Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие подходы к исследованию систем управления 2 страница




Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.

4.3. Системный подход к исследованию

Системный (системно-структурный) подход - это такое направление методологии науч­ного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

Системный подход, будучи неразрывно связанным с фундамен­тальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и выступает как отдельный методологиче­ский подход. Он предполагает, что объект исследуется как целост­ная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.

В реальных условиях каждый структурный элемент воздействует как на все другие элемен­ты, так и на систему в целом. Такой подход к изучению систем управ­ления создает возможность вскрыть закономерности связей элемен­тов системы, а также их соотношения и субординацию.

В качестве примера можно привести использование системного подхода при проведении К. Марксом известного научного исследо­вания общества как целого, результаты которого он отразил в «Ка­питале». Это одно из первых системных исследований сложной со­циально-экономической системы.

В XX в. в связи с развитием общественных отношений и техни­ки, а также постановкой задач более высокого уровня существенно усложнились подходы для разрешения проблемы в социально-экономических СУ (например, задачи оптимального планирова­ния). Локальные исследования с течением времени уже не могли давать требуемых результатов при решении часто возникающих многообразных комплексных проблем, включающих социальные, технические, организационные, политические и другие аспекты.

Поэтому со второй половины XX в. системный подход стал одним из приоритетных и ведущих среди всех других, а с конца 60-х гг. прочно вошел в научную терминологию под этим наименованием. Ранее его иногда называли «системный анализ», «системно-структурный подход», «системный метод», «общая теория систем», но впоследствии за этими терминами были закреплены более узкие, специфические понятия.

Гносеологической основой (гносеология - раздел философии, изуча­ющий формы и методы научного познания) системного подхода является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л. Берталанфи. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

Трудности изучения системы управления связаны с тем, что наряду с явлениями, поддающимися количественному измерению (на­пример, выбор пути, обеспечивающего наименьшую затрату времени для выполнения какой-либо работы), есть и такие, которые не под­даются количественной оценке. К ним относятся влияние моральных стимулов на повышение производительности труда, значение про­движения по карьерной лестнице и т.п. Оценка этих факторов требует специфических методов, основанных на массовом изучении явлений одного и того же порядка и последующей математической обработке полученной информации. Изучение массовых явлений вызывает не­обходимость проведения социологических исследований.

Рассмотрим основные принципы системного подхода.

1. Целостность. Данный принцип позволяет рассматривать систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения. Это означает наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем - управляющей и управляемой, причем одна подчиняется другой.

3. Структуризация. Реализация этого принципа дает возмож­ность анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность. Этот принцип позволяет использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Как отмечалось выше, при системном подходе важное зна­чение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. «входа», «процесса» и «выхода».

При системном подходе на основе маркетинговых исследо­ваний сначала исследуются параметры «выхода», т.е. вопросы ставятся относительно товаров или услуг: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами и для кого, в какие сроки продавать и по какой цене? Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.

Затем определяются параметры входа, т.е. исследуется по­требность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных). Она выявляется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (техника, технология, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономиче­ской, геополитической, социальной, экологической и др.).

И, наконец, не менее важное значение приобретает исследо­вание параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На данном этапе в зависимости от объекта исследо­вания рассматривается производственная технология либо тех­нология управления, а также пути ее совершенствования и спо­собствующие этому факторы.

Таким образом, системный подход позволяет нам комплекс­но оценить любую производственно-хозяйственную деятель­ность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода по­зволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Главной особенностью системного подхода является то, что он требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать общность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. Все это формирует особый метод мышления, позволяющий гибко реагировать на изменения обстановки и принимать обоснованные решения.

Применительно к исследованию организаций системный подход предусматривает:

• рассмотрение всей организации как некоторой целостности - системы, состоящей из относительно обособленных взаимодейст­вующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;

• рассмотрение организации как открытой многоцелевой сис­темы, имеющей определенные «рамки» управляющей и управляе­мой (производственной) подсистем, взаимодействующие между со­бой внутреннюю среду и внешнюю среду, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.п.; при этом изменение в одном из элементов любой системы вызыва­ет изменения в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленно­сти всех явлений в природе и обществе;

• всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов систе­мы, ее внутренней и внешней среды, но и генерируемых при этом новых синергетических свойств, обладающих новыми качествами;

• изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, са­моорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п.

Соблюдение каждого из приведенных положений имеет боль­шое значение для реализации системного подхода к исследованию. Однако еще в более значительной мере это зависит от способности или неспособности исследователя мыслить системно, воспринимать внутреннюю среду и внешнюю среду целостно и принимать соот­ветствующие системному подходу решения (например, определять состав элементов, подсистем, подлежащих исследованию выбирать наиболее рациональный метод исследования).

Рассмотрим особенности реализации системного подхода.

Любое исследование предваряет его формулировка, из которой долж­но быть понятно, что нужно делать и на основании чего это делать.

В формулировке задачи исследования надо постараться различить об­щий и частный планы.

Общий план определяет тип задачи - анализ или синтез.

Частный план задачи отражает функциональное предназначение системы и описывает характеристики, подлежащие исследованию.

Конкретность формулировки задачи во многом зависит от знаний ис­следователя и имеющейся информации. Меняется представление о системе, и это приводит к тому, что почти всегда имеются различия между постав­ленной и решаемой задачами. Чтобы они были несущественными, форму­лировка задачи должна корректироваться в процессе ее решения. Измене­ния в основном будут касаться частного плана сформулированной задачи.

Особенностью выделения объекта как системы из окружающей среды является то, что необходимо выбрать такие его элементы, деятельность или свойства которых проявляются в области исследования данного объекта.

Установление внутренней структуры не является операцией только начального этапа исследования, она будет уточ­няться и изменяться по мере проведения исследований. Этот процесс отличает сложные системы от простых, в которых элементы и связи между ними не изменяются в течение всего цикла исследования.

В любой системе каждый элемент ее структуры функционирует исходя из некоторой своей цели. При ее выявлении (или постановке) следует ру­ководствоваться требованием подчиненности общей цели системы. Здесь следует отметить, что частные цели элементов не всегда согласуются с ко­нечными целями самой системы.

Сложные системы, как правило, исследуются на моделях. Целью моде­лирования является определение реакций системы на воздействия, границы функционирования системы, эффективность алгоритмов управления. Мо­дель должна допускать возможность вариаций изменения количества элемен­тов и связей между ними с целью исследования различных вариантов пост­роения системы. Процесс исследования сложных систем носит итеративный характер, и число возможных приближений зависит от априорных знаний о системе и жесткости требований к точности получаемых результатов.

Таким образом, на практике для реализации системного подхода необходимо предусмот­реть выполнение следующей последовательности действий:

- формулировку задачи исследования;

- выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;

- установление внутренней структуры системы и выявление внешних связей;

- определение (или постановка) целей перед элементами исходя из проявляющегося (или ожидаемого) результата всей системы в целом;

- разработку модели системы и проведение на ней исследований.

Данный подход обладает существенными достоинствами по сравнению с другими, например:

1) возможности системного подхода значительно шире для по­знания объекта исследования, в том числе его синергетических свойств;

2) можно декомпозировать любой изучаемый объект с необхо­димой глубиной для достижения цели исследования, что обеспечи­вает выявление всего необходимого для изучения любого относи­тельно неделимого элемента;

3) создается более глубокая схема обоснования и выявления ха­рактера и достоверности связей и отношений в исследуемом объек­те, и при этом формируются предпосылки для поиска новых меха­низмов эффективного функционирования объекта;

4) обусловливается тесная связь с другими методологическими направлениями науки, а при необходимости имеется возможность совместного интегративного применения других методологических подходов, что повышает результативность исследования.

На основе проведенных исследований вырабатываются рекомендации:

- по характеру взаимодействия между системой и окружающей средой;

- по структуре системы, видам организации и типам связей между элементами;

- по закону управления системой.

В настоящее время много работ посвящено системным исследованиям. Все они рассматривают решение системных задач, в которых объект исследований представляется в виде системы.

Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа или системного синтеза.

Задачи системного анализа - определение свойств системы по известной структуре, изучение свойств уже существующего образования.

Зада­чи системного синтеза - определение структуры системы по ее свойствам, т.е. создание новой структуры, которая должна обладать желаемыми свойствами.

Системный анализ и синтез предполагает исследование больших систем, сложных задач. Н.Н. Моисеев отмечает: «Системный анализ... требует диализа сложной информации различной физической природы» [Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.]. Исходя из этого Ф.И. Перегудов определяет, что «системный анализ есть теория и практика улучшающего вмешательства в проблемные ситуации» [Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.].

Главная практическая задача системного подхода в исследовании систем управления состоит в том, чтобы, обнаружив и описав сложность, обосно­вать также дополнительные физически реализуемые связи, которые, будучи наложенными на сложную систему управления, сделали бы ее управляемой в требуемых пределах, сохранив при этом такие области самостоятельности, которые способствуют повышению эффективности системы.

Включенные новые обратные связи должны усилить благоприятные и осла­бить неблагоприятные тенденции поведения системы управления, сохранив и ук­репив ее целенаправленность, но при этом ориентируя ее на интересы надсистемы.

4.4. Процессный подход к исследованию

Процессный подход (процесс - последовательная смена состоя­ний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) извес­тен применительно к управлению в целом.

Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение ком­плекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятель­ности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организовывание и т.д.) Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно вы­полняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис. 4.1). Рис.4.1.

 
 

 


Входы Выходы

 

(информация и пр.) (результаты

преобразования входов)

 

Ресурсы средства, с помощью которых реализуется исследовательский процесс, в т.ч. обеспечение персонала техническими средствами, энергией, помещениями, транспортом и т.п.

 

 


Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно вы­полняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования.

При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем иссле­довательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планирова­нию, организации работ, координации, выполнению работ, регули­рованию, активизации и стимулированию, учету, контролю и ана­лизу), преобразующих входы в выходы и представляет собой про­цессный подход к исследованию СУ.

Технологически процессный подход к исследованию осуществля­ется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (рис. 4.2), однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.

               
 
 
 
 
 
 
 
Результат


А

 
 

 

 


Результат
 
Б

 
 

 


В

 
 
 

 

 


Рис.4.2. Виды процессного подхода к исследованию: А - последовательный; Б – параллельный; В – последовательно-параллельный

 

Преимущество процессного подхода состоит в следующем:

• непрерывности взаимосвязанного проведения исследователь­ских работ;

• получении синергетического исследовательского результата;

• более полном выполнении требований к проведению иссле­дований;

• постоянном улучшении процессов, основанных на объектив­ных результатах исследования.

4.5. Ситуационный подход к исследованию

 

Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа являются конкрет­ные ситуации, широкий диапазон которых существенно влияет на эффективность управления. При таком подходе система управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик.

Объектами анализа в данном случае могут быть:

структура управления - в зависимости от ситуации и на основании проведенных объемных расчетов выбирается структура управления с преобладанием либо вертикаль­ных, либо горизонтальных связей;

методы управления;

стиль руководства - в зависимости от профессионализма, численности и личностных качеств сотрудников выбирает­ся стиль руководства, ориентированный либо на задачи, либо на человеческие отношения;

внешняя и внутренняя среда организации;

стратегия развития организации;

технико-технологические особенности производственного процесса;

под­система управления качеством, затратами и др.

Однако, в ряде воз­никших ситуаций, объектом исследования может быть и СУ в целом.

В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обуслов­ленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснован­ные управленческие решения.

Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изме­нениями на рынках, необходимостью срочного заключения кон­тракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п.

В условиях конкуренции цена за­держки в проведении исследования и принятия последующего ре­шения по его результатам даже правильных управленческих реше­ний может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.

В этих случаях и следует использовать ситуационный подходк исследованию СУ, сущность которого, как уже отмечалось, заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов «моментальных фотографий» управленческой деятельности организации и ее отношений с внеш­ней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследова­ния должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.

В общем случае ситуационный подход к исследованию методо­логически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в тео­рию управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.