КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хариджиты
В X – XI вв. сложились и основные школы мусульманского канонического права, возникла теория права – фикх. Одна из основных проблем фикха — проблема источников права. Помимо Корана и сунны такими источниками считаются также методы использования священных текстов в тех случаях, когда они не содержат прямых указаний. К этим методам относятся логическое суждение по аналогии (кийас), общее согласие всех членов общины (иджма), свободное индивидуальное суждение (рай). Поскольку единого мнения по поводу применения этих дополнительных источников не было, произошло деление теоретиков мусульманского права на школы (мазхабы). В X—XI вв. сложились четыре таких мазхаба: ханифитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Ханифиты - последователи Абу Ханифа Нумана (699-767), который стремился приспособить жесткие нормы Корана и сунны к практической жизни мусульман. Ханифиты ратовали за широкое использование иджмы, кийаса, райя и выработали «принцип согласия», согласно которому при решении спорных вопросов следует, используя кийас, руководствоваться критерием пользы для мусульманской общины, т.е. из двух решений выбирать то, которое в наибольшей степени отвечает практическим нуждам. Ханифитский мазхаб получил распространение в Средней Азии, Турции, Ираке, Индии. Маликиты — последователи Малика Ибн Анаса (713—795), автора одного из самых авторитетных сборников хадисов. Маликиты - строгие приверженцы хадисов, они отвергают рассудочное толкование Корана, отличаются нетерпимостью, допускают применение кийаса в более ограниченных случаях, чем ханифиты. Маликитский мазхаб распространен в Магрибе и Западной Африке. Шафииты — последователи аш-Шафи (767—820), который считается основателем методологии фикха. Система шафиитов представляет собой своеобразный компромисс между ханифитской и маликитской, но все же она ближе к последней. Так, шафииты стремятся точно определить применение логического суждения по аналогии и не одобряют «принципа согласия». Шафиитский мазхаб распространен в Египте, Сирии, Йемене, Восточной Африке. Ханбалиты — последователи Ахмада ибн Ханбала (780-855), взгляды которого были систематизированы его учениками. Эти взгляды отличаются крайней нетерпимостью ко всякому новшеству в делах веры, фактическим отрицанием любого рационального толкования Корана и хадисов. К кийасу хан-балиты разрешают прибегать лишь в крайних случаях, а под иджмой понимают только единогласное мнение сподвижников Мухаммеда. С XI по XV в. ханбалиты имели сравнительно много последователей в Сирии и Палестине, затем начался упадок их мазхаба, который позднее возродился в Саудовской Аравии.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |