Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справка. Род русских несклоняемых существительных




* Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду (наше завтра).

* Сложносокращенные слова (аббревиатуры), образованные посредст-вом соединения начальных букв от слов полного названия, определяют свой род по роду ведущего слова составного наименования (бывший СССР – союз; МГУ объявил прием ­­­­­ университет ).

· Род иноязычных аббревиатур определяется по смыслу (ФИДЕ утвердила – Международная шахматная организация).

 

Задание 5. Прочитайте данные аббревиатуры, затем восстановите полностью составные наименования, которые они обозначают. Употребите сокращенные наименования в контексте, выявляющем их родовую принадлежность

ВПК, КГБ, ООН, ТЭЦ, АТС, МВФ, ФСК, СПИД, ЮНЕСКО, МКАД, МГУ.

 

Задание 6. Прочитайте предложения. Объясните употребление родовых форм в выделенных словах.

1. Некоторые химические вещества в момент сжигания не уничтожаются полностью, а остаются в концентрации в десятки тысяч раз выше предельно допустимой ПДК. 2. Институт занимается производством отравляющих веществ ОВ. На основе нового ОВ было разработано эффективное оружие. 3. Тактико-технические характеристики ТТХ оружия составляют государст-венную тайну. Ни одна из них не становится достоянием печати.

 

Справка. Склоняются имена и фамилии русского и иноязычного происхождения, оканчивающиеся на согласный и принадлежащие лицам мужского пола: встретить Бориса, Альберта; встретиться с Борисовым, с Нейманом; но встретить Элен, Николь; встретиться с Линн Джонс, услышать Эдит Пиаф (несклонение фамилии говорит о том, что она принадлежит женщине).

В современных текстах обычно не склоняются украинские фамилии на -ко/-енко: выступление Гнатенко, рекорд Петренко. Не склоняются также фамилии, оканчивающиеся на -аго/-яго, -ово -ых/-их: уроки Петряго, лекции профессора Дурново, семинар П.Я.Черных.

В виде исключения допустимо не изменять русские фамилии, совпадающие в звучании с названиями животных или неодушевленных предметов; целесообразно употреблять такие фамилии в сочетании с именем, инициалами, указанием на должность, звание лица и т. д.: хор под управлением Клавдия Птицы, выступление скрипача Олега Крысы, сообщение профессора Л.Н.Шубы.

 

Задание 7. Объясните ошибки в употреблении имен собственных. Исп­равьте предложения.

1. В общежитии нас познакомили со студентом Сашей Кох. 2. Репертуар Михаила Рыбы обширен. 3. Защита сборной, возглавляемая Зеленовым и Соломкой, обеспечивала неприкосновенность наших ворот. 4. Оперетта И.Штраус «Цыганский барон» будет показана в октябре. 5. Лекция профессора А.П.Черныха отменяется. 6. Студенту Петренке Н.Н. срочно сдать учебную литературу. 7. Роман Жоржа Санда. 8. Студенту Г.Белыху срочно явиться на военную кафедру.

Справка. Обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию. Как правило, основными обозначениями должностей и званий служат существительные мужского рода: генерал, водитель, секретарь, бухгалтер и т.д. В официальных текстах предпочтение отдается им независимо от пола лица, обозначаемого существительным: Зачислить Иванову А.И. на должность лаборанта; Освободить Иванову А.И. от исполнения обязанностей заведующего складом.

Многие существительные женского рода, образованные при помощи суффиксов –ш(а), -их(а), -к(а), -ин(я), -иц(а), -ичк(а) (библиотекарша, дворничиха, геологиня, географичка и др.), совпадая в значении с соответствующими формами мужского рода, имеют разговорную, а нередко и просторечную окраску.

 

Задание 8. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия соответствия. Укажите, в каких функциональных стилях употребляются данные существительные женского рода.

Акушерка, банщица, балерина, баскетболистка, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, намотчица, санитарка, свинарка, секретарша, сиделка, солистка, стенографистка, телефонистка, ткачиха, фельдшерица.

 

Задание 9. Исправьте предложения

1. Ректор дал указание перевести на другую работу лаборанток кафедры Иванову и Сидорову. 2. Работа студенток – географинь была признана лучшей. 4. Опытная работница, она охотно помогает своей молоденькой коллеге и советом, и практическим показом. 5. С ответным словом выступила руководительница делегации.

 

Задание 10. Выберите один из заключенных в скобки вариантов, мотивируйте свой выбор.

1. В книге «Здравствуй, Валентина!» помещено около 100 фотографий, рассказывающих о визите первой женщины (космонавта – космонавтки) Валентины Николаевой–Терешковой в Чехословакию. 2. (Редактор - редакторша) журнала Елена Мясникова сказала, что новый журнал, безусловно, найдет своего читателя. 3. В ближайшие дни состоится защита диссертации (аспиранта – аспирантки) Л. И. Никитиной. 4. Девушка-(кондуктор – кондукторша) мило улыбается. 5. В недавно открытой женской парикмахерской (лучшим мастером – лучшей мастерицей) считается Тамара Леонова. 6. Вот и (бригадир – бригадирша) курносая Маруся пожаловала к нам! 7. (Чемпионом – чемпионкой) мира по шахматам среди женщин стала совсем еще юная студентка. 8. Входные билеты в кино проверяли две женщины-(билетеры – билетерши). 9. С ответным словом выступила (руководитель – руководительница) делегации.

 

Справка. Синонимы окончаний именительного падежа множест­венного числа существительных Книжным формам множествен­ного числа (с окончанием - ы или - и) противопоставлены формы:

- разговорные (договоры – договора,

инструкторы – инструктора,

цехи – цеха),

- профессиональные (боцманы – боцмана,

соусы – соуса,

торты – торта),

- просторечные (инженеры – инженера,

лекторы – лектора,

шоферы – шофера).

В некоторых словах формы с окончанием - а или - я стали равноправными с книжными (инспекторы – инспектора, корректоры – корректора, слесари – слесаря, токари – токаря).

Некоторые формы разграничиваются в зависимости от присущего им значения: ордена – «знаки отличия» и ордены – «рыцарские и монашеские общества», лагеря (военные, пионерские, туристские) и лагери – «политические группировки».

Запомните: слова французского происхождения на - ер,р с ударением на этом слоге образуют форму именительного падежа множественного числа с окончанием - ы (режиссёр – режиссёры, шофёр – шофёры).

 

Задание 11. Раскройте скобки, выберите подходящий, с вашей точки зрения, вариант. Мотивируйте свой выбор.

1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифициро-ванные (лекторы, лектора). 2. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы, кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 3. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперед, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались по ветру. 5. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны, тона). 6. Важнейшие отделы и (секторы, сектора) института были реорганизованы. 7. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели, штабеля) кирпичей. 8. Многочисленные (прожекторы, прожектора) ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов.

 

Задание 12. Поставьте существительные в форму именительного падежа множественного числа и выпишите их в три столбика: а) окончание только - а(-я); б) окончание только - ы(-и); в) возможны варианты.

Инженер, слесарь, токарь, маляр, столяр, шофер, пекарь, аптекарь, лекарь, доктор, инспектор, тренер, договор, выговор, квартал, рапорт, торт, порт, сорт, офицер, отпуск, пропуск, образ, вексель.

 

Справка. Вариантные падежные окончания

1. Родительный падеж единственного числа. Книжным стилям речи соответствуют падежные формы с окончанием – а существительных мужского рода в вещественном, собирательном и отвлеченном значениях: 30 тонн сахара. 15 килограммов меда; в разговорной речи используется окончание - у: стакан чаю, килограмм сахару, множество народу.

2. Предложный падеж единственного числа. Формы с окончанием в мужском роде на - е присущи книжно- письменным стилям: в отпуске, в цехе; формы на - у более свойственны разговорному словоупотреблению: в отпуску, в цеху.

3. Родительный падеж множественного числа. Использование ряда усеченных (без окончаний) форм множественного числа существительных мужского рода узаконено литературной традицией. К их числу относятся:

- название лиц по национальному признаку: грузин, лезгин, цыган и др., но белорусов, калмыков, киргизов и др.;

- названия лиц по военной специальности, званию: гусар, партизан, солдат и др., но минеров, саперов, капитанов и др.;

- названия предметов одежды и обуви (обычно парных): ботинок, сапог, чулок, погон, но носков, гольфов;

- наименование единиц измерения: ватт, вольт, герц и др., но гектаров, граммов, кулонов, микронов, люксов;

- книжно-письменным стилям свойственны полные формы названий плодов и овощей: абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, но яблок.

 

Задание 13. От данных существительных образуйте форму родитель­ного падежа множественного числа.

Ананасы, бананы, баклажаны, барышни, басни, бланки, гектары, граммы, грузины, дела, дно, иглы, карты, килограммы, носки, оладьи, по­гоны, полотенца, простыни, сапоги, сплетни, туфли, яблони, шарфы.

 

Задание 14. Раскройте скобки; выберите нужную форму.

1. На личном (счете, счету) этого работника много заслуженных благо­дарностей. 2. Руководители упускали из (вида, виду), что цеху не хватает ра­бочих. 3. Считать Сергеева в очередном (отпуске, отпуску). 4. Самолет со­вершил своевременную посадку в (аэропорту, аэропорте). 5. До сих пор (в цехе, цеху) нет радио. 6. На комбинате построено отделение объемной закалки (рельс, рельсов). 7. Из стеклянных шариков вытягивается нить диаметром не­сколько (микрон, микронов). 8. База отгрузила магазину четыре тонны (помидор, помидоров). 9. Больнице было передано двести комплектов одеял, наволочек и (простынь, простыней).

 

Употребление форм имен прилагательных

Справка. Употребление кратких и полных форм прилага­тельных может служить средством выражения дополнительных смысловых или стилистических оттенков.

В отдельных случаях краткие формы прилагательных могут выражать временные признаки, а полные - абсолютные. Ср.: Человек совсем болен (в данный момент). – Человек совсем больной (обладает плохим здоровьем); Квартира тесна (для большой семьи). – Квартира тесная (небольшая).

В официально-деловом стиле более употребительны краткие формы прилагательных, полные в таких текстах оказываются неуместными, ощуща­ются как явно разговорные и даже просторечные. Неправильно: Выводы ко­миссии обоснованные и справедливые (следует: обоснованы и справедливы); Решение об увольнение незаконное (следует: незаконно).

Стилистически различаются формы кратких прилагательных на - ен и - енен: безнравствен – безнравственен, искусствен – искусственен. Формы на - ен узаконены литературной нормой; формы на - енен придают тексту под­черкнуто книжную окраску.

 

Задание 15. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Дайте сти­листическую характеристику возможных вариантов.

1. Предложенные поправки и дополнения (существенны, существен­ные). 2. Предложенные поправки и дополнения были (существенны, сущест­венные). 3. Каждый гражданин (ответственен, ответствен) за соблюдение норм общежития. 4. Изменение графика отпусков было (нежелательно, нежела­тельное). 5. Проведение консультаций (необходимо, необходимое). 6. Прове-дение консультаций сделалось совершенно (необходимо, необходимое). 7. Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела. 8. Учитель был (добр, добрый) к ученикам. 9. Юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен).

 

Задание 16. Найдите и исправьте ошибки в выборе формы прилага­тельного в составном именном сказуемом.

1. Ученик был способный к математике. 2. Девочка стала безразличная ко всему окружающему. 3. Администрация оставалась глухой к критике. 4. Этот человек тяжело больной туберкулезом. 5. Дети в детском саду здо­ровы, бодры, спокойные и веселые. 6. В резолюции утверждалось, что мы должны быть принципиальными как к браку, так и к бракоделам. 7. Я с этим не согласный.

 

Употребление форм имени числительного

Справка. Склонение количественных числительных. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова: до шестисот шестидесяти рублей, с шестьюстами шестьюдесятью шестью рублями т.д.

Склонение этих числительных может вызвать трудности.

 

И. три четыре пять сорок девяносто сто

Р. трех четырех пяти сорока девяноста ста

Д. трем четырем пяти сорока девяноста ста

В. три четыре пять сорок девяносто сто

(трех) (четырех)

Т. тремя четырьмя пятью сорока девяноста ста

П.(о) трех четырех пяти сорока девяноста ста

 

И. двести тысяча полтора (ы)

Р. двухсот тысячи полутора

Д. двумстам тысяче полутора

В. двести тысячу полтора (ы)

Т. двумястами тысячей (тысячью) полутора

П. (о) двухстах тысяче полутора

 

Задание 17. Просклоняйте следующие числительные:

344; 693; 1145; 85764; 7825.

 

Задание 18. Запишите числа прописью.

1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 4. Длина окружности равна 422 (сантиметр). 5. Ректор выступил перед 153 студентами. 6. Профессор про­читал лекцию 350 студентам. 7. Книга снабжена 34 чертежами. 8. Урожайность огурцов повысилась с 24,5 до 38 кг.

 

Задание 19. Правильно прочитайте текст.

Из докладной записки участкового милиционера

24 июля с.г. прошел концерт группы «Лютики-цветочки». После него выбито более 54 700 стекол, выломано 280 дверей и опрокинуто не менее 250 автобусов. Это немного в сравнении с 367 автобусами, перевернутыми нака­нуне «фанами» группы «Ну и ну!», но если к тем 367 прибавить эти 250, то можно сделать вывод, что в целом интерес молодежи к музыке не ослабевает. О 187 электричках, подвергшихся действиям поклонников группы «Карман», мною уже сообщалось.

 

Справка. Склонение собирательных числительных. Собирательные числительные употребляются в следующих случаях:

а) с существительными, называющими лиц мужского пола и с существительными общего рода: двое друзей, трое солдат, пятеро сирот;

б) со словами дети, ребята, люди, лица (в значении «человек»): двое детей, трое людей;

в) с существительными, имеющими только форму множественного числа: двое саней, трое суток;

г) с личными местоимениями мы, вы, они: нас было двое, их было четверо;

д) с названиями детенышей животных: трое бельчат, четверо медвежат.

Собирательные числительные не сочетаются:

а) с названиями лиц женского пола (нельзя сказать: «двое девушек»);

б) с названиями неодушевленных предметов (сочетание четверо столов является просторечным);

в) с названиями взрослых животных (нельзя сказать: «пятеро волков»);

г) с существительными, называющими лиц высокого общественного положения (сочетание пятеро академиков, трое профессоров имеет разговорную, сниженную окраску).

 

Задание 20. Составьте словосочетание числительных ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей: дерево, дорога, дочь, бланк, вакансия, директор, подпись, заявление, предложение, студентка.

 

Задание 21. Раскройте скобки; выберите нужную форму.

1. В пользу проекта высказались (два, двое; профессор). 2. Если раньше на участке работало более (десять, десятеро; рабочий), то теперь машину об­служивают только (три, трое; человек). 3. Медалей удостоены (три, трое; рос­сийские ученые). 4. В этот день было продано (четыре, четверо; мотоцикл). 5. Потребовалось (шесть, шестеро; носилки), чтобы вынести строительный му­сор. 6. Шли без отдыха (три, трое; сутки). 7. (Четыре, четверо; нарушители дисциплины) пришлось покинуть общежитие. 8. (Четверо, четыре; аспи­рантки) направляются в распоряжении института.

 

Задание 22. В приведенных ниже предложениях найдите случаи непра­вильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

 

Трудные случаи именного и глагольного управления




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.