Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская православная церковь в период формирования и укрепления централизованного государства




Русская православная церковь в условиях монголо-татарского ига

Русская православная церковь в Киевской Руси

Принятие христианства

План

Лекция 17

Русское Православие: основные вехи истории.

5. Русская православная церковь в Синодальный период (XVIII – начало XX вв.)

6. Русская православная церковь в 1917 г. и в Советский период (1917 – 1990 гг.)

1. Принятие христианства

Это был длительный и сложный исторический процесс, продолжав­шийся несколько столетий. Славяне через своих соседей были знакомы с не­сколькими монотеистическими рели­гиями – иудаизмом, исламом и христи­анством. “Повесть временных лет” рассказывает, как князь Владимир выби­рал для своей страны религию. К нему приезжали проповедники, киевские послы ездили по разным странам с целью познакомиться с богослужением, ве­роучением, моралью различных религий. Кроме того, при выборе религии, учитывались и политиче­ские интересы страны. Иудаизм, который исповедо­вали хазары и евреи, славяне отвергли из-за ассоциации с разорительными хазарскими набегами, а также из-за того, что евреи во всех странах Европы считались презираемым народом. Ислам налагал множество ограни­чений, непривычных для русских людей. Западный вариант христианства также от­вергли из-за претензий папы римского на светскую власть и необходимости вести бого­служение на непонятном латинском языке. Оставался восточный вариант христианства – правосла­вие.

С ним славяне были знакомы ещё до образования государства. Некото­рые из них – воины и купцы, бывавшие в Византии, были крещены. В Киеве существовала значитель­ная группа сторонников расширения торговых связей с Византией, опираясь на которых, христианство приняла княгиня Ольга – бабушка князя Владимира. При ней в Киеве был построен первый христиан­ский храм – церковь Ильи Пророка. Взвесив эти соображения, Владимир ос­тановил выбор на православии.

Владимир решил принять православие таким образом, чтобы при этом не попасть в зависимость от Византии. Вскоре появился удобный случай. Императоры Василий II и Константин обрати­лись к Владимиру с просьбой прислать войско для помощи в подавлении восстания пол­ководца Фоки. Вла­димир поставил условие – выдать ему в жёны сестру императоров Анну. Им­ператоры, находясь в крайне затруднительном положении, были вынуждены принять это условие. Владимир прислал 6000 воинов для подавления мятежа. Однако ви­зантийцы не спешили выполнять своё обещание. Анна была про­тив замужества. Недовольный затягиванием выполнения обещания, Влади­мир осадил и взял византийский город Корсунь (Херсон). Анна была вынуж­дена со­гласиться на брак, но с условием принятия крещения Владимиром. Как бы уступая её просьбе, Владимир согласился. Вместе с князем крести­лась и его дружина.

После возвращения в Киев, началоськрещение Руси. Киевляне в основ­ной своей массе положительно приняли новую религию. В Киев был прислан митрополит Михаил и духовенство. За пределами Киева христианство рас­пространялось труднее. Насильственное его на­саждение вызвало восстания в Новгороде, Ростове и других городах. Распространение христианства про­должалось до начала XII в. Дольше всех язычество держалось у вятичей, живших на северо-востоке страны, где соседями славян были довольно мно­гочисленные угро-финские племена – меря, весь, мурома, мордва, обладав­шие достаточно развитой языческой религией.

Христианство оказало значительное влияние на все стороны жизни страны. Новая вера способствовала укреплению национального и государст­венного единстваКиевской Руси, помогла народу выстоять в сложных усло­виях феодальной раздробленности, мон­голо-татарского нашествия и после­дующих испытаниях. Благодаря христианству вырос международный авто­ритет Древнерусского государства. Расширились экономические, культур­ные, дипломатические отношения с ведущими стра­нами того времени, осо­бенно с Византией. Об этом свидетельствуют торговые договоры и династи­ческие браки. Вырос уровень культурного развития Руси. Широко распро­страня­лась грамотность. Развивались новые отрасли хозяйства – огородниче­ство, садоводство, различные виды ремёсел – строительство, иконопись, ювелирное и декора­тивно-прикладное искусство.

2. Русская православная церковь в Киевской Руси

До конца XV в. входила в состав Константинопольского патриархата на правах осо­бой митрополии. Ею управлял митрополит, назначаемый констан­тинопольскимпатриар­хом. Резиденция митрополита находилась в Киеве. Первым киевским митрополитом был Михаил (988 – 991), родом из Сирии. Внешнее управление позволило русской церкви со­хранить единство и не втянуться в политическую борьбу князей. Зависимость митропо­лита от пат­риарха была чисто номинальной. Она ограничивалась назначением митропо­лита и его подсудностью патриарху в случае уклонения в ересь. В вопросах управления русской церковью митрополит был полностью независимым.

Русские князья и духовенство время от времени пытались возвести сво­его ставлен­ника на престол митрополита. Первый раз это произошло при Ярославе Мудром, который из-за конфликта с Константинополем назначил митрополитом русского священника Ил­лариона(1051 – 1054), автора “Слова о законе и благодати”, а потом Ефрема(1055).

Русская церковь делилась на епархии, возглавляемые епископами. При учреждении Киевской митрополии епископства были созданы в Чернигове, Ростове Великом, Влади­мире Волынском и Белгороде. Впоследствии епи­скопства появились и в других крупных городах. Единственная архиепископ­ская кафедра была создана в Новгороде. Епископы были, в основном, рус­ские, выходцы из русских монастырей. Епископы были в большей степени, чем митрополиты, зависимы от князей и вече.

Низовой единицей церкви был приход, возглавляемый священником при помощи диакона и дьячков (низших храмовых служителей – певцов, чтецов, звонарей, сторожей). Центром приходской жизни являлся храм. Перед хра­мом собирался общинный сход, в храме рабо­тала школа, при храме сущест­вовала общинная богадельня – приют для одино­ких преста­релых людей, ма­лолетних сирот, больных и инвалидов. Уровень образования приходского ду­ховенства был невысок. Не все священники владели грамотой, многие из них вели службу по памяти, не имели богословских знаний. Это яви­лось одной из причин живучести языческих верований, их смешения с христиан­ским ве­ро­учением.

Главный храм какого-либо крупного города назывался собором. Там служил местный архиерей. В этот храм ходил князь. Перед собором соби­рался вечевой сход и шла тор­говля. Название собора служило боевым кличем дружины и городского ополчения.

Особой структурой были монастыри. Первые монастыри появились при Ярославе Му­дром. В 1037 г. были основаны мужской монастырьсвятого Ге­оргия Победоносцаи жен­ский - святой Ирин ы. Древнейшим дошедшим до нас монастырём является Киево-Печер­ская Лавра, основанная в 1045 г. мона­хом Антонием, выходцем из Афонского мона­стыря в Греции и его учеником Феодосием. Монастыри возникли во всех крупных горо­дах. Обычно они подчинялись местному архиерею, но были и ставропигиальные мона­стыри, подчинявшиеся киевскому митрополиту и обеспечивавшие выполнение ре­шений митро­полита в данной местности.

Церковь обеспечивала идеологическую поддержку государства, пропо­ведуя божест­венное установление государственной власти и необходимость защиты Родины, как про­образа “царства небесного”. Византийское духовен­ство принесло на Русь политический опыт, которым щедро делилось с князь­ями. Митрополит или епископ занимал первое ме­сто на заседаниях боярской думы. Своё влияние духовенство использовало для миротвор­ческой деятель­ности, хотя иногда и благословляли князей на усобицы и раздробленность.

Церкви были переданы важные государственные функции. Архиереям принадлежало право судить всё население Руси по делам, связанным с нару­шением веры и благочестия, а также по семейным и наследственным вопро­сам, принадлежало право проверять пра­вильность мер и весов. Кроме того, в её полном ведении находилось население, живущее на принадлежащих ей землях. Для выполнения этих функций в подчинении у митропо­лита или епи­скопов существовал штат светских чиновников – тиунов. Благодаря этому церковь способствовала росту общественной морали, честной торговле.

Церковь располагала значительными материальными средствами. Всё население страны было обложено натуральным или денежным налогом в размере 10% доходов, ко­торый пе­речислялся церкви. Для обеспечения сбора этого налога в каждом приходе со­стоял особый чиновник – десятинник. Цер­ковь собирала судебные пошлины, пошлины за регистрацию мер и весов, ставленнические пошлины с новых храмов и рукоположенных священнослу­жителей. Важным источником доходов были пожертвования от богатых лю­дей, в основ­ном, земельные наделы.

Важным общественно-политическим делом церквибыло летописание. Первым рус­ским летописцем был монах Киево-Печерского монастыря Не­стор. Его “Повесть времен­ных лет” послужила основой для других русских летописей. В период феодальной раз­дробленности единое русское летописа­ние разделилось на изводы, в каждом из них как текущие, так и прошедшие события истолковывались в интересах той или иной княжеской группировки.

Первыми русскими храмами стали храмы святогоВасилия и Десятинная церковь в Киеве, построенные при князе Владимире. Большое храмовое строительство велось при Ярославе Мудром, были построены величествен­ные Софийские соборы в Киеве и Новго­роде (в честь Софии – премудрости божьей) и др. В период феодальной раздробленности князья стремились ук­расить свои города храмами. Особенно известен Андрей Боголюб­ский, пре­вративший Владимир из небольшого городка в крупнейший город Руси.

Из Византии была заимствована иконопись. Первыми мастерами-иконо­писцами на Руси были греки, которые учили русских этому искусству. Пер­вым русским мастером-иконописцем считается монах Киево-Печерского мо­настыря Алимпий. Унаследовав от Византии торжественный, золотистый ко­лорит икон, обратную перспективу, условность в изображении окружающего мира, стремление к исторической точности изображений, рус­ские иконо­писцы стремились приблизить святых к обычным людям. В условиях фео­дальной раздробленности сформировалось несколько иконо­писных школ. Наиболее известными являются Владимирская и Новгородская.

Наряду с иконами почитались изображения креста. Первоначально из Византии был принят греческий крест – четырёхконечный, равносторонний. Однако в XI – XII в. появи­лись и 6-конечные, и 8-конечные кресты. Их изо­бражения встречаются на стенах Софий­ского собора в Киеве.

На Руси было принято поклонение святым мощам. Князь Владимир по­сле крещения принёс на Русь мощи святого Климента, папы римского, и его ученика Фивы. День памяти Климента стал одним из первых праздников рус­ской церкви. Вскоре, при Владимире, были открыты мощи княгини Ольги, причисленной к лику святых. Её останки были взяты из могилы и перенесены в Десятинную церковь. При Ярославе Мудром были открыты мощи князей Бориса и Глеба. С тех пор открытие и прославление мощей святых угодни­ков стало достаточно частым событием церковной жизни.

От византийской церкви были унаследованы праздники. Главными из них считаются Пасха и двунадесятые праздники, название которых происхо­дит от их числа – 12, в эти дни отмечаются события из жизни Христа и Бого­матери: Рождество Христово и Рожде­ство Пресвятой Богородицы, Крещение Господне, Преображение Господне, Сретение, Успение Пресвятой Богоро­дицы, Вход Господень в Иерусалим (или Неделя Ваий), Возне­сение Гос­подне, Пятидесятница, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пре­святой Богородицы. Наряду с ними, были приняты и другие праздники византийской церкви и отдельных городов. От западной церкви был принят день памяти Николая Мир­ликийского, который стал одним из наиболее по­читаемых на Руси святых.

Был принятвизантийский порядок богослужения – суточный круг службы, состоя­щий из утрени, литургии (или обедни), вечерни; священниче­ские одежды и священные сосуды, необходимые для богослужения.

Входило в обиход церковное пение. Из Греции на Русь пришла древняя нотная система – “крюки”, или “знамена” – значков, указывающие тон, тембр, долготу, громкость звука, которую следует выдерживать при выпева­нии того или иного слога. Из­начально было принято несколько распевов – греческий, болгарский и др. В период фео­дальной раздробленности возникли особые распевы в каждом крупном городе. Многие из них дошли до наших дней.

Основные межцерковные отношения русская церковь поддерживалас Византией. Отношения с другими православными церквами были значи­тельно слабее. Известно лишь несколько примеров паломничества русских людей (в частности, монаха Даниила при Ярославе Мудром) в Палестину и другие святые места. Более близкие связи соединяли русскую церковь с Бол­гарией. Оттуда на Русь привозились церковные книги, переведён­ные на сла­вянский язык, в болгарских монастырях подвизались русские монахи, бол­гары же приходили в русские монастыри.

Римские папы пытались предложить русской церкви сепаратную унию. Такая по­пытка имела место при митрополите Иоанне II (1077-1079), к кото­рому обратился папа римский Климент Ш. Митрополит, не вступая в поле­мику, ответил, что не может ре­шиться на та­кой шаг без благословения патри­арха и митрополитов греческой церкви.

Известно и о проникновении на Русь еретических учений. В 1123 г. бол­гарский про­повед­ник Димитр проповедовал на Руси ересь богомилов – бол­гарских еретиков, отри­цавших церковное устройство. Он был схвачен, при­ведён к митрополиту Никите, который допро­сил его и отправил под надзор в город Оседлец.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.