Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное управление и исполнительная власть




 

В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Беларусь государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Такое общепринятое деление власти декларировано без учета исторических традиций и фактического положения в республике. Существует еще прокурорский надзор, который обладает всеми признаками, присущими указанным ветвям власти,— он обособлен и самостоятелен не меньше, чем судебная или исполнительная власть. То же можно сказать и о конституционном контроле.

Исполнительная власть является отдельным видом государственной власти и занимает одно из ведущих мест в системе разделения властей. Государство немыслимо без исполнительной власти, ибо оно не могло бы по-настоящему действовать, осуществлять свои задачи и функции.

Исполнительная власть — это системное общественное явление, характеризующееся рядом признаков.

Во-первых, исполнительная власть, как и в целом государственная власть,— это право и возможность принуждать, повелевать, подчинять чужую волю.

Во-вторых, исполнительная власть имеет исполнительскую направленность, предназначение.

В-третьих, исполнительная власть осуществляется особой системой многочисленных государственных органов, органов государственного управления (исполнительной власти). Таким образом, исполнительную власть можно рассматривать в трех аспектах:

1) компетенционном;

2) функциональном;

3) структурном.

Все эти три аспекта тесно взаимосвязаны и образуют единое целое — понятие исполнительной власти. В каком бы аспекте она не рассматривалась, все равно предполагается наличие и других частей. Право, возможность принуждать (компетенционный аспект) ничто без соответствующих органов, имеющих такое право и возможность (структурный аспект). Последние могут получить реальное воплощение только при осуществлении исполнительной деятельности названными органами (функциональный аспект).

Указанные признаки равноправны и в равной мере раскрывают суть исполнительной власти. Между тем своеобразным фокусом являются органы государственного управления (исполнительной власти). Наличие их дает более четкое представление о такой власти. Им предоставлено право и возможность осуществлять фактическое принуждение, т.е. власть в собственном смысле. Только они способны применять особые средства, приемы в целях обеспечения исполнения законов. Все это находит воплощение в компетенции органов государственного управления.

Органы государственного управления обеспечивают выполнение не только законов и своих актов, но и судебных и прокурорских решений в случае необходимости. Судебная и прокурорская власти не обладают подобными полномочиями. Поэтому можно сказать, что рассматриваемые органы (исполнительная власть) выступают в роли обеспечителя, делая по существу реально выполнимыми акты всех ветвей власти. Следовательно, с одной стороны исполнительная власть служит другим ветвям власти, с другой — возвышается над ними, занимает главенствующее положение, ибо обладает реальными возможностями осуществлять насилие. Более того, в системе исполнительной власти находятся вооруженные силы, органы внутренних дел, государственной безопасности, огромные финансовые средства. Несмотря на такие возможности, исполнительная власть вторична, подзаконна.

Исполнительная власть фактически выражается в государственном управлении, придавая ему специфический государственно-властный характер. Именно в процессе государственного управления проявляется основное предназначение исполнительной власти — исполнение законов. Само собой разумеется, что в исполнении законов принимают участие и суды, и прокуратура, и местные Советы депутатов, и граждане, и даже сам законодательный орган. Поэтому исполнительная власть не обладает монополией на исполнение законов. Однако только она уполномочена проводить законы в жизнь путем распорядительства, развивая, уточняя, детализируя и конкретизируя их. Иначе говоря, исполнительная власть вправе «законодательствовать», правотворчествовать, издавать административно-нормативные акты и обладает юрисдикционными возможностями подобно судебной власти.

Изложенное свидетельствует, что исполнительная власть — понятие более широкое, чем государственное управление. Исполнительная власть как конпетенционность, т.е. собственно власть, реализуется посредством действий, функционирования, определенной деятельности. По-видимому, эта деятельность имеет исполнительный характер и является ничем иным, как государственным управлением.

По Конституции Республики Беларусь исполнительную власть осуществляют Правительство — центральный орган государственного управления (ст. 106), а также другие органы государственного управления (исполнительной власти) (ст. 107), к которым относятся в первую очередь министерства, государственные комитеты и комитеты. На основании этого можно сделать вывод о том, что Конституция не делает разграничения между понятиями «исполнительная власть» и «государственное управление», хотя термин «государственное управление» в Конституции не употребляется. Он применяется в Законе Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах».

§ 4. Отличие государственного управления от иных видов государственной деятельности

 

Государственное управление является одним из видов государственной деятельности. К другим видам относятся: законодательная деятельность, судебная деятельность, прокурорский надзор. Все они имеют общие черты и особенности.

Каждый вид деятельности осуществляется специальной системой государственных органов. Наименованию деятельности соответствует наименование осуществляющих ее органов. Законодательная деятельность воплощается Национальным собранием, состоящим из Палаты представителей и Совета Республики. Национальное собрание — единственный законодательный орган. Принимаемые им законы подписываются Президентом Республики Беларусь. Таким образом Глава государства также участвует в законодательствовании (ст.ст. 90, 91, 100 Конституции Республики Беларусь).

Судебная деятельность (правосудие) осуществляется системой судов (ст. 109 Конституции Республики Беларусь). В такую систему входят общие и хозяйственные суды, Конституционный Суд. К общим судам относятся; Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. В системе хозяйственных судов — Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска.

Конституционный Суд образован не для реализации правосудия, а для контроля за конституционностью нормативных актов (ст. 116 Конституции Республики Беларусь).

Прокурорский надзор осуществляется системой органов прокуратуры, в которую входят прокуратура Республики Беларусь, возглавляемая Генеральным прокурором Республики Беларусь, и нижестоящие органы — прокуратуры областей, г. Минска, прокуратуры районов городов, межрайонные прокуратуры.

Государственное управление призваны осуществлять в первую очередь органы государственного управления (исполнительной власти). Это самая многочисленная и разветвленная система государственных органов, центральным из которых является Совет Министров Республики Беларусь, подотчетный Президенту Республики Беларусь и ответственный перед Парламентом Республики Беларусь.

ля каждой системы государственных органов характерны свои юридические формы выражения функций. Только Парламент принимает законы. Общие суды издают приговоры, определения. Органы прокуратуры приносят протесты, входят с представлениями. Органы управления издают управленческие акты, которые подзаконны и могут быть нормативными. Суд и прокуратура не имеют подобных полномочий. Их актами не могут регулироваться общественные отношения.

Государственное управление носит исполнительно-распорядительный характер. Таким качеством не обладает ни законодательная, ни судебная, ни прокурорская деятельность. В процессе судебной и прокурорской деятельности фактически обеспечиваются условия исполнения законов и других нормативных актов. Управленческая деятельность может осуществляться и на основании административных актов, т.е. текущего нормотворчества. Для судебной и прокурорской, а тем более для законотворческой деятельности подобное исключается.

Важной специфической особенностью государственного управления является также и то, что оно направлено на руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами. Национальное собрание, суды и прокуратура не имеют в своем ведении подобных объектов.

Правосудие и прокурорский надзор осуществляют правоохранную деятельность. Главная задача общих и хозяйственных судов — разрешение дел, разрешение конфликтов и споров. Правосудие призвано защищать от посягательств личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные общественные интересы, права юридических лиц (ст. 3 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь). Подобные задачи имеет и прокурорский надзор (см. ст. 2 Закона о прокуратуре Республики Беларусь). Любые споры, возникающие между гражданами, а также организациями в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, подпадают под нормы гражданского или хозяйственного права и разрешаются в соответствии с гражданско -процессуальными или хозяйственно-процессуальными нормами в процессе судебной деятельности. Только общими судами рассматриваются дела о преступлениях. Государственное управление лишь частично связано с правоохраной. Последнее является не главной его задачей. Правоохрана — сопутствующее явление в государственном управлении.

Таким образом, государственное управление — самостоятельный вид государственной деятельности, отличающийся от иных ее видов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.