Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционные теории международной торговли. Концепции абсолютных и относительных преимуществ. Теория Хекшера-Олина




Теории и закономерности международной торговли.

ТЕМА 4.

 

Традиционные теории международной торговли. Теория сравнительного преимущества как классическое обоснование свободы международной торговли: концепция абсолютных преимуществ А.Смита (графический анализ); концепция сравнительных издержек Д.Рикардо (графический анализ). Торговля в условиях роста вмененных издержек: выпуклая кривая производственных возможностей (графический анализ). Теория международной торговли Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева и развитие теории Хекшера-Олина.

Альтернативные теории международной торговли: теория жизненного цикла продукта Р.Вернона, теория эффекта масштаба (графический анализ); теория конкурентных преимуществ М.Портера.

Взаимодействие спроса и предложения: формирование мировой цены.

Выигрыш от внешней торговли и распределение доходов. Определение мировой цены и объемов торговли; торговля и интересы потребителей; торговля и интересы производителей; чистый выигрыш от мировой торговли стран-импортеров и стран-экспортеров (графический анализ). Условия торговли. Изменение спроса на факторы производства и их доходов в краткосрочном и долгосрочном периодах. Теорема Столпера-Самуэльсона.

Основные тенденции современной международной торговли. Внешняя торговля РБ: основные направления.

 

 

Вопросы лекции:

 

1. Традиционные теории международной торговли. Концепции абсолютных и относительных преимуществ. теория Хекшера-Олина.

2. Альтернативные теории международной торговли. Вклад М.Портера в развитие теории конкурентных преимуществ.

3. Взаимодействие спрос а и предложения на мировом рынке и формирование мировой цены.

4. Выигрыш от внешней торговли. Торговля и интересы стран-импортеров и стран-экспортеров.

5. Распределение доходов в кратко- и долгосрочном периодах. Теорема Столпера-Самуэльсона.

 

 

Отправным пунктом теории А.Смита было утверждение, что богатство нации зависит не только и даже не столько от накопленного запаса благородных металлов, сколько от потенциальных возможностей экономики производить конечные товары и услуги. Поэтому важнейшей задачей правительства становится не накопление золота и серебра, а осуществление мер по развитию производства на основе кооперации и разделения труда.

А. Смит подчеркивает решающее значение общественного разделения труда для экономического роста. При этом он обращает особое внимание на то, что разделение труда между странами, их специализация и вытекающий отсюда международный обмен товарами и услугами несут торгующим странам несомненные выгоды и способствуют их внутреннему экономическому развитию с наименьшими издержками. В «Богатстве народов» Смит пишет: «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пытается сшить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пытается сам сшить себе одежду, а покупает ее у портного… То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если иностранное государство может поставлять нам товар дешевле, чем мы можем изготовить его, лучше покупать его там в обмен на некоторую долю продукции нашей промышленности, в которой мы обладаем некоторым преимуществом».

Теория внешней торговли А.Смита основана на многочисленных допущениях. Он принимает как аксиому, что:

  • единственным фактором производства является труд;
  • имеет место полная занятость, т.е. все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров;
  • в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами;
  • издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар;
  • цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого;
  • транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю;
  • внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций.

 

На основании этих допущений строится концепция абсолютных преимуществ, отстаивающая выгодность взаимной международной торговли.

Рассмотрим условный пример:

Пусть страны Х и У производят, используя все свои внутренние ресурсы, только два товара - "а" и "b". При этом все производители внутри стран могут производить, а потребители - потреблять лишь эти два товара. Предположим, что за 1 час труда в стране Х производится 50 единиц товара "a" или 25 единиц товара "b". В таком случае при обмене внутри страны устанавливаются пропорции: за 1 ед. товара "b" - 2 ед. товара"а", или: за 1 ед. товара "а" - 0,5 ед. товара "b".

В стране Y за 1 час труда производится 40 единиц товара "а" или 100 единиц товара "b". Внутренние пропорции обмена: за 1 ед. товара "а" - 2,5 ед. товара "b", или: за 1 ед. товара "b" - 0,4 ед. товара "а".

Данные условного примера можно представить в таблице:

 

 

Таблица 1.

Случай абсолютного преимущества

 

  Товар "а" (производ ство за час) Товар "b" (производ- ство за час)
Страна Х 50 единиц 25 единиц
Страна Y 40 единиц 100 единиц

 

Из примера очевидно, что страна Х имеет абсолютное преимущество перед страной Y по производству товара "а" (50>40), а страна Y - абсолютное преимущество перед страной Х по производству товара "b" (100>25).

Пропорции обмена для страны Х:

1а = 0,5b

1b = 2а

 

Пропорции обмена для страны Y:

1а = 2,5 b

1b = 0,4 а

Страны могут реализовать свои абсолютные преимущества через международную торговлю: стране Х выгодно экспортировать товар "а", а стране Y - товар "b" на рынки друг друга.

Очевидно, что производственные возможности стран Х и У разные. За 1 час труда страна Х производит товара «а» на 10 единиц больше, чем страна У, а страна У производит больше товара «в» на 75 единиц, чем страна Х. Здесь весьма существенным (и для данной концепции определяющим) является тот факт, что сравниваются абсолютные количества товаров в разных странах, производимые за один и тот же временной промежуток.

Второй существенный момент заключается в следующем: из двух (в данном примере) товаров каждая страна имеет абсолютное преимущество (т.е. производит в большем количестве) лишь по одному товару, а по другому товару преимущества должна иметь другая страна. Только при этих двух условиях концепция абсолютных преимуществ может объяснить взаимовыгодность внешней торговли.

В данном примере видно, что в стране Х производительность труда при производстве товара «а» выше, чем при производстве товара «в», а в стране У – наоборот. Это значит, что мы можем определить предельную норму технологического замещения при увеличении производства товара «в» за счет сокращения производства товара «а». Для теории абсолютных преимуществ этот момент имеет значение лишь в том смысле, что позволяет определить границы, в которых устанавливается цена на товары «а» и «в» при их экспорте-импорте. Эти границы будут следующими:

0,5 в < мировая цена «а» < 2,5 в

0,4 а < мировая цена «в» < 2 а.

Любая цена в этих пределах позволяет экспортерам товаров и их потребителям (которые будут в данном случае импортерами) получать дополнительные выгоды.

Если предположить, что страна Х станет полностью специализироваться на производстве товара «а», а страна У – товара «в», то можно показать выгоды потребителей от внешней торговли. Например, пусть до международной торговли в стране Х потреблялось (и, соответственно, производилось) 20 единиц товара «а» и 15 единиц товара «в». После установления торговых отношений со страной У установилась цена на уровне:

1а = 1b

Эта цена соответствует условиям взаимовыгодности международной торговли. В таком случае страна Х будет производить 50 единиц товара «а», часть из которых она оставит для внутреннего потребления, а часть будет экспортировать в страну У в обмен на товар «в», который она сама уже не производит. Если предположить, что страна Х будет экспортировать 20 единиц товара «а», то она сможет по установившейся цене (1а = 1b) получить в обмен также 20 единиц товара «в». Соответственно, из пятидесяти произведенных единиц товара «а» для внутреннего потребления в стране Х останется 30 единиц (50-20=30).

Аналогично расширяется и внутреннее потребление в стране У. Таким образом, в результате мировой торговли страны, не меняя своих производственных возможностей, могут расширить внутреннее потребление обоих товаров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.