КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соединение адекватного и неадекватного
Наглядная образность и эмоциональность Религиозное сознание выступает в чувственных (образы созерцания, представления) и мыслительных (понятие, суждение, умозаключение) формах. Значимость последних существенно возрастает на концептуальном уровне сознания, в целом же в нем преобладают сенсорные образования, особенно большую роль играет представление. Источником образного материала служат природа, общество, человек, соответственно религиозные существа, свойства, связи создаются по подобию явлений природы, общества, человека. Важны в религиозном сознании так называемые смыслообразы, которые являются переходной формой от представления к понятию. Содержание религиозного сознания наиболее часто находит выражение в литературе (притча, рассказ), живописи, скульптуре в разного рода предметах, графических начертаниях и т. д. Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозные чувства. Религиозные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективны” гипостазированными существам, атрибутизированным свойств и связям; к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе; а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, чувствованиями и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл и значение. Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности — тяготения к их переживанию, религиозно-эмоциональному насыщению. С религиозными представлениями могут соединяться и получать соответствующую направленность, значение и смысл самые разные эмоции человека — страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и эгоистические, праксические и гностические нравственные и эстетические. В результате такого соединения переживается “страх Господень”, “любовь к Богу”, “чувство греховности, смирения, покорности”, “радость богообщения”, “умиление иконой Богоматери”, “сострадание к ближнему”, “благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы” “ожидание чуда”, “надежда на потустороннее воздаяние” и т. д.
В теологии и религиоведении (конфессиональном и светском) обсуждается возможность и правомерность постановки вопроса об истинности — неистинности как отдельных религиозных суждений и их совокупности, так и религиозно-экономических, религиозно-политических, религиозно-правовых и других концепций. И христианской, исламской теологии, учениях других религий допускается постановка такого вопроса, при этом признаются истинными (нередко абсолютно) суждения, положения данной религиозной системы и неистинными или неполностью истинными суждения, положения, других религиозных систем утверждается, что только сама теология, вероучение вправе рассматривать эту проблему. Конфессиональное религиоведение исходит из тех же посылок, признавая в итоге свою некомпетентность в решении вопроса об истинности — неистинности религиозных высказываний. В светском религиоведении возможность гносеологического анализа религиозных суждений одними исследователями признается, другими отрицается, В религиозном сознании адекватные отражения соединены с иллюзиями и заблуждениями. Нет оснований подходить к такому соединению аксиологически, заведомо позитивно или негативно. Конечно, в обыденном сознании, а также в идеологемах слова “истина”, “иллюзия”, “заблуждение” могут приобретать и приобретают оценочную нагрузку — в истории много примеров, когда защита “истины” или “заблуждения” была чревата печальными последствиями для защитников. Но для науки истина и заблуждение — моменты развития человеческого сознания, мышления, познания. Люди никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было исканий истины, заблуждение не вина, а неизбежность (о сознательном обмане с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случае не идет). В определенных исторических ситуациях и точках индивидуального существования люди нуждаются в иллюзиях, и те удовлетворяют такого рода нужду. Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является абсолютно ложным: в нем есть адекватное миру содержание. Например, в христианском сопряжении Бога как существа Творящего, Всемогущего, Всеблагого, Вездесущего и т. д. и человека как тварного, немощного, греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и зависимости. Религиозные образы в качестве компонентов имеют соответствующие действительности данные чувственного опыта (астроморфизм, зооморфизм, фитоморфизм, антропоморфизм, психоморфизм, социоморфизм) В религиозных повествованиях, притчах воссоздаются реальные явления и события аналогично тому, как это делает искусство рез художественные образы, литературное повествование. В определенных условиях в религиозных системах развивались естественно-научные, логические, исторические, психологические антропологические и прочие знания. Взаимодействуя с другими областями духовной жизни, религия включает в себя экономические, кие, политические, нравственные, художественные, философские воззрения. Они порой являлись заблуждениями, но среди них и такие, которые давали достоверную информацию о мире, был” ценностно-значимыми, выражали объективные тенденции развития общества. В религиях производится адекватное действительности духовное содержание. И все же правомерно учитывать, что это содержание в религиозных представлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в результате чего целостная картина может скрывать объективные связи. Основоположения, посылки, доктринальные аксиомы, главные Истины не получили обоснования с использованием методов научного познания, в конечном счете они являются предметом веры. Вопрос об истинном и неистинном в религиозном сознании был поставлен внутри самих религиозных систем задолго до появления религиоведения как отрасли науки. Истинностная интенция внутренне присутствует в любом аффирмативном (утверждающем) и негативном (отрицающем) суждении, и всякое познание предполагает стремление к истине. Сказанное относится и к религиозным высказываниям (догматам, вероучительным положениям и т. д.), к богопознанию, независимо от того, как трактуется истина и как определяются ее критерии. Истинностные споры проходят через всю историю религии и теологии: представители каждой данной религии и конфессии претендовали на истину, а в других находили заблуждения; еретики отвергали официальную догматику как ложную, а ортодоксия защищала и утверждала ее в качестве Абсолютной Истины.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |