Конституция Российской Федерации (ст. 12) закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя – местное самоуправление,которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти. Институт местного самоуправления является демократичным, т. к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах – непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, ст. 32, 33 и др.). Глава 8 Конституции РФ называется «Местное самоуправление» и конкретизирует те положения, которые помещены в ст. 12 Конституции РФ. Местное самоуправление в России, его система, принципы организации и деятельности должны формироваться в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом1, призванным установить общие принципы организации системы органов местного самоуправления, что в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С 1 января 2009 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»2. Законом предлагается до 1 января 2009 г. установить переходный период. В этот период субъектам РФ предоставляется право своими законами определять порядок и сроки, в соответствии с которыми органы местного самоуправления приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Таким образом, субъектам РФ предоставлена возможность самим решать, готовы ли они перейти на новый закон сейчас или в течение 3 лет. Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление. Существуют следующие подходы к его определению. 1. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства. Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, в статье 2 устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны3. Российская Конституция признает и гарантирует местное самоуправление, закрепляет его в качестве одной из демократических основ системы управления Российской Федерации (ст. 3, 12, гл. 8). Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (чем в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центральных и местных органов. 2. Местное самоуправление – это и право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное ведение местных дел. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ «Об общих принципах м/с») граждане РФ осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Признавая это право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечивается судебной защитой, иными гарантиями, закрепленными Конституцией РФ и федеральным законодательством. 3. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которое обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, местное самоуправление – это система организации деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Напомним, что местное самоуправление – это и форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется через различные формы и институты прямого волеизъявления народа. В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ и российским законодательством местное самоуправление осуществляется гражданами: – путем референдума, выборов; – через собрания, сходы; – через выборные и другие органы местного самоуправления. Более того, законодательством о местном самоуправлении допускается возможность образования органов территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и др.).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление