Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарциссизм культурных идеалов




Дифференциация запретов по социально-культурному признаку

Однако не только запреты и моральные ограничения сами по себе влияют

на характер взаимоотношения людей. Важным фактором является

дифференциация запретов по социально-культурному признаку:

привилегированные классы испытывают меньше лишений, пользуются

разнообразными средствами для удовлетворения желаний. Угнетенные же

классы “испытывают зависть к преимуществам привилегированных”, стремятся

употребить все, чтобы освободиться от большинства лишений. “Там, где это

невозможно, утвердится длительное недовольство, которое может привести к

опасным восстаниям”20. При этом Фрейд выдвигает и обосновывает своё

видение природы социальных конфликтов и революционных взрывов, которая,

по его мнению, лежит в неспособности конкретной культуры учитывать и

смягчать дифференциацию запретов по социальному признаку, доставлять

блага одной части общества за счет подавления другой, большей части

общества. “Вполне понятно, – замечает он, – что у этих угнетенных развивается

интенсивная враждебность против культуры, которую они укрепляют своей

работой, но от плодов которой имеют лишь ничтожную долю. В таком случае

нельзя ожидать от угнетенных внутреннего освоения налагаемых культурой

запретов. Они, напротив, не склонны признавать эти запреты, стремятся

разрушить самую культуру, при возможности уничтожить даже самые её

17 Там же. – С. 485

18 Там же. – С. 486

19 Фрейд З. Будущее одной иллюзии. В кн.: З. Фрейд. Психоаналитические этюды. Минск:

ООО «Попурри», 1997. – С. 487

20 Там же

предпосылки. У этих классов враждебность к культуре так очевидна, что из-за

неё осталась незамеченной, скорее всего, латентная враждебность более

зажиточных слоев общества. Не приходится говорить, что культура,

оставляющая неудовлетворенными столь большое количество участников и

ведущая их к восстанию, не имеет перспектив на длительное существование, да

его и не заслуживает”21.

Как видно, Фрейд полагает, что культура посредством ограничений

либидинозных и деструктивных влечений способствует производству

вытеснений, внутриличностной враждебности. Словом, за культурные блага

людям приходится платить внутренними переживаниями и стрессами,

ограничить которые можно лишь путем сублимации либидинозной и

деструктивной энергии.

Другой принципиальный фактор, влияющий на характер

взаимоотношений людей, – культурные идеалы. Как считает Фрейд, идеалы

любой культуры имеют нарциссическую природу, т.е. культивируют

самовлюбленность, гордость, превосходство своих достижений по отношению к

тому, что исповедуют, чего добились представители иной культуры.

“Культурные идеалы, – пишет он, – становятся поводом для расколов и

враждебности между различными культурными кругами, и это особенно

отчетливо проявляется в отношениях между собой отдельных наций”.

Нарциссическая природа культурных идеалов приводит к тому, что угнетенные

классы получают возможность презирать чужаков, что “вознаграждает их за

угнетение в их собственном кругу”. Более того, “угнетенные идентифицируют

себя с повелевающим и эксплуатирующим их классом”. Данное обстоятельство

вызывает удовлетворение у всех слоев населения, разделяющих определенные

культурные идеалы, что способствует смягчению восприятия запретов и

ограничений по социальному признаку. “Если бы не имелись такие, по

существу, удовлетворяющие отношения, то было бы непонятно, почему многие

культуры продержались столь продолжительное время, несмотря на

оправданную враждебность широких масс”22. Фрейд особо подчеркивает роль

произведений искусства, которые, с одной стороны, побуждают совместные

переживания, действия представителей каждого культурного круга, а с другой,

– порождают любования своим превосходством по отношению к другим

культурам.

Нарциссические тенденции, весьма характерные для западной культуры,

стали распространяться и в современном российском обществе, что проявляется

в эгоцентризме, культивировании жажды престижа и восхищения, в тщеславии,

завышенных самооценках, в озабоченности своей безопасностью. В результате

мы имеем такие социальные действия, которые не способствуют дружбе и

сотрудничеству людей. “Чужие” культурные факторы стали вызывать

враждебность, страхи, а то и деструктивные действия.

Сам Фрейд объяснял распространение нарциссических наклонностей

гипотезой об их биологическом происхождении, умаляя тем самым собственно

культурные факторы. Стремление к престижу, несомненно, обусловлено

новыми социальными и экономическими реалиями. В целом же нельзя не

21 Там же. – С. 488

22 Там же. – С. 489

отметить и тот факт, что Фрейд рассматривал культурные явления как

производное от сублимированной сексуальной энергии. Сегодня мало кто

согласится с этим биологическим детерминизмом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.