Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г




Конституция 1978 г. с таким содержанием сразу стала входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 г. В 1989 г. законом был учрежден новый высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов РСФСР. За этим последовала серия изменений и поправок, в частности государство стало называться Российская Федерация – Россия, был введен пост Президента.
Главный недостаток Конституции 1978 г., которая постоянно порождала кризисы и конфликты между законодательной и исполнительной властью, состоял в отсутствии ясно изложенного принципа разделения властей.
Верховный Совет имел по Конституции 1978 г. необычный парламентский статус: он был органом Съезда. В самом Верховном Совете две его палаты (Совет Республики и Совет Национальностей) не обладали независимостью, т.к. они управлялись одним органом – Президиумом Верховного Совета.
Такой парламент, имеющий необычную для демократического государства двухзвенную структуру высших органов законодательной власти (Съезд и Верховный Совет), постепенно становился тормозом политических и экономических реформ. Депутаты принимали поправку за поправкой к Конституции 1978 г. с целью ограничить полномочия Президента и держать исполнительную власть под своим контролем.
Согласно Конституции Президент был наделен немалыми правами, но в решающих вопросах он оказывался под контролем двухзвенного парламента.
В обстановке острой политической борьбы в Конституцию была введена (декабрь 1992 г.) ст. 126, согласно которой в случае роспуска или приостановления деятельности любых органов государственной власти полномочия Президента подлежали немедленному прекращению. Антипрезидентские силы готовились к использованию ст. 121, которая предусматривала отрешение Президента от должности.
С марта 1993 г. началось резкое обострение отношений Президента с Верховным Советом.
24 марта Президент издал Указ о назначении на 25 апереля референдума о доверии Президенту и 60% участвовавших в голосовании выразили доверие Президенту.
Такое развитие событий ясно указывало на то, что несовершенство Конституции постоянно приводит к кризисам, но не содержит способов их преодоления.
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами.
На I Съезде народных депутатов РСФСР 22 июня 1990 г. была образована Конституционная комиссия, которой предстояло разработать проект Конституции, где были закреплены новая социальная система и модель организации государственной власти.
Возглавлял комиссию Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, его заместителем стал Р.И. Хасбулатов, а ответственным секретарем – О.Г. Румянцев.
Для работы над проектом была сформирована рабочая группа, куда вошли депутаты разных фракций и эксперты. Кроме этого на разных этапах в работе Конституционной комиссии участвовали авторитетные ученые-правоведы (Тихомиров, Савицкий, Морщакова и т.д.)
Первый проект Конституции РФ был подготовлен уже к осени 1990 г. Сразу же развернулось его широкое обсуждение в средствах массовой информации, в государственных органах, учебных и научных учреждениях.
В апреле 1992 г. VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. К концу 1992 г. резко обострилась борьба за власть, что изменило весь ход конституционной реформы. Каждая из противоборствующих сторон – Президент и Верховный Совет РСФСР, преследуя свои интересы, стремилась переиначить текст проекта Конституции на свой лад.
За время работы Конституционной комиссии, участники которой находились в центре пересечения интересов различных политических сил, текст проекта, вплоть до октябрьских событий 1993 г., постоянно дорабатывался. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.
В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в строну уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.
Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета. И в самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, это был откровенный вызов Президенту и оппозицию не останавливало даже то, что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 г большинство избирателей поддержали легитимность Президента.
Надо сказать, что проект, представленный Конституционной комиссией, был не единственным, помимо него были разработаны так называемые альтернативные проекты. Например, проект рабочей группы С.М. Шахрая (в котором не было раздела о гражданском обществе, и в целом его можно охарактеризовать как государственный, а не общественный); проект народных депутатов-коммунистов (отличительная черта которого исключение института президентства).
Кроме этих проектов, у Президента был собственный проект Конституции. 12 мая 1993 г. Президент РФ принял указ о созыве Конституционного совещания и завершения подготовки проекта Конституции РФ. Речь шла о доработке президентского проекта Конституционным совещанием. Эти события очень усугубили противостояние между Верховным Советом и Президентом России. Некоторые депутаты и большая часть экспертов перешли на строну Президента и приняли участие в работе Конституционного совещания.
Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания, например за то, что проект не содержал характеристики Российского государства как социального. В нем не был выдержан принцип равноправия субъектов РФ. Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей.
Конституционное совещание работало больше месяца, в результате в первоначальный проект было внесено свыше 500 поправок, около 40 принципиально новых норм – фактически все статьи были изменены. 12 июля 1993 г. проект был одобрен Конституционным совещанием.
Примерно в те же дни, когда Конституционное совещание завершило подготовку президентского проекта, свой вариант представала и Конституционная комиссия. Оба проекта были направлены в регионы для согласования, результаты которого оказались неожиданными – большинство регионов поддержало проект Конституционной комиссии.
С осени 1993 г. конституционный кризис вошел в новую фазу. И законодательная, и исполнительная власть имели свой проект Конституции. Достижение согласия стало невозможным.
В тех условиях проект, подготовленный Конституционным совещанием стал уже не альтернативным, а основным. Но Конституционная комиссия в сильно усеченном составе, продолжала работу над проектом Конституции, намереваясь представить его на референдум наряду с проектом Конституционного совещания.
В это же время Президент РФ ввел в действие Положение о федеральных органах власти на переходный период. Верховный Совет РСФСР оценил действия Президента РФ как государственный переворот. Президиум Верховного Совета, объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ.
Попытки достичь согласия не увенчались успехом, и кризис стал порождать общественные беспорядки, силовые действия. 4 октября пролилась первая кровь, руководство Верховного Совета РСФСР арестовано. В Москве было введено чрезвычайное положение, был приостановлен выпуск некоторых газет.
Президент России сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно как и о других, речи уже не шло.
Президент РФ Б.Н. Ельцин 15 октября 1993 г издал Указ о проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента.
На референдуме Конституция РФ получила требуемое большинство голосов. З принятие проекта проголосовало 58, 4%, против 41, ﻵ%. Таким образом, за Конституцию РФ проголосовала фактически лишь четверть россиян.
Новая конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 г. Особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны.

4 вопрос: Структура и содержание Конституции РФ 1993 г.


Под формой конституции принято понимать способ организации заключенного в ней материала.
В настоящее время принято различать три вида формы конституции:

  • консолидированные (таких конституций в мире большинство, к этому же виду относится и Конституция РФ);
  • неконсолидированные;
  • комбинированные.

Консолидированные конституции представляют собой единый нормативный правовой акт, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой (Конституция РФ 1993 г., Конституция Польши 1997 г.).
Неконсолидированные конституции представляют собой совокупность нескольких актов, принятых в разное время и провозглашенных в качестве Основного закона. Совокупность таких актов также наделяется высшей юридической силой. Такие конституции существуют в Швеции, Финляндии, Канаде, Израиле.
Комбинированные конституции состоят из законов, судебных прецедентов и конституционных обычаев. Такие конституции в Великобритании, Новой Зеландии.
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
Конституция РФ 1993 г. включает преамбулу, 2 раздела: раздел первый состоит из 9 глав и 137 статей, раздел второй содержит «Заключительные и переходные положения» и состоит из 9 пунктов.
Преамбула Конституции РФ – это вводный текст, имеющий обычно политическую направленность. Текст преамбулы невелик по объему, но содержит принципиальные положения, объясняющие цель принятия Конституции, отражающие идеи приоритета прав и свобод человека и гражданина, сохранения исторически сложившегося государственного единства России.
Раздел первый Конституции РФ не имеет названия, включает 9 глав:

  • Основы конституционного строя
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Федеративное устройство
  • Президент РФ
  • Федеральное Собрание
  • Правительство РФ
  • Судебная власть
  • Местное самоуправление
  • Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Раздел второй конституции также не имеет названия, содержит «Заключительные и переходные положения».
В истории российской конституции появился впервые. Нормы второго раздела определяют основания, на которых осуществляется процесс перехода от прежней конституции к функционированию новой. Раздел второй определяет порядок применения законодательства, принятого до вступления Конституции в силу. Многие положения этого раздела уже потеряли свою силу, поскольку Россия миновала переходный период, существенно обновлено текущее законодательство.
Рассматривая форму и структуру российской Конституции, нельзя не сказать о том, что федеративная природа нашего государства обуславливает наличие наряду с федеральной Конституцией также конституций республик, входящих в состав РФ. Ст. 5 Конституции РФ предусматривает, что республики имеют свою конституцию и законодательство.
Содержание республиканских конституций во многом предопределяется принципами Конституции РФ, в связи с чем, многие из них воспроизводят значительное число норм последней. В то же время республиканские конституции содержат гарантии развития национальных обычаев и традиций, языков, самобытной культуры.
Конституции республик должны соответствовать федеральной Конституции, не должны ей противоречить. Это вытекает из принципа верховенства Конституции РФ на всей территории Федерации. В реальности отдельные республиканские конституции содержат нормы, противоречащие Конституции РФ. Это, прежде всего, связано с тем, что при подписании Федеративного договора в 1992 г. республики настояли на том, чтобы они были названы суверенными, и до сегодняшнего дня лидеры некоторых республик исходят из их государственного суверенитета. Но Конституция РФ не признает суверенитета республик, более того, в ч. 4 п. 1 заключительных и переходных положений устанавливается, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции России.
Верховенство федеральной Конституции, ее ведущее место в российской системе права должно обеспечиваться юридическими гарантиями, важнейшими из которых представляются:
1) признание Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ норм республик, поскольку конституционные коллизии, содержащиеся в них, являются правонарушениями;
2) применение мер ответственности, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», которые заключаются в возможности досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Федерации и его высшего должностного лица.
Введение с 2000 г. института полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе также расширяют возможности для контроля за соблюдением Конституции РФ в правовых актах субъектов Федерации.
Но, прежде всего, сами субъекты РФ в лице своих органов государственной власти должны привести свои конституции в соответствие с Конституцией РФ путем внесения в них изменений, поправок либо путем обращения в Конституционный Суд РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.