Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренний водный транспорт




Морской транспорт

 

За истекшее столетие этот вид транспорта претерпел коренные изменения, его роль в мировой экономике весьма усилилась, так как он обеспечивает не только развитие хозяйственных связей, но и пространственную экспансию экономической деятельности.

В количественном отношении чрезвычайно высокими темпами рос общий мировой тоннаж, который увеличился с 28,6 млн. т. в начале столетия до 81,6 млн. т. в 1950 г., а затем до 514,5 млн. т. к 2000 г. Доля развивающихся стран в мировом тоннаже возросла за последние 20 лет ХХ века почти вдвое. Особенно быстро растет флот КНР и Южной Кореи.

Вместе с тем происходит специализация тоннажа. Уже в первой половине ХХ века появляются первые специализированные суда – танкеры, а затем и рефрижераторы. В 60-х гг. возник флот для перевозки массовых сухогрузов, а в 1980 г. он составил уже около ¼ всего мирового тоннажа. Удельный вес танкеров в середине столетия достиг 1/5 всего флота, а к 1980 г. увеличился до 42%.

В последние десятилетия осуществляются попытки использовать на флоте атомную энергию.

В дальнейшем танкеры и балкеры удерживают свои позиции. К 2000 г. доля наливного тоннажа остается равной 42%, а балкерного – 33% общемирового. В целом массовогрузный тоннаж в совокупности составляет 75% мирового торгового флота. остальные 25% представляют тоннаж, занятый перевозками генеральных (по существу промышленных) грузов.

Контейнеризация на морском транспорте не только способствовала более быстрой, дешевой и сохранной перевозке промышленных товаров, но и позволила перейти к прямым перевозкам грузов с использованием в одном («смешанном») процессе наряду с морским и других видов транспорта – железнодорожного, автомобильного, речного.

В середине столетия (1950 г.) объем мировых морских перевозок достиг 525 млн. т., в 1960 г. – 1 млрд. т. Далее: в 1970 г. – 2,6 млрд. т.; в 1980 – 3,7; в 1990 – 4; в 2000 г. – более 5 млрд. т.

Однако к началу XXI века основные показатели работы морского транспорта свидетельствовали о замедлении его развития. Ослабление спроса на морские перевозки прогнозируется и на ближайшие десятилетия. Соответственно рост морского торгового флота будет тормозиться.

Основные перемены выразятся в рационализации перевозок, в поисках путей снижения затрат, использовании более целесообразных направлений. Особое значение будет придаваться соблюдению экологических стандартов и нормативов.

 

 

Развитие этого вида транспорта, зародившегося еще в древности, определялось прежде всего природными условиями, а именно наличием пригодной речной сети. Постепенно усилилась роль искусственных сооружений – каналов и т.п. Возросло и значение дноуглубительных и иных работ по улучшению условий судоходства на внутренних водных трассах.

Наибольшее протяжение всех внутренних водных путей приходится на Южную Америку (около 1/3 речных путей мира); более ¼ общей длины водных путей всего мира расположено на территории России и бывших республик СССР. Затем следуют Северная Америка, Восточная Европа, Китай. Наибольшая густота перевозок – на главных судоходных магистралях США (Миссисипи, Огайо, каналы Великих озер) и ФРГ (Рейн).

В целом в мире внутренний водный транспорт постепенно теряет свои позиции. Общая протяженность внутренних водных транспортных путей имеет тенденцию к сокращению. В пассажироперевозках речной транспорт все больше ориентируется на круизно-туристические цели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.