Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные расходы и налоги




Роль денежного рынка в модели классического равновесия

Рынок денег является наиболее сложным в макроэкономическом анализе. Мы уже отмечали тот момент, что представители классической школы вынуждены были признать факт, что не все деньги, которые индивиды получают должны быть сразу же израсходованы, а возникающие сбережения должны быть уравновешены инвестициями. В целом равновесие на денежном рынке устанавливается через равенство доходов и расходов, (уd= уs)

Национальный доход складывается из доходов населения, которые идут на потребление и на сбережения: уd= С + S.

Объем национальных расходов можно представить как сумму расходов населения на потребительские товары и фирм на инвестирование:

Ys= С + I.

Для сохранения равновесного состояния на рынке необходимо, чтобы S = I.

Люди, получая доход от различных форм деятельности, имеют возможности истратить его на необходимые для жизни средства, а остаток - использовать для сбережений. Сбережения, как правило, производятся в форме вклада под процент в какое-либо кредитное учреждение (банк), либо путем покупки ценных бумаг (акций или облигаций). В любом случае деньги должны «работать», т. е. приносить доход. Поэтому решающим фактором оказывается уровень доходности сберегаемых средств, который определяется процентной ставкой. Чем выше процентная ставка, тем больше заинтересованность людей в сбережениях.

Если по оси абсцисс отложить уровень сбережений и инвестиций (S, I), а по оси ординат - уровень процентной ставки (r), то график сбережений будет иметь положительный наклон, т. е. сбережения являются возрастающей функцией от ставки процента: S = f(r). Движение по кривой сбережений зависит от величины процентной ставки. Сдвиг кривой сбережений в сторону увеличения или уменьшения происходит под влиянием таких факторов как изменение объёма производимого национального дохода, экономической конъюнктуры рынка, ожиданий потребителей и т. д.

Сбережения являются источником кредитных ресурсов, которые в обществе реализуются через инвестиции. Предприниматель только в том случае будет брать кредит в банке под инвестирование, если прибыль, получаемая от данного проекта, превысит полученный кредит. Следовательно, чем меньше будет процентная ставка на пользование кредитными ресурсами, тем больше средств предприниматели будут направлять на инвестирование. Экономисты классической школы рассматривают инвестиции как убывающую функцию от процентной ставки: I = f(r).

Предприниматели до тех пор будут заинтересованы в использовании кредитов, пока предельный доход от использования инвестиций не сравняется с процентной ставкой:

 

Равновесное состояние на рынке возникает при пересечении графиков функции сбережения и инвестиций когда S(r) = I(r) в точке, где устанавливается r0(рис.2.3.1).

Рассмотрим, какие изменения происходят на рынке при изменении равновесной процентной ставки. При увеличении r0до r1, владельцы свободных денежных средств увеличат свои сбережения, но предприниматели не смогут их использовать полностью, т. к. возникшая ставка процента для них слишком высока. Следовательно, финансовые институты будут вынуждены ее снижать до r0.

Если ставка процента снизится до r2, картина будет обратной:

инвесторы готовы брать заемные средства под низкие проценты, но индивиды не готовы сберегать необходимое количество средств. Ставка процента в таком случае будет расти, пока не достигнет равновесного уровня r0.

Таким образом, процесс саморегулирования соотношения между сбережениями и инвестициями делает равновесную норму процента достаточно устойчивой.

Ранее уже упоминалось о дихотомии, как одной из отличительных черт классической теории. Несмотря на кажущуюся обособленность денежного рынка от реальных процессов в экономическом пространстве, чрезвычайно важным является установление общего уровня цен и измерение объёма денежной массы.

Классический подход использует количественную денежную теорию, которая основывается на следующих утверждениях:

а) покупательная способность денег, как и цены товаров, определяется на рынке;
б) в обращении находятся все выпущенные деньги;
в) покупательная способность денег обратно пропорциональна их количеству;
г) уровень цен прямо пропорционален количеству денег.

  1. Общая классическая модель равновесия на макроуровне

В классической (и неоклассической) модели экономического равновесия рассматривается прежде всего взаимосвязь сбережений и инвестиций на макроуровне. Прирост доходов стимулирует увеличение сбережений; превращение сбережений в инвестиции увеличивает объемы производства и занятости. В итоге вновь возрастают доходы, а вместе с тем и сбережения, и инвестиции. Соответствие между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS) обеспечивается через гибкие цены, механизм свободного ценообразования. Согласно классикам, цена не только регулирует распределение ресурсов, но и обеспечивает «развязку» неравновесных (критических) ситуаций. Согласно классической теории, на каждом рынке имеется одна ключевая переменная (цена Р, процент r, заработная плата W), обеспечивающая равновесность рынка. Равновесие на рынке товаров "P"(через спрос и предложение инвестиций) определяет норма процента. На денежном рынке в качестве определяющей переменной выступает уровень цен. Соответствие между спросом и предложением на рынке труда регулирует величина реальной заработной платы.

Классики не видели особой проблемы в превращении сбережений домохозяйств в инвестиционные расходы фирм. Государственное вмешательство они считали излишним. Но между отложенными расходами (сбережениями) одних и использованием этих средств другими может возникнуть (и возникает) разрыв. Если часть доходов откладывается в форме сбережений, значит она не потребляется. Но чтобы потребление росло, сбережения не должны лежать без движения; они должны трансформироваться в инвестиции. Если этого не происходит, то тормозится рост валового продукта, значит, снижаются доходы, ужимается спрос.

Картина взаимодействия между сбережениями и инвестициями не столь проста и однозначна. Сбережения нарушают макроравновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Расчет на механизм конкуренции и гибкие цены при определенных условиях не срабатывает.

В результате, если инвестиции больше сбережений, возникает опасность инфляции. Если же инвестиции отстают от сбережений, то тормозится прирост валового продукта.

 

  1. Потребление и сбережения в кейнсианской теории.

Изучение факторов, влияющих на величину потребительских расходов, дает возможность вывести функцию потребления.

Теория потребления, предложенная Дж.М.Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода. Она основана на следующих предпосылках:

уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: C = C (Yd), и эта зависимость положительная, т.е. с ростом располагаемого дохода потребление растет, однако

в экономике действует психологический закон, согласно которому «люди

склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход». Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения:

Yd = С + S,

то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения. Поэтому в экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» и «предельной склонностью к сбережению».

Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume – mpc) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу:

, очевидно, что 0< mpc<1.

Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save – mps) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу: (0< mps<1)

Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:

часть потребления не зависит от величины располагаемого дохода и называется

а втономным потреблением – С

Таким образом, кейнсианская функция потребления имеет вид:

На рис.9.1.(а) представлен график функции потребления Кейнса:

Тангенс угла наклоа функции потребления равен предельной склонности к потреблению, которая в краткосрочном периоде является постоянной величиной и определяется нацио-нальными особен-ностями страны. Чем больше mpc, тем наклон функции потребления больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой может быть обусловлен изменением величины автономного потребления (С), при увеличении которого кривая сдвигается вверх.

Функция сбережений Кейнса имеет вид:

В кейнсианской модели сбережения (как и потребление) являются функцией только располагаемого текущего дохода и не зависят, например, от ставки процента

График функции сбережений представлен на рис.9.1.(б). Тангенс угла наклона функции сбережений равен предельной склонности к сбережению. Чем больше mps, тем наклон функции сбережений больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой происходит при изменении величины автономного потребления (С), при увеличении которого кривая сдвигается вниз.

из функции потребления Кейнса следовало, что по мере роста дохода доля потребления в доходе падает, а доля сбережений в доходе - растет. Долю потребления в доходе (т.е. отношение величины потребления к величине дохода) Кейнс назвал средней склонностью к потреблению (average propensity to consume – apc), а долю сбережений в доходе (т.е. отношение величины сбережений к величине дохода) – средней склонностью к сбережению (average propensity to save – aps): (0< apc < 1); (0< aps < 1).

Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна 1:


.

Поскольку mpc в потребительской функции Кейнса – величина постоянная, а аpc по мере роста дохода падает, то соотношение mpc и apc в потребительской функции Кейнса графически можно представить следующим образом:

Эмпирические данные подтвердили зависимость, выведенную Кейнсом. Обработка бюджетных обследований семей показала, что семьи с большим доходом потребляли больше и сберегали большую часть дохода, чем семьи с меньшим доходом. Исследование коротких временных рядов (2-5 лет) также подтверждало гипотезы Кейнса и в те годы, и в современных условиях.

 

 

  1. Спрос на инвестиции. Факторы, влияющие на процесс инвестирования.

 

Инвестиции означают расходы на строительство новых заводов, на станки и оборудование с длительным сроком службы и т. п. Обычно инвестиции делятся на:

- прямые - вложения в реальные активы (производство), в управлении которыми участвует инвестор;

- портфельные (финансовые) - вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собеседника, дающие право на получение доходов от собственности. Часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - иногда также рассматриваются как прямые;

реальные - финансовые вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. включая затраты оборотного капитала;

- проектные - кредиты, предоставляемые реальному или потенциальному собственнику для реализации прибыльного инновационного проекта.

Инвестиции также подразделяются на валовые и чистые. Валовые частные внутренние инвестиции включают производство всех инвестиционных товаров, предназначенных для замещения машин, оборудования и сооружений, которые потреблены в ходе производства в текущем году, плюс любые чистые добавления к объему капитала в экономике. В сущности, валовые инвестиции включают как сумму возмещения, так и приросты инвестиций. С другой стороны, термин "чистые частные внутренние инвестиции" предназначается только для характеристики добавочных инвестиций, имевших место в течение текущего года.

Уровень чистых расходов на инвестиции определяют два основных фактора: ожидаемая норма чистой прибыли, которую предприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции, и ставка процента.

Ставка процента играет существенную роль в принятии инвестиционных решений. Поскольку номинальная ставка процента выражается в текущих ценах, а реальная ставка процента - в постоянных или скорректированных с учетом инфляции ценах.

Основным фактором, определяющим инвестиции, является динамика ставки процента, при данной ожидаемой норме чистой прибыли для различных возможных величин инвестиций.

Но на положение кривой спроса на инвестиции влияют и другие факторы, или переменные. Любой фактор, вызывающий прирост ожидаемой чистой доходности инвестиций, сместит эту кривую вправо. Наоборот, все, что приводит к снижению ожидаемой чистой доходности инвестиций, будет смещать данную кривую влево.

Издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования - первоначальные расходы на основной капитал вместе с расходами на его техническое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию очень важны при исчислении ожидаемой нормы прибыли от любого инвестиционного проекта. В той мере, в какой эти расходы будут возрастать, в такой же мере ожидаемая норма чистой прибыли от предполагаемого инвестиционного проекта будет снижаться, а кривая спроса на инвестиции - смещается влево. И наоборот, если эти расходы падают, то ожидаемая норма чистой прибыли возрастает и кривая спроса на инвестиции сдвигается вправо.

Налоги на предпринимателя. При принятии инвестиционных решений владельцы предприятий рассчитывают на ожидаемую прибыль после уплаты налогов. Значит, возрастание налогов на предпринимателей приводит к снижению доходности и вызывает смещение кривой спроса на инвестиции влево; сокращение налогов приводит к ее смещению вправо.

Технологические изменения. Технический прогресс - разработка новой и совершенствование имеющейся продукции, создание новой техники и новых производственных процессов - является основным стимулом для инвестирования. Разработка более производительного оборудования, например, снижает издержки или повышает качество продукции, тем самым, увеличивая ожидаемую норму чистой прибыли от инвестирования на данное оборудование. Рентабельные новые виды продукции - такие как горные велосипеды, персональные компьютеры, новые виды лекарств и т.п., - вызывают резкое увеличение инвестиций, поскольку фирмы стремятся расширять производство. То есть, ускорение технического прогресса смещает кривую спроса на инвестиции вправо, и наоборот.

Наличный основной капитал. Точно также как имеющиеся в наличии потребительские товары оказывают воздействие на принятие домохозяйствами решений по поводу потребления и сбережений, так и наличный основной капитал влияет на ожидаемую норму прибыли от дополнительных инвестиций в любой отрасли производства. Если данная отрасль хорошо обеспечена производственными мощностями и запасами готовой продукции, то в этой отрасли инвестирование будет сдерживаться. Причина в том, что такая отрасль достаточно оснащена, чтобы обеспечить текущий и будущий спрос по ценам, которые обеспечивают среднюю прибыль. Если в отрасли имеются достаточные или даже избыточные мощности, то ожидаемая норма прибыли от прироста инвестиций будет низкой, и поэтому инвестирование будет незначительным или его не будет совсем. Излишние производственные мощности ведут к смещению кривой спроса на инвестиции влево; относительный недостаток основного капитала - к ее смещению вправо.

Ожидания. Основой инвестиционного проекта является ожидаемая прибыль. Основной капитал находится в длительном пользовании, его срок службы может исчисляться десятью или двадцатью годами, и поэтому доходность любого капиталовложения будет зависеть от прогнозов будущих продаж и будущей рентабельности продукции, производимой с помощью этого основного капитала. Ожидания предпринимателей могут базироваться на разработанных прогнозах будущих условий предпринимательства, которые включают ряд "показателей предпринимательства". Вместе с тем такие неопределенные и трудно предсказуемые факторы, как изменение во внутреннем политическом климате, осложнения в международной обстановке, рост населения, условия на фондовой бирже и т.д., должны приниматься во внимание на субъективной и интуитивной основе. В этой связи можно отметить, что если руководители предприятия настроены оптимистично в отношении будущих условий предпринимательства, то кривая спроса на инвестиции будет смещаться вправо; пессимистические настроения приводят к смещению кривой влево. Итак, некоторые наиболее важные факторы, которые объясняют изменчивость инвестиций.

Продолжительные сроки службы. Инвестиционные товары в силу своей природы имеют довольно неопределенный срок службы. В каких-то пределах закупки инвестиционных товаров носят дискретный характер и поэтому могут быть отложены. Старое оборудование или здания можно либо полностью ликвидировать и заменить, либо отремонтировать и использовать еще несколько лет. Оптимистические прогнозы могут побудить плановиков предприятия принять решение о замене устаревшего оборудования, то есть модернизовать производство, что увеличит уровень инвестиций. Чуть менее оптимистичный взгляд, но, может привести к очень небольшому инвестированию.

Нерегулярность инноваций. Технический прогресс является основным фактором инвестирования. Новая продукция и новые технологии - главный стимул к инвестированию. Однако история свидетельствует, что крупные нововведения - железные дороги, электричество, автомобили, компьютеры и т.д. - появляются не столь регулярно. Но когда это случается, происходит огромный рост, или волна, инвестиционных расходов, который со временем снижается.

Изменчивость прибылей. Известно, что ожидание будущей доходности в значительной степени влияет размер текущей прибыли. Текущая прибыль непостоянна, следовательно, непостоянство прибыли придает изменчивый характер и инвестиционным стимулам. Прибыль выступает, как основной источник средств для предпринимательских инвестиций. Рост прибыли дает плановикам фирмы больше стимулов и больше средств для инвестирования; уменьшение прибыли имеет обратный эффект. Непостоянство прибыли увеличивает нестабильность инвестиций.

Изменчивость ожиданий. Поскольку основной капитал имеет длительный срок службы, принятие инвестиционных решений осуществляется на основе ожидаемой чистой прибыли. Однако фирмы склонны прогнозировать условия предпринимательства с учетом реалий сегодняшнего дня. Следует предположить, что любые незапланированные события могут привести к изменениям в условиях предпринимательства в будущем. Повлиять на оптимизм и пессимизм предпринимателей способны изменения внутриполитической обстановки, усиление "холодной войны", разработки новых источников энергии, изменение роста населения и связанного с ним спроса на рынке, решения суда по основным трудовым и антитрестовским вопросам, новые законодательные инициативы, забастовки, изменения государственной экономической политики и многие другие подобные факторы.

 

  1. Взаимосвязь инвестиций и сбережений

Сбережение представляет собой результат накопления собственниками богатства, в частности, в виде денежных средств. При этом к основным побудительным мотивам накопления сбережений могут быть отнесены следующие: перестраховка - деньги откладываются "на черный день"; бережливость; отсроченная покупка сбережения накапливаются для осуществления финансирования покупки в будущем; контрактные обязательства - деньги откладываются для погашения закладной или выплаты ссуды, уплаты страховых взносов и т. п.

Но основными в данный момент времени формами сбережения, несмотря на значительный рост вложений в ПИФы, являются банковские вклады, иностранная валюта, наличные денежные средства "под матрасом". При выборе из имеющихся инструментов сбережения владельцы сберегаемых денег вынуждены обращать внимание на целый ряд критериев. Среди них присутствуют три основных критерия, а именно: ликвидность, безопасность, норма дохода.

Являясь одним из факторов изменения уровня дохода, сбережения представляют собой утечку денежных средств из кругооборота дохода, так как оставляют в нем меньше денег для процесса потребления и тем самым сокращают объем кругооборота доходов. Также следует отметить, что форма сбережений граждан "на руках" представляет собой чистую утечку средств из кругооборота дохода.

С другой стороны, сбережения домашних хозяйств могут порождать инвестиции, которые, в свою очередь, создают дополнительный капитал, обеспечивающий дополнительный выпуск ВВП.

При инвестировании денежные средства используются для приобретения различного рода активов. Рост их стоимости создает доход. Само слово "инвестиции" имеет несколько значений. Потребительские инвестиции означают покупку товаров длительного пользования или недвижимости. Инвестиции в бизнес (экономические инвестиции, капитальные вложения) - имеют главным своим мотивом извлечь прибыль и означают приобретение для этих целей производственных активов. Финансовые инвестиции (инвестиции в ценные бумаги) означают, приобретение активов в форме ценных бумаг для получения прибыли.

Инвестирование отличается от сбережений мотивами, возможностью получить доход и субъектами, их осуществляющими. Инвестиции суть производная по времени от сбережений: то, что сегодня накапливается, завтра принесет доход; впрочем, справедливо будет и обратное: что сегодня дает прибыль, в будущем позволит создать накопленный капитал.

Одним из самых перспективных источников финансовых ресурсов являются домашние хозяйства. Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в банках более высоких процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги, установив строгий государственный контроль над предприятиями, претендующими на привлечение средств населения. Одним из первых шагов в этом направлении было введение системы страхования вкладов.

В заключение хотелось еще раз отметить особую роль инвестиций, основанных как на российских, так и иностранных источниках, на современном этапе развития рыночных отношений в России. Путем привлечения инвестиций можно преодолеть проблемы, возникшие в производственной сфере в последнее десятилетие, добиться высоких темпов экономического роста, что в конечном итоге способствует разрешению социальных проблем (снижение уровня безработицы, рост жизненного уровня населения и т.д.).

 

  1. Парадокс бережливости. Теория мультипликатора — акселератора.

 

Парадокс бережливости – попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений.

Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домохозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВНП, обусловленного эффектом мультипликации. Экономика стартует в точке А. В ожидании спада домохозяйства стремятся больше сберегать: график сбережений перемещается от S до S’, а инвестиции остаются на том же уровне. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от Y0 до Y1.

Рис.12. Эффект мультипликатора

Если одновременно с ростом сбережений возрастут и запланированные инвестиции от I до I’, то равновесный уровень выпуска останется равным Y0 и спад производства не возникнет. В структуре будут преобладать инвестиционные товары, что создает хорошие условия для экономического роста, но может относительно ограничить уровень текущего потребления населения. Возникает альтернатива выбора: либо экономический рост в будущем при относительном ограничении текущего потребления, либо отказ от ограничений в потреблении ценой ухудшения условий долгосрочного экономического роста.

Рост сбережений может оказать на экономику антиинфляционное воздействие в условиях, близких к полной занятости ресурсов: спад потребления и следующее за ним сокращение совокупных расходов, занятости и выпуска ограничивают давление инфляции спроса. Совокупный спрос снижается от AD до AD1, что сопровождается спадом производства от Y1 до Y2 и снижением уровня цен от P1 до P2.

Крест Кейнса конкретизирует модель AD-AS для целей краткосрочного макроэкономического анализа с жесткими ценами и не может быть использован для исследования долгосрочных последствий макроэкономической политики, связанной с изменением уровня инфляции.

 

  1. Цели и задачи фискальной политики, ее основные инструменты

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей основными являются:

1. устойчивый рост национального дохода,

2. умеренные темпы инфляции,

3. полная занятость,

4. сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

 

Под государственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до докупки сельхозпродукции, военной техники и т.д. В данном случае потребителем выступает само государство.

Расходы государства на покупку отражаются в расходах бюджета, поэтому они должны быть эффективны и обеспечивать количественно и качественно национальноый экономический рост. Это значит, что фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям: сглаживанию колебаний экономического цикла, стабилизации темпов экономического роста, достижению высокого уровня занятости, достижению умеренных темпов инфляции.

Политика государственных расходов и налогов — важный инструмент государственного регулирования экономики и ее стабилизации. Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокупных расходов, на объем ВВП и занятость населения, а также на регулирование спроса.

Государственные расходы оказывают такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Подобно инвестициям, они обладают мультипликативным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

KG = (дельта)ВНП/(дельта)G

где K — мультипликатор государственных расходов; дельтаВНП — приращение валового национального продукта; дельтаG — приращение государственных расходов.

Налоги составляют основу государственных регуляторов экономики. Бюджетно-налоговая политика — это совокупность мер правительства по изменению государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП.

Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов, а соответственно расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.

  1. Налоговая система, ее элементы. Виды налогов.

Итак, налогообложение -- это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за-кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по-требностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу-чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу-дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения -- это равномерность и определенность. Равномерность -- это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря-док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначе-ния. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

 

Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно-стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть про-грессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи-вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди-накова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов но-сило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недо-пустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав-лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде-ний, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной эконо-мической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

 

Элементы налога

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно-сятся:

объект налога -- это имущество или доход, подлежащие обложению, изме-римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

субъект налога -- это налогоплательщик, то есть физическое или юриди-ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;

ставка налога -- величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

налоговая льгота -- полное или частичное освобождение плательщика от на-лога;

срок уплаты налога -- срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

 

Налоги бывают двух видов. Первый вид -- налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на пе-ревод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного фи-зического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид -- налоги на товары и услуги: налог с оборота -- в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они час-тично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвен-ные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем ме-нее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потреби-теля. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекла-дывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долго-срочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокраще-нию потребления, а при высокой эластичности предложения -- к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капи-тала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессив-ные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные -- действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возраста-ние величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги -- это те на-логи, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрес-сивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расхо-дов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо опре-деленным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

 

  1. Теория «экономики предложения». Кривая Лаффера

Сторонники теории экономики предложения убеждены, что кейнсианская теория не может справиться со стагфляцией, потому что в центре этой теории — совокупный спрос. И основной ее вывод состоит в том, что спады в экономике являются результатом дефицита совокупных расходов и, следовательно, расширение спроса посредством осуществления соответствующей фискальной политики позволит восстановить полную занятость.

Производственные издержки и совокупное предложение играют пассивную роль в простой кейнсианской модели. При условии доступности неиспользуемых ресурсов совокупный объем выпуска, предлагаемого рынку, будет соответствовать приросту совокупных расходов.

Сторонники теории экономики предложения считают, что изменения в совокупном предложении — т.е. сдвиги в долгосрочной кривой совокупного предложения — должны быть признаны как «активная» сила, определяющая и уровень инфляции, и уровень безработицы. Экономические потрясения могут быть вызваны изменениями на стороне предложения, так же как и на стороне спроса.

Решающее значение в современных условиях имеет то, что кейнсианские экономисты, подчеркивая проблему спроса, упустили из виду политику, ориентированную на предложение, осуществление которой могло бы преодолеть стагфляцию.

Элементы экономической теории, ориентированной на предложение, обеспечили теоретическую основу экономической политики администрации президента Рейгана (1981 — 1988).

Рейганомика включала в себя следующие четыре основные направления экономической политики:

Рост государственного вмешательства в экономику был приоста- новлен за счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы и программы поддержания уровня жизни. Расходы на оборо- ну, однако, были значительно увеличены.

Произошло значительное сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства.

Администрация поощряла Федеральную резервную систему удер- живать темп роста массы денег на уровне, который рассматривался бы как неинфляционный, хотя и достаточный для обеспечения экономичес- кого роста.

В 1986 г. налоговая система была реформирована таким образом, что предельная ставка налога на доходы состоятельных налогоплатель- щиков упала с 50 до 20%.

Обычно считается, что основной компонентой экономической теории предложения является использование в качестве антиинфляционной меры сокращение налогов. Именно это суждение рассмотрим далее.

 

Кривая Лаффера

Лаффер — сторонник теории предложения — доказал, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с возросшими налоговыми поступлениями. Сокращение налогов не должно вызывать инфляционные дефициты.

Его взгляд известен как кривая Лаффера, которая на рисунке 6 раскрывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями.

 

Рис. 6. Кривая Лаффера (найдите в интернете сами:))

Основная идея заключается здесь в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (М), а затем снижаться до нуля.

Налоговые поступления падают после некоторой точки, потому что более высокие ставки"налога сдерживают экономическую активность, и, следовательно, налоговая база (национальный выпуск и доход) сокращается. Это легче всего проиллюстрировать в крайней точке, когда ставка налога составляет 100%.

Налоговые поступления здесь сокращаются до нуля, потому что 100%-ная ставка налога имеет характер конфискации и останавливает производство. В свою очередь, 100%-ный подоходный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.

Идея Лаффера состояла в том, что в некоторой точке (например, АО ставки налога столь высоки, что налоговые поступления ниже максимума М (рис.28.6). Логическое рассуждение Лаффера убеждало в том, что более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям и принятию деловых решений, подталкивая, таким образом, существенное расширение национального производства и дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне даже при том, что ставки налога будут ниже.

По мнению сторонников теории, ориентированной на предложение, сокращение дефицита будет обеспечиваться также двумя другими обстоятельствами.

Во-первых. Сократятся масштабы уклонения и неплатежа налогов. Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налогов посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций; укрывательство доходов от налоговой инспекции и т.д. Снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях.

Во-вторых. Стимулы к производству и увеличению занятости, которые возникнут в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение правительственных трансфертных платежей.

Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице и, следовательно, будет сокращать дефицит бюджета.

Итак, современная макроэкономическая теория находится в состоянии постоянного изменения. Существуют конкурирующие между собой теории которые пытаются объяснить, как функционирует экономика: кейнсианство, монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория, ориентированная на предложение.

  1. Госбюджет и государственный долг

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

1. вмешательство в экономику;

2. поддержание государственного аппарата управления;

3. правоохранительные органы и судоустройство;

4. медицина, здравоохранение и образование;

5. оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

 

Государственный долг — неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.п.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг — задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой — в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты.

В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увелечению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.