КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия религии. Предмет и место в системе знаний
ЛЕКЦИЯ 6 Уровни сознания Существует два таких уровня — обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений мистерий, иллюзий, традиций, стереотипов, установок, привычек, настроений, чувств, влечений, чаяний, направленности воли, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а фрагментарно — разрозненные представления, взгляды или отдельные узлы таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы. Среди компонентов обыденного сознания можно выделить относительно устойчивые, консервативные и подвижные, динамичные; к первым относятся традиции, обычаи, стереотипы и т. п., ко вторым — настроения. Следует подчеркнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные способы передачи представлений, образов мыслей, чувств, иллюзий и т.д., религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме. Религиозное сознание на концептуальном уровне — концептуализированное сознание — это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций, продукт профессиональной деятельности мыслителей. В такое сознание входят: 1) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства и т. д., выражающаяся в концепциях различного характера — религиозно-экономических, религиозно-политических, религиозно-правовых, религиозно-этических, религиозно-эстетических и т. д. (теология освобождения, теология процесса, теология труда, политические теологии и др.); 3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеединства и др.). Интегрирующий компонент составляют кредовый концепт, вероучение, богословие, теология. Богословие (теология), кредовые концепты, вероучение базируются на сакральных текстах и в то же время разрабатывают правила их толкования.
Философия религии не представляла и не представляет собой некоего монообразования, совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с религией. Это относится и к проблемам определения предмета, метода, статуса философии религии, построения ее содержания. Ответы на подобные вопросы зависят от исходных, базовых философских посылок, понимания природы философского и религиоведческого знания, соотношения философии религии и доктринального (кредового) вероучительного пласта религий, от предпочтений того или иного мыслителя. Философия религии представала и предстает в разных видах. Как разрозненное множество философских высказываний о религии, принадлежащих различным философским течениям, философам, культурам. В этом виде философия религии выступает как нечто несистематизированное. Философия религии может представать как раздел философских систем, концепций, специально выделенный и разработанный, находящийся в единстве с целым, а также как относительно самостоятельная дисциплина не вплетенная в общефилософский контекст. Философию религии можно рассматривать в контексте четырех областей знания: философии, религиоведения, конкретных наук, делающих религию объектом исследования в определенном аспекте, в соотношении с теологией. Выделение философии религии как специальной предметной области философского знания происходит в XVII – XIX вв. благодаря трудам философов Б. Спинозы, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера, философов И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Гартмана, теолога и историка религии К. Тиле, теолога и философа С. Кьеркегора, философа В. С. Соловьева и др. В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии образуют философские понятия и концепции. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения методологии какого-либо заданного философского направления – натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т. д. От философии религии необходимо отличать религиозную философию. Ее образует совокупность исходящих из принципов религиозного мировоззрения представлений, понятий, идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), человеке (антропология), об обществе (социология, историософия), о познании (гносеология и эпистемология), ценностях (аксиология). Религиозная философия делает объектом рассмотрения и религию, разумеется, на базе своего решения онтологических, антропологических, гносеологических и других проблем. Значит, правомерно различать внерелигиозную, светскую и религиозную философию религии. В настоящее время в качестве проблемных областей философии религии можно выделить: 1. выявление статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т. п. (круг метапроблем по отношению к самой философии религии); 2. рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как научной дисциплине); 3. анализ различных (многообразных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождение принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философского определения понятия религии; 4. выявление онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т. д., анализ гносеологических предпосылок религии; 5. изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов познания); 6. исследование религиозного мировоззрения, разных типов и видов, религиозных верований, понятий, представлений, суждений, высказываний, структур умозаключений, языка религии, теистических учений о Боге, обоснований его бытия и т.д.; 7. выявление содержания и специфики религиозной философии – религиозной метафизики и онтологии, эпистемологии, историософии, антропологии, этики и т. д. В философии религии исходным и главным является: · анализ религиозного сознания на основе перечисленных аспектов в единстве с языком религии; · изучение религиозных верований (знаний, способов их присвоения, индивидуации), суждений (догматов, вероучительных положений), понятий, а также отличий этих компонентов религиозного сознания от веры, верований, понятий в других формах сознания. · Рассмотрение того, как религиозное сознание выражается в практике религиозных людей. – То есть необходимо раскрыть семантику естественных и искусственных языков в религии, а также символики культа, религиозного искусства, архитектуры, пространства и времени. Обозначенные предметные области входят в современную философию религии. В истории же философия включала и такие знания о религии, которые с современной точки зрения не имели философского статуса – исторические, психологические, географические, лингвистические и пр. Лишь по мере предметного самоопределения философии в целом и философии религии, в частности, удалось сформулировать указанные предметные области. Что же касается другого рода знаний, то они нашли свое место либо в иных разделах религиоведения, либо, в различных конкретных науках. Рассмотрим место философии религии в контексте религиоведческого знания. Существует точка зрения, согласно которой философия религии должна рассматриваться за пределами религиоведческого знания. По существу это означает, что, с одной стороны, религиоведение отрывают от философии, т.е. от философского мировоззрения и методологии; освобождают религиоведение от философии религии, нередко заменяя ее философской теологией как “религиоведческой” дисциплиной; а с другой стороны, отвергают религиоведческое содержание самой философии религии. С этим во многом связано представление о религиоведении как об эмпирической науке. На наш взгляд, философия религии является вполне релевантным разделом, как философии, так и религиоведения. Конечно, статус и связи философии религии в философии вообще и в религиоведении неодинаковы: в философии центральными разделами выступают метафизика, онтология, гносеология, социальная философия – философия религии взаимодействует с ними, а также логикой, этикой, эстетикой и другими философскими дисциплинами; в светском религиоведении философия религии сама является базовым разделом и связана с социологией, психологией, феноменологией, историей религии. Здесь философия религии соединяет разноуровневые и разноаспектные знания о религии в систему, выполняет соответствующие методологические функции.
Каково место и функции философии религии в ряду конкретных наук? Если философия представляет собой мировоззрение и методологию, то эти характеристики относятся и к философии религии. Однако с существенным уточнением: философия религии – это одна из специальных философий. Она рассматривает своеобразное сущее в мире – религию – в контексте целокупного сущего; разрабатывает общие знания об этом сущем в плане “человек – мир”, обеспечивает видение религии в ракурсе предельных измерений (аспектов) взаимоотношений человека и мира, в связи конечного и бесконечного. В контексте философского знания в целом философия религии конкретизирует идеи метафизики, онтологии, гносеологии, социальной философии и других разделов философии применительно к анализу религии и, в свою очередь, дает им знания о своеобразном сущем. Поэтому можно утверждать, что философия религии по отношению к конкретным наукам, изучающим религию в своем аспекте и с помощью собственных методов, выступает в качестве метатеории и методологии, а также выполняет мировоззренческую функцию.
Рассмотрим теперь соотношение философии и теологии. В европейской традиции оно исторически менялось и понималось по-разному. Термин “теология” появился в античной Греции и вначале не нес философской нагрузки, а использовался для обозначения мифологических повествований о богах. Слово прилагалось и к поэмам о богах, а авторов этих поэм – Гомера, Гесиода, Орфея – называли теологами. Так же именовали последователей Эвгемера из Мессины, которые учили, что боги – это всего лишь обожествленные люди. Аристотель совершил поворот в истолковании термина, употребив его для обозначения части философии. Он обозначил этим словом “первую философию”, “высшую созерцательную науку”. Теоретическую философию Аристотель разделил на математическую, физическую и теологическую. Последней он отдал приоритет перед первыми двумя. Она – важнейшая по значению, это наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего. Это учение о Боге – “первом движущем”, о неподвижном перводвигателе, источнике и цели мирового бытия. В дальнейшем смысл термина приобретал различные значения. Христианство отнеслось к античной философии, в том числе и к теологии в аристотелевском смысле, двойственно. С одной стороны, шло отторжение античной культуры и философии, защита нового воззрения от языческой критики, с другой, – освоение философского наследия античности, его понятий, языка. Но главное – происходило переосмысление этих понятий, идей под углом зрения формировавшегося христианского мировоззрения, христианской догматики. Пересматривались также понятия теологии и философии. В начале учителя церкви под теологией понимали языческое учение о богах. Позднее ею стали считать само Откровение – Священное Писание – слово о Боге и от Бога. Затем к теологии, кроме Священного Писания, Откровения, данного человеку сверхрационально, стали относить рационалистическое учение о христианских истинах. И только в XI – XIII вв. этот термин закрепился применительно к концептуализированному богословию. Теология была господствующим концептуализированным сознанием средневековья (теология Откровения и естественная теология). Философию стали отличать от теологии, первая мыслилась как служанка последней, и исследование религии представало как теология религии. В новое время философия освобождается от диктата теологии. Философия начинает понимать себя в качестве высшего вида познания: все должно быть подвергнуто философскому рассмотрению, познанию разумом, в том числе и религия. Такая позиция часто предполагала и критическую установку по отношению к религии и теологии, дистанцирование от них. В XX в. многие теологи осознали кризис традиционной теологии, возникла потребность призвать на помощь философию. Стали разрабатывать понятия философской теологии, философского теизма, философской догматики и использовать язык и понятия философского знания для презентации теологии. Но, тем не менее, теологию ныне вряд ли правомерно включать в состав светской философии религии, даже если теология выступает в форме философского теизма или философской теологии. В случае религиозной философии религии такое включение возможно.
Выясним, наконец, из каких источников черпает философия религий исходный материал, необходимый для решения стоящих перед ней задач. Прежде всего, это данные других разделов философии: метафизики, онтологии, гносеологии, логики, философии языка, философской антропологии, эстетики, этики, философии права, философии политики, философии науки. Используются и достижения других разделов религиоведения: социологии, психологии, феноменологии, истории, географии, экологии религии. Привлекаются результаты исследований в конкретных науках. Естественные – физика, химия, биология, космология, астрономия и т. д. дают материал о картине природы; общественные – всеобщая история, археология, этнология, культурология, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, юриспруденция, политология и др. – обращаются к анализу человека и общества. Нельзя обойтись и без материалов теологии и ее истории в тех религиях, где теология разрабатывается, без доктринальных, кредовых, вероучителъных концепций других религий, в которых теология не представлена. Весьма “питательны” для философии религии искусство и художественная литература в их разнообразных видах – живопись, архитектура, музыка, литературные произведения, затрагивающие религиозную тематику и т. д. Философия религии черпает также данные из истории философии и прежде всего истории философии религии, осмысляя религию как способ освоения человеком мира.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |