КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование и проектирование целей управления
Классификация и состав методов исследования
Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования. Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования. В основе любых методов исследования СУ лежат определенные принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам - основаниям, которые представлены ниже. Так, все многообразие методов можно условно разделить по: философскому подходу - на всеобщие (методы материалистической диалектики), общие (теоретические, эмпирические) и частные; по сложности - на простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов); по охвату явлений - на общие и частные; по области применения - на физические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п.; по точности результатов использования - на достоверные и вероятностные; поструктуре - на алгоритмические и эвристические; по содержанию - на математические, статистические, экономические, экономико-статистические, технические, технико-экономические, параметрические, экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические, интуитивно-логические, измерительные и др.; по стадиям исследования - на подготовительные, исследовательско - проектные, внедренческие; понаправлениям использования - на методы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации, формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений, в частности: - методы обследования (сбора данных ) - самообследование, интервьюирование, беседа, фотография рабочего дня, анкетирование, изучение документов, функционально-стоимостной анализ, активное наблюдение в течение рабочего дня, моментные наблюдения и др.; - методы обработки и анализа информации - системный анализ, экономический анализ, декомпозиция, структуризации целей, экспертно-аналитический, нормативный, параметрический, моделирования, функционально-стоимостной анализ, главных компонент, балансовый, корреляционный, факторный, опытный, матричный, последовательной подстановки, динамический и др.; - методы формирования решений - системный подход, аналогий, параметрический, блочный, функционально-стоимостной анализ, структуризации целей, опытный, творческих совещаний, коллективного блокнота, контрольных вопросов, морфологический анализ, экспертно-аналитический, моделирование и др.; - методы обоснования решений - аналогий, сравнений, нормативный, экспертно-аналитический, функционально-стоимостной анализ, моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта, расчет количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов и др.; - методы внедрения (реализации) решений - обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аппарата управления, привлечение общественных организаций, функционально-стоимостной анализ и др.; по отношению к теории и эмпирике - на теоретические (формализация, аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, др.), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, др.); по отношению к источнику получения информации - на интуитивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследователей), формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования) и комплексные (основанные на использовании интуитивных и формализованных методов); по охвату научного инструментария - на общенаучные и частнонаучные; по отношению к науке и особенностям управления -на - общенаучные, использующие современный научный аппарат (мыслительно-логические - дедукции, в том числе классификации, конструирования гипотез, доказательства, постановки проблем, полемики, моделирования, метрологических и др.; индукции; мыслительного эксперимента; эмпирические - практического эксперимента, в том числе прямого, модельного, поискового, проверочного, статистического, нестатистического; прямого и косвенного наблюдения), - специфические, основанные на специфике управления и учитывающие его особенности (исследование документов; проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры; социологические исследования - наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование; коллективный анализ (типа «мозгового штурма»); социометрические оценки, в том числе экспертные оценки; деловые и инновационные игры; имитационное моделирование; систематизация факторов) и - диверсифицированные, соединяющие методологические, организационные, психологические, технологические приемы (интуитивный - случайный поиск; систематический поиск - целенаправленная упорядоченность всех процедур - матричные методы анализа, классификации, декомпозиции; алгоритмический - логический поиск; «мозговой штурм»; Дельфи; синектика, соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании; имитационное моделирование). Другими примерами классификации методов исследования может служить группировка по целям исследования, видам анализа и т.п. Так, Коротков Э.М. делит все методы на три большие группы, в одном случае – на общенаучные, специфические и диверсифицированные [Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: Издательско - Консалтинговое Предприятие «ДеКа», 2003.], в другом случае – на формально-логические, общенаучные (которые, в свою очередь, делятся на эмпирические и мыслительно-логические) и специфические методы [Исследование систем управления: Учеб. пособие /Под ред. Короткова Э.М.- М.: ИНФРА-М, 2003.]. По мнению Малина А.С. и Мухина В.И. для удобства изучения и практического применения тех или иных методов их целесообразно разделить на три группы [Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.]: - методы эмпирического исследования; - методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования; - методы теоретического исследования. Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. Так, по мнению Мишина В.М., можно выделить следующие группы методов [Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.]: 1) теоретические методы - формализация, аналитические методы (математические, интегрального, дифференциального и вариационного исчислений, теория вероятности, теория игр, поиск максимумов и минимумов функций, в т.ч. математического программирования, математической логики, теории множеств); статистические методы (математической статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические методы (теория графов, номограмм, диаграмм, гистограмм, графиков), аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование и др.; 2) логико-интуитивные - экспертные, «мозговой штурм»(прямая «мозговая» атака, обмен мнениями, комиссия, деловая игра, конференция идей, коллективная генерация идей, творческие совещания, коллективный блокнот), метод синектики, сценариев, Дельфи, постановки проблем, доказательства, конструирования гипотез, классификация и типология, научное обсуждение и научная полемика, структуризация («дерево целей» и т.п.), морфологический анализ, анализ проблем, метод аналогий, тестирование, главных компонент, матричный, органолептический, последовательной подстановки и др.; 3) эмпирические - наблюдение (активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня, самообследование), сравнение, измерение (социологическое, техническое, экономическое), нормативный метод, эксперимент, мысленный эксперимент, опросов (анкетирование, интервьюирование, беседы), изучение документации и информационных материалов и др.; 4) комплексно-комбинированные - абстрагирование, анализ и синтез, дедукция и индукция, декомпозиция и композиция, корреляционный метод, факторный, динамический, ретроспективный, квалиметрический, индексный, системный анализ, параметрический, аналитико-расчетный, анализ взаимного влияния (совокупность корреляционного, регрессивного, балансового и др.), факторный анализ, социологический, прогностический анализ, диагностический анализ, детальный анализ, глобальный анализ, экспертно-аналитический, гипотетико-индуктивный, блочный, аудит-метод и др. В каждой из приведенных классификационных групп имеются определенные базовые методы исследования. Классификация, предложенная Игнатьевой А.В. и Максимцовым М.М., предполагает разделение всей совокупности методов исследования на три большие группы [Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.]: 1) методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; 2) методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и 3) комплексированные методы. Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «Мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов. Вторая группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы: · аналитические (включают методы классической математики - интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр); · статистические (включают теоретические разделы математики - математическую статистику, теорию вероятностей - и направления прикладной математики, использующие стохастические представления - теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования); · теоретика множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков); · графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.). Наибольшее распространение в экономике в настоящее время получили математическое программирование и статистические методы. К третьей группе методов относятся комплексированные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосимеотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов. Несколько в стороне стоят методы исследования информационных потоков. Схема структуризации методов по Игнатьевой А.В. и Максимцову М.М. приведена на рис. 5.1.
Рис.5.1.
Специалист по системному анализу должен понимать, что любая классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно предложить выбрать классификацию. Особое место в исследованиях занимают различные виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов. Независимо от классификации методов исследования СУ, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести: наблюдение; анкетирование; изучение документации и информационных материалов; балансовый; гипотетико-дедуктивный; графический и номографический; дифференциальный; комплексный и смешанный; индексный; интервьюирование, беседа; консультационный; корреляционный; ««мозговой» штурм; морфологический; параметрический; поиск экстремумов; самообследование; сетевой; структуризация целей; творческие совещания; фукнкционально-стоимостной; экспертный; социологический. При решении той или задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного исследования. Например, для прогнозирования среди множества возможных к использованию методов можно назвать как один из наиболее предпочтительных метод морфологического анализа. Свои методы присущи исследованиям процессов труда и затрат рабочего времени в СУ. Каждая из приведенных выше классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватывают всего комплекса методов исследования, другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Вместе с тем следует заметить, что отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они, как правило, во многом взаимосвязаны между собой. Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остановимся на ряде базовых методов и некоторых других из приведенных выше классификационных группах, наиболее часто применяемых в практической работе по исследованию СУ. Результативность исследований СУ во многом зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако, при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать: • цели исследовательских работ; • требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности; • ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований; • имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные о СУ, производственной системе и внешней среде; • достоинства инедостатки каждого из рассматриваемых методов. 1) интуитивно, руководствуясь опытом исследователя; 2) эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила; 3) экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов; 4) консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов; 5) формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.). В любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования СУ методов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие - на другом. 3.7. Характеристика этапов проведения исследований
Любое исследование осуществляется в несколько этапов. На первом этапе необходимо выявить потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована. При определении проблемы возникает чисто логическая трудность выделения причин и следствий. Перед менеджером в той или иной конкретной ситуации может возникнуть несколько проблем. Очень важно установить их иерархию, т.е. определить, какая из них главная, а какие - подчиненные или производные от нее. Определение главной проблемы позволит правильно сформулировать цель решения задачи. Определение цели связано с ограничением направлений и средств ее достижения. Эти ограничения играют определяющую роль в выборе вариантов решения. По отношению к определенной системе ограничения можно разделить на общие и частные. Общие ограничения, накладываемые на функционирование данной системы представляют собой объективные условия внешней среды или являются целями и понуждающими связями некоторой большой системы, для которой рассматриваемая система служит элементом (подсистемой). Иногда ограничения для данной системы являются проявлением не решенных проблем в более общих системах. Итак, на первом этапе проведения исследований анализируются проблемы и совокупность всех факторов, которые необходимо выявить и учитывать при решении проблем. Содержание второго этапа- закономерное продолжение первого. Это выявление объекта и предмета исследования. Объектом исследованияявляется система управления организации, а предметом - выявленная конкретная проблема, сдерживающая эффективную работу организации. На третьем этапе необходимо выбрать методологию проведения исследования, под которой понимаем совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации. На четвертом этапе проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования. К таким ресурсам относятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование, информация. Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов, Пятый этап предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования. Подробно о методах проведения исследований будет сказано в лекции 5. Шестой этап заключается в организации проведения исследований. Здесь необходимо определить порядок проведения исследований, распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах, например в должностных инструкциях. Здесь же необходимо уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований. На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты. Такими результатами могут быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы управляемости, более совершенные методики, способствующие оперативному и успешному разрешению проблемы. На этом этапе необходимо предварительно подсчитать эффективность исследований, т.е. соразмерить затраты на проведение исследований и полученные результаты. Иногда процесс исследования конкретного объекта производится в соответствии с выбранной (рекомендуемой) моделью системы управления, часто называемой эталоном. Этапы проведения исследования в соответствии с эталонной моделью представлены на рис. 3.2. Рис.3.2.
3.8. Источники получения сведений о деятельности организации
Основными источниками сведений о деятельности организации являются: • различного рода документы - устав организации и другие регламентирующие документы; положения о функциях и обязанностях подразделений; должностные инструкции; другие описания системы (в отчетах, публикациях); • сотрудники организации, описывающие ее деятельность в процессе бесед и опросов; • непосредственные наблюдения специалистов-системщиков за процессом деятельности организации. Однако ни один из указанных источников в отдельности не может обеспечить необходимой полноты и достоверности сведений о работе системы. Документы сравнительно быстро устаревают и не всегда отражают действительное состояние дел; сотрудники могут непреднамеренно (или умышленно) исказить существующее положение дел; наблюдение может оказаться искаженным случайными обстоятельствами. Поэтому на всех стадиях изучения обязательна интеграция методов получения информации о работе системы, их проверка, сопоставление сведений, полученных из разных источников, повторное возвращение к уже изученному процессу с целью исправления, корректировки ранее полученных сведений, детализации ранее не уточненных важных аспектов. Сопоставление сведений и выявление истинного состояния дел существенно облегчается при систематизации и группировке полученных сведений, формализации их представления. Окончательно убедиться в полноте и правильности полученных сведений можно после того, как будет построена модель системы и проверена ее адекватность путем сопоставления с действующей системой. Обычно изучение полезно начинать с документов, прежде всего рассмотрев структурную организационную схему. Если такой схемы нет, ее надо составить, для чего удобно использовать штатное расписание. Во многих случаях полезно на этой схеме указать вышестоящие и подчиненные организации и связи с ними. Изучение, как правило, надо начинать с высших звеньев аппарата, последовательно переходя к низшим. Документы, связанные с системой, можно разделить на следующие группы: 1) официальные положения и инструкции, регламентирующие функции организации или подразделения и определяющие сроки и процедуры обработки информации и принятия решений; 2) входные документы, возникающие вне системы; 3) систематически обновляемые записи (массивы) в виде картотек или книг, используемые в процессе работы; 4) промежуточные документы, получаемые и (или) используемые в процессе обработки данных; 5) выходные документы. После того как аналитик получил на основе документов общее представление об изучаемой организации или подразделении, он переходит к стадии опросов и бесед с сотрудниками. Первый контакт с сотрудниками осуществляйся с участием руководителя изучаемого подразделения, который сообщает сотрудникам цель проводимой работы, заинтересованность в ее проведении, наличие приказов или других официальных документов, на основании которых работа выполняется, говорит о необходимом содействии и сотрудничестве с разработчиками. Сбор сведений путем опросов должен быть избирательным и целенаправленным. При решении некоторые задач и на первых этапах работы нужны обобщенные данные; для других задач и на более поздних этапах - детальные. Поэтому надо предварительно наметить круг интересующих вопросов, а после каждой беседы оценить полученные сведения и корректировать план дальнейших бесед. Сбор сведений «вслепую», простое их коллекционирование приводит к накоплению подробных сведений, которые в дальнейшем практически не поддаются анализу и использованию. Следует учесть, что получение и последующая обработка сведений является весьма важной, но в то же время и очень трудоемкой работой. Надо все время помнить, что изучение существующей системы не самоцель, а средство познания и требует соизмерять степень детализации данных и соответствующие затраты с возможной эффективностью. Обследование и изучение, детализация сведений о системе могут продолжаться бесконечно, особенно если учесть, что система живет и развивается одновременно с обследованием и в конце обследования отличается от первоначального варианта. Поэтому очень важно вовремя завершить изучение организации. В процессе изучения необходимо выяснить не только как работает система, но и почему она работает именно так, а не иначе. Умение отбирать нужные сведения развивается по мере приобретения опыта.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятий «методология» и «методика», в чем их различие? 2. В чем сущность методологии исследования систем управления? 3. Назовите основные разделы методики проведения исследований 4. Что такое проблема исследования? 5. Как осуществляется постановка проблемы исследования? 6. Что такое концепция исследования? 7. Что такое гипотеза исследования? 8. Назовите основные требования к гипотезам исследования и основные стадии их формирования 9. Что такое метод, средства и уровни исследования? 10. Какие методы исследования вы знаете? 11. Дайте характеристику каждому этапу проведения исследований 12. Назовите основные источники получения сведений о деятельности организации
Основная литература 1. Белов В.Г., Смольков В.Г. ИСУ (Исследование систем управления).- М.: Луч, Эликта-Принт,2000. 2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб.пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 3. Исследование систем управления: Учеб. Пособие/ Под ред. Короткова Э.М. – М.: ИНФРА-М, 2003. 4. Коротков Э.М. Исследование систем управления.- М.: ООО Издательско - Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003. 5. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2002. 6. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005. 7. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учеб.пособие. – М.: ЦИТОО, 2001. 8. Рогожин С.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие.- М.: Национальный институт бизнеса, 1999. 9. Фомичев А.Н. Исследование систем управления: Учебник/А.Н.Фомичев,- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. Дополнительная литература 10. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы.-М.: Наука,1978. 11. Афаеасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат,1981. 12. Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология. — М.: ИНФРА-М, 2000. 13. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. - Л.: Политехника, 1991. 14. Валуев С.А, Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. - М.: Машиностроение, 1993. 15. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993. 16. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. Пер. с англ. М.: Советское радио, 1979 17. Ларин А.А. Теоретические основы управления: Учебное пособие. Ч.1. Процессы, системы и средства управления. -М.: РВСН, 1998 18. Мессарович М., Мако Д.,Тахара И. Теория иерархических многоуровневых систем: Пер. с англ. М., Мир, 1973. 19. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. –М.: Советское радио, 1969 20. Основы общей теории систем: Учебное пособие. Ч.1. СПб.: ВАС, 1992 21. Партер У. Современные основания общей теории систем.: Пер. с англ. М.: Наука, 1971. 22. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 23. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА, 1996. 24. Скоун Т. Управленческий учет./Пер. с англ, под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 1997. 25. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. –М.: Юнити, 1998 26. Справочник директора предприятия. /Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА, 1998 27. Теория управления. Терминология: Сборник рекомендуемых терминов. Вып. 107. –М.: Наука, 1988 28. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 1999. 29. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 30. Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |