КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мухаммед, его жизнеописание, его проповеди
История возникновения ислама. Бахаизм. Ислам в ХХ столетии. Источники вероучения ислама и основы исламского вероучения. Мухаммед, его жизнеописание, его проповеди. История возникновения ислама. Ислам Лекция 18
План: 3. Ислам в средние века: расколы и течения. 4. Ислам в новое время: идеи реформы и модернизации. Ислам (ар. – «покорность»), третья и самая молодая мировая религия. Он относится к числу наиболее распространенных религий на планете. Ислам исповедуют более 850 млн. чел. Мусульманские общины имеются в более чем 120 странах. В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения. В 28 странах, таких как Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и др., ислам объявлен государственной религией. Подавляющее большинство мусульман проживают в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке. Численность приверженцев ислама увеличивается не только за счет естественного прироста населения, среди которого он был традиционно распространен, но и за счет обретения новых последователей. Ислам выступает как мощное социокультурное явление, как активная политическая сила. В историческом плане он явился результатом развития аравийского общества в период перехода от древности к Средневековью. В религиозном отношении его возникновение тесно связано с эволюцией религиозного сознания обитателей Аравии. Исторические условия возникновения ислама: Ислам утвердился в качестве самостоятельного учения в VII в. В тот период на Ближнем и Среднем Востоке происходили большие исторические перемены. Отзвуки этих перемен доходили и до Западной Аравии, которой суждено было стать родиной ислама: Социальные корни ислама: 1. Разрушались древние торговые связи и приходила в упадок транзитная караванная торговля, на которой разбогатели многие аравийские купцы; 2. Все отчетливее проявлялось имущественное расслоение, проникшее и в быт кочевых племен, и в жизнь оседлых обитателей оазисов; 3. Происходило разложение патриархально – общинного строя и складывались более сложные социальные структуры с новыми общественными отношениями. Z Поэтому в исламе можно обнаружить идеи и воззрения, присущие представителям различных общественных укладов: патриархально – общинного, рабовладельческого, феодального. Сосуществование различных социальных представлений в рамках одного учения порождало подчас противоположные интерпретации общественного идеала ислама: например, после создания Арабского халифата ислам стал государственной идеологией и освятил господство имущей знати; в то же время в мусульманском обличье выступали и многие движения социального и политического протеста. 4. Ислам отразил специфику той среды, в которой генерировались новые идеи. Эти идеи зарождались в Мекке – самом крупном торговом центре Аравии – в среде мелких торговцев, в малоимущих слоях населения, недовольных засильем мекканской знати. Иными словами, у истоков ислама были социальные слои, объективно заинтересованные в новых формах объединения, в преодолении надплеменной раздробленности, в создании сильного государства. Духовные корни ислама: Новая религия, отразившая общественные потребности молодого арабского государства, не могла игнорировать духовные традиции ближневосточного общества. Мусульмане называют период истории, непосредственно предшествующий возникновению ислама, словом «джахилийя» (ар. «невежество, варварство»). Религиозные верования периода джахилийя представляли собой весьма любопытную и неоднородную смесь: С одной стороны, в полной мере присутствовали архаические религиозные представления и связанные с ними культы: поклонение духам предков, астральные культы, широко процветал фетишизм (одной из его форм стало поклонение деревьям, скалам, а также камням. Самым известным из них был черный камень Кааба, который воспринимали как высший божественный символ), широкое распространение получил тотемизм, всепроникающий характер носило идолопоклонство. В Аравии складывались своеобразные религиозные центры; известно, что в VII в. было 8 общих святилищ. Различные культы Аравии связывали между собой священные территории и святилища. Это были заповедные места, на которых не действовали обычаи отдельных племен, запрещалось кровопролитие. Они были местом разбирательства споров, центрами торговли и паломничества. С другой стороны, ислам опирался на сложившуюся ко времени его возникновения монотеистическую традицию. В период джахилийя у арабов уже существовали представления о верховном Боге, которого называли Аллах (ал – Илах). Но непосредственными духовными предшественниками мусульман были ханифы, которые не признавали себя не иудеями, ни христианами, но разделяли основополагающий принцип этих религий – веру в единого бога и отрицание идолопоклонства. Единого бога, которому они поклонялись, ханифы называли Рахман – «Милостивый». Ханифизм возник в Йемене, а в Западной Аравии он получил широкое распространение именно потому, что ее население уже испытало влияние иудаизма и христианства. Первые колонии иудаистов появились в Аравии в I в. н.э. Их образовывали беженцы из Палестины. В дальнейшем иудаизм занимал все более прочные позиции в различных частях Аравии, но преимущественно юго-западных, ненадолго в VI в. иудаизм был объявлен государственной религией, его сторонники преследовали христиан и их учение на территории Аравии. Проникновение христианства в Аравию и усиление его влияния шли параллельно распространению иудаизма, а с IV в. н.э. со стороны Византии началась активная миссионерская деятельность в отношении народонаселения Аравии. Поэтому ислам не мог не впитать в себя множество положений иудейского и христианского Священного Писания. Несмотря на свою большую популярность в Аравии, ханифизм встречал и упорное сопротивление своим взглядам. Главным центром противостояния ханифизму стала Мекка – главный экономический и идеологический центр Аравии примерно с III в. – где политеистическое учение было наиболее развито. Оно опиралось на хорошо организованный культ, связанный с Каабой – одним из наиболее почитаемых языческих святилищ доисламской Аравии. Храм Кааба с вделанным в стену черным камнем служил объектом почитания и паломничества для всех аравийских племен. Вокруг Каабы согласно мусульманской традиции было помещено 360 изображений различных божеств. Около Каабы располагался древний колодец Земзем, вода которого считалась священной. Область Мекки, носившая название запретного, или неприкосновенного места, считалась для язычников заповедной, где нельзя было убивать и оскорблять кого бы то ни было. Здесь спасались от кровной мести, притеснений и преследований. Ежегодно в определенные месяцы по лунному календарю аравийцы совершали паломничество – хадж – в Мекку. Обычно это время совпадало с крупными ярмарками. Z По мусульманским представлениям, Кааба – храм, воздвигнутый Адамом и восстановленный Ибрахимом (Авраамом). После того, как в Мекке утвердился ислам, Кааба стал главным храмом мусульманского мира, с сохранением обязанности паломничества к нему.
Свое дальнейшее развитие аравийский ханифизм получил в новом вероучении, которое наряду с принципом единобожия выдвигает другой, не менее важный догмат – догмат о Пророке – посланнике Аллаха (Расул), который рассматривается как единственный посредник между Богом и людьми. В качестве такого пророка и выступил Мухаммед (Мухаммад, Магомет), который, согласно историческому преданию мусульман, создал на основе ханифизма новую религию – собственно ислам. Жизнеописание Мухаммеда: Начиная разговор о Мухаммеде, нужно хорошо себе представлять, где видят корни своей генеалогии все мусульмане. Как уже отмечалось, аравийцы в период джахилийя были хорошо знакомы со Священным Писанием иудаизма и христианства. Это привело к тому, что в священной книге ислама – Коране – содержится очень много сюжетов, которые или целиком взяты из Библии, или представляют собой интерпретации библейских. Рассказ о генеалогических корнях аравийев тут как раз очень показателен. Аллах сотворил мир и человека. Первым человеком, и это мнение разделяют мусульмане, был Адам. Потомком Адама был Ной (в Коране – Нух), имевший сына по имени Сим. От имени Сим происходит слово «семит» – «потомок Сима». И евреи, и арабы считают себя семитическими народами. В роду Сима жил Авраам (в Коране – Ибрахим), который в Коране называется «другом Аллаха». И иудеи, и христиане, и мусульмане считают Авраама великим праотцем, необычайно достойным и гуманным человеком с твердой верой. Авраам был женат на Саре, детей у них долго не было. Чтобы продлить свой род, Авраам взял в жены рабыню и служанку Сары по имени Агарь. У неё вскоре родился сын Измаил (в Коране – Исмаил), но и у Сары тоже примерно через тринадцать лет родился сын – Исаак (в Коране – Исхак). До этого момента повествования Библии и Корана совпадают. Различия в изложении начинаются в связи с рассказом о жертвоприношении Авраама. Как известно, Бог, дабы проверить крепость веры Авраама, велел ему принести в жертву собственного сына. По Библии Авраам собирался принести в жертву Исаака, а по Корану – Измаила. Также в Коране подчинение Авраама столь тяжелому испытанию названо словом «аслама», что, возможно, и дало имя исламу. Затем в библейской традиции Сара требует, чтобы Авраам изгнал Агарь с Измаилом, что и было выполнено Авраамом. В Коране же сказано, что Ибрахим и Исмаил отправляются по велению Аллаха в Мекку, где Аллах просит Ибрахима позаботиться о священной Каабе. По коранической традиции, Ибрахим – первоучитель, который очистил Каабу от идолов и принес жителям Мекки свет истинной веры, т.е. он является великим первоучителем ислама. Потомки Исмаила, выросшие в Аравии, через много веков стали мусульманами. Таким образом, Мухаммед является потомком Ибрахима и Исмаила. Мухаммед, судя по данным источников, лицо несомненно историческое. Он происходил из влиятельного и знатного племени курейшитов, во владении которого находилась Мекка, но принадлежал к небогатому роду Хашимидов. Мухаммед родился примерно в 570 г. в Мекке. Его отец Абдалла умер вскоре после рождения сына (а по некоторым сведениям до появления сына на свет). Мать Амина по обычаю мекканцев отдала Мухаммеда кормилице-бедуинке, у которой он рос до 5 лет. Мальчику не было и шести, когда скончалась мать, и сироту приютил сначала дед Абдалмутталиб, а после его смерти — дядя Абу Талиб. Хотя Абу Талиб занимался торговлей, он обладал скромным достатком и ему трудно было содержать большую семью: своих детей у него было четверо. Впоследствии, когда Абу Талиб разорился, и его младших детей взяли на воспитание родственники, Мухаммед взял к себе самого младшего сына Абу Талиба, своего двоюродного брата — Али.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |