Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подсистемы Преимущественные функции




Действие

2 Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии //

Современная западная теоретическая социология. Т. Парсонс. М.: ИНИОН РАН, 1994. – С. 39

Социальная Интеграция

Культурная

Личностная

Поведенческий организм

Воспроизводство образца

Целедостижение

Адаптация

Как видно, в итоге получилась система, состоящая из четырех подсистем и

адекватных им преимущественных функций. Причем для социальной подсистемы все

другие подсистемы – культурная, личностная, поведенческий организм –

представляют собой окружающую среду.

И ещё важно подчеркнуть то обстоятельство, что отмеченное иерархическое

расположение подсистем показывает их двустороннюю взаимосвязь. С одной

стороны, каждый нижний уровень создает условия, производит энергию для более

высоких уровней, а с другой – высшие уровни контролируют те, которые

расположены ниже.

Социальная подсистема прежде всего через статусы и роли обеспечивает

взаимодействие индивидов и тем самым осуществляет функцию интеграции.

Культурная подсистема выполняет в основном «функцию сохранения и

воспроизводства образца, равно как и творческого его преобразования»3.

Личностная подсистема, главным образом, выполняет функцию

целедостижения. Это главный исполнитель процессов действия, который способен

учесть усвоенные в процессе социализации культурные принципы и предписания. В

смысле мотивации «главной целью действия является обеспечение личных

потребностей или удовлетворенность личности»4.

Поведенческий организм выступает как адаптивная подсистема. Он

определяет генетически заданные возможности человека, на которые опираются

остальные подсистемы. «В нем содержатся условия, с которыми должно

сообразовываться действие, и основные механизмы взаимодействия с физической

средой, в частности механизм получения и обработки информации в центральной

нервной системе и механизм двигательной реакции на требования физической

среды»5.

Парсонс особо подчеркивает, что при анализе взаимоотношений между

четырьмя подсистемами действия важно учесть процесс их взаимопроникновения. Так,

в процессе социализации личность индивида способна усвоить как социальные

объекты, так и культурные нормы.

По отношению к системе действия есть две системы реальности, являющиеся

её средой. Первая – физическая среда. Это, по существу, окружающий мир живых

организмов. Вторая – «высшая реальность». Это все то, что М. Вебер назвал

«проблемой смысла» человеческих действий.

Социальный актор – ситуация

3 Там же

4 Там же

5 Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997. – С. 16

Естественно, возникла необходимость конкретного исследования отношений

“социальный актор – ситуация (среда)”. Эти отношения всегда динамичны, что

обусловлено двумя факторами – наличием мотивационной и ценностной ориентаций

у действователя. Рассмотрим ориентации социального действователя.

Мотивация. “В каком-то смысле «мотивация» – это ориентация относительно

улучшения баланса удовлетворение – неудовлетворение действующего лица”6.

Мотивация в совокупности включает в себя три модуса ориентации:

а) когнитивная (познавательная) ориентация, которая предполагает учет

расположения физических и социальных объектов, определение их специфики, в

особенности их функций в контексте цели, поставленной индивидом и т.д.;

б) катектическая (эмоциональная) ориентация проявляется в положительной

или отрицательной установке по отношению к тому или иному объекту, в

эмоциональной тяге к удовлетворению конкретных потребностей;

в) оценочная ориентация предполагает выбор из множества альтернатив,

чтобы оптимизировать свои усилия по удовлетворению потребностей. Иными

словами, действователь не может сразу направлять энергию на удовлетворение

широкого круга потребностей. Ему приходится делать выбор.

Ценностная ориентация. Она также включает в себя три модуса ориентации:

а) когнитивная (познавательная) ориентация опирается на нормы, усвоенные

индивидом в процессе социализации;

б) эмоциональная ориентация предполагает эмоциональную оценку

значимости того или иного объекта для удовлетворения потребности на основе

оценочных стандартов;

в) моральная ориентация осуществляет синтез ранее вынесенных суждений о

способе действия. Она, по Парсонсу, является своего рода «высшим апелляционным

судом», выносящим вердикт о направленности действия в контексте сложившихся

моральных стандартов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.