Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вождь массы




Корпоративный дух массы

Идентификация

В массах, как считает Фрейд, действует самая ранняя и самая

первоначальная форма эмоциональных связей, названная им идентификация,

под которой понимается сознательное или неосознанное отождествление

индивида с другим лицом. Изначально идентификация амбивалентна: “она

может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения”.

Как правило, идентификация возникает при обнаружении общности с

индивидом, не являющимся объектом собственно сексуального влечения, но

принимаемым за идеал. Обычно вождь олицетворяет собой идеал. Масса –

собрание людей, идентифицировавших себя с ним.

Идентификация как ранняя и самая первоначальная форма эмоциональных

связей, лежащая в основе массы, объясняет то, что у индивида массы

отсутствует самостоятельность и инициатива, его социальные действия

однородны с другими, регрессированы до уровня массового индивида. Масса,

как и стадо, отвергает все новое, непривычное. Современный человек ведет себя

в массе подобно дикарю в первобытной орде или детям. Исчезновение

сознательной личности, преобладание аффективных действий, коллективного

бессознательного в душевной сфере – все это соответствует состоянию

регресса. Однако замечает Фрейд, такой регресс характерен для сущности

10 Там же. – С. 447

11Там же. – С. 447-448

обыкновенных масс, в то время как у масс высокоорганизованных такая

регрессия может быть значительно задержана.

Говоря о корпоративном духе массы, Фрейд видит его корни в

первоначальной аффективной зависти: “Никто не должен посягать на

выдвижение, каждый должен быть равен другому и равно обладать

имуществом. Социальная справедливость означает, что самому себе во многом

отказываешь, чтобы и другим надо было себе в этом отказывать”12.

Амбивалентность идентификации легко приводит к изменению чувств и

действий положительного направления на враждебные. В случае заражения

массового индивида опасной болезнью у него возникает “бессознательное

желание распространить своё заражение на других”. То же происходит, когда

беды и лишения сваливаются на несчастных, – их пытаются “по

справедливости” переложить и на остальных членов массы.

Однако подчеркивает Фрейд, “требование равенства массы относится

только к участникам массы, но не к вождю. Всем участникам массы нужно быть

равными между собой, но все они хотят власти над собой одного. Множество

равных, которые могут друг с другом идентифицироваться, и один-

единственный, их всех превосходящий,– вот ситуация, осуществленная в

жизнеспособной массе”13.

По Фрейду, вождь в малой степени связан либидинозно, он не любит

никого, кроме себя, а других любит лишь постольку, поскольку они служат его

потребностям. Идеал, воплощенный в вожде, становится идеалом людей из

массы, у которых, как отмечалось выше, преобладают аффективные действия и

коллективное бессознательное в душевной жизни. “Это обстоятельство

облегчает выбор вождя. Нередко ему всего лишь нужно обладать типичными

качествами этих индивидов в особенно остром и чистом чекане и производить

впечатление большей силы и либидинозной свободы, и сразу на это откликается

потребность в сильном властелине и наделяет его сверхсилой, на которую он и

не стал бы претендовать”.

Таким образом, Фрейд показал, что коллективное бессознательное всегда

искало вождя, героя, “отца нации”, “спасителя Отечества”, которые обещают

быстрые и относительно легкие пути решения сложных проблем.

Если ретроспективно взглянуть на историю России, то не трудно

заметить, что в массах всегда особым авторитетом пользовались цари и вожди

харизматического типа, которых наделяли сверхсилой, боялись и любили, а не

просветители-преобразователи, обладавшие для своего времени передовыми

знаниями и ясными убеждениями по переустройству страны. Их призывы к

кропотливой, сознательной, эволюционной работе не были услышаны, а сами

они не были востребованы.

Фрейдовская методология позволяет объяснить то, почему в России с

господством в нашем национальном «Сверх-Я» обостренной социальной

справедливости, коллективистского менталитета были весьма распространены

12 Там же. – С. 462

13 Там же. – С. 463

гражданские войны за “справедливого” царя, бунты, скоропалительные

революции, реформы “революционного типа”, призывавшие “догнать и

перегнать” остальной мир, а также следовавшие за ними антиреволюции и

антиреформы. Господствующая в массах амбивалентность идентификации

логично приводила к тому, что “неземная” любовь к “спасителю Отечества”, по

мере накопления в бессознательном вытесняемого социального негатива и

увеличивавшегося давления беспредела на «Я», легко переходила подчас без

серьезной сознательной мотивации в такую же ненависть, в бичевание

низвергнутых вождей и требование нового, “настоящего” героя, готового в

очередной раз “осчастливить народ”.

Движение от коллективного бессознательного к коллективному

сознательному, по мнению Фрейда, осуществляется через развитие культуры,

которая помимо создания земных благ знаменует собой исторический прогресс

в упорядочении человеческих отношений, ибо “каждая культура создается

принуждением и подавлением первичных позывов”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.