Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение и сущность человека




Специфика и традиционные аспекты религиозной антропологии

Теологическая танатология и эсхатология

Основные направления современной христианской антропологии

Философская и теологическая антропология

Специфика и традиционные аспекты религиозной антропологии

Религиозная антропология

Лекция 8

 

План

1.1. Происхождение и сущность человека

1.2. Душа и тело

1.3. Хамартиология

1.4. Смерть и бессмертие

2.1. Становление антропологической апологетики

2.2. Развитие философской антропологии

2.3. Оформление философской антропологии как особой дисциплины

3.1. Православная антропология

3.2. Проблемы антропологии в протестантской теологии

3.3. Католическое учение о человеке

3.4. Модернизм и фундаментализм в католическом и протестантском учении о человеке

4. Теология и философия о природе человека: проблемы антропогенеза и онтогенеза

4.1. Эволюционизм и креационизм

4.2. Становление homo sapiens

4.3. Теология и философия о процессе онтогенеза

5.1. Модернизм в “теологии смерти”

5.2. Психологизация танатологии

5.3. Философско-теологическая антропология и религиозный плюрализм

Во всяком учении о человеке содержится единство взаимосвязанных моментов реальности и идеала, сущего и должного, существования и сущно­сти. Эта противоречивость человека осознается в религии как его пребыва­ние на грани подлинного и неподлинного, сверхъестественного и естествен­ного, сакрального и мирского бытия. Общим для всех религиозных учений о человеке является то, что он понимается как точка пересечения могущест­венного и слабого, спасительного и нуждающегося в спасении порядков бы­тия. Понимание человеком самого себя требует идеала и горизонта “священ­ного”, выводящего за пределы наличной действительности. Религиозная ан­тропология — это специфический способ самоосознания человека, и специ­фика ее состоит прежде всего в том, что сущность, существование, природа, назначение человека понимаются исходя из признания высшего первоначала (духов, богов, божества или единого личного Бога) и его особых взаимоот­ношений с человеком. Религиозная антропология утверждает решающую роль такого начала в происхождении человеческого рода (протологический аспект, антропогенез) и каждого индивида (онтогенез), выделяет в природе человека особую соотносящуюся с высшим началом инстанцию или даже видит эту природу двойственной (душа и тело); оценивает (аксиологический аспект) существование человека в свете особого, установленного этим нача­лом назначения человека; указывает на неподлинность, греховность человека (хамартиология), на потребность в восстановлении утраченной подлинной сущности, спасении (сотериологический аспект); говорит о продолжении существования после смерти и усматривает призвание человека в воссоеди­нении с первоначалом (эсхатологический аспект, танатология).

В мифах, религиозных сказаниях и теологических доктринах человек осознается прежде всего в отношении к сакральному, рассматривается как религиозное, соотносящееся с божеством существо. В самих же представле­ниях о божестве абсолютизируется сущностная сила человека — его творче­ская, преобразующая деятельность. Могущество, активность — главное ка­чество всех духов и богов разных времен и народов. В иудаизме, христиан­стве и исламе Бог отличается способностью творить из ничего и одним уси­лием воли. Эквивалентными этому учению являются положения ряда вос­точных религий о столь же всемогущем спонтанном порождении Абсолют­ным, первоначалом (Брахманом, Ади-Буддой, Дао и т, п.) всего многообразия мира. Представляя духрв и богов похожими на себя, человек сознает себя их творением и подобием. Религиозная антропология — это всегда учение о “богосоответствующем” человеке, о пределах его автономии и теономии — самостоятельности и подчинения сакральному порядку, божественному за­кону. Например, согласно “Шатапатха-брахмане”, человек (пуруша, ману­шья) понимается как одна из пяти подгрупп “одомашненных животных”. От­личает его от других таких животных — коров, лошадей, коз и овец — спо­собность приносить жертвы богам. Подчиняясь идее о соотношении с боже­ством, природа и существование человека обязательно помещаются религией в перспективу сакрального происхождения и назначения.

Если в антропологических импликациях мифологии человек остается включенным в природу и не способен подчас отделить себя от ее существ и сил, то в богословской антропологии монотеистических религий он сознает себя как соотносящееся с высшим первоначалом и отмеченное им существо, как собеседника Бога, творение Божие, отпадающее от Него и вновь возвы­шаемое Им до Себя. Поэтому важной богословской и философской пробле­мой предстает имманентность и трансцендентность человека, один из аспек­тов понимания человека в его отношении к Абсолюту, божеству и к окру­жающему миру. Это предполагает осмысление человека либо как всецело по­сюстороннего, внутримирного существа, либо как существа, выходящего за пределы земного мира и укорененного в высшем, потустороннем, трансцен­дентном. Представления о духовной сущности человека очищаются в веро­учительных документах и богословии монотеистических религий от наивной образности, привязанности к телесным, внутримирным реальностям; вместе с тем человек мыслится как единение имманентного и трансцендентного, как возможность caмопревосхождения к высшему бытию в горизонтальном и вертикальном планах, как вхождение трансцендентного в имманентное. В христианстве, не только признавшем человека “венцом творения”, “образом и подобием Бога”, но и провозгласившем вочеловечение Сына Божьего, Ло­госа, антропология становится особо важной компонентой; она складывается как учение, содержащееся в самой “благой вести”, священной истории, за­фиксированное В Евангелиях, посланиях апостолов, вероучительных доку­ментах церковных соборов, догматике, сочинениях апологетов и отцов церкви, аскетической литературе. Христианские теологи воспользовались учениями античной философии для выражения своего понимания человека. Сначала в рамках богословия, а затем автономно, хотя и в постоянной взаи­мосвязи с ним, развивается религиозно-философская антропология, христи­анская философия человека.

В мифологиях и религиях всех народов существуют сказания о проис­хождении человека, его природе и взаимоотношении с божеством. Сотворе­ние человека — одно из наиболее распространенных религиозных представ­лений и богословских учений о появлении людей. К числу таких мифов при­надлежит и тот, что повествует о создании первых людей, которых боги вы­лепили из глины для служения себе, возникший у шумеров в III тысячелетии до н.э. В отличие от шумерских и вавилонских антропологических мифов, рассказывающих об изготовлении богами слуг, которым назначалось рабо­тать за них, кормить и отправлять их культ, библейское учение и восприняв­шее его христианство содержат более абстрактную идею служения Богу, вла­дычествования над творением. Оба варианта библейского сказания о сотво­рении человека — восходящие к так называемому Священническому кодексу (Быт. 1:26-28) и к Яхвисту (Быт. 2:7, 21-25) — рассматривались уже древне­христианской теологией как взаимодополняющие. Более древний текст Ях­виста (IX-VIII вв. до н.э.) ближе к мифологическим источникам и описывает процесс создания первой человеческой пары. Другой рассказ о сотворении человека, входящий в Шестоднев, сложился в основных чертах в период ва­вилонского плена (VI в. до н.э.) и представляет собой преобразование ста­ринных сказаний в богословское учение. В этом тексте более заметна систе­матизация. Человек увенчивает мироздание. В упоминаниях о том, что травы, деревья, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, скоты, гады, звери сотворены “по роду их”, видна попытка обобщения, выделения представления о “роде”, ко­торое подготавливает понятие природы человека. Характерной особенностью такого представления являются содержащиеся в нем векторы происхождения и порождения, восприятия от предков и передачи потомкам, прирожденного и передаваемого. Это протофилософское представление о “роде” - устойчи­вом, восходящем к общему первоначалу единообразии, сохраняющемся во множестве потомков — включается в перспективу сверхъестественного про­исхождения и назначения, подчиняется идее о соотношении Бога и человека. В библейских текстах заметно выделение представлений, подготавливающих богословское понимание природы и сущности человека, наличие фундамен­тальных для религиозной антропологии принципов креационизма — сотво­ренности человека Богом, теоцентризма — богосоотнесенности и теоморфи­эма — богоподобия человека. Согласно Библии, человек обязан своим бы­тием не только телесному сотворению, но и особому творческому акту Бога, который сообщает ему “дыхание жизни”, человеку придается статус исклю­чительного и высшего творения “по образу и подобию Божию”, находяще­гося в личном отношении с Богом. Поставлен- ный господином над живот­ными и растениями, человек должен заботиться о них, возделывать землю и нести ответственность за жизнь на ней (см.: Быт. 1:28; 2:15; Пс. 8:6-9).

В христианстве представления о сотворении человека осмысляются в со­ставе учения о спасении: человек рожден с теми силами и возможностями и занимает такое место во Вселенной, чтобы мог вочеловечиться предвечный Сын Божий и явить славу Отца в условиях земного существования. В биб­лейском и особенно новозаветном учении открывается, по мнению богосло­вов, отношение человека к самому себе и миру, свободное как от кумиро­творчества, избыточной сакрализации природы, так и от хищнического, по­требительского отношения к ней. Усвоив библейское учение о сотворений человека Богом, христианская теология вырабатывает на его основе свое по­нимание сущности и природы человека. Адам осмысляется не только как первый человек, но как архетип человека, при этом ссылаются на древнейшее значение этого слова, обозначающего человека вообще, а не мужчину в про­тивоположность женщине. Образцовым для христианской антропологии стало определение Василия Кесарийского: “Человек есть разумное творение Бога, созданное по образу его Творца”, “тварь, получившая повеление стать богом”. И поныне учение о человеке как творении, образе и подобии Божием (теоморфизм) богословы считают “принципиальным теологу-меном”, “сутью философской антропологии Библии”. Антропоморфизмы в понимании боже­ства преобразуются в принцип, определяющий структуру богословской ан­тропологии, — теологическо-антропологической корреляции. Антропология и теология взаимно определяют друг друга, так что учение о человеке стано­вится способом богословствования и само богословие предстает не только речью о Боге, но прежде всего словом Бога к человеку и о человеке. Еще Ио­анн Дамаскин писал в своем сочинении, которое стало образцом для позд­нейших систем богословия, что “людям, облеченным в грубую плоть”, не­возможно без употребления “образов, типов и символов человекообразных” понимать и выражать действия божества. Весьма примечательно, что термин “антропология” со значением “учение о человеке” был произведен впослед­ствии от греческих слов, обозначавших использование антропоморфизмов для понимания человеком и ближнего, и самого Бога. В свою очередь, при­рода человека со всеми ее свойствами мыслится в богословии как открывае­мая Богом в своей сокровенной сущности людям. В этой форме осознается свобода человека, способность к самоопределению и самопринуждению, вы­бору высших духовных ценностей, совесть и ответственность; описывается положение индивида в обществе, его возможности, мера социальной незави­симости, становление личности.

Сходные представления присущи, и антропологиям других религий, в том числе исламу, индуизму, буддизму. В Коране человек понимается как “наместник” Бога на земле (2:28), одаренный высшими знаниями (2:29-32). Согласно индуистскому воззрению “нет ничего выше человека”, так как только он один обладает возможностью преодолеть свою карму и освобо­диться от колеса перерождений. В буддизме человек Занимает исключитель­ное место в иерархии всех, в том числе и мифологических существ, по­скольку лишь ему дано преодолеть оковы безначальной сансары и достичь нирваны, стать Буддой. В христианской антропологии (как и в буддистской, мусульманской, иудаистской) содержится учение о единстве человеческого рода, единосущии всех людей, отразившее стихийное и сознательное движе­ние человечества к достижению все большей универсальности, “вселенско­сти жизни людей”, по словам В. И. Вернадского.

Христианская концепция человека заключает в себе две взаимосвязан­ные идеи, выражающие его парадоксальность: тварность человека, его абсо­лютная противоположность Богу по сущности и причастность Богу по благо­дати. Концепция сотворения человека Богом направлялась теологами против учения о естественном происхождении человеческого рода. Хотя взаимо­связь слов “адам” (человек) и “адама” (земля) (см.: Быт. 2:7) и оспаривается в этимологическом плане, христианские богословы неоднократно ссылались на нее для обоснования понимания человека как сотворенного и преходящего существа. Соглашаясь отчасти с положением древних мыслителей об антро­поморфном характере представлений о богах и их тезисом о том, что эти боги являются продуктами человеческого творчества, христианские бого­словы противопоставили мнению Протагора - “человек есть мера всех вещей — учение о сотворении человека непостижимым и абсолютно отличным от него по сущности Богом. Из такого понимания следовало, что хотя человек и наделяется свободой воли, он, однако, должен рассматриваться не как “мера всех вещей”, но как целиком пребывающий во власти Бога, подчиненный Божественному промыслу. В то же время библейский рассказ о сотворении человека по образу и подобию Бога использовался и для обоснования прича­стности человека к Богу и возможности обожения по благодати. В таком ос­вещении природе человека придается статус особого творения. Будучи обра­зом и подобием Бога, человек беседует с Творцом, принимает и отвергает Его руководство. Христианская антропология является принципиально тео­центристской, “антропологией сверху”, исходит из откровений Бога о чело­веке в его отношении к Творцу и ближнему и только, в таком свете рассмат­ривает все возможные высказывания человека о самоу себе. В ней человек предстает прежде всего как тео-номное, соотносящееся с Богом существо, а теоморфизм не только входит в теоцентризм, но и является основанием для учения о “богосоответствующем” человеке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.