КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская православная церковь в период формирования и укрепления централизованного государства 1 страница
Русская православная церковь в условиях монголо-татарского ига В 1237 г. русские земли подверглись нашествию монголо-татарских завоевателей. Установился режим монголо-татарскогоига. Русским землям, и в том числе русской церкви, был нанесён огромный материальный ущерб. Были разрушены многие города, монастыри и храмы, служившие последними рубежами обороны защитников городов. Немало людей, отказавшихся выполнить языческие обряды, было убито монголами. Но уже при Батые, когда население Руси стало переписываться для обложения данью, в податные списки не было внесено духовенство и население церковных земель. Внук Батыя Тимур (1266-1281) дал киевскому митрополиту Кириллу “ярлык”, в котором были закреплены льготы русской церкви. Духовенство и население церковных земель освобождалось от дани и других повинностей. Хан гарантировал неприкосновенность имущества церкви, охрану чести и достоинства священнослужителей: за хулу на русскую веру, церковь и духовенство виновным грозила смертная казнь. Этот “ярлык” подтверждался ханами-преемниками Батыя и Тимура. Монголы разрешили восстановить разрушенные монастыри и церкви, вернули церковные земли и прибавили новые. Ослаблением Руси воспользовалась католическая церковь. Римские папы предприняли попытки подчинить своему влиянию русские земли. В 40-х годах ХШ в. шведские рыцари в союзе с остатками разбитых в Палестине крестоносцев планировали крестовые походы на Новгород. Однако два похода, предпринятые шведским ярлом Биргером (1240) и войсками Ливонского ордена (1242) потерпели неудачу. Значительно больших успехов католики достигли на юге. В начале 50-х годов ХШ в. галицко-волынский князь Даниил обратился к римскому папе с предложением организовать крестовый поход против татар. Он обещал принять католичество и королевскую корону из рук папы. В 1254 г. Даниил был коронован. Однако организовать крестовый поход не удалось. Даниил отказался принимать католичество, за что удостоился проклятия папы. В 1336 г. мужская линия потомков Даниила пресеклась. В результате междоусобной борьбы галичский престол достался польскому королю Казимиру Великому. Он начал притеснение православной веры и всего русского. В 1375 г. в Галиции была учреждена католическая епархия, а в 1381 г. введена инквизиция (католическая церковная полиция). Объединение страны соответствовало интересам церкви, в первую очередь сохранению канонического единства между епархиями. Московские князья выдвинули наиболее реальную программу освобождения страны. Они стремились сначала объединить все силы Руси под своим руководством и лишь затем бросить вызов монголо-татарским захватчикам. Своих целей московские князья добивались благодаря дипломатическим соглашениям. Первым шагом, демонстрирующим поддержку церковью деятельности князей московских, было перенесение митрополитом Максимом своей резиденции из Киева воВладимир (1302). Это придало Владимиру огромный авторитет в глазах русских князей. МитрополитПётр (1306-1328)начал строительствобелокаменных церквейв Москве, что было символом стольного города. По его завещанию он был похоронен в Москве. Его канонизация, состоявшаяся в 1339 г., способствовала дальнейшему повышению авторитета Москвы. В 1355г.митрополит Алексей (1353-1378)перенёс своюрезиденциюв Москву и добился у константинопольского патриарха разрешения именоваться митрополитом московским. Митрополиты помогали московским князьям в проведении объединительной политики и защите русских земель от татарских набегов.Наиболее мощным оружием в руках церкви было отлучение, накладываемое на непокорные города. В провинившемся городе закрывались храмы, запрещались домашние службы и отправление треб, что для народа, всецело религиозного было тяжёлым наказанием. Результатом отлучения обычно было возмущение народа против местного князя и его принуждение к исполнению воли митрополита. Такое наказание было применено митрополитомФеогностом (1329-1353) к псковитянам, предоставившим убежище тверскому князю Михаилу Александровичу, который спасся от татар, но тем самым поставил всю Русь под угрозу карательного набега. МитрополитАлексийтаким же способом усмирил и привёл к покорности Москве нижегородских князей Дмитрия и Бориса Константиновичей, споривших из-за престола. Объединяющая роль церкви была возможна только при условии её внутреннего организационного, вероучительного и культового единства. В период же раздробленности в стране находились силы, стремящиесянарушить церковное единство в угоду своим политическим интересам. Первая такая попытка была предпринята в 1302 г. Южно-русские князья, недовольные переносом резиденции митрополита во Владимир, добились у константинопольского патриарха учреждения второй русской митрополии с центром в Киеве, однако через шесть лет она была ликвидирована, так как её существование способствовало княжеским распрям. Впоследствии идея раздела русской митрополии продолжала использоваться противниками объединения русских земель. В 1371 г. по инициативе польского короля в Галицкой Руси, попавшей под его контроль, была создана православная митрополия, с целью устранения повода к воссоединению местных жителей с Москвой. В 1375 г была вновь создана митрополия с центром в Киеве – уже третья на Руси. После смерти митрополита Алексия (1378 г.) на Руси началась церковная смута, связанная с замещением московской митрополичьей кафедры. Лишь в 1390 г. вопрос о московском митрополите был решён – престол занял Киприан. Ему удалось восстановить единство русской церкви, присоединив к своей юрисдикции и галичскую митрополию. Однако в 1458 г. константинопольский патриархГригорийМаммавновь учредил галичскую митрополию. Положение православных в Галиции стало ухудшаться. В 1483 г. польский король Казимир IIзапретил строить новые православные храмы и ремонтировать старые. Православным было запрещено занимать высшие государственные должности. После Любечской унии, объединившей Польшу и Литву в единое государство, были закрыты православные школы и типографии, началось насаждение польского языка, православные верующие были обложены повышенными налогами. Православие превращалось в “холопскую религию”. Для защиты своей веры и культуры православные люди создавали братства – особые организации, похожие на ремесленные цехи, деятельность которых регулировалась западно-европейским городским правом. При братствах возникали школы и типографии, где детей учили русскому языку, основам православной веры, переписывали и печатали книги. При некоторых братствах возникали богословские школы, где учили аргументировано защищать православную веру от католической пропаганды. Первое из таких братств – во имя святого Николая Чудотворца - возникло в 1544 г. во Львове. Немалый вред единству русской церкви наносила Новгородская феодальная республика, стремившаяся сохранить политическую самостоятельность. Религиозные лозунги использовались новгородскими сепаратистами как идеологическая основа политических амбиций. Наиболее ярким примером этого является ересь стригольников. Она возникла около 1380 г. и распространилась в Новгороде и Пскове. К ереси примкнула лишь незначительная часть населения, поэтому для её прекращения оказалось достаточно церковного увещевания, в котором главную роль сыграл уже упоминавшийся епископ Дионисий. К 1427 г. еретическое движение было окончательно подавлено. Церковь запретила государственной власти проводить смертные казни, еретики подверглись телесным наказаниям и ссылке. Позднее в Новгороде появилась ересь жидовствующих. Её основателем был еврей Схария. Последователи ереси – священники и знатные люди – отвергали особенности православного вероучения и культа, например, учение о троичности бога, о воплощении Христа, отвергали причащение и крещение, необходимость священства. Внешне они сохраняли благочестие, и двое еретиков были назначены священниками в московские кремлёвские соборы. Им удалось вовлечь в ересь государственных чиновников (дьяка Фёдора Курицына), представителей великокняжеской фамилии (сноху Ивана Ш Елену), ряд представителей московского духовенства. В 1490 г. тайный еретик Зосима стал митрополитом. Еретиков поддерживал сам Иван Ш. Лишь после талантливых проповедей епископа новгородскогоГеннадия и святогоИосифаВолоцкого был созван собор, который отлучил еретиков от церкви и благословил государственную власть казнить их. Сильным ударом по единству русской церкви была попытка принятия Флорентийской унии, имевшая место при митрополите Исидоре. На Флорентийском соборе 1439 г. он выступил одним из активнейших сторонников унии и убедил подписать итоговое соглашение византийского императора и нескольких епископов, за что получил титул кардинала и папского легата в землях Ливонии, Литвы, Польши и Руси. Он обещал папе присоединить эти земли к унии, однако потерпел неудачу. Западно-русские князья принимали Исидора только как православного митрополита, а не как папского легата. В Москве же, куда пришли сведения о событиях Флорентийского собора, его встретили без почестей, а через несколько дней после приезда поместили под домашний арест в Чудов монастырь. После принятия византийским императором Флорентийской унии 1439 г. и возведения на престол патриарха-униата на Руси стало нарастать стремление к независимости от Константинопольскогопатриарха. Отстранение митрополита Исидора без разрешения патриарха было смелым шагом в этом направлении. Новым митрополитом московским был наречён Иона. В 1448 г. он был рукоположен в сан митрополита собором русских архиереев. Православные патриархи вынуждены были признать Иону митрополитом. Фактом признания митрополита Ионы и независимости русской церкви служит рукоположение грека Иосифа в митрополиты Кессарии Филиповой, совершённое митрополитом Ионой по поручению патриарха иерусалимского Иоакима (1466). В 1453 г. Константинополь был завоёван турками и патриарх стал нуждаться в деньгах. В 1465 г. митрополит послал патриарху первую партию финансовой помощи в 20 тыс.руб. Благодаря этому вопрос о законности избрания и рукоположения московского митрополита русскими архиереями отпал сам собой. Обретение русской церковью независимости, падение Константинополя и освобождение от татарского диктата способствовали формированию идеологии “Москва – Третий Рим”, окончательно сложившейся к ХVI в. Уже в конце ХV в. в сочинении суздальского монаха Симеона “Слово избранное из святых писаний против латинской церкви и сказание о составлении восьмого собора латинского и о свержении Исидора Прелестного” высказываются следующие идеи: Рим уклонился в ересь, а Константинополь попал под власть басурман; Москва отвергла прелестника Исидора и осталась единственной независимой православной столицей; правитель Москвы должен стать царём, так как православная церковь не может стоять без царя. Несмотря на столь тесное взаимодействие, отношения между церковью и государством в этот период не были безоблачными. Особенно остро сталкивались их интересы, когда государство пыталось ограничить экономическую самостоятельность церкви. Располагая значительными материальными средствами, церковь имела огромное общественное влияние, не всегда подконтрольное государству, что препятствовало процессу централизации. Вопрос о церковных имуществах (в особенности о вотчинах – земельных владениях с крестьянами) обсуждался и в самой церкви. Сложилось два течения - “иосифлян” и “нестяжателей”. Лидер иосифлян архимандрит Иосиф Волоцкий (от его искажённого имени происходит название течения) выступал за концентрацию в руках церкви больших материальных средств, в том числе земли и крестьян. По его мнению, богатые монастыри должны быть местами воспитания кадров церковного управления, отбирать которые предполагалось из числа знати. Кроме того, материальное благосостояние было необходимо для общественного служения церкви и монашества. Монастырь, основанный Иосифом под Волоколамском, владел несколькими десятками тысяч десятин земли и тысячами крестьян. Поступающие в монастырь монахи в зависимости от взноса распределялись по послушаниям и получали различное содержание. Самые крупные жертвователи получали полный комплект одежды на все сезоны, хорошее питание, отдельный дом и келейника-прислужника. Их довольно быстро продвигали по церковно-иерархической лестнице. Они несли послушания при архиереях, помогая им в делопроизводстве, выполняя административные и управленческие функции. Владея большими средствами, монастырь Иосифа Волоцкого в голодные годы кормил голодающих, число которых доходило до 7 тыс. чел., содержал сиротский приют и ночлежку для бездомных, больницу. Другую группировку – нестяжателей – возглавлял Нил Сорский. Он считал, что монашествующие должны жить в соответствии с евангельским идеалом бедности, пользоваться исключительно трудом своих рук. Нилом Сорским и его учениками было создано несколько небольших монастырей-пустынек в удалённых местах. Иосифляне и нестяжатели вели яростную полемику друг с другом. Появился ряд сочинений, в которых нестяжатели (Максим Грек, монах Вассиан Косой – в миру князь Василий Патрикеев) резко высказывались против иосифлян, называя их хищными волками и расхитителями. Под лозунгами нестяжателей произошло несколько выступлений крестьян, недовольных формированием крепостнических отношений. Государство объективно поддерживало нестяжателей. Уже Иван III, покорив в 1471 г. Новгород, взял в казну большую часть земель, принадлежавших новгородскому архиепископу. На соборе 1504 г. он поставил вопрос о передаче церковных земель государству, но столкнулся с мощной оппозицией духовенства. При Иване Грозном, на Стоглавом соборе, такой вопрос вновь был открыт. Учитывая сильные позиции иосифлян и опасаясь крестьянского движения, неизбежного ввиду роста повинностей крестьян на казённых землях, правительство не решилось отбирать церковные земли. Стоглавый собор лишь запретил монастырям и архиереям принимать в качестве пожертвований земли и крестьян, иначе как по пожалованию от царя. В укреплении церковной дисциплины и упорядочении культа важную роль сыграл Стоглавый собор 1551 г. Его решениями было запрещено совместное проживание женщин и мужчин в монастырях, хранение в монастырях водки. Ответственность за дисциплину духовенства возлагалась на архиереев, настоятелей монастырей и протопопов. Был унифицирован культ: регламентирована иконопись, проверены книги, и исправленные образцы были разосланы по епархиям, введено двуперстное крещение, направление движения крестного хода против солнца. Суровые меры были приняты против скоморохов и иных “смехотворцев”. Укрепление государства и церковного порядка, очевидный рост значения русской церкви в православном мире позволили поставить вопрос об учреждении в России патриаршества. Впервые такой вопрос был поставлен в 1586 г. сыном Ивана Грозного Фёдором перед патриархом иерусалимским Иоакимом, который приехал в Россию просить финансовой помощи. Получив помощь, Иоаким обещал ходатайствовать об этом перед собором патриархов, однако исполнять обещание не торопился. В 1588 г. в Россию за финансовой помощью приехал патриарх константинопольский Иеремия. Отвечая на вопрос русских архиереев, он сообщил, что решение патриархов о введении патриаршества на Руси ещё не принято, но сам он не прочь стать российским патриархом. Добиться утверждения этого решения пообещал. Российское духовенство поставило условие, чтобы резиденцией патриарха Иоакима был Владимир. Если же необходимо, чтобы резиденцией была Москва, то в патриархи надо посвятить митрополита московского Иова. Он пользовался большим авторитетом на Руси, и духовенство не хотело лишать его московской кафедры без какой-либо вины с его стороны. Патриарх Иеремия, не зная русского языка и местных обычаев, согласился, чтобы Иов стал патриархом. Наречение Иова состоялось 10 (23) января 1589 г., а 23 января (6 февраля) прошла церемония его поставления в патриархи. В 1593 г. собор патриархов в Константинополе признал Иова патриархом, а за русскими архиереями – право самостоятельно избирать и посвящать предстоятеля русской православной церкви. Российский патриарх получил пятое место по чести после Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского патриархов. В связи с учреждением патриаршества изменилась структура Ррсской церкви. Новгородская, Казанская, Ростовская и Рязанская епархии получили статус митрополий, а Вологодская, Суздальская, Нижегородская и Тверская – архиепископств. Учреждение патриаршества сыграло значительную положительную роль в дальнейших трагических событиях российской истории. Взаимоотношения русской православной церкви и государства в период становления абсолютизма 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царём Михаила Фёдоровича Романова и присягнул на верность ему и его потомкам. Михаил Фёдорович, которому в то время было 16 лет. 11 июля 1613 г. состоялось венчание Михаила Фёдоровича Романова на царство. На Руси воцарилась новая династия. Смутное время закончилось. Михаил Фёдорович Романов приходился сыном митрополиту (патриарху)Филарету, который после убийства Лжедмитрия II находился в плену у поляков. В 1618 г. по условиям Деулинского перемирия он был возвращён в Россию и в 1619 г. избран патриархом. Как отец царя Филарет был егосоправителем и имел огромный авторитет и влияние на государственные дела. Патриарх титуловался великим государем наравне с царём. Его двор не уступал роскошью царскому. Управлять делами церкви патриарху помогали патриаршие приказы – судный, дворцовый, приказ патриаршей казны. Возглавляли приказы особые патриаршие бояре (светские чиновники). В патриаршей епархии суд над духовенством и монастырскими крестьянами по гражданским и церковным делам принадлежал патриарху. Филарет заботился о расширении и охране канонической территории русской церкви. В 1620 г. была создана новая Сибирская епархия с центром в Тобольске. Патриарх Филарет умер в 1633 г. Его преемники – патриархИоасаф (1634 – 1642) и Иосиф (1642-1652) не вмешивались в дела государства. Они занимались укреплением церковной дисциплины, проверкой и исправлением церковных книг и лишь изредка напоминали царю о его обязанностях по защите православия и церкви. Поэтому при составлении сборника государственных законов – Соборного уложения 1649 г. интересы церкви не были учтены. Церковь, наравне с частными владельцами, потеряла “белые слободы” в городах, ей было запрещено приобретать новые земли (даже пожалованные государем), для управления монастырями был создан особый монастырский приказ, подчинявшийся царю. В ведение этого приказа был отнесён и суд над духовенством по религиозным делам. По светским же делам духовенство судилось в Дворцовом приказе. Только духовенство патриаршей епархии оставалось в юрисдикции самого патриарха. Некоторые архиереи добивались у царя разрешения самостоятельно судить своих клириков. В суде над духовенством процветали беспорядок и злоупотребления. Монастырский приказ вмешивался в дела церкви, назначая и смещая настоятелей и иных должностных лиц монастырей. После смертиИосифапатриархом был избранмитрополит новгородскийНикон. Будучи священником и настоятелем Новоспасского монастыря в Москве, Никон прославился строгостью жизни, образованностью, смелостью в заступничестве за обиженных. Подобно Филарету,Никон активно вмешивался в управление государством и стремился поднять авторитет церкви. При нём церковь получила большое количество земель и крестьян, был восстановлен патриарший суд над духовенством, и даже воеводам было предписано судить по светским делам в соответствии с церковными правилами. Одним из первых деяний Никона было постановление об исправлении церковных книг и икон по греческим образцам, которые по его приказу были привезены из Равенны – православной греческой епархии в Италии. Против этого выступилпротопоп Аввакум – товарищ Никона по кружку ревнителей древнего благочестия, действовавшему в Москве ещё при молодости Алексея Михайловича. Аввакум утверждал, что равеннские книги испорчены латинской ересью, и сверять надо по старым русским образцам. Соборы1654 и 1657 гг. поддержали реформы Никона и отлучили Аввакума и его сторонников от церкви. Аввакум был сослан в Тобольск, а его сторонники начали убегать в глухие места. Посылаемые против них войска заставали сторонников Аввакума (они стали называться старообрядцами, так как выступали за верность старорусскому обряду) заживо сжигающимися в срубах. В1682г. Аввакум, не перестававший проповедовать своё учение, был сожжён по приговору суда. Патриарх Никон, подобно Филарету, стал титуловаться великим государем. Царь доверял ему важные государственные дела. Например, отправляясь на войну с Польшей (1654), он назначил патриарха правителем. В 1658г. между царём и патриархом произошёл разрыв. 10 июля 1658 г.Никонсамовольнооставил патриарший престол и удалился в Воскресенский монастырь, повелев управлять церковными деламимитрополиту крутицкому Питириму. Противостояние между царём и патриархом продолжалось несколько лет. Никон не хотел уступить, он обвинял царя в отступлении от православия и даже послал ему проклятие. В 1666 г. в Москву прибыли патриархи иерусалимский Нектарий и александрийский Паисий. В союзе с российским духовенством они осудили Никона за самовольное оставление престола и лишили священного сана. 31 января 1667 г. патриархом был избран Иоасаф II – архимандрит Троице-Сергиевой лавры. После смерти Иоасафа II (1673) патриархом стал Иоаким. При нём государственные подати с духовенства стали собирать поповские старосты, злоупотребления светских чиновников, связанные с этим прекратились. Был ликвидирован Монастырский приказ. Суд над священнослужителями вернулся в руки епископов и патриарха. Однако монастырям пришлось в обязательном порядке взять на содержание благотворительные заведения для старых служилых людей, сирот и вдов. В государственных делах церковь содействовала отмене местничества.
5. Русская православная церковь в Синодальный период (XVIII – начало XX вв.) Синодальный период охватывает более двух веков истории русской православной церкви. Его основное содержание – создание в России государственной религии и государственное регулирование церковной жизни. В этот период русская православная церковь превратилась в элемент государственного аппарата, призванного обеспечивать идеологическую поддержку правительства путём внедрения в сознание народа правительственной идеологии, далеко не всегда соответствовавшей христианской морали и народным представлениям о нравственности. Результатом такого положения стало падение авторитета церкви в глазах различных слоёв населения. Церковная реформа Петра I Цели преобразований церкви Петром I заключались в нейтрализации оппозиционных настроений и превращение духовенства в служилый класс, мобилизации его огромных материальных ресурсов (людей и земельных вотчин) на службу государству. В 1700 г.умер патриархАдриан. Пётр не стал созывать поместный собор для выборов нового патриарха, как это было принято ранее, а назначил местоблюстителя патриаршего престола. Им стал митрополит рязанскийСтефан Яворский. Выходец из Украины, один из самых молодых российских архиереев, он не пользовался авторитетом в церковной иерархии и полностью опирался на царя. Имея во главе церкви преданного себе человека, Пётр начал преобразования. В 1701 г. управление церковными и монастырскими имуществами было передано особому Монастырскому приказу во главе со светским чиновником. В 1711 г. был создансенат, получивший функции высшего судебного органа, превысившего по значению остальные органы государственного и церковного управления. Идеологическую подготовку реформы осуществил архиепископ новгородскийФеофан Прокопович. Он составил “Духовный регламент”, который стал основой церковной реформы. “Духовный регламент” вступил в силу 21 февраля 1721 г. В этот день был учреждён коллективный орган руководства церковью – Духовная коллегия, переименованная для благозвучия в Святейший правительствующий синод (греч. – “коллегия”). Под страхом лишения сана и ссылки Пётр добился “соборного” согласия российских иерархов на это шаг. Было направлено и послание православным патриархам, в котором не указывалось истинное положение синода, полностью подконтрольного государственной власти, содержались обещания усилить финансовую помощь православным церквам, находящимся в Османской империи. В результате патриархи одобрили решение Петра. Первым президентом синода сталСтефан Яворский. После его смерти в 1722 г. преемник его так и не был назначен. Руководили работой синодавице-президенты – Феофан Прокоповичи Феодосий Яновский. В мае 1722 г. для усиления контроля правительства за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора, которую занимал назначаемый царём военный или гражданский чиновник. Обязанностью обер-прокурора было наблюдение за деятельностью синода и недопущение принятия решений, противоречащих государственным интересам. Обер-прокурор имел право приостанавливать принимаемые синодом решения, которые считал неправильными и доносить о них императору. Кроме того, в его обязанности входило управление синодальной канцелярией. Первым обер-прокурором синода былполковникИ. В. Болтин(1722 – 1725). В 1717 г. Пётр ограничил численность духовенства. Он запретил всем, за исключением императора и нескольких высших государственных чиновников, иметь домовые церкви. Был определён штат духовенства. На 100 - 150 дворов полагался один священник, один дьякон и один псаломщик. При одном храме, независимо от числа прихожан, нельзя было иметь более двух дьяконов и псаломщиков. Оказавшиеся “лишними” священнослужители лишались сана и записывались в податные сословия. Была ограничена и численность монахов, запрещено принимать в монастырь нового человека, пока не умрёт кто-то из старых насельников. Дальнейшие преобразования Русской православной церкви После Петра церковная политика правительства продолжалась в определённом им направлении. Следующим её шагом было лишение церкви экономической самостоятельности. При Екатерине I(1726) при синоде была создана отдельная Экономическая коллегия для управления церковнымиимуществами, которая подчинялась сенату. При Анне Иоановне эта комиссия была выведена из состава синода (1738). Елизавета Петровна назначила управляющими в церковныхпоместьях гвардейских офицеров. Окончательную точку в деле секуляризации поставила Екатерина II, перечислившая церковное недвижимоеимущество в разряд государственного (1768). Более 1 млн. душ крестьян, принадлежавших церкви, отдельным епископам, монастырям, были зачислены в разряд “экономических” и подчинены экономической коллегии. Из уплачиваемых ими податей, правительство выделяло церкви некоторые суммы (обычно 25-30%), в сложные в финансовом положении годы – меньше. Таким образом, церковь лишилась самостоятельности в финансовых вопросах. При Александре Iбыла ограничена возможность влияния церквина духовное образование и подготовку кадров. Первым шагом в этом направлении был новый Устав духовных училищ, принятый в 1808 г. по инициативе М. М. Сперанского. Этот устав практически подчинял духовные учебные заведенияМинистерству народного просвещения.Для управления ими был сформирован Комитет духовных училищ, а местное руководство осуществляли Конференции по содействию учёности, в состав которых входили лица как духовного, так и светского звания. При Николае I было ограничено влияние церкви на кадровую политику– назначение, увольнение и перевод священнослужителей. В епархиях были сформированы консистории, ограничившие произвол местных архиереев. Консистории формировались из местного духовенства по назначению светских властей и должны были утверждать решения архиереев о переводе на другое место, запрещении в служении или увольнении священнослужителей. Кроме того, они служили апелляционными инстанциями для духовенства и представляли его интересы в синоде. Духовенство было превращено в особую категорию чиновничества. Церковные звания были приравнены к военным: епископы – к генералам, священники – к штаб-офицерам, дьяконы – к обер-офицерам.
Отношение Русской православной церкви и государства к другим вероисповеданиям в синодальный период Принципом религиозной политики русского правительства в отношении неправославных вероисповеданий была веротерпимость. Единственным вероисповеданием, к которому правительство и церковь относились резко негативно, был иудаизм. Лишь в конце XVIII в. евреи появились в пределах Российской империи (до этого им запрещался въезд в страну). Правительство определило для них черту оседлости и ограничило перемещения. Следует заметить, что происходившие в конце ХIХ - начале ХХ в. еврейские погромы не имели религиозной окраски.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |