Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Телесно-духовная целостность природы человека




Человек для себя

Фроммовские подходы к изучению деструктивности в политике

Патологическое и здоровое общество

Социальный характер

Человек для себя

Тема 12. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Э. ФРОММА: ОБЩЕСТВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Эрих Фромм (Fromm) – немецко-американский социолог, который внес

значительный вклад в постижение социально-бессознательного,

иррациональных сторон общественной жизни, внутренних противоречий

человека, его страстей и желаний.

Э. Фромм родился 23 марта 1900 года. Образование получил в ведущих

университетах Германии: психологию и социологию изучал во Франкфурте-на-

Майне, к психоанализу приобщился в Берлинском институте.

С позиций акцентирования роли культурного фактора Э. Фромм

критически переосмыслил фрейдовский натурализм, его естественнонаучные

схемы природы человека и, творчески развивая общую методологию

социального психоанализа, метод глубокой герменевтики предложил теорию

гуманистического психоанализа, которая исходит из необходимости

приспособления общества к социальным потребностям человека. Стержнем

этой теории является концепция социального характера как совокупности

социокультурных установок и норм для подражания, существующих в

конкретном обществе, которые, как правило, не осознаются индивидами, но тем

не менее детерминируют их поведение в социальной жизни.

С 1929 Фромм работал в известном Франкфуртском институте

социальных исследований, в котором занимался изучением неосознанных

мотивов поведения в малых и больших группах. Участвовал в эмпирических

исследованиях бессознательного, иррационального, страхов и страстей в

общественной жизни. С приходом нацистов к власти эмигрировал в США, где

вел преподавательскую работу и основал институт психоанализа. Долгое время

работал в Мексике, где также создал психоаналитический институт. Последние

годы Фромм жил в Швейцарии, продолжая писать книги до последних дней.

Ряд работ Э. Фромма, которые являются бестселлерами и неоднократно

переиздавались в США и Европе, ныне стали доступны и российскому

читателю: «Бегство от Свободы». М., 1989; «Душа человека». М., 1992;

«Анатомия человеческой деструктивности». М., 1998; «Здоровое общество».

М., 1995; «Человек для себя; Иметь или быть?» Минск, 1997.

Среди других работ социолога отметим: «Психоанализ и религия» (1950);

«Искусство любви» (1956); «Дзен-буддизм и психоанализ» (1960) «Концепция

человека у Маркса» (1961); «Без цепей иллюзий» (1962); «Учение о Христе и

другие очерки по религии, психологии и культуре».

Умер Э. Фромм 18 марта 1980 года.

Своё теоретическое новаторство в развитии социального психоанализа Э.

Фромм обозначил термином гуманистический психоанализ. Тем самым он

подчеркивает свою преемственность со многими идеями З. Фрейда о наличии

биоиррационального в человеческой жизни. Однако социолог категорически не

согласился с фрейдистскими постулатами о детерминированности

деструктивности только инстинктивными влечениями, об относительном

постоянстве количества деструктивности в человеческой природе, на чем, как

известно, строились утверждения будто инстинкты смерти предопределяют

определенный уровень агрессивности и разрушительности людей в обществе.

На основе исследования многочисленных эмпирических данных деструктивных

действий индивидов (совокупности числа самоубийств и убийств на 100 тыс.

человек взрослого населения) в различных странах Европы и США ученый

обнаружил, что совокупный показатель таких действий – величина не

постоянная, а колеблющаяся, её крайние значения разнятся почти в 10 раз. Эти

и другие данные побудили Фромма переосмыслить существовавшие

трактовки человеческой природы. Социолог отверг как фрейдовский

бионатурализм, так и социологические теории, исходившие из изначальной

“доброты” человека, который “являет собой как бы чистый лист бумаги, на

котором общество и культура наносят свои письмена”.

Главный постулат Фромма – рассматривать человека в его телесно-

духовной целостности. По мнению социолога, “идеальная модель” цели

человека – быть самим собой, а условие достижение этой цели – быть

человеком для себя, развертывание человеком своих сил согласно его природе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.