Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод добавленной стоимости. 1 страница




ВВП – это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных на территории страны. Для правильно расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах. Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств и фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров. Если в ВВП включить промежуточные продукты, используемые для производства других товаров (мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба), то получается завышенная оценка ВВП (цена муки будет учтена несколько раз).

Очень важно при исчислении ВВП исключить двойной счет, иначе искажается реальная экономическая картина. Имеется в виду выполнение принципа — товары и услуги, произведенные в данном году, должны учитываться в ВВП только один раз. Очевидно, что одни и те же продукты могут в течение года продаваться не раз, и если каждый оборот на рынке будет прибавлять к величине ВВП уже однажды учтенную величину стоимости, то реальный результат окажется многократно ниже декларируемого. Например, из железной руды производят чугун, из чугуна – сталь, из стали – прокат, а из проката – уже готовую продукцию. Стоимость руды может быть учтена в данном случае пять раз. Ясно, что в ВВП надо учитывать только конечную продукцию, под которой понимаются товары, приобретаемые для конечного использования. Они перепродаже уже не подлежат, как и дальнейшей переработке. Технологическая цепочка заканчивается. Следовательно, производство руды, чугуна, стали, проката является производством промежуточным, не дающим конечной продукции.

Нужно ли это положение понимать так, что промежуточные производства не создают ВВП? Конечно же, нет. На каждом промежуточном этапе к стоимости первоначального продукта добавляются заработная плата, амортизационные отчисления и прибыль данного предприятия. Например, к стоимости железной руды добавляются зарплата, амортизация и доход чугунного производства, на эту увеличенную стоимость накладываются аналогичные расходы сталелитейного производства, далее тождественно – прокатного производства и, наконец, к примеру, те же самые расходы – на автомобильном заводе. В подобном случае стоимость произведенной железной руды учитывается только раз.

Таким образом, ВВП в окончательном варианте есть стоимость конечной продукции, к которой добавляются конкретные величины стоимостейна промежуточных производствах.

Следовательно, добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью всех продаж фирмы и стоимостью сырья и материалов, купленных ею для производства продукции: вторые вычитаются из первых. Иначе говоря, добавленная стоимость – это разница между стоимостью конечной продукции и промежуточных товаров и услуг. Структурно добавленная стоимость включает в себя заработную плату, прибыль предприятий, ренту, процент на ссудный капитал, косвенные налоги, так как последние автоматически включаются фирмой в цену продукции. Безусловно, материальное содержание добавленной стоимости – это прибавочный продукт. Ведь на каждом промежутке продукция не только перерабатывается, но и приращивается. Именно таков механизм производства и приращения национального богатства, коего все макроэкономические показатели — всего лишь формы проявления.

Не все сделки, осуществленные экономическими субъектами за рассчитываемый период (за год), включаются в показатель ВВП. Во-первых, это сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг – акций, облигаций и т.п. Финансовые сделки не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства. Во-вторых, продажа и покупка подержанных вещей и благ, бывших в употреблении. Их ценность была учтена ранее. В-третьих, частные трансферты (например, подарки), в данном случае это лишь перераспределение денежных средств между частными экономическими субъектами. В-четвертых, государственные трансферты.

Помимо ВВП, в макроэкономическом анализе используется показатель валового национального продукта (ВНП), который показывает годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом.

Валовой национальный продукт (ВНП) – один из обобщающих статистических показателей, использующийся в системе национальных счетов. В нашей стране ВНП исчисляется статистикой с 1987 г. и принципиально отличается от применявшихся у нас ранее показателей тем, что отражает результаты деятельности не только в материальном, но и в нематериальном производстве. В системе национальных счетов ВНП рассчитывается теми же методами, что и валовой внутренний продукт, в отличие от которого ВНП выражает конечные результаты экономической деятельности представителей данной страны независимо от их местонахождения (внутри или за рубежом). Переход от ВВП к ВНП осуществляется за счет секторов-резидентов и секторов-нерезидентов. Резиденты являются гражданами данной страны, но функционирующие как внутри страны, так и за ее пределами (служащие, студенты и военные, которые финансируются данной страной; туристы; сезонные рабочие, находящиеся за рубежом сроком до одного года). Нерезиденты временно проживают на территории данной страны, а их деятельность оплачивается за счет бюджета их государства. Таким образом, физические и юридические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. ВНП определяется путем добавления к ВВП трансфертных платежей и факторных доходов (дивиденды, проценты, заработная плата, рента), получаемых секторами-резидентами данной страны в других странах, и вычитания аналогичных доходов секторов-нерезидентов в рассматриваемой стране. ВНП, измеряемый через производство, представляет собой валовую рыночную стоимость товаров и услуг, произведенных секторами-резидентами страны за определенный период времени за вычетом стоимости промежуточного потребления (см. валовой внутренний продукт). ВНП, измеренный через доходы, представляет собой сумму факторных доходов от внутреннего производства в виде заработной платы, выплаченных процентов и прибыли владельцев предприятий, а также чистых факторных доходов секторов-резидентов из-за рубежа. ВНП, измеренный через конечное потребление, есть совокупная рыночная стоимость товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами, предприятиями и правительством, а также остатков нереализованной продукции. Все три метода измерения ВНП дают, по определению, один и тот же количественный результат.

Номинальный ВНП – сумма конечных товаров и услуг в текущих рыночных ценах.

Реальный ВНП – стоимость товаров и услуг, пересчитан­ная в постоянных ценах (ценах базового периода).

Дефлятор ВНП – это отношение номинального объема ВНП к реальному.

Следует различать фактический и потенциальный рост ВНП.

Фактический рост – это реальное ежегодное увеличение ВНП или других макроэконо­мических показателей, которые периодически улавливаются статистикой.

Потенциальный рост – это скорость, с которой экономика могла бы расти. Основными факторами потенциального роста являются:

1. Увеличение ресурсов (труда, капитала, природных ресурсов).

2. Увеличение эффективности, с которой используются эти ресурсы.

 

 
47.Государственное регулирование экономики: необходимость. цели, задачи, инструменты Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Среди причин необходимости государственного регулирования экономики называют следующие: 1. Научно-технический прогресс резко увеличил масштабы производства, накоплений и укрепил международные экономические связи. НТП столь многогранен и требует таких капитальных вложений, с которыми «справиться» не могут отдельные, даже самые крупные, предприятия. 2. Концентрация производства в условиях НТП привела к образованию монополий, гигантских предприятий, которые по существу отрицают конкурентную экономику. Они лишают экономику ее гибкости, адаптивности и расхищают, растрачивают общественное богатство. Государство вынуждено заниматься антитрестовским законодательством и антимонопольным регулированием. 3. Циклическое развитие рыночной экономики приводит к периодическим социальным и экономическим взрывам. Только государство может через свои механизмы – политические, экономические, законодательные – стабилизировать равновесие или способствовать восстановлению равновесия. 4. В условиях современного НТП не только выросли масштабы производства, но и возникли его внешние эффекты – негативные по своему характеру: загрязнение окружающей среды, опасность отдаленных последствий для здоровья людей в различных производствах (атомном, подземном, горячем и т.д.). Государство, и только оно, может стать на защиту экологического здоровья страны. Кроме того, необходимость государственного регулирования экономики обуславливается: ü Обеспечением определенности и целостности территориального пространства хозяйствования; ü Наличием естественных монополий; ü Ограниченностью определенных ресурсов; ü Созданием и поддержанием развитой инфраструктуры; ü Обеспечением достоверности информации; ü Обеспечением баланса экономических интересов субъектов; ü Возрастанием роли институциональной среды. Государственное регулирование экономики: цели, функции, инструменты. Государственное регулирование экономики - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, обеспечения общественного воспроизводства, решения социальных и экологических проблем. Цели, преследуемые государством в политике регули­рования экономики различны. Это, прежде всего, поддержание макроэкономи­ческого равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это — глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть: 1) поддержание сбалансированного общественного производства, 2) стимулирование роста производства; 3) обеспечение полной занятости; 4) повышение эффективности общественного производства; 5) справедливое распределение дохода; 6) стабильность цен, а следовательно, недопущение инфляции; 7) сохранение природной и окружающей среды и т. д. Государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, т.е. государство должно иметь возможность в случае необходимости «нажать». Такими средствами нажима являются: государственный бюджет, государственная собственность, законодательство, информация, внешняя торговля, силовые структуры и т. д. Государство вырабатывает определенные методы регулирования, которые конкретизируются в следую­щих функциях государства: ü обеспечение правовой базы и ее совершенствование; ü защита конкуренции и ее стимулирование; ü разработка «правил игры» для всех субъектов рынка и их соблюдение всеми; ü обеспечение социальной стабильности распределением доходов; ü обеспечение стабильности в экономике; ü регулирование занятости, инфляции, колебаний рыночной конъюнктуры; ü совершенствование структуры национальной экономики и т. д. Все они в целом укладываются в рамках трех обобщающих функций государства: корректирующей, стабилизационной, распределительной (регулирование распределения и перераспределения). Реализация целей экономической политики предполагает использование определенных инструментов, совокупность ко­торых образует механизм государственного регулирования. Ведущими элементами данного механизма являются два ведущих инструмента, исполь­зуемых правительством для регулирования: ü воздействие с акцентом на использование государствен­ных финансов (фискальная (бюджетно-налоговая) политика), ü воздействие с акцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная, денежно-кредитная политика). Взаимосвязь подходов и характерные осо­бенности обоих конкретных методов можно обозначить сле­дующим образом (Рис.1): Рис.1 Механизм реализации экономической политики q Налоговая политика. Ее главный инструмент – налоги. Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно влиять на предпринимательскую деятельность. Направления налоговой политики в Республике Казахстан: - Совершенствование налогового законодательства; - Повышение уровня налоговой культуры налогоплательщиков; - Совершенствование механизма налогового администрирования; - Дифференциация размера налогового бремени на различные категории плательщиков; - Координация фискальных служб республики. Следующий рычаг регулирования макроэкономической ситуации – бюджетная политика. q Бюджетная политика – политика государства в области расходов, направленная в сочетании с налоговой политикой на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВВП. Инструменты бюджетной политики: - Инвестиции. В результате сбора налогов государство распоряжается крупными денежными средствами, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику, воздействуя тем самым на поведение частных инвесторов. - Государственные инвестиции и госзаказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы и их партнерам. - Дотации. Это денежные суммы, выделяемые из госбюджета для преодоления отраслевых кризисов. За счет дотации государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные товары. - Субсидии. Это пособия в денежной или натуральной форме, предоставляемые из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам, местным органам, другим государствам. Адресные субсидии в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми, тогда как установление налоговых и других льгот именуют косвенными субсидиями. При более детальном рассмотрении, можно выделить некоторые направления бюджетного регулирования: 1. Субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, а также оказывать поддержку частным предприятиям, попадающим в кризисную ситуацию (средства на «санацию»); 2. Финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения; 3. Стратегические инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, затраты на НИОКР, на оборону, поддержку экспорта, охрану окружающей среды; 4. Государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующие прирост дополнительного спроса. Понятно, что размеры затрат по каждому из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики. q Кредитно-денежная политика Кредитно-денежная политика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд преимуществ перед фискальной. Она обладает быстротой, гибкостью, и, поскольку проводится Центральным банком, то в значительной степени изолирована от политического лоббизма. Мощным инструментом кредитно-денежной политики Центрального банка является: - Учетные ставки. Разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты называется «учетная ставка». Назначая ее, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность. - Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы. На социально значимые товары массового спроса устанавливаются предельные уровни розничных цен или надбавок к ним. - Операции на открытом рынке.   48. Формы государственного регулирования экономики   В системе государственного регулирования принято выде­лять три формы: экономическую и административную и институциональную. К экономическим инструментам относят те действия го­сударства, которые имеют воздействующий характер. Речь идет о методах вли­яния, например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации ка­питала, социальные, структурные и региональные элементы экономики). Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых мер - созданиенаиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Институциональные методы - создание социальных, управленческих и рыночных структур. Рис.2. Методы воздействия государства на экономику Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенные методы воздей­ствия на экономику. Методы прямого воздействия предполагают такое ре­гулирование со стороны государства, при котором поведе­ние субъектов экономики основано не столько на самосто­ятельном экономическом выборе, сколько - на предписа­ниях государства. Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям эко­номической политики.
Методы Прямые Косвенные
Содержание Прямое воздействие, которое обязывает субъектов экономики принимать решения согласно целям государства Субъекты экономики самостоятельно принимают решения. Государство лишь создает стимулы к принятию нужных для экономики решений
Достоинства Быстрый результат в сжатые сроки Не нарушают рыночной ситуации
Недостатки Создание помех рыночной ситуации Наличие временного лага

Рис. 3. Методы прямого и косвенного воздействия на экономику

 

 

49. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия Процесс общественного воспроизводства предполагает эко­номическое равновесие, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях. Формы равновесия разнооб­разны — соответствие между ресурсами и потребностями, про­изводством и потреблением, спросом и предложением и т.д. При анализе макроэкономического равновесия необходимо соблюдать такие требования, как: 1) соответствие общественных целей и реальных экономических возможностей; 2) полное использование всех экономических ресурсов общест­ва (труда, земли, капитала); 3) общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления; 4) наличие свободной конкуренции, равенства всех покупате­лей на рынке, неизменность экономической ситуации, замк­нутость экономической системы; 5) идеальное равновесие на всех рынках микроэкономическо­го уровня. Классическая теория макроэкономического равновесия. Классическая школарассматривала модель макроэкономи­ческого равновесия в краткосрочном периоде и в условиях совершенной конкуренции. Основная концепция гласит, что предложение товаров само создает собственный спрос; произ­веденный объем продукции автоматически обеспечивает по­лучение такого дохода, который достаточен для полной реа­лизации всех товаров, следовательно, предложение и спрос количественно совпадают (рис. 15.1). АS — совокупное предложение;   AD — совокупный спрос на исходном уровне; A1D1 — совокупный спрос на повышенном уровне; Q — объем ВНП, соответствующий полной занятости ресурсов; Р1 — уровень цен при исходном совокупном спросе; Р2 — уровень цен при повышенном спросе. Рис. 15.1. – Макроэкономическое равновесие (модель классической школы) Эта концепция основана на учении А. Смита о свободе рын­ка, о неограниченной свободной конкуренции. Последователи классической школы в наше время утвержда­ют, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложе­ния. Рыночная экономика — это саморегулирующаяся рыноч­ная система, в которой автоматически обеспечивается равенство доходов и расходов при полной занятости ресурсов. Инструмен­тами саморегулирования служат цены, заработная плата и про­центная ставка, колебание которых предполагает уравнивание спроса и предложения. Вмешательство государства приносит только вред. Классическая теория, впоследствии, была усовершенствована предположениями о гибкости процентной ставки, которая имеет собственную равновесную точку так же, как и заработная плата, и рента. Поскольку каждый фактор производства обладает своей равновесной точкой на рынке, то рынок может обеспечить равновесие и в целом в экономике, а, следовательно, всегда способен выправить ее состояние неравновесия, периодически возникающее по тем или иным причинам. Этим, в частности, капиталистическая идеология и обосновывала ненужность государственного вмешательства в экономику. Дж. М. Кейнс посмотрел на циклические колебания рыночной экономики несколько с другой точки зрения. Диалектически. Не как на временные отклонения от равновесной точки, а как на состояниеразвития рыночной системы, как на неотъемлемую черту этой системы. Тем более, что уже был дан анализ экономических циклов К. Марксом. Дж. М. Кейнс пришел к следующим малоутешительным для классической теории выводам. 1. При капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. 2. Экономика может достичь точки равновесия и держаться ее и при значительном уровне безработицы и соответствующей ему инфляции. 3. Капиталистическая экономика не является саморегулирую­щейся системой, способной к бесконечному процветанию. 4. Нельзя связывать циклические колебания экономики только с внешними факторами (засуха, последствия холодной весны, стихий­ные бедствия, война...). Причины их надо искать внутри самой экономики — в безработице, инфляции, в соотношении сбережений и инвестиций. 5. Любые негативные явления в экономике в первую очередь влияют на цены и заработную плату в сторону их понижения, что непосредственно предшествует нестабильности и предполагает ее. 6. Автоматического регулирования ссудного процента, прибыли, заработной платы нет, хотя соответствующие им рынки существуют. Вывод отсюда был совершенно закономерный: капиталисти­ческую экономику необходимо регулировать, точнее — рыночной системе надо помогатьподдерживать равновесие на макроуровне, и сделать это может только государство. А как оно это будет делать, на какие рычаги ему нужно нажимать, Дж. М. Кейнс указал в названии своей главной работы: «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Каковы же исходные позиции кейнсианского экономического анализа? Основной психологический закон, в существовании которого мы можем быть вполне уверены не только из априорных сообра­жений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход. Если в этом мы убедимся сами, остальное понять будет относительно несложно. 1. Субъекты сбережения и инвесторы — в значительной степени разные группы людей. Сберегают, как правило, все люди без исклю­чения, а инвесторы представлены корпорациями, государственными организациями, фирмами, индивидуальными субъектами и т. д. Следовательно, не все сбережения превращаются в инвестиции. 2. Мотивация сберегателей и инвесторов различна. Первые хотят делать покупки, иметь запас денег на завтра, на старость, на случай безработицы, на страхование и т. д. Вторыми руководит необходи­мость реновации производства, начать или расширить дело, перейти на новую технологию, осуществить экспансию на новый рынок и т. д. В итоге сбережения и инвестиции не соответствуют друг другу, и поэтому — как следствие их различных сочетаний — происходят колебания общего объема производства, дохода, занятости и уровня цен. Таким образом, Дж. М. Кейнс в центре макроанализа ставит склонности людей к потреблению и сбережению. Различают средние и предельные их величины. Средняя склонность к потреблению (АРС)определяется как отношение потребляемой части дохода населения к доходу: Средняя склонность к сбережению (APS)определяется как отношение сберегаемой части дохода населения к доходу: Нетрудно убедиться в том, что АРС + APS = 1. Предельная склонность к потреблению (МРС)исчисляется как отношение прироста потребления к приросту дохода: Она характеризует зависимость прироста потребления от прироста доходов. Предельная склонность к сбережению (MPS), соответственно, характеризует зависимость величины прироста сбережений от прироста доходов: Очевидно, что и МРС + MPS = 1, так как сумма прироста дохода будет или потреблена, или сбережена. Табл.15.1. – Иллюстрация кейнсианского «основного психологического закона» По мнению Дж. М. Кейнса, равновесие нарушается из-за склонности людей к сбережению. Сберегая, люди не возвращают деньги в производство, значит, товары оказываются нереализованными на сумму сбережений (табл.1). Рассмотрим эту ситуацию на рис. 4. На оси ординат откладываем расходы людей на потребление. Здесь следует вспомнить, что расходы одних на потребление являются в то же время доходами других, на чем и основывает свои рассуждения Дж. М. Кейнс. На оси абсцисс откладывается чистый доход — доход после уплаты налогов. Как уже говорилось выше, биссектриса характеризует в любой своей точке совпадение доходов с расходами, а стало быть, равновесие на уровне национального хозяйства. Однако в реальной действительности расходы людей на потребление оказываются меньше (склонность к сбережению), следовательно, кривая потребления будет отклоняться от биссектрисы, предвари­тельно пересекая ее в точке В. На графике отражены интересные закономерности. Положение кривой потребления выше биссектрисы до их пересечения в точке В,свидетельствует о недопотреблении, о низких производственных возможностях экономики. Люди живут в долг, их расходы больше доходов на величину заштрихованной площади. Правда, в таком случае создается стимул к расширению производства, что и происходит. Кривая потребления медленно, но верно, отлого поднимается. В точке Впотребление совпало с дохо­дами, а на макроуровне достигнута точка равновесия. Рис.15.2. – Характеристика склонности к потреблению Но экономика имеет большие резервы инерционного развития, тем более именно в данный момент она находится в зоне своего максимального благополучия. Направо от точки Вначинается процесс сбережения, и чем выше становятся доходы людей, тем больший их удельный вес сберегается. Отрезок ЕХЕ,— совокупный доход населения. Величина Е]Е0потребляется, а { ) Е 2сберегается. Обратим внимание и на треугольник ВсА. Он характеризует предельную склонность к потреблению (МРС),которая означает прирост дополнительного потребления в зависимости от прироста дополнительного дохода. На графике величина МРСхарактеризуется наклоном кривой потребления. Чем круче наклон кривой, тем больше МРС,и наоборот, чем положе наклон кривой, тем меньше вели­чина МРС.Крутизна кривой потребления, характеризующая величину МРС, измеряется tg угла а, следовательно, нам необходимо знать величину Аси сВ. Нетрудно убедиться, что чем круче будет подниматься кривая потребления (при высоком (МРС), тем она ближе будет располагаться к биссектрисе и тем устойчивее и долговременнее будет равновесие на макроуровне. И наоборот, чем положе кривая потребления (при малом МРС ), тем далее от биссектрисы будет располагаться она, а значит, равновесие носит кратковременный характер. Представители классического направления (А. Смит, Д. Рикардо) и создатели неоклассической теории (Дж. Кларк, А. Маршалл, И. Фишер, В. Парето, Л. Вальрас, А. Пигу и др.) разработали теорию общеэкономическогоравновесия, автоматически обеспечивающего равенство доходов и расходов при полной занятости. Такой вывод опирается на закон Ж.-Б. Сэя, согласно которому в экономике, основанной на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты производства других субъектов. В конечном счёте совокупный спрос будет равен совокупному предложению. Возникающие случаи неравновесияносят временный характер, и рыночный механизм их быстро корректирует. Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает, что объём производства является функцией занятости ресурсов и технологии производства и поддерживается на потенциальном уровне механизмом гибких цен. Благодаря этому механизму рыночная экономика способна поддерживать полную занятость всех имеющихся ресурсов. Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий, как процентная ставка, зарплата, уровень цен. Эти ключевые переменные, которые в представлении классиков являются гибкими величинами, обеспечиваютравновесие на рынке капиталов, рынке труда и денежном рынке. Процент уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; зарплата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда; гибкие цены обеспечивают реализацию продукции.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.