Впервые в истории Российского государства Конституция была принята всенародным голосованием, которое проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 года, утвержденного Указом Президента от 15 октября 1993 года «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ». В соответствии с Положением Конституция РФ считается принятой, если за ее принятие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, если в нем приняли участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей. Итоги референдума по принятию Конституции РФ были следующими: приняли участие в голосовании – 58 187 755 избирателей (или 54,8% зарегистрированных избирателей); проголосовали«за» – 32 937 630 избирателей (или 58,4%); голосовали«против» – 23 431 333 избирателя (или 41,6%). Таким образом, проект Конституции РФ получил одобрение на референдуме и в соответствии с результатами голосования был введен в действие 25 декабря 1993 года, т. е. после официального опубликования Конституции РФ в «Российской газете». Одновременно прекратила действовать Конституция РФ, принятая 12 апреля 1978 года (с последующими изменениями и дополнениями). В Нижегородской области на основании протоколов 2455 участковых избирательных комиссий шесть окружных избирательных комиссий области определили, что в голосовании приняли участие 1 480 964 человека, или 50,38% от числа зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции РФ в Нижегородской области проголосовало 820 215 избирателей, или 57,47%. Против принятия Конституции РФ проголосовало 607 076 избирателей, или 42,53%7. В то же время целый ряд регионов – субъектов РФ не поддержали при голосовании проект новой Конституции РФ. Например, высказалось против: в Башкортостане – 57%; в Адыгее – 61%; в Дагестане – 79%; в Карачаево-Черкесии – 58%; в Мордовии – 62%; в Чувашии – 58%. Поэтому принятие в Российской Федерации новой Конституции не означает, что уже имеется целостная теория конституционализма и решены все вопросы. В главе 9 Конституции РФ установлен порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных отношений. Существует следующий порядок внесения поправок в Конституцию России и пересмотра ее положений. В ст. 134 Конституции РФ определен круг субъектов, которые наделены правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции. К ним относятся: 1. Президент Российской Федерации. 2. Совет Федерации. 3. Государственная Дума. 4. Правительство. 5. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ. 6. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Согласно ст. 135 Конституции РФ Федеральным Собранием – парламентом не могут быть пересмотрены положения глав 1, 2 и 9 Конституции России. Если же предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом8 должно быть созвано Конституционное Собрание. В настоящее время такой закон не принят. Имеются различные проекты. Основные разногласия связаны с порядком формирования Конституционного Собрания. В законопроектах рассматривались несколько вариантов такого формирования: представительный, выборный и смешанный. Конституционное Собрание должно будет принять одно из следующих решений: 1) подтвердить неизменность Конституции РФ; 2) разработать проект новой Конституции РФ, который может быть принят: а) самим Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов; б) всенародным голосованием-референдумом. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ (ст. 136) принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Он установлен ч. 2 ст. 108 Конституции РФ: «Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее 3/4) голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и вступает в силу лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов Российской Федерации». Конституционный Суд РФ 31 октября 1995 года рассмотрел дело о толковании ст. 136 Конституции РФ. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания о толковании данной статьи. В постановлении Конституционного Суда РФ отмечено, что положения ст. 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Конституционный Суд РФ постановил, что поправки в смысле ст. 136 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта – закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ регулируются Федеральным законом от 4 марта 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». В ст. 137 Конституции РФ закреплен особый порядок изменения ст. 65 Конституции РФ в следующих случаях: – принятия в состав Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта; – изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации; – изменения наименования субъекта Российской Федерации. В первых двух случаях изменения вносятся на основании федеральных конституционных законов. 17 декабря 2001 года был принят Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»2. Что же касается порядка изменения ст. 65 Конституции РФ в части перенаименования субъекта РФ, то в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ отмечается, что изменение наименования субъекта РФ в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. Студентам следует обратить внимание еще на один важный момент. В случае, когда обязанности Президента РФ временно исполняет Председатель Правительства, он не имеет права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ч. 3 ст. 92). Несомненно, Конституция Российской Федерации предусматривает более усложненный порядок ее изменения, в отличие от ранее существовавшего, когда поправки на Съезде народных депутатов вносились лишь 2/3 голосов от общесписочного состава депутатов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление