КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вождь массы
Корпоративный дух массы Идентификация В массах, как считает Фрейд, действует самая ранняя и самая первоначальная форма эмоциональных связей, названная им идентификация, под которой понимается сознательное или неосознанное отождествление индивида с другим лицом. Изначально идентификация амбивалентна: “она может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения”. Как правило, идентификация возникает при обнаружении общности с индивидом, не являющимся объектом собственно сексуального влечения, но принимаемым за идеал. Обычно вождь олицетворяет собой идеал. Масса – собрание людей, идентифицировавших себя с ним. Идентификация как ранняя и самая первоначальная форма эмоциональных связей, лежащая в основе массы, объясняет то, что у индивида массы отсутствует самостоятельность и инициатива, его социальные действия однородны с другими, регрессированы до уровня массового индивида. Масса, как и стадо, отвергает все новое, непривычное. Современный человек ведет себя в массе подобно дикарю в первобытной орде или детям. Исчезновение сознательной личности, преобладание аффективных действий, коллективного бессознательного в душевной сфере – все это соответствует состоянию регресса. Однако замечает Фрейд, такой регресс характерен для сущности 10 Там же. – С. 447 11Там же. – С. 447-448 обыкновенных масс, в то время как у масс высокоорганизованных такая регрессия может быть значительно задержана. Говоря о корпоративном духе массы, Фрейд видит его корни в первоначальной аффективной зависти: “Никто не должен посягать на выдвижение, каждый должен быть равен другому и равно обладать имуществом. Социальная справедливость означает, что самому себе во многом отказываешь, чтобы и другим надо было себе в этом отказывать”12. Амбивалентность идентификации легко приводит к изменению чувств и действий положительного направления на враждебные. В случае заражения массового индивида опасной болезнью у него возникает “бессознательное желание распространить своё заражение на других”. То же происходит, когда беды и лишения сваливаются на несчастных, – их пытаются “по справедливости” переложить и на остальных членов массы. Однако подчеркивает Фрейд, “требование равенства массы относится только к участникам массы, но не к вождю. Всем участникам массы нужно быть равными между собой, но все они хотят власти над собой одного. Множество равных, которые могут друг с другом идентифицироваться, и один- единственный, их всех превосходящий,– вот ситуация, осуществленная в жизнеспособной массе”13. По Фрейду, вождь в малой степени связан либидинозно, он не любит никого, кроме себя, а других любит лишь постольку, поскольку они служат его потребностям. Идеал, воплощенный в вожде, становится идеалом людей из массы, у которых, как отмечалось выше, преобладают аффективные действия и коллективное бессознательное в душевной жизни. “Это обстоятельство облегчает выбор вождя. Нередко ему всего лишь нужно обладать типичными качествами этих индивидов в особенно остром и чистом чекане и производить впечатление большей силы и либидинозной свободы, и сразу на это откликается потребность в сильном властелине и наделяет его сверхсилой, на которую он и не стал бы претендовать”. Таким образом, Фрейд показал, что коллективное бессознательное всегда искало вождя, героя, “отца нации”, “спасителя Отечества”, которые обещают быстрые и относительно легкие пути решения сложных проблем. Если ретроспективно взглянуть на историю России, то не трудно заметить, что в массах всегда особым авторитетом пользовались цари и вожди харизматического типа, которых наделяли сверхсилой, боялись и любили, а не просветители-преобразователи, обладавшие для своего времени передовыми знаниями и ясными убеждениями по переустройству страны. Их призывы к кропотливой, сознательной, эволюционной работе не были услышаны, а сами они не были востребованы. Фрейдовская методология позволяет объяснить то, почему в России с господством в нашем национальном «Сверх-Я» обостренной социальной справедливости, коллективистского менталитета были весьма распространены 12 Там же. – С. 462 13 Там же. – С. 463 гражданские войны за “справедливого” царя, бунты, скоропалительные революции, реформы “революционного типа”, призывавшие “догнать и перегнать” остальной мир, а также следовавшие за ними антиреволюции и антиреформы. Господствующая в массах амбивалентность идентификации логично приводила к тому, что “неземная” любовь к “спасителю Отечества”, по мере накопления в бессознательном вытесняемого социального негатива и увеличивавшегося давления беспредела на «Я», легко переходила подчас без серьезной сознательной мотивации в такую же ненависть, в бичевание низвергнутых вождей и требование нового, “настоящего” героя, готового в очередной раз “осчастливить народ”. Движение от коллективного бессознательного к коллективному сознательному, по мнению Фрейда, осуществляется через развитие культуры, которая помимо создания земных благ знаменует собой исторический прогресс в упорядочении человеческих отношений, ибо “каждая культура создается принуждением и подавлением первичных позывов”.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |