Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние религии на характер поведения




Инфантильное и интеллектуализированное поведение

Фрейд исходит из того, что как человечеству в целом, так и отдельному

человеку трудно сносить жизнь в двояком смысле. Во-первых, на индивидов

оказывают давление культурные предписания, а также неблагоприятные

действия других индивидов, спровоцированные несовершенством культуры.

Во-вторых, люди сталкиваются с ущербами, причиняемые им необузданной

природой, которые принято называть судьбой. Человечество всегда искало

пути, как облегчить себе жизнь, как защитить себя от превратностей судьбы.

Неблагодарно и вообще близоруко стремиться к упразднению культуры.

Тогда останется только природное состояние и выносить его гораздо труднее.

Безличные силы природы и судьбы всегда остаются чуждыми. В этих условиях,

как считает Фрейд, у человека возникает предрасположенность к

инфантильному мышлению и поведению по аналогии с реакцией ребенка на

жизненную ситуацию: у него есть авторитетный отец, внушающий не только

страх, но и являющийся его защитником против опасностей. Сходным образом,

полагает ученый, наши предки не только наделили силы природы

человекообразными существами, с которыми можно было обращаться как с

равными, но и придавали им характер отца, превращали их в богов. Так

возникает религия, которая, как считает Фрейд, содержит отцовское ядро за

каждым божественным образом и тем самым создает основу для

инфантильного мышления и поведения. Отношения к богу приобретают

искренность и интенсивность отношения ребенка к отцу: “если ты уже столько

сделал для отца, то, конечно, хочешь и награды, хочешь, по крайней мере, быть

единственно любимым ребенком”, “бог есть возвышенный отец, тоска по отцу –

корень религиозной потребности”23.

Бог заменяет функции отношений ребенка к отцу, для которых

характерна своеобразная амбивалетность – его боятся, но о нем тоскуют и им

восхищаются. Сохранение этих функций в более зрелом возрасте, по мнению

Фрейда, способствует воспроизводству инфантильного мышления и

соответствующих социальных действий: “Когда подрастающий человек

замечает, что ему навсегда суждено остаться ребенком, что он всегда будет

нуждаться в защите от чуждых сверхсил, он придает этим силам образ отца, он

создает себе богов, которых он боится, которых он старается расположить к

себе и которым он все же поручает защиту самого себя. Таким образом, мотив

тоски об отце идентичен с потребностью в защите от следствий человеческого

бессилия; оборона против детской беспомощности придает реакции на

беспомощность, которую человек должен признать, а именно – созданию

религии – свои характерные черты”24.

Фрейд рассматривает и роль религии в становлении культуры, в

сдерживании асоциальных эгоистических первичных позывов. По его мнению,

23 Там же. – С. 494

24 Там же. – С. 498

религия, несомненно, оказала человеческой культуре немалую пользу, но её

значимость переоценивается. “Религия, – пишет он, – совершенно очевидно

оказала культуре большие услуги: она очень содействовала укрощению

асоциальных первичных позывов, но все же недостаточно. Она в течение

многих тысячелетий господствовала над человеческим обществом; достаточно

было времени, чтобы показать, чего она может достигнуть. Если бы ей удалось

осчастливить большинство людей, утешить их, примирить их с жизнью, сделать

их носителями культуры, то никому не пришло бы в голову стремиться к

изменению существующего положения вещей”25.

Что же касается влияния религии на нравственность, то, как полагает

Фрейд, нет очевидных свидетельств, что люди верующие были нравственнее.

“Они всегда умели делать религиозные предписания чисто внешними и тем

самым срывать их цель. Священники, в обязанности которых было следить за

послушанием религии, шли им в этом навстречу. Милость бога должна была

идти рука об руку с его справедливостью: человек грешил и затем приносил

жертву или покаяние и тогда освобождался, чтобы грешить заново. Русская

психика вознеслась до заключения, что грех явно необходим, чтобы испытать

все блаженство милосердия божьего, и потому в основе своей грех – дело

богоугодное. Совершенно ясно, что священники могли сохранить покорность

масс религии только тем, что разрешали большие уступки человеческой

природе первичных позывов. Было установлено: бог один силен и благ, человек

же слаб и грешен. Во все времена безнравственность находила в религии не

меньшую поддержку, чем нравственность”26.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.