Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критика К. Маркса




Страхи и неврозы

В процессе ослабления «Я» под влиянием постоянного давления

неблагоприятных социальных фактов, возникают страхи, естественно,

влияющие на характер и содержание социальных действий. По Фрейду, «Я» –

единственное место сосредоточения страха, только «Я» может производить и

чувствовать страх, что прямо сказывается на характере социальных действий.

Используя фрейдовскую методологию, можно утверждать, что в

российском «Сверх-Я» содержится большой компонент долготерпения невзгод

от всякого рода войн, революций, контрреволюций, реформ и контрреформ,

которых хватало во все времена. Однако это долготерпение невзгод никогда не

являлось и ныне не может явиться панацеей от постоянных эмоциональных

стрессов. Если либидинозная и агрессивная энергии не могут сублимироваться

в социальные действия приемлемые как для индивида, так и для общества, то,

по Фрейду, неизбежно будут воспроизводиться условия возникновения трех

разновидностей страха – страха перед чуждым внешним миром, страха

совести перед «Сверх-Я», наконец, невротического страха перед силой

страстей в «Оно». Следствием неудавшегося защитного процесса «Я»

становятся неврозы и реактивные состояния. Не удивительно, что депрессия и

фрустрация стали массовыми в стране.

6 З. Фрейд. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. Психоаналитические этюды. В

кн.: Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск: ООО «Попурри», 1997. – С. 380

По Фрейду, вернуться к социальным действиям, приемлемым для

индивида и общества, можно путем усиления «Я», избавив его от постоянного

эмоционального давления извне, а также сделав его более независимым от

«Сверх-Я». При обострении неврозов «Сверх-Я» становится сверхстрогим,

унижает «Я», навязывает ему комплексы неполноценности и ущербности

(объективно нищенская заработная плата просто не может не воспроизводить

эти комплексы у индивидов с ослабленным «Я»). Через определенное время,

когда “критика Сверх-Я умолкает, Я реабилитируется и вновь пользуется всеми

человеческими правами вплоть до следующего приступа”.

Вернуть многих и многих россиян к социальной деятельности с

доминированием рациональной сублимированной энергией можно через

преодоление эмоционально-негативных социальных изменений для «Сверх-Я»

и целенаправленное вытеснение комплексов ущербности, неполноценности,

страха.

Фрейд подверг критике положения К. Маркса о том, что развитие человека

и общественных форм является естественноисторическим процессом. Он также

резко выступил против того, чтобы абсолютизировать экономические факторы,

что, по существу, приводит к игнорированию психологических мотивов в

поведении людей: “Уже тот несомненный факт, что различные лица, расы,

народы в одинаковых экономических условиях ведут себя по-разному,

исключает единовластие экономических мотивов. Вообще непонятно, как

можно обойти психологические факторы, когда речь идет о реакциях живых

человеческих существ, ведь дело не только в том, что они уже участвовали в

установлении этих экономических отношений, и при их господстве люди не

могут не вводить в игру свои первоначальные влечения, свой инстинкт

самосохранения, свое стремление к агрессии, свою потребность любви, свое

желание получать удовольствие и избегать неудовольствия”7.

2. Масса: коллективное бессознательное




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.