КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Протестантизм
Протестантизм возник в результате Реформации (лат. reformatio — преобразование, исправление) — всесословного движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов. Идеологическая подоплека Реформации складывалась на протяжении нескольких веков. В Англии XIV в появляется учение профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа (1320—1384), который требовал подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Уиклиф выступал против поборов римских пап с Англии, усомнился в праве священников отпускать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием. Идеи Уиклифа оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369—1415), проповедавшего отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций. Но подлинное начало движения Реформации связано с именем католического священника, профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483 – 1546), который 31 октября 1517 г. прибил на двери церкви в Виттенберге “95 тезисов». В них Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина, и критиковал учение об индульгенциях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям. От имени Мартина Лютера пошло название одной из ветвей протестантизма – лютеранства. Вслед за Лютером критику католической церкви продолжил швейцарский теолог Жан Кальвин (1505 – 1564). Он – автор трактата «Наставления в христианской вере» (1536), создатель религиозного государства в Женеве в 1540-е – 1560-е гг. («Женевский папа»), основатель Женевского университета, готовившего кадры протестантских проповедников для всех европейских стран. По имени Жана Кальвина названа вторая ветвь протестантизма – кальвинизм. Существует и третья ветвь протестантизма – англиканство – историческим рождением которого стало провозглашение королем Генрихом VIII Тюдором себя главой независимой от Римского папы английской церкви в 1534 г. Все три перечисленные направления протестантизма в истории этого течения христианства составляют ранний период – XVI век.
Основы вероучения протестантизма: В каждом из указанных трех направлениях протестантизма существует ряд особенностей, однако и для лютеранства, и для кальвинизма, и для англиканства общими в догматике являются следующие положения: V Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т.п.) считаются несущественными. Что касается добрых дел, то они являются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в евангелие Христа. V Библия объявляется единственным источником вероучения, причем наибольшим уважением пользуется Новый Завет. Весь комплекс Священного Предания отвергается. V Отрицается непогрешимость и всевластие Римского папы в вопросах веры, отвергается институт монашества и раздача, а тем более продажа индульгенций. V Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу крещения получает и посвящение; благодать равно дается всем крещенным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителей — диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов. V Отрицаются католические догматы о чистилище, о «запасе добрых дел». V Отрицается роль Церкви как посредника между Богом и людьми. V Протестантизм выступал за упрощение и удешевление культа, поэтому в протестантизме отрицается почитание икон, святых и святых мощей; из семи христианских таинств признаются лишь два – крещение и причащение (евхаристия). Остальные таинства заменяются простыми обрядами. V Из религиозных праздников в протестантизме сохранились лишь те, которые связаны непосредственно с Иисусом Христом. V Основу богослужения составляют чтение Библии и проповедь. Большое значение имеют также индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов.
Лютеранство: География: протестантизм лютеранского толка является господствующей конфессией в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Эстонии, Латвии. Значительно количество лютеран в США, Германии, Австрии и Венгрии. В настоящее время к нему принадлежит около 75 млн. человек из общего числа в 408 млн. протестантов. Всего в мире насчитывается около 200 лютеранских церковных организаций. В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз, который поддерживает около 50 млн. верующих. Лютеранство признает авторитет Никео-Царьградского Символа веры, имеет свои вероучительные книги — «Аугсбургское вероисповедание» (1530), катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия» (1580). Еще в 1526 г. создана «Немецкая месса и последование богослужения», переведен на немецкий язык молитвенник с ритуалом крещения. В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия. В лютеранских церквях – кирхах - нет икон, но сохранены распятие, облачения духовенства и алтарь. Отрицаются: целибат; необходимость добрых дел и пожертвований в пользу церкви; богослужение на латыни (оно проводится на национальном языке). В лютеранстве разрешено занимать выборные церковные посты женщинам.
Кальвинизм: География: кальвинизм является господствующей конфессией в Нидерландах, Шотландии, ЮАР. Сильны позиции кальвинистов в Швейцарии, Франции, ФРГ и США, Канаде и Австралии. Общее число кальвинистов на Земле – около 40 млн. человек, кальвинистских организаций – около 190. В отличие от лютеранства в кальвинизме нет общеобязательного Символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написанные Кальвином «Наставления в христианской вере» (1536—1559), в которых систематизируются идеи Лютера и других реформаторов, «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545) (катехизис – от греч. “наставление”, “поучение” – краткое изложение вероучения в форме вопросов и ответов), а также «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и др. Особенности догматики и культа: большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина об абсолютном предопределении, избранности, согласно ни своей верой, ни своими поступками человек не может ничего изменить в своей судьбе после смерти, ибо Бог согласно своей воле заранее предопределил, кому быть избранным и спастись после смерти, а кому быть осужденным и обреченным на вечные муки. Свидетельство избранности человека – профессиональные успехи и материальное благосостояние. Из догмата о предопределении вытекает проповедь мирского аскетизма в личной жизни – обязательное посещение всеми церкви и соблюдение жестких нравственных требований, призывов не лениться, не расточать средства на себя, а пускать их в оборот. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности. В культовой практике запрещены почти все внешние атрибуты культа (алтари, иконы, свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Проповедь является центральным элементом богослужения, которое включает также пение псалмов и молитв. Англиканство: Англиканство распространено в Великобритании, Шотландии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, частично в Индии и США. Общее число последователей англиканства на Земле – около 68 млн. человек. В англиканстве имеется 25 автономных церквей и церковных организаций. Англиканство – некий средний путь между католицизмом и континентальным европейским протестантизмом. «Актом о единообразии» в 1549 г. была введена англиканская литургия, изложенная в «Книге общих молитв». В 1571 г. был утвержден англиканский Символ веры, так называемые «39 статей». Основы догматики и культа: англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви и лютеранский догмат о спасении личной верой. Сохранена церковная иерархия: архиепископы, епископы, священники, диаконы. Епископат назначается монархом по рекомендации правительства. Главой англиканской церкви считается король Великобритании. Священнослужители англиканских церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству допускаются и женщины. Период позднего протестантизма приходится на XVII – XIX вв. и характеризуется появлением огромного множества сект. Рассмотрим наиболее известные и многочисленные из них: Баптизм Баптизм стал одной из самых многочисленных конфессий протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн. человек, а с детьми, молодежью и «друзьями» («приближенными») последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905 г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные организации созданы в США. В 1905 г. на первом конгрессе в Лондоне образован Всемирный союз баптистов. В России баптизм начал распространяться со второй половины XIX в. В Башкортостане баптизм известен с 80-х гг. XIX века. Баптистские общины возникли в начале XVII в., первым английским баптистом считается Джон Смит (1554—1612), в общинах было введено крещение взрослых погружением. С этим связано и название конфессии, которое происходит от греч. «baptizo ” — «погружать в воду, крестить». Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Особенности: церковь в баптизме – самоуправляющаяся община верующих, независимая как от светских, так и от других баптистских организаций; духовенство отсутствует – принцип всеобщего священства; преобладает верность кальвинистскому догмату о предопределенности; баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности по распространению христианства; единственным источником вероучения является Библия, особенно морально – назидательные аспекты Нового Завета; строгое соблюдение христианских нравственных норм; отвергается почитание креста, крестного знамения, священнических одежд.
Пятидесятники Движение возникло в США в конце ХIХ - начале ХХ вв., откуда распространилось в другие страны. В основе религиозных взглядов этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге «Деяние апостолов» (2:1—18) рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Последователи этого движения утверждают, что каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого Духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на иных языках (глоссолалия) и т.п. Пятидесятники близки по своему вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают мистическое общение с Богом и «крещение Святым Духом». Они верят, что освятившийся человек может стать органом сошедшего на него Святого Духа, т.е. Святой Дух может вселиться в каждого, если он того заслужил. Такое «вселение» обеспечивает, якобы, бессмертие. Сейчас пятидесятников насчитывается около 50 млн. человек. Много последователей этого движения в Латинской Америке, есть его последователи и в России. С 1947 г. существует Всемирная пятидесятническая конференция.
Методизм Возник в Англии в первой четверти XVIII в. Его основателями были братья Уэсли: Джон (1703 – 1788) и Чарльз (1707 – 1788). Организационно оформился в 1744 г., формально отделился от англиканства в 1795 г. В 1881 г. появился центральный орган методизма – Всемирный методистский совет. В настоящее время насчитывается около 33 млн. последователей методизма, из которых ок. 17 млн. – американцы. Общины методистов есть в Великобритании, Австралии, Южной Корее и России. Название возводят к методическому соблюдению христианских предписаний и к новым методам проповеднической деятельности. Особенности догматики и культа: основа вероучения – упрощенное вероучение англиканства – сокращено количество статей Символа веры с 39 до 25; утверждается, что все люди при рождении получают дар благодати, позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спасения; особое внимание уделяется миссионерской деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, тюрьмах и т.п.; принцип спасения верой соединяется с учением о добрых делах. Из форм богослужения признаются совместные песнопения и проповеди 1 раз в неделю.
Адвентизм В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентистов (лат. adventus — пришествие). Проповедник Уильям Миллер (1782—1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа — 21 марта 1843 г. Несмотря на то, что пророчество не сбылось, учение о близком втором пришествии Христа – центральный догмат адвентизма. Во время второго пришествия Христа, по мнению адвентистов, мир будет уничтожен, а для верующих будет создана новая земля. В XIX веке адвентизм распался на ряд течений, наиболее крупным из которых стало движение «адвентистов Седьмого дня». Ведущим деятелем этого движения стала Эллен Уайт (1827 – 1915), разработавшая догматы АСД. Догматы АСД: соблюдение святости субботы – запрет на работу, приготовление пищи и т.д.; отрицание бессмертия души (душа умирает и воскресает вместе с телом. Адвентисты утверждают, что каждый человек «записан» у Бога, который может его воскресить. Воскрешенные праведники получат вечную жизнь сначала в тысячелетнем царстве Христа на небе, а потом на обновленной земле, тогда как грешники будут воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться вместе с сатаной окончательному уничтожению); «санитарная реформа» – пищевые запреты (запрет свинины, табака, алкоголя, кофе, ряда медикаментов), а также запрет любых развлечений. Санитарная форма, которая, по мнению адвентистов, должна подготовить тело человека к воскресению, означает запрет на потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование ряда медикаментов. Общины АСД, насчитывающие в настоящее время около 5 млн. человек, организованы в международном масштабе. Они возглавляются Генеральной конференцией АСД (с 1863 г.). Свидетели Иеговы В 1872 г. в США возникло «Международное общество исследователей Библии». Его руководители, в первую очередь Чарльз Рассел (1852 – 1916), после первой мировой войны провозгласили, что «второе пришествие Христа» уже свершилось в 1914 г., но незримо. В 1931 г. они объявили о создании «Общества свидетелей Иеговы». Вероучение Свидетелей Иеговы значительно отличается от других конфессий христианства: отрицается Троица и создается учение о единственном Боге — Иегове; Христа Свидетели Иеговы считают высшим сверхъестественным существом, сотворенным Богом. После своего воплощения в человеческий образ и воскресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных — «Свидетелей Иеговы», готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной. Свидетели Иеговы предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны — «Армагеддон», в результате которой дьявол и его сторонники, к которым относятся и все, кто не разделяет взглядов Свидетелей Иеговы, погибнут, а Свидетели Иеговы будут жить в новом мире — едином теократическом государстве во главе с Христом. «Свидетелей Иеговы» сейчас насчитывается около 4 млн. человек. Их журналы «Сторожевая башня», «Пробудитесь!» и другие издаются на многих языках большими тиражами. Штаб-квартира этой организации, имеющей ответвления во многих странах мира, находится в Бруклине (предместье Нью-Йорка, США). Группы «свидетелей Иеговы» есть и в нашей стране (около 40 тыс. человек).
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |