КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Томская писаница
В каменный и бронзовый век, миграция племен. Первые следы обитания человека. Кузнецкая котловина И до включения в состав России Территория Сибири не относится к очагам происхождения древнего человека. Поэтому люди в Сибирь пришли из других мест проживания. Заселение Сибири началось в каменном веке [1] и проходило из разных центров по трем различным направлениям: из Центральной Азии, из Средней Азии и Восточной Европы. Южная Сибирь наряду с Центральной Азией и Монголией составляла один из районов древнейшего расселения человека. Благодаря ученым сейчас открыты археологические памятники, возраст которых исчисляется давностью не менее 100–150 тыс. лет, например, поселение древнекаменного века у села Шестаково на берегу Кии. Однако самая древняя стоянка, открытая археологами на территории Сибири, находится недалеко от Кузбасса в горах Алтая – ее возраст 500 тыс. лет. Археологические раскопки показали, что заселение Земли Кузнецкой относится к позднему палеолиту, когда древний человек уже умел добывать огонь, сооружать простые жилища (землянки) с устроенными в них очагами и использовать для одежды шкуры диких животных. Научно обоснованные данные о пребывании человека палеолита на территории Земли Кузнецкой одним из первых привел А.П. Окладников в 1964 г. Остатки этой древнейшей культуры ему удалось обнаружить на правом возвышенном берегу р. Томи на западной окраине г. Старокузнецка. Здесь в 1618 г. была построена Кузнецкая крепость. Первые обитатели Кузнецкой котловины были первобытными охотниками. Они не знали ни земледелия, ни скотоводства. Они ничего не производили, лишь потребляли и присваивали природные богатства, то есть были представителями присваивающего хозяйства. Люди древнекаменного века были объединены не только интересами коллективной охоты, но и тесными родственными связями. В каждом поселении жила группа людей, связанных родством и происхождением от общих предков. Новая эпоха в развитии производительных сил, называемая неолитом, или новокаменным веком, относится в Сибири к VI–III тысячелетиям до н.э. В это время сложились современные растительные зоны: степь, лесостепь, тайга. Вымерли мамонты, исчезли носороги и пещерные хищники. Чтобы существовать, охотнику надо было применять новые приемы и средства охоты. Неолитические охотники отдельными родами селились по берегам рек и озер, там, где было много рыбы, водоплавающей птицы и зверя. Их жилищами в большинстве случаев были землянки. Основой хозяйства жителей Кузнецкой земли, как и всей Сибири, являлась тогда охота, рыбная ловля и собирательство. Стремлением к удачной охоте, заботой о пище были пронизаны вся жизнь и мировоззрение первобытного человека. Об этом свидетельствуют памятники древних племен Кузбасса – Томские писаницы в Яшкинском районе Кемеровской области. Самым известным памятником является Томская писаница у деревни Усть-Писаная. Многие рисунки отличаются высоким мастерством исполнения, все рисунки наполнены определенным смыслом. На камне изображены сцены охоты, размножения животных, сцены из повседневного быта первобытного человека. Скала с рисунками древних людей на берегу р. Томи была открыта на рубеже XVI–XVII вв. Наскальное искусство составляет значительную часть культуры человечества. Оно отражает мировоззрение наших предков – то, как они представляли себе окружающий мир, в каких богов верили, каким силам природы поклонялись. На примере петроглифов мы можем судить о том, какой образ жизни вели древние – в каких жили домах, на кого охотились, как защищали свои земли от врагов. Поэтому каждый памятник наскального искусства представляет большой интерес не только для ученых, но и для всех, кто интересуется историей и искусством. Не случайно основным персонажем наскального искусства Томи является красавец-лось. Он был не только объектом добычи, но и объектом поклонения, воплощением мощи и сосредоточения жизненных сил. Около ста фигур этих животных выбито на Томской писанице. Есть здесь и другие представители животного мира – медведи, лисица, волк, птицы. Большое количество антропоморфных изображений – это и шаманы, обряженные в звериные шкуры, и солнцеголовые божества. Изображения лодок и фантастических животных иллюстрируют древний миф о путешествии душ умерших сородичей по «реке смерти в страну мертвых», то есть о переселении в потусторонний мир. В III тысячелетии до н.э. начавшийся переход к скотоводству и земледелию привел племена Южной Сибири к революции в производстве материальных благ – люди от присваивающего перешли к производящему хозяйству. То есть основой жизнедеятельности стало не только потребление природных богатств, но и производство собственных – через земледелие и скотоводство. Важнейшее экономическое значение в этот период имело также появление медных, а затем бронзовых орудий труда и оружия. Древние рудокопы создали специальные инструменты и выработали специальные приемы добычи руд. Месторождения меди издавна известны в Кузбассе в бассейнах рек Мрассу, Кия, Яя, Золотой Китат и др. Особенно богаты ими берега притока Кии – реки Медянки. Следы древних медных копей и древние горные выработки обнаружены невдалеке от Салаира. Признаки добычи руды и выплавки меди и олова имеются на северо-восточном склоне Салаирского кряжа. Самородная медь, открытая древним человеком на Алтае и в бассейне р. Енисея, также использовалась на разные поделки и орудия племенами Земли Кузнецкой. Наряду с каменными и костяными орудиями стали выделывать топоры, ножи, шилья из самородной меди, поддающейся ковке даже в холодном состоянии. Развившиеся уже к тому времени скотоводство и примитивное мотыжное земледелие (причем у ряда племен скотоводство превратилось в основную форму хозяйства) привели эти племена к обособлению их от остальной массы древнего населения. Это явилось первым крупным общественным разделением труда. Вместе с тем земледелие и развитие горного дела и металлургии определили оседлый образ жизни. Материнский род постепенно сменяется отцовским. В жизни населения этой эпохи племя, как и в предыдущие периоды, играло основную роль в решении общественных вопросов, но при этом усиливалось влияние развивавшейся родовой знати. Следует отметить, что до железного века ни одно из племен собственной письменности не имело. На территории Сибири и Кузбасса археологи выделяют три ведущие археологические культуры[2] – афанасьевскую, андроновскую и ирменскую. Начало сибирской металлургии связано с афанасьевской культурой, датированной III тысячелетием до н.э. Племена того времени делали орудия труда в основном из камня и меди. В III–II тысячелетиях до н.э., в период андроновской культуры, население научилось делать бронзу, орудия из которой были более твердыми и прочными, чем медные. Андроновские племена заселяли Кузнецкую котловину, степи и лесостепи нашей области. Ведущее место в их хозяйстве занимало земледелие (возделывание хлебных культур) и скотоводство. На основании изучения костного материала с нескольких поселений сделан вывод, что крупный рогатый скот в стаде составлял от 32 до 72 %. Наличие домашних животных не только изменило характер хозяйства, но и существенно отразилось на пищевом рационе. В пище появились молоко и молочные продукты, а потребность населения в мясе теперь удовлетворялась в основном за счет скотоводства. С развитием земледелия и скотоводства связано появление и распространение новых ритуалов, нового мировоззрения и новых обрядов земледельческо-скотоводческого культа, пришедших на смену старым охотничьим обрядам и древней охотничьей магии. Еще более укрепилась родовая община. В результате выделения племен земледельцев и скотоводов произошли важные перемены в хозяйственном развитии отдельных народов. Земледелие и скотоводство развиваются у андроновских племен Южной Сибири, которые занимали степные и лесостепные пространства. В то же время у жителей тайги, обитавших в верховьях Томи, продолжало существовать старое традиционное хозяйство, основанное на охоте, рыбной ловле и собирательстве. Немного позже, в конце II тысячелетия до н.э., на базе достижений афанасьевской и андроновской культур складывается так называемая ирменская культура. Она характеризует собой конец бронзового века. Первые памятники этой культуры в Кузбассе были открыты А.И. Мартыновым в 1959 г. в бассейне р. Ини. В нескольких могильниках в Промышленновском районе был исследован ряд погребений ирменской культуры. В ходе раскопок обнаружены бронзовые украшения, большое количество керамики, кости домашних животных и остатки металлургического комплекса, найдены бронзовые кольца, браслеты, украшения, бронзовые ножи, фрагменты глиняных сосудов, украшенные разнообразным орнаментом. Ирменцы были скотоводами. Рядом с умершим они клали кусок мяса домашних животных. По остаткам костей удалось установить, что стадо состояло в основном из коров, лошадей, овец и коз. Разведение скота было основным хозяйственным занятием населения. Таким образом, главным содержанием эпохи камня и бронзы на территории Кузнецкой котловины стало расселение человека – племен присваивающей, а затем производящей культуры.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |