Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поликлиника




Особенности планировки специализированных отделений.

К планировке специализированных отделений в виду особенности лечения, диагностики и обслуживания больных предъявляются следующие требования:

В отделении офтальмологии необходимо предусматривать: наличие непрерывного поручня по пути следования пациентов; компактность размещения мебели и бытового оборудования, предназначенного для больных.

В отделении для выздоравливающих для активизации деятельности больных необходимо обеспечить: зоны и оборудование для физических занятий, трудотерапии, водных процедур, воздушных процедур, социально-культурной деятельности, увеличение графиков движения пациентов.

В ряде отделений, где большинство пациентов имеет дефекты внешности (дерматологии, челюстно-лицевой хирургии и др.) должна предусматриваться иллюзия замкнутости, изоляции от постороннего наблюдения.

В ортопедо-травматологических отделениях и отделении восстановительного лечения ортопедического и неврологического профиля следует предусматривать устройство поручней в палатах и коридорах, лечебных кабинетах, расставлять оборудование с учетом возможности проезда на креслах-колясках, проектировать санитарные узлы (не менее 1 на 15 коек) с возможностью использования больными, перемещающимися на креслах-колясках. В помещениях, где находятся больные психиатрических отделений, окна должны быть застеклены сталинитом, в палатах не устанавливаются умывальники. Двери помещений оборудуются специальными запорами. Санитарно-техническое оборудование не должно иметь выступающих частей, а санитарно-техническая арматура должна быть недоступна для больных. В качестве нагревательных приборов предусматриваются панели. Светильники устанавливаются только потолочные, закрытые.

Поликлиническое отделение по санитарным и эпидемиологическим показателям рациональнее изолировать от стационара и размещать в отдельном здании. Однако допускается размещение поликлиники и в одном здании со стационаром. Основными помещениями поликлиники являются врачебные, лечебно-диагностические кабинеты, регистратура, вестибюль с гардеробной для больных. По характеру оборудования кабинеты делятся на кабинеты общего типа площадью 12 м2 и специализированные кабинеты площадью 16-18 м2. Ожидальни проектируются из расчета 1,2 м на каждого больного, ожидающего прием. Изолированные ожидальни устраиваются при акушерско-гинекологическом, туберкулезном и кожно-венерологическом кабинетах. Инфекционный кабинет должен иметь изолированный вход. Детское поликлиническое отделение изолируется от взрослого. Поступление детей осуществляется через фильтр (кабинет предварительного осмотра), в котором измеряют температуру и проводят первоначальное обследование. Дети с признаками острого заразного заболевания направляются в боксированное отделение, без признаков острого заболевания и с нормальной температурой направляются из фильтра в общее отделение. Ожидальную в детских отделениях не рекомендуется устраивать в виде общего большого зала, лучше устраивать ожидальни на небольшое количество ожидающих (не более 4 на один кабинет) из расчета 1,4 м2 на каждого взрослого с ребенком.

1.3. Требования к внутренней отделке помещений.

Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением. Поверхность стен, перегородок и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и дезинфекции.

Все применяемые материалы для внутренней отделки помещений, воздуховодов, вентиляционных систем, а также фильтров должны быть только из числа разрешенных органами и учреждениями санэпидемслужбы.

Стены палат, кабинетов врачей, холлов, вестибюлей, столовых, физиотерапевтических и других лечебно-диагностических кабинетов с сухим режимом рекомендуется окрашивать силикатными красками (при необходимости - в сочетании с масляными). Для отделки потолков в этих помещениях может применяться известковая или водоэмульсионная побелка; полы должны обладать повышенными теплоизоляционными свойствами (паркет, паркетная доска, деревянные полы, окрашенные масляной краской). В вестибюлях следует делать полы устойчивые к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и т.д.).

В помещениях с влажным режимом работы, а также подвергающихся влажной текущей дезинфекции (операционные, перевязочные, родовые, предоперационные, наркозные, процедурные и др. аналогичные помещения, а также ванные, душевые, санитарные узлы, клизменные, помещения для хранения и разборки грязного белья и др.) стены следует облицовывать глазурованной плиткой и другими влагостойкими материалами на полную высоту. Для покрытия полов следует применять водонепроницаемые материалы. Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть безискровые, антистатические(в соответствии с РТМ 42-2-4-80). Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими (масляными и другими) красками.

Линолеумные покрытия полов в лечебных учреждениях не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть тщательно пропаяны. Края линолеума у стен должны быть подведены под плинтуса, которые должны быть плотно закреплены (без щелей между стеной и полом.)

В местах установки раковины и других сантехприборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны.

Отделка помещений, связанных с работой с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, рентгенкабинетов, кабинетов электросветолечения, зубоврачебных, офтальмологических кабинетов, клинических и биохимических лабораторий и других функциональных помещений, специфика работы которых требует специальных условий, должна быть выполнена в соответствии с требованиями к этим помещениям, изложенным в соответствующих «Санитарных правилах», «Инструкциях по эксплуатации», а также с действующими ГОСТами, отраслевыми стандартами, ТУ.

Применение подвесных потолков различных конструкций допускается только в помещениях, не требующих соблюдения противоэпидемического, дезинфекционного режима, асептики и антисептики; вестибюли, коридоры, холлы и другие подсобные помещения, непосредственно не примыкающие к операционным, родовым, перевязочным, процедурным, палатам, и другим аналогичным помещениям. При этом конструкции и материалы подвесных потолков должны обеспечивать возможность проведения их уборки и очистки, дезинфекции.

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ, МЕДИЦИНСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ДРУГОМУ ОБОРУДОВАНИЮ, МЕБЕЛИ, ИНВЕНТАРЮ.

Все вновь строящиеся и действующие больницы, родильные дома и другие стационары должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением, теплоснабжением, вентиляцией (при необходимости системами кондиционирования воздуха) и подключены к действующим в данном населенном пункте электрическим, телефонным сетям и другим инженерным коммуникациям. Здания высотой 2-х и более этажей должны быть оборудованы лифтами, мусоропроводами с мусорокамерой, подъемными устройствами. При необходимости оборудуются централизованные (вакуумные и др.)., мусороудаляющие установки и другие средства механизации.

Очистка и обеззараживание сточных вод от больниц и других стационаров, в т.ч. инфекционных, должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других канализационных очистных сооружений, сточные воды больниц и других стационаров должны подвергаться очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях больницы или других стационаров с полной биологической очисткой.

Специфические (послеоперационные, патологоанатомические и др.) больничные отходы подлежат обязательному централизованному сжиганию в специальных печах.

Для вновь строящихся лечебно-профилактических учреждений, а также подвергающихся реконструкции на случай выхода из строя или профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное (аварийное) горячее водоснабжение; для существующих учреждений - в качестве аварийного установлены электроводогрейные устройства непрерывного действия в санпропускниках, предоперационных и родовых залах, процедурных, отделениях новорожденных и детей до 1 года, ванных, санитарных комнатах, моечных, буфетах, буфетах-раздаточных, пищеблоках и других функциональных помещениях, требующих особого санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима.

Все имеющееся в лечебном стационаре или родильном доме медицинское, техническое, санитарно-техническое, инженерное и другое оборудование, мебель и инвентарь должны соответствовать действующим техническим условиям и стандартам, находиться в исправном состоянии, иметь гигиеническое покрытие (окраску, облицовку), обеспечивающие возможность и доступность проведения влажной уборки и дезинфекции. Вышедшее из строя, неисправное оборудование, мебель, инвентарь подлежат немедленной замене или ремонту, а пришедшее в негодность -своевременному списанию. Использование неисправного или имеющего дефекты оборудования, мебели и инвентаря не допускается. Хранение неиспользованного оборудования, мебели и инвентаря должно осуществляться в кладовых.

Санитарно-технические приборы и устройства (краны, раковины, ванны, унитазы, писсуары и др.) должны находится в исправном состоянии, очищаться от ржавчины и других наслоений, не должны иметь трещин или других дефектов. Неисправные приборы подлежат срочной замене.

Туалеты для больных в отделениях должны быть оборудованы кабинами, вешалками, электросушильными устройствами для рук, зеркалами. В уборных женских палатных секций должна быть оборудована кабина гигиены женщин с восходящим душем.

В палатах для больных (в том числе в детских палатах и палатах новорожденных), врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в шлюзах боксов и полубоксов, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в детских палатах не должна превышать 37о С. Перевязочные, родовые залы, предоперационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживаемого медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой локтевых кранов со смесителями. В инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических отделениях необходимо наряду с указанными помещениями, устанавливать умывальники с локтевыми кранами в шлюзах боксов, полубоксов и туалетах для персонала, а также оборудовать педальные спуски для смывных бачков во всех туалетах.

В палатах новорожденных устанавливаются раковины с широкой чашей и со смесителями, обеспечивающими удобство для подмывания детей.

Санитарные комнаты палатных отделений должны быть оборудованы средствами малой механизации для обработки и сушки суден, клеенок и пр.

Количество санитарных приборов для больных в палатных отделениях соматических больниц следует принимать из расчета - 1 прибор на 15 человек в мужских уборных и на 10 человек - в женских, но не менее 1 прибора. Количество писсуаров в мужских уборных должно быть равно количеству унитазов.

В санитарно-бытовых помещениях для обслуживающего персонала следует принимать:

а) количество санитарных приборов для персонала отделения - из расчета не менее 2-х приборов на женщин и 1-го прибора для мужчин;

б) количество душевых кабин - из расчета: 1 душевая кабина на 10 человек в инфекционных и туберкулезных отделениях, а в остальных отделениях - 1 душевая кабина на 15 человек, работающих в наибольшей смене среднего и младшего персонала. При меньшем числе персонала следует предусматривать 1 душевую кабину на отделение.

В операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) следует проектировать каждый в составе двух смежных помещений - раздевальной и одевальной с душем. Душевые (из расчета 1 кабина в каждом санпропускнике на 2-4 операционные) должны быть размещены таким образом, чтобы проход через них был на выходе.

В акушерских обсервационных приемных и детских отделениях должны быть оборудованы санпропускники для персонала с гардеробной и душевыми из расчета 1 душевая кабина на 5 человек.

В палатах больничные койки должны быть установлены в строгом соответствии с гигиеническими нормативами на 1 койку, но не более 4 коек. Койки в палатах следует размещать рядами параллельно стенам с окнами. Расстояние от коек до стен с окнами должно быть не менее 0,9 м. Расстояние между торцами коек в четырехкоечных палатах, а также между торцами коек и стеной в 2-3 коечных палатах быть не менее 1,2 м.

Расстояние между сторонами коек должно быть не менее 0,8 м, а в детских палатах восстановительного лечения - не менее 1,2 м.

В палатах должны быть в наличии прикроватные тумбочки и стулья по числу коек.

Каждое отделение должно быть оснащено средствами малой механизации (каталками, креслами-каталками, тележками для транспортировки лекарств, белья, пищи и т.д.) в необходимом количестве в зависимости от профиля отделения.

Кладовые для хранения белья в отделениях оборудуются полками с гигиеническим покрытием, доступным для влажной уборки и дезинфекции. Общие бельевые оборудуются стеллажами, а также столами для подбор ки и сортировки белья, а при необходимости, приемными люками для белья с пандусами или подъемными механизмами.

Самостоятельная работа студентов.

1. Рассмотрение типового проекта больницы и санитарная экспертиза проекта проводится в соответствии с методикой, изложенной в «Руководстве к лабораторным занятиям по гигиене» под. ред. Ю.П.Пивоварова и соавт. М.,1983, с.59-92.

2. Решение ситуационных задач по оценке санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов больниц.

Схема 1. Гигиеническая оценка структуры, планировки больниц

Гигиенические требования к размещению больниц и планировке земельного участка  
Вид предприятия Место расположения больницы Планировка больничного участка    
наличие санитарно-защитной зоны удаленность от источников загрязнения воздуха, шума и т.д.   система застройки блочная централизованная децентрализованная смешанная
соблюдение ПДК наличие подъездных путей зонирование участка лечебных неинф. лечебных инфекц. хоз. двор зел. насаждения.  
наличие зеленых насаждений   процент застройки  
  процент озеленения    
Особенности внутренней планировки основных подразделений больницы (схема 3) изолированность корпусов    
    число въездов на участок  

Схема 2.

Гигиеническая оценка санитарного благоустройства больниц

 

Элементы санитарного благоустройства больниц  
Водоснабжение   Сбор, удаление и обезвреживание жидких и твердых отходов   Вентиляция Отопление (виды)
система- централизованная   канализация естественная искусственная водяное
общегородской водопровод местный водопровод из арт. скважины   поля орошения поля фильтрации мусоросжигательные печи   кратность воздухообмена сбалансированность притока и вытяжки воздушное
Водопотребление нормы водопотребления   коммунальные очистные сооружения   опер. блок, родовая     бокс   палата лучистое
Требования к качеству воды   ГОСТ        
Методы улучшения качества воды            
                 

 

 

Схема 3.

Особенности внутренней планировки основных подразделений больниц.


Приемное отделение Палатное отделение Операционный блок   Акушерское отделение Детское отделение Инфекционное отделение
Общие требования: изолирование приема и выписки; поточность; сан. обр. больных Тип отделен. однокорпусное двухкорпусное компактное изолированный наличие физиол. и обсервац. отделений режим работы, в т. ч. повозрастное деление палат и отделений площадь на одну койку устройство отделений: боксы полубоксы боксированные палаты    
Особенности приема в отделения:   Число секций (1 секция -30 коек) разделение на чистые и гнойные одномомент. закладка послерод. палат обраб. УФ и др. дез. ср-вами Сантехнические устройства: вентиляция освещение  
Акушерское   фильтр   изолированные приемные отделения для чистого и обсерв. акушерских отделений Площадь, кубатура на 1 койку соблюдение асептики   набор помещений: веранды; комнаты матери; боксы; боксир. палаты. Сан-пропускник для персонала  
Детское и инфекционное: приемно- смотровые боксы Лечебно-вспомогательные помещения режим работы вентиляция сан. пропускник для персонала режим работы    
  ориентация   санпропускник для персонала    
    освещенность        
                 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Современные гигиенические проблемы больничного строительства

2. Гигиенические требования к размещению больниц в населенных пунктах.

3. Гигиенические требования к выбору земельного участка для строительства больницы.

4. Факторы, определяющие площадь земельного участка лечебного учреждения.

5. Гигиенические требования к планировке земельного участка больниц.

6. Системы застройки больниц, их гигиеническая характеристика.

7. Гигиенические основы объемно-планировочных решений лечебных учреждений.

8. Планировка приемного отделения и помещений для выписки больных.

9. Группы помещений, входящих в состав палатной секции, их планировка и функциональные связи.

10. Гигиенические требования к палатам неинфекционных отделений для взрослых.

11. Особенности планировки хирургического отделения.

12. Акушерско-гинекологическое отделение, особенности планировки и режима работы.

13. Гигиенические требования к планировке детского неинфекционного отделения.

14. Гигиенические требования к инфекционным отделениям больниц.

15. Гигиенические требования к поликлиническому отделению.

16. Программа санитарной экспертизы проекта больницы.

Тема 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ БОЛЬНИЦ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТОПЛЕНИЮ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ:

Температура, влажность, подвижность, барометрическое давление воздуха, мощность тепловых потоков являются основными метеорологическими элементами, характеризующими в совокупности физические свойства воздушной среды - микроклимат в помещениях. Микроклиматические условия в лечебно-профилактических учреждениях имеют важное значение в общем комплексе лечебных мероприятий. Для врача сведения о микроклимате помещений необходимы для оценки условий пребывания больных в лечебных учреждениях и оценки условий труда на рабочих местах сотрудников, поскольку микроклимат оказывает влияние на тепловое равновесие и нормальное функционирование различных органов и систем организма как здорового человека, так и больного.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Углубить теоретические знания о физиолого-гигиеническом значении комплексного влияния физических факторов воздушной среды на процессы терморегуляции. Освоить методы изучения и гигиенической оценки комплексного действия метеофакторов на организм.

2. Получить представление о гигиенических требованиях к температурно-влажностному режиму и системе отопления больниц.

3. Освоить методы изучения параметров микроклимата. Научиться давать гигиеническую оценку и разрабатывать мероприятия по оптимизации микроклиматических условий в больничных помещениях.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ:

1. Микроклимат закрытого помещения и его влияние на здоровье. Общие гигиенические требования к микроклимату помещений лечебно-профилактических учреждений.

2. Физические свойства воздуха (температура, влажность, подвижность, барометрическое давление) и их физиолого-гигиеническое значение. Гигиенические нормативы микроклиматических факторов для различных помещений больниц.

3. Комплексное влияние метеорологических факторов на теплообмен организма с окружающей средой, его самочувствие и теплоощущение.

4. Гигиенические требования к отоплению.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

Студент должен уметь:

1. Измерить и дать гигиеническую оценку (с учетом комплексного воздействия) микроклиматических факторов помещения:

* средней температуры и температурных перепадов по горизонтали и вертикали помещения;

* абсолютной и относительной влажности воздуха;

* скорости движения воздуха

* тепловой радиации;

* атмосферного давления.

2. Провести определение некоторых терморегуляторных реакций организма: температуры кожи, интенсивности потоотделения.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная: 1. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П.., Козлова Т.А. Общая гигиена. -М., 1985.- С.253-263. 2. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. Гигиена. Киев. -1984. С.31-32, 36-42, 202-207, 209-211, 285, 297-298. 3. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э, Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. -М.-1983.-С.93-99.

Дополнительная: 1. Маненко А.К., Сахновская Н.Н. Гигиена лечебных учреждений.- Киев.-1982.- С.39-54. 2. Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене. (Под ред. Гончарука Р.Д.). -М.: Медицина.-1990.- С.218-322.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

По рекомендуемой литературе и учебному материалу на самоподготовку по данной теме:

I. Усвоить понятие «микроклимат закрытого помещения» и общие гигиенические требования к микроклимату больниц.

II. Усвоить физиолого-гигиеническое значение температуры воздух и ее нормирование для различных помещений больниц. Ознакомиться с устройством приборов для измерения температуры воздуха и правилами ее измерения.

III. Усвоить физиолого-гигиеническое значение влажности воздуха, изучить устройство станционного и аспирационного психрометров и правила работы с ними.

IV. Уяснить физиолого-гигиеническое значение подвижности воздуха, ознакомиться с устройством и правилами работы с анемометрами.

V. Освоить методы изучения и гигиенической оценки комплексного действия метеофакторов на организм (кататермометрия, определение температуры кожи, интенсивности потоотделения, оценка теплового ощущения человека).

VI. Усвоить современные гигиенические требования к отоплению помещений лечебных учреждений.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

2.1. Общие гигиенические требования к микроклимату помещений лечебно-профилактических учреждений.

Термин микроклимат закрытого помещения - собирательное понятие, характеризующее физическое состояние воздушной среды какого-то помещения. Составными элементами микроклимата являются: температура воздуха и ее колебания во времени и в пространстве; влажность воздуха; его подвижность. Кроме того, учитывается температура поверхностей ограждающих конструкций (стен, окон). Все эти составные факторы микроклимата оказывают интегральное влияние на тепловой обмен организма с окружающей средой.

Рис. 1. Влияние микроклимата на организм человека.

МИКРОКЛИМАТ
Нагревающий   Комфортный Охлаждающий
Острое действие (острая гипертермия) Хроническое действие (хроническая гипертермия) Острое действие (острая гипотермия) Хр. действие (хроническая гипотермия)
А. Острая гипертермия (напряжение процессов терморегуляции и ухудшение функционального состояния организма) Хроническая гипертермия, проявляющаяся в поражении ряда физиологических систем: А. Пищевой канал. Нарушение водно-солевого обмена и функции ЦНС ведут к потере аппетита, понижению желудочной секреции, заболеваниям желудка (гипоацидный гастрит, ахилия, учащение острых гастритов) Местное охлаждение А. Обморожения. Б. Местные воспалительные процессы в охлажденной части тела (невралгия, миозиты)   Общее охлаждение А. Генерализованная гипотермия (вплоть до смерти). Б. Умеренная гипотермия. 1. Снижение защитных сил организма в отношении инфекционных агентов (сокращение инкубационного периода). Понижение работоспособности, понижение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам.
Б. Тепловой удар (повышение температуры тела, падение деятельности сердца, потеря сознания) Б. Сердечно-сосудистая система. Расширение сосудов увеличивает нагрузку на сердечную мышцу, отсюда тахикардия, гипертрофия и дистрофия миокарда; ухудшение состояния здоровья у больных с поражением сердца и сосудов. В. Почки. Основное количество жидкости теряется через кожу в виде пота. Моча в связи с этим более концентрированная, В. «Простудные» заболевания, возникающие в результате рефлекторной реакции на воздействие холода (катар верхних дыхательных путей, ангина, нефрит, воспаление среднего уха у детей. 2. Способствует аллергическим заболеваниям (при переохлаждении образуются гистаминоподобные вещества). 3. Снижение работоспособности; увеличение частоты несчастных случаев.  
В. Судорожная болезнь (в случае обильного потения, приводящего к потере большого количества солей и витаминов; явления перегрева и болезненные судороги) при употреблении жесткой воды чаще возникает или обостряется почечно-каменная болезнь Г. Понижение устойчивости организма к отрицательному воздействию других факторов, учащение случаев производственного травматизма (нарушение функции ЦНС), быстрая утомляемость в связи с нарушением кровоснабжения мышц..      
           

 

Микроклимат любого помещения, особенно больничной палаты, должен быть оптимальным. Под оптимальными понимаются такие микроклиматические условия, при которых механизмы терморегуляции организма (в лечебном учреждении организма больного) наименее напряжены, то есть тепловой комфорт обеспечивается наиболее физиологично, без всяких функциональных перегрузок. Компенсаторные возможности больного организма ограничены, а чувствительность к неблагоприятным факторам внешней среды повышена. Следовательно, диапазон колебаний метеофакторов в больнице должен быть меньше, чем в любом помещении, предназначенном для здоровых людей. Кроме того, к поддержанию оп тимального микроклимата в больнице предъявляются более строгие требования, поскольку вследствие отклонения от него напрягаются механизмы терморегуляции организма. Если для здорового человека такое напряжение (только не перенапряжение) допустимо, хотя и не желательно, то для больного в условиях стационара всякие напряжения безусловно вредны и их необходимо исключить вследствие ограниченных возможностей компенсаторных систем больного, его растренированности и повышенной чувствительности. Хорошо известно, что при многих патологических состояниях тепловой обмен организма, с окружающей средой изменен. Нарушается терморегуляция как химическая (теплопродукция), так и физическая (теплоотдача). Например, резко ухудшается теплопродукция у страдающих эндокринными заболеваниями, у лихорадящих, у всех больных, у которых изменен основной или энергетический обмен (онкологических, послеоперационных и др.). Изменения теплоотдачи отмечаются у больных с нарушениями сосудистого тонуса, кровенаполнения сосудов кожи. В жилых помещениях, предназначенных для здоровых людей, микроклиматические условия должны быть динамичными, то есть необходимы колебания метеофакторов в определенном диапазоне. Динамический микроклимат в жилых помещениях необходим для избавления здорового человека от монотонного, однообразного температурного раздражителя, обуславливающего вялость сосудистых реакций и в итоге чрезмерное расслабление, демобилизацию терморегуляторной системы вследствие создания тепличных условий в помещении. В результате снижаются защитные силы организма и возникают простудные заболевания. Динамический микроклимат жилых помещений положительно влияет на адаптационные способности организма благодаря тренирующему воздействию субнормальных раздражителей. Однако это положение о воздействии микроклимата на организм нельзя полностью переносить на больного, а, следовательно, на методические подходы к нормированию микроклимата в лечебных учреждениях. Как и весь лечебный режим, режим микроклимата в больнице должен быть щадящим, а не тренирующим, прежде всего в функциональных подразделениях стационара, предназначенных для тяжелых больных (септических, ожоговых палатах, в послеоперационных и др.). Основная задача - всеми доступными способами лечить их, облегчить в этих подразделениях поддержание гомеостаза организма больного и обеспечить наиоптимальные течения в нем всех процессов. С этой целью и создаются оптимальные микроклиматические условия, чтобы в конце концов помочь больному справиться с недугом. В такой ситуации создавать в больничном учреждении микроклиматические условия для тренировки микроклиматическими факторами механизмов терморегуляции неуместно. Таким образом, при установлении оптимальных параметров микроклимата лечебных учреждений необходимо следующее:

1. Параметры выводить из особенностей терморегуляции организма больного.

2. Требования к оптимальному микроклимату ужесточить.

3. Допустимый диапазон действия микроклиматических факторов сузить.

4. Создать различные оптимальные микроклиматические условия в палатах, предназначенных для больных различного профиля.

5. Индивидуализировать оптимальные параметры микроклимата в зависимости от степени нарушения теплового обмена конкретного больного.

6. Путем оптимизации микроклимата палат способствовать нормализации теплового обмена организма и использовать его как один из лечебных факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.