Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок принятия федеральных законов определен в ст. 105 по 107 Конституции РФ




Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Федеральный закон считается одобренным если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

5. В систему источников отрасли конституционного права входят Акты палат Федерального Собрания – парламента РФ, представительного и законодательного органа.

Каждая палата Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная Дума принимает свои постановления. Постановления палат принимаются по вопросам, отнесенным к ведению и содержащие конституционно-правовые нормы.
Например, по поводу отклонения законопроекта; постановление о парламентском запросе к государственному органу либо должностному лицу и т.д.
Постановления палат, как правило, принимаются большинством голосов от общего числа депутатов.

Особую роль среди актов палат парламента РФ играют регламенты Государственной Думы и Совета Федерации.
Конституция РФ в ч. 4 ст. 101, предусматривает право каждой из палат Федерального Собрания РФ принимать свой регламент и решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
Регламент палаты – это нормативный правовой акт, устанавливающий внутреннюю организацию и процедуру работы палаты.
Конституция не может регулировать весь объем правоотношений, связанных с организацией и деятельностью российского парламента, его взаимоотношений с другими государственными органами. Для этого и существуют иные нормативные акты – Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы.
По своей природе регламенты имеют самостоятельный предмет регулирования. Нормы регламентов палат носят процессуальный характер. Регламенты принимаются в облегченном порядке, они проходят одно чтение и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента РФ. Регламенты палат содержат нормы конституционного права, в связи с чем, рассматриваются в качестве источника отрасли.

6. В систему источников отрасли конституционного права входят Акты Президента РФ.
Акты Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории страны для всех органов, должностных лиц и граждан.
В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции и законам РФ. Отсюда следует, что указы и распоряжения Президента РФ относятся к числу подзаконных актов.

Президент РФ издает указы и распоряжения.

Обратим внимание, что Конституция РФ прямо не определяет круг вопросов, по которым Президент может издавать указы (за исключением случаев издания указов о введении военного или чрезвычайного положения), а по которым – распоряжения.
Указы принимаются Президентом РФ в процессе осуществления им повседневного государственного руководства и регулируют вопросы, связанные с осуществлением его полномочий.

Указы могут носить как нормативный, так и ненормативный (правоприменительный) характер.
Нормативный указ – правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, государственных органов, организаций, действующий длительное время и содержащий нормы права.
Для нормативных указов, издаваемых Президентом, характерна, прежде всего, их направленность на детализацию и конкретизацию общих установлений и принципов закона.
Ненормативный указ – акт индивидуальный о назначении того или иного лица на определенную должность.

Распоряжения Президента – это акты по оперативным, организационным и кадровым вопросам, индивидуального характера, содержащие конкретные поручения, задания.
Распоряжения Президента не должны носить нормативного характера. Однако, следует отметить, что на практике отдельные распоряжения Президента все-таки имеют нормативный характер.
Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда при принятии акта установлен другой срок введения его в действие. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.

7. К источникам конституционного права относятся также нормативные правовые акты Правительства РФ.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановления Правительства РФ – это акты, имеющие нормативный характер.
Распоряжения Правительства РФ – это акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.
Правительственные акты относятся к подзаконным и в случае противоречия Конституции, законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

8. К числу источников конституционного права относятся Декларации, принятые высшими органами государственной власти.
В них решаются принципиальные вопросы государственного строительства, суверенитета, свободы личности, дается оценка социально-политической ситуации.
Источниками конституционного права являются Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

9. Особое место среди источников конституционного права занимают решения Конституционного Суда РФ.
В них устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а также разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции РФ.
Все решения Конституционного Суда подразделяются на итоговые и иные.
Итоговое решение Суда по существу вопросов о проверке конституционности правовых актов, по разрешению споров о компетенции, по жалобам граждан, по толкованию Конституции РФ принимаются виде постановления.
Итоговое решение Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуются заключением.
Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определением.
Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу.

10. К источникам конституционного права также следует отнести внутригосударственные договоры.
Это договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами.
Примером такого вида источников являются: Федеративный договор от 31 марта 1992 г., заключенный между федеральными органами государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по поводу разграничения предметов ведения и полномочий.

11. В системе нормативных правовых актов каждого субъекта РФ важным источником конституционного права являются конституции республик и уставы других субъектов в составе Российской Федерации.
Ни имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим актам соответствующего субъекта и носят учредительный характер.
В конституциях и уставах субъектов закрепляется схема управления регионом, конкретизируется структура, функции и положение органов государственной власти, права и обязанности человека и гражданина и другие вопросы.

12. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ субъекты РФ имеют свое законодательство. Следовательно, отдельные законы субъектов Федерации, содержащие нормы конституционного права, также являются источниками конституционного права.

13. К источникам конституционного права относятся Акты органов местного самоуправления.
Конституция РФ в ст. 12 отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что органы местного самоуправления вправе в пределах своих полномочий издавать собственные правовые акты.
Актами местного самоуправления признаются акты представительных и исполнительных и иных, предусмотренных законодательством органов местного самоуправления.
Прежде всего, это – уставы муниципальных образований, постановления представительного или исполнительного органа и т.д.

14. К источникам конституционного права относятся Акт референдума.
Референдум – это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Юридическая сила решения, принятого на референдуме, заключается в том, что оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Более того, данное решение действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.

15. К источникам конституционного права следует также отнести и нормативные акты Центральной избирательной комиссии.
Они обычно содержат нормы конституционного права и принятие нормативных актов Центральной избирательной комиссии направлено на конкретизацию соответствующих законов и обеспечение их единообразного применения.

Таким образом, вышеперечисленные источники конституционного права, регламентируют общественные отношения, жизненно важные для общества и государства. В них содержаться правовые предписания, являющиеся основой для всех других отраслей права. Все анализируемые источники отличаются формальной определенностью и общеобязательностью.

1 вопрос: Понятие науки конституционного права:
ее предмет, задачи, источники и система.

От понятия конституционного права как ведущей отрасли правовой системы государства следует отличать понятие конституционного права как науки. Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.
Наука конституционного права необходима для изучения практики реализации норм и институтов конституционного права, анализа закономерностей их развития, а также теоретического прогнозирования. На этой основе вырабатываются обоснованные рекомендации по совершенствованию конституционного законодательства.
Наука конституционного права формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль конституционно-правовых институтов.
Конституционное право является отраслевой наукой, т.к. ей соответствует отрасль в системе российского права.
Наука конституционного права – это система знаний, выраженных через научные понятия и категории о конституционно-правовых нормах и регулирующих ими общественных отношений.
Здесь следует пояснить, что наука конституционного права отличается от отрасли конституционного права тем, что отрасль регулирует, а наука изучает конституционно-правовые отношения.
К предмету науки российского конституционного права относят следующие:
1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;
2) закономерность развития конституционного права как отрасли права;
3) общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права России;
4) содержание конституционных норм, механизм их действий и практику их реализации;
5) конституционные идеи и категории, процесс их разработки и формирования.
Наука конституционного права является системой знаний. Система науки конституционного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, их соподчиненность, логическую связь между ними.
Наука конституционного права, представляющая собой единую систему знаний, включает следующие разделы:

  • Исследование понятийного аппарата, определение понятий конституционного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины;
  • Учение о Конституции в ее историческом развитии. Данный раздел связан с анализом конституционного развития России, с характеристикой Конституции РФ как основного закона, занимающего особое место в системе законодательства, как важнейшего источника отрасли;
  • Сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;
  • Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя. В данном разделе рассматривается большое количество теорий, концепций, связанных с обобщенной характеристикой основ конституционного строя РФ;
  • Изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений государства и личности, закрепления и реализация прав и свобод человека и гражданина;
  • Анализ формы правления и государственного устройства РФ.
  • Комплексный анализ норм, регулирующих формирование и деятельность системы государственных органов РФ, ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику и роль в системе права.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников.
1. Труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие суждения по проблемам, значимым для конституционно-правовой науки.
2. Конституция и другие нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах.
3. Конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.
4. Законодательство зарубежных государств и международно-правовые договоры и соглашения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.