КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нетарифные методы ограничения международной торговли
III. Эффект для государства II. Выигрыш потребителей I. Проигрыш производителей Если внутренняя цена равна мировой (Pd = Pw), то объем экспорта составит [Q1; Q2]. Общий объем производства равен Q2. Введение таможенной пошлины делает экспорт менее прибыльным, поэтому производители увеличивают продажи на внутреннем рынке с Q1 до Q3. Это приводит к снижению внутренней цены Pd на величину тарифа (Pd2). Одновременно сокращаются объемы производства до Q4. Объем экспорта снижается до [Q3; Q4]. Общий проигрыш составит (a + b + c + d + e). Снижение внутренней цены стимулирует возрастание внутреннего потребления с Q1 до Q3. Объем дополнительного выигрыша составит (а + в). Доход государства от введения экспортного таможенного тарифа составит (Q4-Q3)•T = d. Однако в целом для страны объем выигрыша (a + b + d) меньше объема проигрыша (a + b + c + d + e). Чистый проигрыш составит (с + е). В данном случае основные потери несут производители экспортируемого товара. Таким образом, введение как импортных так и экспортных тарифов имеет больше отрицательных последствий, чем положительных. Тем не менее, различные страны их используют с целью достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания занятости, создания новых конкурентоспособных отраслей, пополнения доходной части бюджета и др.
Тарифные метода торговли являются преобладающими, однако в последнее время их роль снижается, вместе с этим возрастает значение нетарифных торговых барьеров. Нетарифные методы регулирования международной торговли подразделяются на количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной оценке и поэтому плохо отражены в статистике. Именно это качество нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Нетарифные ограничения практически не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией. Количественные ограничения Количественные ограничения — административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. I. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. По направленности действия квоты разделяются на: · экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов); · импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. По охвату действия квоты делятся на: · глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны импортируется или в какую страну он экспортируется. · индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Кроме того, по причинам введения выделяют квоты: · общие, определяемые для государственных нужд; · естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.; · исключительные, вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств. II. Лицензирование. Предполагает выдачу хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций. Лицензии могут быть: · разовые – выдаваемые под осуществление конкретной экспортно-импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней; · генеральные – выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок. Предприятие при этом вносится в государственный реестр. · глобальные лицензии — разрешения ввезти или вывезти товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости; · автоматические лицензии — разрешения, выдаваемые немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом. Механизмы распределения лицензий разнообразны. В мировой практике используется открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. При открытом конкурсе лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую цену; аукционная продажа позволяет внести конкуренцию в процесс распределения лицензий, дает возможность получить государству доход от их продажи. Система явных предпочтений означает их предоставление правительством наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. Затратным методом распределения лицензий является их передача в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, квалифицированного персонала и других ресурсов. III.Эмбарго. Это полный запрет на проведение экспортно-импортных операций. Может распространяться на определенные страны или в отношении отдельных видов продукции. IV. «Добровольное» экспортное ограничение (ДЭО). Это форма самоограничения поставок, фактически навязываемая иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышении цен. Финансовые методы. В практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров. I.Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. 1.По характеру выплат субсидии делятся на: · прямые, непосредственно выплачиваемые государством его экспортерам в различных формах: – выплата надбавок (премий) за экспорт, – возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами (если первая выше), – финансирование государством некоторых затрат экспортера (на исследование внешних рынков, проведение научно-исследовательских работ, льготные транспортные тарифы и др.); · косвенные, предоставляемые посредством участия в капитале предприятий, взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им доходов в иных сферах: налогообложении, кредитовании, страховании. 2.По видам субсидии бывают: · Внутренняя субсидия - бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается. Рост цены обусловливает увеличение предложения и сокращение спроса. В результате потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш. · Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. II.Экспортное кредитование — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Экспортное кредитование может иметь форму: · субсидированных кредитов национальным экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной; · государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит); · страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером). III. Демпинг — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм. · Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. · Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. · Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют. · Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины. Антидемпинговая пошлина — временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга. IV. Валютный контроль. Направлен на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами национального законодательства, регулирующего валютные операции, и выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте. Он предполагает установление ограничений на количество валюты, которое может получить экспортер (финансовые квоты), ограничений на количество валюты, которое может вывозить из страны ее гражданин, совершающий зарубежную поездку, ограничений на объем иностранных инвестиций в экономику. Методы скрытого протекционизма Существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. I.Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. II.Внутренние налоги и сборы — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). III.Политика в рамках государственных закупок — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. IV.Требование о содержании местных компонентов — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |