Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые религиозные движения




Лекция 19

Проблема новых религиозных движений имеет два измерения — массо­вой культуры и, собственно, религиоведческий. В массовом сознании НРД больше известны как "секты" со всеми закрепившимися пежоративными коннотациями. С другой стороны, в религиоведении термин "секта" исполь­зуется в специфическом значении группы, принадлежащей к более широкому направлению, но имеющей несколько отличные догматы.

"Секта" не является юридическим термином. Законодательство опери­рует понятиями "религиозная организация" и "религиозная группа". Поэтому я против этого неясного термина, "тоталитарная cекта", ставшего социаль­ным оружием в руках заинтересованных групп. Достаточно указать на опре­деленную группу как тоталитарная секта, чтобы сформировать определенное отношение со стороны общества. Конечно, нельзя говорить, что ни от каких групп нельзя ожидать ничего плохого. Однако в равной степени, а, воз­можно, и в еще большей степени можно ждать плохого и от политических партий, рок-групп, казино и пр. Однако, мы не можем запретить все, что по­тенциально опасно. Для расследования преступлений cуществует уголовный кодекс, ОВД, судебные инстанции т.д.

С этой же точки зрения, термин "деструктивная секта" ни в коей мере не передает сущность проблемы, так как заранее настраивает на том, что рели­гиозные группы разрушают человека, в то время как это не является сутью их практики. Если уж говорить о религиозной социализации в целом как о дест­руктивной, то тогда и «старые» религии не смогут избежать этого обвинения.

Часто информация об угрозе со стороны НРД исходит о СМИ, для кото­рых требуется «жареное», повышающая на них спрос. Им нужны возбуж­дающие, пугающие истории, секс, убийства. Рассказ о том, как член Церкви объединения защитил диссертацию не будет привлекателен для подачи. СМИ слишком дорожат временем своих покупателей, чтобы дать им полноту об­зора. В результате из клиповых сюжетов создается фоторобот "врага народа", секты, которая либо занимается сексуальными извращениями, либо приносит в жертву младенцев.

Таким образом, социальная политика в отношении НРД должна осуще­ствляться на принципе: никто не должен быть судим за веру, им исповедуе­мую, а лишь за совершаемые поступки. Нет необходимости чтобы проблемой НРД занимались специальные службы. Мировой опыт показывает, что боль­шинство таких «консультационных групп» представляет интересы историче­ских форм религий на определенной территории. Если и нужна характери­стика какой-то НРД, то для такой оценки более объективным будет привле­чение светских исследователей, преподавателей, специализирующихся на ре­лигиоведении. В том случае, если НРД получает юридический статус, то в таком случае она становится подотчетной местному юридическому отделу по общественных и религиозным организациям. В случае, если деятельность ре­лигиозной группы носит криминальный характер, то она попадает в юрис­дикцию уголовной милиции. Часто дело здесь обстоит не с преступлениями самого религиозного движения, а с правонарушениями отдельных предста­вителей, исповедующих ту или иную религию. В этом случае неуместно го­ворить о том, что религиозная организация представляет собой угрозу для общества. Таким образом, человек, исповедующий НРД остается в той сте­пени свободным, насколько он (она) может покинуть это движение, а обви­нения в контроле над сознанием (неустанное внимание, чувство вины) не представляются ясными для юридической практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.