Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мухаммед, его жизнеописание, его проповеди




История возникновения ислама.

Бахаизм.

Ислам в ХХ столетии.

Источники вероучения ислама и основы исламского вероучения.

Мухаммед, его жизнеописание, его проповеди.

История возникновения ислама.

Ислам

Лекция 18

 

План:

3. Ислам в средние века: расколы и течения.

4. Ислам в новое время: идеи реформы и модернизации.

Ислам (ар. – «покорность»), третья и самая молодая мировая религия. Он от­носится к числу наиболее распространенных религий на планете. Ислам испове­дуют более 850 млн. чел. Мусульманские общины имеются в более чем 120 стра­нах. В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения. В 28 странах, таких как Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Па­кистан и др., ислам объявлен государственной религией. Подавляющее большин­ство мусульман проживают в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Север­ной Африке. Численность приверженцев ислама увеличивается не только за счет естественного прироста населения, среди которого он был традиционно распро­странен, но и за счет обретения новых последователей. Ислам выступает как мощное социокультурное явление, как активная политическая сила.

В историческом плане он явился результатом развития аравийского общества в период перехода от древности к Средневековью. В религиозном отношении его возникновение тесно связано с эволюцией религиозного сознания обитателей Аравии.

Исторические условия возникновения ислама:

Ислам утвердился в качестве самостоятельного учения в VII в. В тот период на Ближнем и Среднем Востоке происходили большие исторические перемены. Отзвуки этих перемен доходили и до Западной Аравии, которой суждено было стать родиной ислама:

Социальные корни ислама:

1. Разрушались древние торговые связи и приходила в упадок транзитная кара­ванная торговля, на которой разбогатели многие аравийские купцы;

2. Все отчетливее проявлялось имущественное расслоение, проникшее и в быт кочевых племен, и в жизнь оседлых обитателей оазисов;

3. Происходило разложение патриархально – общинного строя и складыва­лись более сложные социальные структуры с новыми общественными отноше­ниями.

Z Поэтому в исламе можно обнаружить идеи и воззрения, присущие предста­вителям различных общественных укладов: патриархально – общинного, рабовладельческого, феодального. Сосуществование различных социальных представлений в рамках одного учения порождало подчас противоположные ин­терпретации общественного идеала ислама: например, после создания Арабского халифата ислам стал государственной идеологией и освятил господство имущей знати; в то же время в мусульманском обличье выступали и многие движения со­циального и политического протеста.

4. Ислам отразил специфику той среды, в которой генерировались новые идеи. Эти идеи зарождались в Мекке – самом крупном торговом центре Аравии – в среде мелких торговцев, в малоимущих слоях населения, недовольных засильем мекканской знати.

Иными словами, у истоков ислама были социальные слои, объективно за­интересованные в новых формах объединения, в преодолении надплеменной раздробленности, в создании сильного государства.

Духовные корни ислама:

Новая религия, отразившая общественные потребности молодого арабского государства, не могла игнорировать духовные традиции ближневосточного обще­ства.

Мусульмане называют период истории, непосредственно предшествующий возникновению ислама, словом «джахилийя» (ар. «невежество, варварство»). Ре­лигиозные верования периода джахилийя представляли собой весьма любопыт­ную и неоднородную смесь:

С одной стороны, в полной мере присутствовали архаические религиозные представления и связанные с ними культы: поклонение духам предков, астраль­ные культы, широко процветал фетишизм (одной из его форм стало поклонение деревьям, скалам, а также камням. Самым известным из них был черный камень Кааба, который воспринимали как высший божественный символ), широкое рас­пространение получил тотемизм, всепроникающий характер носило идолопо­клонство. В Аравии складывались своеобразные религиозные центры; известно, что в VII в. было 8 общих святилищ. Различные культы Аравии связывали между собой священные территории и святилища. Это были заповедные места, на кото­рых не действовали обычаи отдельных племен, запрещалось кровопролитие. Они были местом разбирательства споров, центрами торговли и паломничества.

С другой стороны, ислам опирался на сложившуюся ко времени его возник­новения монотеистическую традицию. В период джахилийя у арабов уже сущест­вовали представления о верховном Боге, которого называли Аллах (ал – Илах). Но непосредственными духовными предшественниками мусульман были ханифы, которые не признавали себя не иудеями, ни христианами, но разделяли основопо­лагающий принцип этих религий – веру в единого бога и отрицание идолопоклон­ства. Единого бога, которому они поклонялись, ханифы называли Рахман – «Ми­лостивый».

Ханифизм возник в Йемене, а в Западной Аравии он получил широкое рас­пространение именно потому, что ее население уже испытало влияние иудаизма и христианства. Первые колонии иудаистов появились в Аравии в I в. н.э. Их обра­зовывали беженцы из Палестины. В дальнейшем иудаизм занимал все более прочные позиции в различных частях Аравии, но преимущественно юго-запад­ных, ненадолго в VI в. иудаизм был объявлен государственной религией, его сто­ронники преследовали христиан и их учение на территории Аравии. Проникнове­ние христианства в Аравию и усиление его влияния шли параллельно распростра­нению иудаизма, а с IV в. н.э. со стороны Византии началась активная миссионер­ская деятельность в отношении народонаселения Аравии.

Поэтому ислам не мог не впитать в себя множество положений иудейского и христианского Священного Писания.

Несмотря на свою большую популярность в Аравии, ханифизм встречал и упорное сопротивление своим взглядам. Главным центром противостояния ха­нифизму стала Мекка – главный экономический и идеологический центр Аравии примерно с III в. – где политеистическое учение было наиболее развито. Оно опи­ралось на хорошо организованный культ, связанный с Каабой – одним из наибо­лее почитаемых языческих святилищ доисламской Аравии. Храм Кааба с вделан­ным в стену черным камнем служил объектом почитания и паломничества для всех аравийских племен. Вокруг Каабы согласно мусульманской традиции было помещено 360 изображений различных божеств. Около Каабы располагался древ­ний колодец Земзем, вода которого считалась священной. Область Мекки, носив­шая название запретного, или неприкосновенного места, считалась для язычников заповедной, где нельзя было убивать и оскорблять кого бы то ни было. Здесь спа­сались от кровной мести, притеснений и преследований. Ежегодно в определен­ные месяцы по лунному календарю аравийцы совершали паломничество – хадж – в Мекку. Обычно это время совпадало с крупными ярмарками.

Z По мусульманским представлениям, Кааба – храм, воздвигнутый Адамом и восстановленный Ибрахимом (Авраамом). После того, как в Мекке утвердился ислам, Кааба стал главным храмом мусульманского мира, с сохранением обязан­ности паломничества к нему.

 

Свое дальнейшее развитие аравийский ханифизм получил в новом вероуче­нии, которое наряду с принципом единобожия выдвигает другой, не менее важ­ный догмат – догмат о Пророке – посланнике Аллаха (Расул), который рассматри­вается как единственный посредник между Богом и людьми.

В качестве такого пророка и выступил Мухаммед (Мухаммад, Магомет), ко­торый, согласно историческому преданию мусульман, создал на основе хани­физма новую религию – собственно ислам.

Жизнеописание Мухаммеда:

Начиная разговор о Мухаммеде, нужно хорошо себе представлять, где видят корни своей генеалогии все мусульмане.

Как уже отмечалось, аравийцы в период джахилийя были хорошо знакомы со Священным Писанием иудаизма и христианства. Это привело к тому, что в свя­щенной книге ислама – Коране – содержится очень много сюжетов, которые или целиком взяты из Библии, или представляют собой интерпретации библейских. Рассказ о генеалогических корнях аравийев тут как раз очень показателен.

Аллах сотворил мир и человека. Первым человеком, и это мнение разделяют мусульмане, был Адам. Потомком Адама был Ной (в Коране – Нух), имевший сына по имени Сим. От имени Сим происходит слово «семит» – «потомок Сима». И евреи, и арабы считают себя семитическими народами. В роду Сима жил Ав­раам (в Коране – Ибрахим), который в Коране называется «другом Аллаха». И иудеи, и христиане, и мусульмане считают Авраама великим праотцем, необы­чайно достойным и гуманным человеком с твердой верой. Авраам был женат на Саре, детей у них долго не было. Чтобы продлить свой род, Авраам взял в жены рабыню и служанку Сары по имени Агарь. У неё вскоре родился сын Измаил (в Коране – Исмаил), но и у Сары тоже примерно через тринадцать лет родился сын – Исаак (в Коране – Исхак). До этого момента повествования Библии и Корана совпадают. Различия в изложении начинаются в связи с рассказом о жертвопри­ношении Авраама. Как известно, Бог, дабы проверить крепость веры Авраама, ве­лел ему принести в жертву собственного сына. По Библии Авраам собирался при­нести в жертву Исаака, а по Корану – Измаила. Также в Коране подчинение Ав­раама столь тяжелому испытанию названо словом «аслама», что, возможно, и дало имя исламу.

Затем в библейской традиции Сара требует, чтобы Авраам изгнал Агарь с Измаилом, что и было выполнено Авраамом. В Коране же сказано, что Ибрахим и Исмаил отправляются по велению Аллаха в Мекку, где Аллах просит Ибрахима позаботиться о священной Каабе. По коранической традиции, Ибрахим – перво­учитель, который очистил Каабу от идолов и принес жителям Мекки свет истин­ной веры, т.е. он является великим первоучителем ислама.

Потомки Исмаила, выросшие в Аравии, через много веков стали мусульма­нами. Таким образом, Мухаммед является потомком Ибрахима и Исмаила.

Мухаммед, судя по данным источников, лицо несомненно историческое. Он происходил из влиятельного и знатного племени курейшитов, во владении кото­рого находилась Мекка, но принадлежал к небогатому роду Хашимидов. Мухам­мед родился примерно в 570 г. в Мекке. Его отец Абдалла умер вскоре после ро­ждения сына (а по некоторым сведениям до появления сына на свет). Мать Амина по обычаю мекканцев отдала Мухаммеда кормилице-бедуинке, у которой он рос до 5 лет. Мальчику не было и шести, когда скончалась мать, и сироту при­ютил сначала дед Абдалмутталиб, а после его смерти — дядя Абу Талиб. Хотя Абу Талиб занимался торговлей, он обладал скромным достатком и ему трудно было содержать большую семью: своих детей у него было четверо. Впоследствии, когда Абу Талиб разорился, и его младших детей взяли на воспитание родствен­ники, Мухаммед взял к себе самого младшего сына Абу Талиба, своего двоюрод­ного брата — Али.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.