямство, леность,

одержимость, собственничество.

Особо Фромм рассматривает установку в социальном характере на

эксплуатацию, на использование человека человеком. Базисное понятие

“использование” выражает то “фундаментальное обстоятельство, что один

человек служит другому не ради собственных целей, а ради целей

работодателя... человек, живое человеческое существо, перестает быть целью

сам по себе и становится средством для обеспечения экономической выгоды

другого или своей собственной, или безликого гиганта –экономического

механизма”10. Из этой установки вытекает ориентация на то, что вещи ценятся

выше человека. В этой связи Фромм полемизирует с Марксом: “Противоречие

между капиталом и трудом – нечто гораздо большее, чем противоречие между

двумя классами, чем их борьба за большую долю в общественном продукте. Это

конфликт двух ценностных принципов: между миром вещей и их накоплением, с

одной стороны, и миром жизни и её продуктивностью – с другой” 11.

Притивоборство этих ценностных ориентаций привело, как считает

Фромм, к весьма существенным переменам в западном обществе, что сказалось

и на его социальном характере и, соответственно, на социальном поведении

индивидов. Практически исчезла экономическая эксплуатация масс. С

ликвидацией экономических тягот коренным образом изменилось человеческое

и политическое положение трудящихся, которые становятся социальными

партнерами администраторов и представителей власти. Произошла сексуальная

революция, в ходе которой рухнула прежде существовавшая система запретов и

вытеснения сексуальных влечений.

Вместе с тем, несмотря на материальное процветание, политическую и

сексуальную свободу, многие индивиды лишились позитивных черт,

относящихся к достоинству человека: у них нет ни собственных убеждений,

почти нет индивидуальности, нет самостоятельности. Социальный характер

10 Там же. – С. 351

11 Там же. – С. 352

западного общество обрел следующие качества: “Вместо соперничества мы

находим усиливающуюся тенденцию к совместной работе; вместо стремления к

непрерывному росту прибыли – желание иметь постоянный и надежный доход;

вместо эксплуатации – тенденцию поделиться богатством с другими и

манипулировать ими и самим собой; вместо рациональной или иррациональной,

но явной власти мы обнаруживаем власть анонимную – власть общественного

мнения и рынка; вместо собственной совести – потребность приспосабливаться

и получать одобрение со стороны; вместо чувства собственного достоинства и

чувства хозяина - постоянно усиливающееся, хотя большей частью

неосознаваемое, чувство бессилия”12.

Главная тенденция изменений в социальном характере – это, по мнению

Фромма, отчуждение. Под отчуждением социолог понимает такой способ

восприятия мира, при котором человек становится как бы отстраненным от

самого себя. Он не ощущает себя движителем своих собственных действий.

Более того, он вступает в мир несвободы: хотя индивид питает иллюзию, будто

делает то, что он хочет, в действительности им движут иррациональные силы,

отделенные от его сознательного “Я”.

Отчужденный человек, находящийся во власти иррациональных сил,

создает себе идолов в виде вождя, коллектива, клана, власти, денег, вещей и

т.д., почитая которые он надеятся вновь обрести свои силы. Но на самом деле он

утрачивает самость, ибо созданные им идолы возвышаются и главенствуют над

ним. Человек перестает быть творцом, превращаясь в слугу, сделанных его

руками идолов. Фромм, в частности, отмечал: “Человек, движимый главным

образом жаждой власти, уже не воспринимает себя во всем богатстве и во всей

безграничности человеческого существования; он становится рабом своего

частичного, проецируемого на внешние цели стремления, которым он

“одержим”. Человек, предающийся исключительно страсти к деньгам, охвачен

этим своим стремлением; деньги – идол, которому он поклоняется”13.

Отчуждение в сфере потребления означает, что акт потребления перестает

быть конкретным человеческим актом, в котором участвуют физические

потребности и эстетический вкус. Акт потребления должен быть значимым,

творческим человеческим переживанием. В социальном характере западного

общества это присутствует в малой степени. Потребление превращается в

удовлетворение искусственно подогреваемой игры воображения. Люди,

замечает Фромм, “пьют” ярлыки, рекламное изображение напитков; аналогично

потребляют “здоровое” мыло или “здоровую” зубную пасту.

При утверждении таких нормативных ориентаций человек начинает

ощущать себя вещью. У вещей нет своего “Я”, и люди, ставшие вещами, не

могут иметь чувства “Я”. Помыслы и действия отчужденного человека

направлены на то, чтобы выгодно продать себя на рынке. “Его самооценка

зависит от того, насколько он преуспеет: может ли он удачно продать себя,

может ли он получить за себя больше того, с чего он начинал, удачлив ли он.

Его тело, ум и душа составляют его капитал, а его жизненная задача – выгодно

поместить этот капитал, извлечь выгоду из самого себя. Человеческие качества,

такие, как дружелюбие, обходительность, доброта, превращаются в товары, в

ценные атрибуты “личностного набора”, способствующие получению более

высокой цены на рынке личностей. Если человеку не удается выгодно

12 Там же. – С. 355-356

13 Там же. – С. 375

“инвестировать” себя, он испытывает такое чувство, словно он сама неудача;

если он в этом преуспевает, то он сам успех”14.

В социальный характер ныне вошло истолкование всей жизни как

коммерческого предприятия. По мнению Фромма, эта черта ныне становится

дополнительной причиной самоубийств, на которую не обратил внимание Э.

Дюркгейм. Отчужденный человек с “балансовым” подходом оценивает свою

жизнь, по существу, проводя аналогии с коммерческим предприятием,

деятельность которого может закончиться крахом. Причиной многих случаев

самоубийств, считает социолог, было осознание того, что “жизнь не удалась”,

что не получилось выгодно “инвестировать” себя, и теперь жизнь “не стоит

того, чтобы жить дальше”. Человек совершает самоубийство подобно, тому как

бизнесмен объявляет себя банкротом, когда убытки превышают доходы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.