Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, назначение и виды органов местного управления




Организация работы республиканских органов государственного управления

 

Одной из важных составляющих в организации работы республиканских органов государственного управления является четкое распределение обязанностей между министром, председателем государственного комитета, председателем комитета и их заместителями. Распределение обязанностей необходимо не только для четкости, слаженности в организации работы, но и для персональной ответственности каждого за порученное дело.

В положении о том или ином республиканском органе персональная ответственность за выполнение возложенных на орган задач и функций обычно возлагается на министра, руководителя иного республиканского органа. Однако это не означает, что с его заместителей снимается такая ответственность. Заместители несут, по существу, такую же ответственность, как и руководитель, но каждый за свой участок работы.

Основное назначение распределения обязанностей заключается в том, чтобы установить оперативный контроль за работой аппарата, обеспечить наблюдение за выполнением решений, оказывать помощь структурным подразделениям (управлениям, отделам) в их повседневных делах.

Распределение обязанностей осуществляется как в коллегиальных, так и в единоначальных органах в пределах сферы деятельности органа, включая все управления и отделы, иные структурные подразделения центрального аппарата республиканского органа.

Распределение обязанностей между руководителями республиканского органа предполагает, что и ведение каждого из них передается определенный круг вопросов.

Назначением Президентом Республики Беларусь министра, руководителя иного республиканского органа, заместителей министра внутренних дел, министра обороны, министра по чрезвычайным ситуациям, председателя Комитета государственной безопасности, председателя Государственного комитета пограничных войск, председателя Государственного таможенного комитета и Советом Министров — заместителей иных министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь, заместителей председателей комитетов при Совете Министров в определенной мере решается вопрос о распределении основных обязанностей.

Круг вопросов, входящих в ведение министра, закрепляется в специальном нормативном правовом акте «Положении о Министре Республики Беларусь», утвержденном Указом Президента Республики Беларусь 21 ноября 2001 г. № 692'. Принятие настоящего документа свидетельствует о существенном повышении статуса Министра как руководителя основной структуры в системе государственного отраслевого (функционального) управления, его роли в проведении государственной политики в соответствующей отрасли (сфере деятельности). Компетенция министра, руководителя иного республиканского органа государственного управления, частично закрепляется в положении о том или ином республиканском органе. Например, в Положении о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь (п. 8) записано, что министр руководит деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на это Министерство задач и функций; распределяет обязанности между своими заместителями, руководителями структур Минспорта; согласовывает кандидатуры на должности руководителей соответствующих местных органов управления физической культурой, спортом и туризмом; утверждает структуру и штатное расписание работников аппарата Минспорта, положения о его структурных подразделениях, структуру и численность подчиненных ему организаций в пределах расходов на их содержание, а также уставы этих организаций; самостоятельно распоряжается имуществом и средствами Минспорта в пределах, установленных законодательством и сметой; назначает на должности и освобождает от должностей работников центрального аппарата Минспорта и руководителей подчиненных ему организаций и учреждений.

Кроме того, руководителем республиканского органа осуществляется внутреннее распределение обязанностей между ним и его заместителями с учетом их знаний, опыта и образования.

Распределение обязанностей закрепляется документально: в одних органах — приказами руководителя республиканского органа, в других — фиксируется в протоколах заседания коллегии или иных документах, имеющих юридическое значение.

Важную роль в организации работы республиканских органов играет ее планирование. Планирование осуществляют все республиканские органы. Оно способствует успешной работе рассматриваемых органов, помогает целенаправленно ее организовывать.

Планирование осуществляется по времени, по субъектам. По времени планирование бывает перспективным (годовым) и текущим (квартальным).

По субъектам различают три вида планирования:

а) планирование в целом работы министерства, иного республиканского органа (общий план);

б) планирование работы структурного подразделения министерства или иного республиканского органа;

в) планирование работы коллегиального органа министерства или иного республиканского органа.

Нередко в общих планах работы предусматриваются также вопросы, выносимые на рассмотрение коллегии.

В перспективных (годовых) планах выделяются наиболее важные вопросы, решение которых необходимо для успешного развития отрасли (сферы). Квартальные планы составляются с учетом годового плана с распределением мероприятий по месяцам. В них намечается решение вопросов, являющихся наиболее важными на данный период времени.

Составление плана начинается заблаговременно, до окончания срока действующего плана. В составлении проектов общих планов и планов работы коллегий участвуют все подразделения министерства, иного республиканского органа.

Составление проектов планов начинается в структурных подразделениях республиканского органа. Их руководители самостоятельно намечают вопросы, которые они хотели бы включить в план. При определении круга вопросов учитываются конкретные потребности развития отрасли (сферы), указания вышестоящих органов, руководства органа, коллегии, ходатайства нижестоящих подразделений и других органов и организаций, предложения общественности, высказывания в печати и т.д.

Вопросы, намечаемые для включения в проект плана, предварительно согласовываются с заместителями руководителя республиканского органа, курирующими соответствующие вопросы, структурные подразделения. Затем перечень вопросов передается лицу, ответственному за составление проекта плана — заведующему отделом, помощнику министра, председателя государственного комитета, комитета или ответственному секретарю коллегии. Проект плана рассылается членам коллегии и начальникам структурных подразделений для ознакомления. Обычно он выносится на обсуждение и утверждение коллегии.

Перспективные и текущие планы работы республиканского органа в зависимости от конкретных условий дополняются и изменяются в процессе их выполнения. По отдельным вопросам (мероприятиям) могут меняться сроки их решения (проведения). Если план продуман, обсужден, он является важным документом, направляющим и организующим работу республиканского органа государственного управления.

В планы работы республиканского органа обычно не включаются вопросы, которые рассматриваются в форме единоначалия. Однако в планах некоторых органов находят отражение вопросы, подлежащие рассмотрению на совещаниях (оперативных совещаниях) отдельно у министра и каждого заместителя министра. Такая практика существует, например, в Министерстве юстиции. Планирование совещаний помогает заранее определить наиболее важные вопросы и надлежащим образом подготовить их.

Другие республиканские органы включают в свои планы вопросы учебы руководящих работников подчиненных организаций, проведения выездных семинаров-совещаний с участием руководящих работников и специалистов министерства по оказанию практической помощи на местах, изучению и обмену опытом работы (Министерство по налогам и сборам).

Порядок подготовки проектов планов закрепляется, как правило, в регламентах министерства, иного республиканского органа государственного управления. В них определяется и порядок внесения вопросов на рассмотрение республиканского органа и порядок подготовки нормативных правовых актов.

На рассмотрение министерства, иного республиканского органа могут вноситься вопросы структурными подразделениями, имеющими самостоятельность, т.е. действующими с проявлением полного функционализма, а также нижестоящими органами. К таким «опросам относятся лишь те, которые не могут быть рассмотрены ими самостоятельно.

Вопросы вносятся руководителями этих органов, одновременно представляется проект решения с кратким изложением сути вопроса и обоснованием необходимости принятия данного решения в докладной записке с приложением в необходимых случаях соответствующих расчетов и других материалов. Названные материалы рассматриваются управлениями (отделами) республиканского органа согласно их компетенции, которые высказывают свое мнение в виде заключения. Затем они передаются для рассмотрения и подписания курирующему данные вопросы заместителю руководителя республиканского органа.

Проекты нормативных правовых актов, приказов визируются заместителем руководителя, а также юридическим управлением и представляются на подпись руководителю министерства, иного республиканского органа. Подобный порядок существует и при подготовке проектов правовых актов, создаваемых в министерстве, ином республиканском органе. Подготовка проектов нормативных правовых актов должна осуществляться в соответствии с законодательством о нормативных правовых актах.

Как правило, проекты нормативных правовых актов создаются в структурных подразделениях республиканского органа. Подготовленные проекты визируются руководителем (его заместителем) структурного подразделения, а также соответствующим заместителем министра, председателя государственного комитета (комитета) и юридическим управлением. Если проекты затрагивают интересы иных структурных подразделений, то визируются также их руководителями.

В юридическое управление вместе с проектом нормативного правового акта представляется справка, содержащая основание для издания правового акта.

Правовые акты подписываются руководителем республиканского органа.

Организация работы коллегии представляет собой более сложный процесс. Коллегии осуществляют свою работу в форме заседаний. На заседание выносятся вопросы, предусмотренные планом работы коллегии (общим планом). Перед каждым заседанием составляется проект повестки дня заседания. В нее включаются и неплановые вопросы. На каждое заседание выносится несколько вопросов.

Проект повестки дня за пять и более дней составляется секретарем коллегии, помощником руководителя республиканского органа или другим лицом, которому поручено заниматься этими вопросами, и представляется на утверждение председателю коллегии. Вопросы, плохо подготовленные или потерявшие актуальность, могут исключаться председателем коллегии из повестки дня до заседания коллегии или в ходе самого заседания.

Для лучшей организации работы коллегий в республиканских органах установлен определенный порядок подготовки и представления материалов к заседаниям. Он определяется регламентом республиканского органа и самой коллегией с учетом особенностей каждого органа и накопленного опыта.

Как правило, подготовка материалов на рассмотрение коллегий организуется руководителями структурных подразделений. В подготовке могут участвовать комиссии, советы, действующие при республиканском органе.

Материалы состоят из справки (докладной записки), которая содержит краткое изложение существа вопроса и обоснования предложений, включенных в проект решения коллегии; проекта приказа (постановления) руководителя республиканского органа, который должен быть предварительно завизирован руководителем заинтересованных подразделений этого органа, руководителями других учреждений и организаций, а также заместителем министра (иного республиканского органа), курирующим данный участок работы; списка лиц, приглашаемых на заседание коллегии, с указанием их должности.

В некоторых республиканских органах в зависимости от вопроса, кроме того, требуется представить объяснительную записку с точными и конкретными указаниями путей и средств, с помощью которых предлагается проводить данный акт в жизнь. Если реализация акта потребует отпуска денежных средств, то должна быть приложена записка с конкретными указаниями способов их

получения.

В ряде республиканских органов государственного управления введено правило, согласно которому проекты решений не должны превышать определенного объема (например, пять страниц машинописного текста).

Все материалы, представляемые на рассмотрение коллегии, подписываются руководителями организаций, вносящих вопрос.

При подготовке вопроса на заседание коллегии республиканский орган в случае необходимости не ограничивается только получением указанных материалов, а создает специальные комиссии с участием членов коллегии для предварительной проверки состояния дел на местах. В таких случаях в материалы входит и справка о проверке, подписанная председателем комиссии.

Проект решения коллегии и материалы к нему представляются секретарю коллегии, как правило, не позднее чем за шесть дней до заседания коллегии. При несвоевременном представлении материалов секретарь может снять вопрос с повестки дня заседания коллегии, проинформировав об этом председателя коллегии. Вопросы, по которым в названный срок не были представлены необходимые материалы, могут быть включены в повестку дня только с разрешения председателя коллегии или лица, его заменяющего.

В тех случаях, когда материалы не могут быть представлены в указанные сроки или необходимость в обсуждении планируемого вопроса отпала, лица, ответственные за его подготовку, должны письменно поставить об этом в известность председателя коллегии и о его решении сообщить секретарю коллегии не позднее срока, предусмотренного для составления повестки дня заседания коллегии.

Заседания коллегии созываются председателем коллегии, т.е. министром, иным руководителем республиканского органа (а в его отсутствие — лицом, исполняющим его обязанности) в соответствии с планом работы или в зависимости от конкретных условий.

В положении о том или ином республиканском органе не указана периодичность заседаний коллегий. Об этом говорится в регламенте министерства, государственного комитета (комитета), и каждый орган решает данный вопрос по своему усмотрению. Общего правила не существует. Заседания коллегий в среднем проводятся один—три раза в месяц в установленные дни недели.

Могут проводиться расширенные, внеплановые и выездные заседания. Председательствует на заседаниях руководитель республиканского органа (он является председателем коллегии), а и его отсутствие — первый заместитель или по поручению руководителя — один из его заместителей.

Заседания коллегии считаются правомочными при условии присутствия на них не менее полони им членов коллегии. На заседаниях могут присутствовать помимо членов заинтересованные лица, вызнанные (приглашенные) на заседание коллегии. Приглашенные лица обладают правом лишь совещательного голоса.

На расширенных заседаниях присутствуют лица, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу. Могут проводиться и совместные заседания коллегий нескольких республиканских органов для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес.

Каждое заседание начинается с утверждения повестки дня. Процедура проведения заседаний коллегий, как и их продолжительность, в положениях не урегулирована. Она регулируется регламентами. В некоторых органах установлено время на доклад до 15 минут, для содоклада — до 7 минут, для выступления в прениях — до 5 минут, для справок — до 2 минут. В отдельных случаях председательствующим на заседании может быть установлено иное время.

Докладчиками по рассматриваемым вопросам выступают, как правило, руководители и ответственные работники структурного подразделения, вносившего вопросы на рассмотрение, содокладчиками — лица, участвовавшие в подготовке данных материалов. Количество выступающих не ограничивается. Между тем, если вопрос становится вполне ясным, председательствующий может прекратить обсуждение, сделав заключение по рассматриваемому вопросу. После этого коллегия принимает по нему решение. Принятие этого решения, как правило, не сопровождается голосованием.

Председательствующий по окончании обсуждения обычно формулирует соответствующие предложения, руководствуясь представленным проектом, и путем опроса выясняет, кто из присутствующих имеет свои предложения, замечания, возражения. При их отсутствии решение считается принятым единогласно. В случае разногласий проводится голосование. Решение считается принятым, если за него проголосует больше половины присутствующих членов коллегии.

При возникновении разногласий между председательствующим и членами коллегии руководитель вправе провести в жизнь свое решение, сообщив о возникших разногласиях Совету Министров. Члены коллегии в свою очередь могут довести до сведения Совета Министров свое мнение. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий пи заседании.

Решения заносятся обычно в протокол заседания коллегии. Они могут проводиться и жизнь постановлением или приказом республиканского органа. Форма акта определяется па заседании

коллегии с учетом мнения лиц, представивших проект решения (акта) по данному вопросу.

Заседания коллегий оформляются протоколом. В нем отражаются существенные моменты, характеризующие обсуждаемый «опрос. Протокол состоит из двух частей: вводной и основной. Во вводной части указываются порядковый номер протокола, дата, фамилии и инициалы председательствующего, членов коллегии, а также других присутствующих с указанием должности, фамилии и инициалов. Основная часть протокола состоит из пронумерованных разделов, соответствующих повестке дня. В разделе указывается наименование вопроса. Под чертой наименования вопроса фиксируются фамилии выступавших и участвовавших в обсуждении вопроса в порядке очередности их выступлений. В некоторых органах в протоколах не отражают содержание выступлений. Протокол коллегии подписывается председательствующим на заседании и секретарем коллегии не позднее трех—пяти дней после заседания.

Решение коллегии в виде протокольной записи заносится непосредственно в протокол, в соответствующий раздел, а в виде обсуждаемого постановления — прилагается к протоколу с краткой записью в протоколе о решении по данному постановлению.

В указанные выше сроки с учетом предложений и замечаний, высказанных в ходе обсуждения, принятые коллегией решения окончательно дорабатываются руководителем структурного подразделения, ответственного за внесение вопроса, на рассмотрение коллегии, который визирует его у членов коллегии и представляет через секретаря коллегии на подпись председательствующему.

В некоторых республиканских органах ведется картотека но вопросам, рассмотренным на заседаниях коллегии.

 

Глава X

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

В систему механизма государственного управления входят органы местного управления. В отличие от иных государственных органов — Парламента, Совета Министров, судов, прокуратуры, Комитета государственного контроля, наименования которых отражены в названиях соответствующих разделов или глав Конституции Республики Беларусь,— органы местного управления там не упоминаются. О них идет речь в разделе V Конституции «Местное управление и самоуправление». В этом разделе (ст. 17) законодатель раскрывает суть местного управления и самоуправления и только упоминает местные исполнительные и распорядительные органы. Подобный подход снизил роль органов местного управления и разрушил систему как государственных органов, так и органов государственного управления.

В конституциях других стран по-разному решается рассматриваемый вопрос. Например, в Конституции Японии глава 8 называется «Местное управление», хотя в четырех ее статьях речь идет о местных органах публичной власти. В Конституции Франции раздел XII называется «О территориальных коллективах, о местных органах самоуправления». В Конституции Италии раздел V называется «Области, провинции и коммуны». Вначале в нем ведется речь о территориальных единицах, а затем (ст. 121) об органах области. В конституциях некоторых стран (например, ФРГ) вообще отсутствует специальный раздел или глава о местных органах управления.

Управление тесно связано с органами, его осуществляющими. Тем но менее, раздел V Конституции Республики Беларусь правильное было бы назвать «Органы местного управления и местного самоуправления».

В Конституции БССР 1978 г. название раздела VI соответствовало сто содержанию и отражало местный уровень органов государственной власти и управления. Он назывался «Местные органы государственной власти и управления в Белорусской ССР».

Конституция Республики Беларусь 1994 г. по существу воспроизвела название, которое было в Законе Республики Беларусь от 1993 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Не совсем точно сформулирована и статья 117 Конституции в действующей редакции. В ней записано: «Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы...». Из этого следует, что местное управление осуществляют граждане и местные Советы, а самоуправление — исполнительные и распорядительные органы. Такое несоответствие произошло из-за расположения термина «самоуправление» за термином «управление». Это отвечает названию раздела V Конституции, но не соответствует фактическому положению.

Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в редакции от 2000 г.) названные упущения устранил.

В настоящее время упомянутым Законом определяется правовой статус органов местного управления. Закон соответствует нынешнему положению органов местного управления, но считается правовым актом 1991 г. В 1991 г. рассматриваемый Закон был издан под названием «О местном самоуправлении и местном хозяйстве»1. По содержанию он значительно отличался от действующего. Например, тогда местные Советы назывались Советами народных депутатов, был иной правовой статус нынешних органов местного управления. Более правильным было бы принять новый закон, а не руководствоваться старым с многочисленными существенными (коренными) изменениями и дополнениями в новой редакции.

В действующем Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» отсутствует четкое определение органов местного управления, лишь в части 2 статьи 1 установлено, что они образуют единую систему, состоящую из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Как следует из содержания главы 2 «Органы местного управления», председатель исполнительного комитета (ст. 10) является одним из видов органов местного управления. С этим можно было бы согласиться, если бы председатель исполнительного комитета был в перечне части 2 статьи 1 Закона. Однако он в нем отсутствует. На самом деле регламентация вопроса о председателе исполкома — это лишь продолжение разговора об исполнительном комитете, частью которого является его председатель. Иначе говоря, статья 10 с названием «Председатель исполнительного комитета» неуместна в указанной главе.

Вторым видом органов местного управления считается местная администрация. Ее статус закрепляется в статье 11 данного Закона.

В рассматриваемом Законе не выделяются в отдельный вид органов местного управления отделы, управления и иные структурные подразделения исполнительного комитета (местной администрации).

Исполнительный комитет определяется в статье 9 Закона как исполнительный и распорядительный орган на территории области, района, города, поселка, сельсовета. В этом определении названы два признака исполнительного комитета: во-первых, он — территориальный орган; во-вторых — исполнительный и распорядительный.

Территориальный масштаб деятельности присущ, по существу, любому органу государственного управления. В данном случае в него вкладывается особый смысл. Деятельность исполкома распространяется на всю соответствующую территориальную единицу — область, район, город, поселок, сельсовет. Это означает, что исполком способствует целостности и одинаковому развитию территориальной единицы, распространяет полномочия в той или иной мере на все организации, расположенные на ее территории.

Иных подобных органов в территориальных единицах не существует. На территории области, района, города, поселка и сельсовета могут находиться органы государственного управления с соответствующим территориальным масштабом деятельности, но с другим статусом, целями и задачами, например налоговые органы, органы Министерства обороны и др. Их деятельность не имеет такого универсального территориального характера, как деятельность исполкомов. Они тесно взаимодействуют с исполкомом, так как в определенном смысле хозяином на рассматриваемой территории является только он.

Вторым признаком законодатель называет то, что исполнительный комитет является исполнительным и распорядительным органом, т.е. исполнительный комитет определяется через понятие «исполнительный и распорядительный орган».

Действительно, исполнительный комитет как орган государственного управления не может не обладать качеством исполнительности. Термин «исполнительный» подчеркивает, что рассматриваемый орган предназначен для исполнения чьих-то повелений. Раньше исполнительные комитеты являлись органами местных Советов, и их главной целью было исполнение, проведение в жизнь решений последних. Так, в соответствии со статьей 46 Закона БССР «О городском, районном в городе Совете народных депутатов» исполнительным и распорядительным органом городского, районного Совета народных депутатов являлся избираемый из числа депутатов исполнительный комитет. Он руководил государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующего Совета на основании решений избравшего его Совета и вышестоящих органов государственной власти и управления (ст. 48)1.

Нынешние исполнительные комитеты, с отделением их от Советов, преобразованием статуса и установлением управленческой вертикали, утратили свое прежнее главное предназначение и остались только органами государственного управления. В этой связи отпала необходимость называть рассматриваемые органы исполнительными. Подобное объяснение относится и к термину «распорядительный». Раньше употребление этого термина наравне с «исполнительным» подчеркивало, что исполком был не просто исполнительным органом Совета, но и распорядительным, т.е. мог решать вопросы как входящие в компетенцию Совета, так и иные, исполняя решения вышестоящих государственных органов.

Следовательно, наименование рассматриваемых органов исполнительными и распорядительными определено их прошлым статусом. Ныне, поскольку их статус изменился, вероятно, правильным было бы изменить и название и привести его в соответствие с реальным их положением. Определения «исполнительный» и «распорядительный» теперь характеризуют деятельность, осуществляемую ими как органами государственного управления, но не раскрывают при этом их сущности, основного предназначения.

Основным предназначением исполнительных комитетов является осуществление исполнительной власти на территории области, района, города, поселка, сельсовета. Подобный вывод вытекает из ч. 2 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В ней записано, что исполнительные комитеты входят в систему органов исполнительной власти. К ним больше подошло бы название «местная администрация», «местный комитет», «мэрия» и т.д.

В данном Законе ничего не сказано о том, что исполкомы — коллегиальные органы и органы общей компетенции.

Коллегиальность проявляется в их составе и основной форме работы. Они состоят из председателя исполкома, заместителей председателя, управляющего делами (секретаря) и членов исполнительного комитета. Основной формой работы являются заседания.

С учетом вышесказанного рассматриваемому органу можно дать следующее определение: «Исполнительный комитет является коллегиальным органом местного управления общей компетенции, осуществляющим исполнительную власть на территории области, района, города, поселка, сельсовета».

Существует три вида исполнительных комитетов:

1) первичный уровень — сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

2) базовый уровень — городские (городов областного подчинения), районные;

3) областной уровень — областные и Минский городской. Вторым видом органов местного управления является местная администрация. Местная администрация определяется в статье 11 указанного Закона так же, как исполнительный и распорядительный орган на территории района в городе. Она, подобно исполнительным комитетам, является юридическим лицом и входит в систему органов исполнительной власти.

Местная администрация — коллегиальный, общей компетенции орган местного управления, состоящий из главы местной администрации, его заместителей и членов местной администрации.

Местная администрация была образована после ликвидации в городах районных Сонетов депутатов и их органов изданием Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 1995 г. №383 «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления». В пункте 2 Указа предписывалось: «Образовать на территории районов в городах местные администрации с правами юридического лица». Они явились правопреемниками исполнительных комитетов районных в городах Советов депутатов. По этой причине местные администрации — это, в сущности, исполнительные комитеты, только с иным, более точным названием и несколько измененным правовым статусом.

К органам местного управления следует отнести отделы и управления исполнительных комитетов (местных администраций). Они имеют свою компетенцию, масштаб деятельности и определенную обособленность от исполнительных комитетов (местных администраций). Отделы и управления являются структурными подразделениями исполкомов (местных администраций). Однако это не может повлиять на признание их в названном выше качестве, потому что рассматриваемые органы — не просто структурные части исполкомов (местных администраций), а отдельный вид органов государственного управления со всеми необходимыми для них признаками.

Таким образом, понятие «органы местного управления» является собирательным. В него входят местные исполнительные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов (местных администраций). Все они призваны осуществлять исполнительную власть на территории области, района, города, поселка и сельсовета, т.е. осуществлять местное управление как один из видов государственного управления. Основными их задачами является решение вопросов местного значения с учетом общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Такие задачи определяются главным предназначением местного управления.

Основные особенности органов местного управления заключаются в том, что они, во-первых, призваны осуществлять местное управление; во-вторых, действуют в пределах административно-территориальной единицы: области, района, города, поселка, сельсовета; в-третьих, являются низшим звеном в системе органов государственного управления; в-четвертых, представляют значительную часть местных органов государственного управления.

Понятие «местные органы государственного управления» более широкое, чем понятие «органы местного управления». В него включаются, кроме органов местного управления, государственные органы министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь на местном уровне и не подчиненные местным исполкомам (местным администрациям). Они имеют свою систему, нередко действуют в пределах административно-территориальных единиц, но от имени республиканского органа, проводят задачи центра. Указанные органы осуществляют государственное управление на местах, т.е. налицо централизация, которая предполагает наличие органов на местах, зависящих от центра функционально и в порядке подчиненности. Государственное управление на местах с помощью названных органов осуществляется с наименьшим учетом местных условий и особенностей. Подобные органы исходят в первую очередь из общегосударственных интересов, интересов того или иного ведомства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.