Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос: Правовая охрана и толкование Конституции РФ




Влияние конституционных норм на развитие любого государства чрезвычайно велико. Однако конституция лишь тогда станет реально и непосредственно действующей, когда ее нормы будут работать
в повседневной жизни, будут значимы для любого человека. История знает немало совершенных конституций, отвечающих интересам народа данного государства. Конституция Российской Федерации также содержит демократические, гуманные принципы и нормы. Однако, если не будет действовать механизм реализации норм конституции, то может сложиться такая ситуация, когда закрепленные в основном законе нормы будут соседствовать с антиконституционной практикой. Поэтому всегда встает вопрос об юридической охране конституции. Проблемам правовой охраны конституции в юридической литературе всегда уделялось большое внимание.
Под правовой охраной конституции принято понимать совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение всех конституционных норм и строгое соблюдение режима конституционной законности1. Правовую охрану конституции можно рассматривать как самостоятельный конституционно-правовой институт.
Этот правовой институт образует охранительный механизм, включает в себя нормы:
1. Регулирующие конституционный контроль;
2. Устанавливающие особый порядок принятия, изменения конституции;
3. Обеспечивающие верховенство основного закона в иерархии зако­нодательных актов;
4. Устанавливающие ответственность за нарушение конституционных положений.
Конституционный контроль – это форма проверки на соответствие Конституции РФ нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти.
Правовым последствием признания закона неконституционным является то, что он теряет юридическую силу и перестает применяться.
Конституционный контроль можно классифицировать по ряду признаков:
1. По времени осуществления:
а) предварительный (превентивный, предупредительный) контроль, при котором акт проверяется до его вступления в силу;
б) последующий (репрессивный) конституционный контроль, который распространяется на вступившие в силу акты, юридически действующие.
2. По форме:
а) абстрактный контроль, означающий проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом;
б) конкретный контроль, который осуществляется только в связи с каким-то (чаще всего судебным) делом, при разрешении которого подлежат применению определенная норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности.
3. По содержанию:
а) формальный контроль, при котором проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституционности;
б) материальный контроль, который имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.
4. По месту осуществления:
а) внутренний контроль, проводимый самим органом, издавшим акт;
б) внешний контроль, проводимый иным органом.
5. С точки зрения правовых последствий:
а) консультативный – решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой;
б) постановляющий контроль – решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно, т.е. если оно объявляеь акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу).
Правом запроса о соответствии Конституции РФ того или иного акта обладают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).
К объектам конституционного контроля относятся:
1) федеральные конституционные законы;
2) федеральные законы;
3) внутригосударственные договоры;
4) акты палат Федерального Собрания;
5) нормативные акты Президента РФ;
6) нормативные правовые акты Правительства РФ;
7) конституции республик, уставы конституции республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов;
8) не вступившие в силу международные договоры РФ.
Толкование Конституции РФ
Необходимость института официального толкования Конституции вызывается целым рядом причин:

    • краткость изложения правоустанавливающих положений;
    • многозначности используемых в ней терминов;
    • недостаточная согласованность норм Конституции РФ;
    • несовершенство законодательной техники, наличие прямых пробелов.

Действующая Конституция закрепила функцию толкования Конституции за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).
К органам, полномочным обращаться с запросами в Конституционный Суд по этим вопросам, относятся:

  • Президент РФ
  • Совет Федерации РФ
  • Государственная Дума
  • Правительство РФ
  • Органы законодательной власти субъектов РФ

Конституционный Суд РФ по собственной инициативе не может проводить толкование Конституции РФ.
Вопросы толкования Конституции рассматриваются только на пленарных заседаниях Конституционного Суда (а не в его палатах).
Давая толкование конституционных норм, Конституционный Суд РФ применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический, специально-юридический и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.