Влияние конституционных норм на развитие любого государства чрезвычайно велико. Однако конституция лишь тогда станет реально и непосредственно действующей, когда ее нормы будут работать в повседневной жизни, будут значимы для любого человека. История знает немало совершенных конституций, отвечающих интересам народа данного государства. Конституция Российской Федерации также содержит демократические, гуманные принципы и нормы. Однако, если не будет действовать механизм реализации норм конституции, то может сложиться такая ситуация, когда закрепленные в основном законе нормы будут соседствовать с антиконституционной практикой. Поэтому всегда встает вопрос об юридической охране конституции. Проблемам правовой охраны конституции в юридической литературе всегда уделялось большое внимание. Под правовой охраной конституции принято понимать совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение всех конституционных норм и строгое соблюдение режима конституционной законности1. Правовую охрану конституции можно рассматривать как самостоятельный конституционно-правовой институт. Этот правовой институт образует охранительный механизм, включает в себя нормы: 1. Регулирующие конституционный контроль; 2. Устанавливающие особый порядок принятия, изменения конституции; 3. Обеспечивающие верховенство основного закона в иерархии законодательных актов; 4. Устанавливающие ответственность за нарушение конституционных положений. Конституционный контроль – это форма проверки на соответствие Конституции РФ нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти. Правовым последствием признания закона неконституционным является то, что он теряет юридическую силу и перестает применяться. Конституционный контроль можно классифицировать по ряду признаков: 1. По времени осуществления: а) предварительный (превентивный, предупредительный) контроль, при котором акт проверяется до его вступления в силу; б) последующий (репрессивный) конституционный контроль, который распространяется на вступившие в силу акты, юридически действующие. 2. По форме: а) абстрактный контроль, означающий проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом; б) конкретный контроль, который осуществляется только в связи с каким-то (чаще всего судебным) делом, при разрешении которого подлежат применению определенная норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности. 3. По содержанию: а) формальный контроль, при котором проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституционности; б) материальный контроль, который имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции. 4. По месту осуществления: а) внутренний контроль, проводимый самим органом, издавшим акт; б) внешний контроль, проводимый иным органом. 5. С точки зрения правовых последствий: а) консультативный – решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой; б) постановляющий контроль – решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно, т.е. если оно объявляеь акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу). Правом запроса о соответствии Конституции РФ того или иного акта обладают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ). К объектам конституционного контроля относятся: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) внутригосударственные договоры; 4) акты палат Федерального Собрания; 5) нормативные акты Президента РФ; 6) нормативные правовые акты Правительства РФ; 7) конституции республик, уставы конституции республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов; 8) не вступившие в силу международные договоры РФ. Толкование Конституции РФ Необходимость института официального толкования Конституции вызывается целым рядом причин:
недостаточная согласованность норм Конституции РФ;
несовершенство законодательной техники, наличие прямых пробелов.
Действующая Конституция закрепила функцию толкования Конституции за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). К органам, полномочным обращаться с запросами в Конституционный Суд по этим вопросам, относятся:
Президент РФ
Совет Федерации РФ
Государственная Дума
Правительство РФ
Органы законодательной власти субъектов РФ
Конституционный Суд РФ по собственной инициативе не может проводить толкование Конституции РФ. Вопросы толкования Конституции рассматриваются только на пленарных заседаниях Конституционного Суда (а не в его палатах). Давая толкование конституционных норм, Конституционный Суд РФ применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический, специально-юридический и др.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление