Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие подходы к исследованию систем управления 1 страница




Рефлексивный подход к ИСУ

Функциональный подход к ИСУ

Ситуационный подход к ИСУ

Процессный подход к ИСУ

Системный подход к ИСУ

Диалектический подход к ИСУ

Общие подходы к исследованию систем управления (ИСУ)

 

Методология, как уже рассматривалось ранее, позволяет опре­делить цели и верные направления в исследовательской деятельности. Она также находит свое воплощение в формулирова­нии исходных гипотез, выборе подхода, принципов и методов ис­следования.

Использование любой методологии определяет применение того или иного подхода к исследованию, обусловливающего установле­ние определенного вида зависимостей, связей и отношений в изу­чаемом объекте.

Под методологией исследования можно понимать взаимосвя­занную совокупность используемых в конкретном исследовании методологических подходов, раскрывающих их принципов, форм и методов исследования, а также основных теоретических поло­жений, в которых на основе этих принципов устанавливаются основные категории и фиксируются определенного вида свой­ства, отношения и зависимости в изучаемом объекте.

 

 

Методология исследования имеет структуру, показанную на рис. 1.3.


Содержание (составляющие) методологии может быть рас­смотрено на трех уровнях отображения действительности:

-философско-мировоззренческом;

-общенаучном;

-конкретно-предметном.

Хотя результаты конкретного исследования обычно отобра­жают действительность на конкретно-предметном уровне, в за­висимости от формулировки исследуемой научной проблемы и глубины ее проработки исследователь вынужден явно или неявно, осознанно или нет, постоянно или время от времени обращаться к более фундаментальным методологическим составляющим: об­щенаучным, а в наиболее затруднительных для научного исследо­вания ситуациях - и к философско-мировоззренческим.

На каждом из уровней отображения действительности можно выделить несколько конкурирующих методологических подходов.

Методологический подход воплощается, прежде всего, в перечне принципов, определяющих, в том числе, основные категории, по­средством которых в теоретических положениях устанавливаются и фиксируются на основе этих принципов определенного вида свойства, отношения и зависимости в изучаемом объекте.

Принцип - основополагающее знание, исходное положение, правило, используемое как основа и сущность действий при осу­ществлении определенной деятельности (в нашем случае - иссле­довательской).

Говоря о различиях методологических подходов, следует иметь в виду, что они могут иметь и общие принципы; кроме того, ис­пользуемые на практике методологические подходы развиваются. Отличается и степень востребованности различных подходов в разных отраслях наук.

Методологические подходы философско-мировоззренческого уровня претендуют на универсальность, общность охвата всех яв­лений. Каждый из них связан с одним или даже несколькими фи­лософскими направлениями.

К наиболее часто используемым методологическим подходам философско-мировоззренческого уровня относятся:

- агностицизм, предполагающий невозможность познания реальной действительности;

- позитивизм, характеризующийся ориентацией на эмпири­ческий базис и ставящий задачей научного исследования лишь описание явлений, но не их объяснение;

- экзистенциализм - одно из иррационалистических направлений, отрицающее возможность объективного раскрытия сущ­ности окружающей действительности («экзистенции» - существования), декларирующее субъективное познание окружающего мира через уяснение смысла собственного существования чело­века;

- диалектический, основанный на законах диалектики (закона единства и взаимодействия противоположностей, и др.).

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результа­тивность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ.

На философско-мировоззренческом уровне отсутствует явное различение принципов и методов, так, диалектический принцип восхождения от абстрактного к конкретному часто называют ме­тодом.

Каждый методологический подход философско-мировоззренческого уровня является основой развивающих и конкретизи­рующих его общенаучных методологических подходов. При этом необходимо иметь в виду более высокую степень опосредованности по отношению к содержательной стороне общенаучных под­ходов по сравнению с философско-мировоззренческими.

К наиболее часто используемым методологическим подходам общенаучного уровня относятся:

Натуралистический подход заключается в стремлении перенести в сферу исследований принципов и методов, ха­рактерных для естественных наук, основанных на количественных методах исследования.

Его частным случаем является механисти­ческий подход к изучению явлений и процессов в СУ, основанный на изучении в объекте только причинно-следственных связей, заключающийся в широком использовании аналогий общества с машиной (механизмом).

Сюда же можно отнести биологический подход, осно­ванный на использовании аналогии общества и человеческого организма, в котором приоритет отдается функциональным связям биологического характера (т.е. таким, как в живых ор­ганизмах).

Метафизический, в котором приоритет отдается связям дви­жения в виде превращения одного из них в другое с последующим возвращением к исходному.

Системный подход подробно рассмотрен в отдельном параграфе 4.3.

Феноменологический подход, считая понимание высшей сте­пенью познания, сосредоточен на способах, которыми люди по­знают сознание других, живя в потоке собственного сознания.

Применительно к социологическим исследованиям говорят о качественном подходе, который в отличие от классической социоло­гии (количественного подхода) концентрирует свое внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик, основывается преимущественно на понимании и ин­терпретации индивидуального, а не описании и объяснении на основе какой-то теории обобщенных данных.

Среди методологических подходов на конкретно-предметном уровне отметим до­статочно общий деятельностный подход, сфокусированный на изу­чении субъект - объектных отношений, целей, средств и результатов деятельности.

Выделяют также такие общие и специфические подходы, как эмпирический, поведенческий, информационный, математический, процессный, ситуационный, функцио­нальный, рефлексивный и другие подходы (подробнее рассматриваются ниже).

Кроме этого подход может быть аспектным, системным и концептуальным.

Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход - предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

По другой классификации подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным.

Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический.

Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результа­тивность, так как от этого во многом зависит направленность и эффективность всех исследовательских работ.

Ошибки в выборе методологии исследования могут существенно повлиять на результаты исследования, его эффективность, привести к неоправданным затратам, либо вообще завести в тупик и не позволят достичь поставленной цели. В любом случае базовой основой процесса исследования явля­ется элемент каждой подсистемы и необходимо изучать его взаимо­связи и взаимодействие с другими элементами в пространстве иво времени.

Рассмотрим более подробно общие подходы к ИСУ.

Эмпирический подход. На основании этого подхода изучает­ся опыт функционирования системы (в прошлом и в настоящем времени).

Такой подход дает возможность применить методы исследования в конкретной ситуации функционирования системы и ее элементов.

При изучении явлений и процессов, проистекающих в органи­зации и в системе управления, необходимо внимательно относиться к использованию тех или других методов, так как какой-то метод, быв­ший эффективным в прошлом, может не соответствовать требовани­ям функционирования системы в настоящем.

Эмпирический подход к исследованию систем управления по­зволяет обобщить результаты исследования и выявить те или иные направления эффективного функционирования организации, и ее сис­темы управления, как в прошлом, так и в настоящем, и спрогнозиро­вать будущее развитие системы. Этот подход позволяет не повторять ошибки прошлого.

Целью поведенческого подхода является создание всех необхо­димых условий для реализации творческих способностей каждо­го сотрудника, для осознания собственной значимости в управ­лении организацией.

Важное значение для менеджеров приобре­тает изучение различных поведенческих подходов, которые ре­комендует общий менеджмент и исследование возможности их применения в процессе анализа организации, в частности, изучение межличностных отношений и группового поведения. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способных понимать и внедрять идеи своего руково­дителя, - важнейшее условие экономического успеха.

Поскольку главным элементом любой системы управления является человек, то изучение системы должно быть сосредоточено на межличностных отношениях, склады­вающихся в процессе ее функционирования.

Изучение межличностных отношений основывается на методах социально-психологических наук. При использовании этого подхода необходимо изучать внутриличностные и межличностные явления и процессы, которые протекают в сис­теме, так как они охватывают весь диапазон - от индивидуума до про­изводственного коллектива во взаимосвязи с культурной средой.

Особое внимание необходимо уделять изучению человеческого факто­ра, т.е. мотиваций личности, поведения, потребностей и интересов. Это изучение дает возможность выявить причины конфликтных ситуаций и социальной напряженности, возникающих в коллективе.

Изучение группового поведения. Этот подход к исследованию тесно взаимодействует с изучением межличностных отношений. В практической деятельности их часто путают. Изучение группового поведения иногда называют изучением организационного поведения.

Под термином «групповое поведение» следует понимать сис­тему отношений в системе управления, которая представляет собой комплекс элементов или организационных механизмов, подверга­ющихся воздействию воззрений, конфликтов, привычек, требований и культурной среды, окружающих производственный коллектив.

Этот подход позволяет выявить, какие факторы способствуют успехам теории и практики управления коллективом.

Социально-технический подход. На эффективность функционирования системы управления оказывают влияние не только соци­альные, но и технические аспекты процесса производства и труда. Практическая производственная и техническая система воздейству­ют на людей, их личное мировоззрение и поведение, поэтому необ­ходимо внимательно изучить взаимодействие людей с технико-техно­логическим окружением, в котором они работают.

Это позволяет выявить факторы, которые оказывают отрица­тельное воздействие на гармоничное взаимодействие людей в процессе производства и труда. На основании анализа полученной информа­ции разрабатывается система мер по совершенствованию технико-техно­логического уровня организации производства и труда и управления.

Подход с позиции принятия решений. Особая роль управленческого решения в эффективности функционирования организации, и ее системы управ­ления, определяется его функциями в процессе управления.

Прежде всего, необходимо отметить направления воздействия решения на всю систему управления. Определяется, как перспективные и текущие за­дачи влияют на развитие системы. При этом решение на основе вы­бора эффективного варианта реализации проблемы оптимизирует цель, приводит ее в соответствие с имеющимися ресурсами.

Кроме того, решение обеспечивает координацию деятельности всех звеньев и орга­нов управления системы, участвующих в реализации решения по про­блеме, а также оказывает мобилизующее воздействие на участников процесса ее разрешения.

При изучении системы управления на основе этого подхода необходимо для выработки решения использовать методы функцио­нального и математического анализа, моделирования.

Информационный подход. Информация играет важную роль в системе управления. Эту роль она может выполнять, если сообще­ния, отчетные данные, другие сведения о явлениях и процессах, протекающих в систе­ме и во внешней среде, отвечают соответствующим требованиям. При совершенствовании системы управления необходимо исследовать ин­формационное обеспечение, потоки движения информации и документо­оборота в системе. Для этого используют информационный подход, а также функциональный анализ и методы кибернетики.

Математический подход позволяет изучить и провести количественную оценку явлений и процессов, которые протекают в сис­теме. На его основе выявляется количественное влияние факторов, их взаимосвязи, и на основе полученной информации определяется при­оритетность целей и средства их достижения.

Математический подход является инструментом нахождения способов установления целей и соизмерения средств их достижения, а также построения модели взаимосвязей и взаимодействия элемен­тов системы при выполнении поставленной задачи.

Комплексный подход - одно из условий изучения и разработ­ки системы мер по совершенствованию системы управления. Для комплексного изучения системы управления используются методо­логии исследования, применяемые в экономике, истории, социологии, психологии, праве и других науках, изучающих явления и процессы.

Комплексный подходпредполагает рассматривать при анализе как внутреннюю, так и внешнюю среду организации. Это озна­чает, что необходимо учитывать не только внутренние факторы, но и внешние - экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и др. Однако, к сожалению, они не всегда принимаются во внимание.

Например, часто со­циальные вопросы при проектировании новых организаций не учитываются вообще либо их решение откладывается. При вне­дрении новой техники не всегда берутся в расчет показатели эргономичности, что приводит к повышению утомляемости ра­бочих, а в итоге - к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должным образом не учитываются социально-психологические аспекты, в частности проблемы мотивации труда.

Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексный подход является необходимым условием при решении задачи анализа организации.

Для исследования функциональных связей информационно­го обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

Под интеграцией понимается объединение субъектов управ­ления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. При таком подходе появ­ляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации, а им поручаются более конкретные задания.

На­пример, управляющая подсистема задает службам и подразделениям организации конкретные показатели их деятельности по качест­ву, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе вы­полнения этих показателей достигаются поставленные цели.

Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта по гори­зонтали требует формирования единой и четкой информацион­ной системы управления, которая должна включать прежде все­го показатели качества и количества затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подго­товки производства, а также показатели собственно производст­ва, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства.

Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обес­печивающую оперативность и гибкость управления.

Интеграция по вертикали представляет собой объединение юридически самостоятельных организаций для наилучшего дости­жения поставленных целей. Это обеспечивается,

во-первых, объе­динением усилий людей, т.е. синергетическим эффектом,

во-вторых, созданием новых научно - экспериментальных баз, внедре­нием новых технологий и нового оборудования.

В свою очередь, создаются условия для улучшения связей по вертикали между фе­деральными, муниципальными органами управления и отдельны­ми организациями, особенно в производственной и социальной сферах деятельности. Такая интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в процессе реализации новых указов, постановлений и другой регламентирующей документации.

Интеграция как таковая дает организациям (предприятиям) дополнительные возможности для повышения их конкуренто­способности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для развития и внедрения новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реали­зации принятых решений.

Применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уров­нях в системе управления - холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений.

Маркетинговый подход предполагает проведение анализа ор­ганизаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе является ориентация управ­ляющей системы на потребителя.

Реализация поставленной це­ли требует, прежде всего, совершенствования деловой стратегии организаций, цель которой - обеспечить своей организации устойчивое конкурентное преимущество. Маркетинговый анализ призван выявить эти конкурентные преимущества и факторы их определяющие.

Как показала практика проведения исследований, к таким факторам относятся:

• качество продукции или услуг;

• качество управления самой организации;

• маркетинговое качество, т.е. свойство товара соответство­вать реальной потребности населения.

При этом важно учитывать конкурентную позицию, т.е. по­зицию исследуемой организации в отрасли на данный период времени, поскольку конкурентная борьба является дорогостоя­щим мероприятием, а рынок характеризуется высокими вход­ными барьерами.

Таким образом, значение маркетингового подхода в том, чтобы обеспечить организацию всей необходимой информаци­ей, знание которой позволит надолго удержать и сохранить свою конкурентную позицию в отрасли.

Инновационный подход основан на умении организации быст­ро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой. Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта. За­лог успешного функционирования любой организации в том, что она должна идти не только вровень с техническим прогрес­сом, но и опережать его.

Внедрение инноватики также требует проведения системного анализа, а именно возможностей организации для внедрения того или иного новшества. Процесс анализа при инновацион­ном подходе весьма сложен и охватывает все стадии жизненного цикла продукта.

1. Анализ возможности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Здесь следует определить, рас­полагает ли данная организация необходимыми финансовыми ресурсами, поскольку расходы на разработку инновационных идей и их внедрение возрастают все интенсивнее.

Как правило, финансирование осуществляется инвестици­онными компаниями, частными и государственными фондами, при этом финансируется определенный проект или новая науч­ная идея.

Финансирование проходит в несколько этапов: снача­ла прикладные исследования, затем опытные разработки и на заключительном этапе финансирование массового производства. Весьма важное значение имеет поиск надежных финансовых инвесторов, поскольку наукоемкое производство таит в себе большую неопределенность. Многие нововведения не доходят до массового производства из-за того, что отвергаются рынком. Кроме того, здесь достаточно велик финансовый риск.

На этой стадии также необходимо выяснить, имеется ли в команде исполнителей специальная группа людей, которая будет заниматься разработкой и реализацией инновационных проек­тов, и какова их профессиональная подготовка.

2. Анализ возможности внедрения в производство результатов НИР и ОКР. Здесь необходимо определить техническую, органи­зационную и экономическую целесообразность внедрения новой техники либо технологии.

3. Анализ возможности вывода нового продукта на рынок. Осо­бую роль в данном случае должен сыграть маркетинговый подход. Необходимо изучить требования рынка, характер продукции по­добного типа, пользующейся спросом, определить, где она про­изводится и в каком количестве.

Немаловажную роль играет и собственная конкурентная по­зиция. Именно на этой стадии анализа должна в наибольшей степени проявить себя деловая (конкурентная) стратегия органи­зации, от которой зависит продолжительность жизни товара - от первых продаж до насыщения спроса и ухода с рынка

При инновационном подходе необходимо помнить: чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возмож­ность изобретателям создавать новые вещи, свободно творить и доводить свои изобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателей необходима определенная свобода твор­чества: право принимать решения и отвечать за конечные ре­зультаты. Управление организации должно быть направлено на поощрение инициативы и предприимчивости изобретений.

Сущность нормативного подхода заключается в следующем. Анализ любой системы управления с целью ее совершенствова­ния связан с учетом совокупности важнейших нормативов, кото­рыми руководствуется в своей деятельности аппарат компании. Это и установленные для каждой отрасли нормативы, например нормы управляемости и нормативы, разрабатываемые самими проектировщиками (Положение об организации, должностные инструкции, штатное расписание и др.). Нормативы могут иметь целевую, функциональную и социальную направленность.

К целевым нормативам относится все то, что обеспечивает реализацию поставленных перед организацией целей. Это, преж­де всего, показатели качества продукции, ресурсоемкость про­дукции, эргономические показатели, показатели надежности, а также технический уровень производства.

К функциональным нормативам относится качество и своевременность проработки планов, четкая организованность подразде­лений, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразде­лении организации.

Нормативы в социальной сфере должны обеспечить оптималь­ные условия для социального развития коллектива. Сюда вклю­чаются показатели (нормативы):

стимулирования и охраны труда;

обеспеченности всех сотрудников необходимыми техниче­скими средствами для успешной работы;

правовые;

экологические

систематического повышения профессионального роста;

хорошей мотивации.

Таким образом, нормативный подход при проведении ана­лиза требует учета всей совокупности нормативов при управле­нии ресурсами, процессом и продуктом. Чем больше будет на­учно обоснованных нормативов по всем аспектам деятельности организации, тем скорее придет успех в достижении постав­ленных целей.

В исследовании систем управления особое значение имеют методологические подходы, позволяющие наиболее объективно, комплексно и системно выявить и оценить имеющиеся проблемы, в частности диалектический, системный (системно-структурный), процессный, ситуационный, функциональный и рефлексивный подходы.

4.2. Диалектический подход к исследованию

 

При исследовании систем управления необходимо использо­вать диалектический подход. Суть его состоит в том, что в процессе функционирования системы все её элементы взаимосвязаны и взаимо­обусловлены. Поэтому изменения, производящиеся в одних элемен­тах, вызывают изменение других элементов системы.

Следовательно, необходимо изучать: всю совокупность параметров и показателей, характеризующих результативность функционирования системы и сис­темы управления в динамике; свойства организационных процессов (адаптацию, саморегулирование и самоорганизацию).

Большая часть изучаемых объектов - ди­намичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействую­щие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

Диалектический подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым за­коном этого учения выступает закон единства и взаимодействия противопо­ложностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом разви­тие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуще­ствляется по спирали. Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопле­ние знаний и достижение с течением времени новых уровней раз­вития.

Помимо закона единства и взаимодействия противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими за­конами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании следующие принципы:

-восхождения от абстрактно­го к конкретному,

-единства анализа и синтеза, логического и истори­ческого,

-выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимо­действия.

Рассматриваемый подход предопределяет необходимость ис­пользования соответствующих принципов:

непрерывного движения и развития всех явлений;

научности, требующий использования всего нового и прогрессивного и обеспечивающий предвидение явлений, возможность использования результатов исследований;

взаимодействия, предполагающего использование разнооб­разных связей, многовариантности, и целостности отображения и исследования явлений;

объективности и достоверности;

противоречивости;

преемственности;

относительности;

исторической определенности.

Диалектический подход к исследованию определяет практика, которая является:

1) основным методологическим инструментом исследования;

2) движущей силой исследования, так как определяет то, что может быть для нее актуальным;

3) важнейшим потребителем результатов исследования;

4) основным критерием истинности результатов исследования.
Существенную значимость при использовании диалектического подхода приобретают исторический и логический методы познания истины.

Диалектический подход к исследованию в связи с его положе­ниями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессив­ным и используется в подавляющей части всех проводимых иссле­дований. По существу, выбор и использование принципов и мето­дов диалектического подхода к исследованию в сочетании с мето­дологическим инструментарием других подходов является в совре­менный период его практической формулой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.