Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях




 

Для исполнения наказания в виде лишения свободы в отно­шении несовершеннолетних осужденных законодатель преду­смотрел создание воспитательных колоний, которые также яв­ляются одним из видов исправительных учреждений. Акцент законодателя на термин «воспитательные» не случаен, ибо в них по сравнению с исправительными колониями в большей мере необходимы разработка и применение различных форм и мето­дов психолого-педагогического и воспитательного воздействия на осужденных; создание условий содержания, учитывающих возрастные, индивидуальные особенности, психическое и физи­ческое состояние несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 88 УК и ст. 132 УИК воспитательные колонии делятся на 2 вида: колонии общего режима и колонии усиленного режима. В каждом из них устанавливается четыре вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие.

В воспитательных колониях общего режима отбывают нака­зание несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, а также все несовершеннолетние женского пола. Несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в колониях усиленного режима.

Обеспечивая для несовершеннолетних отбывание наказания в виде лишения свободы отдельно от взрослых преступников, законодатель реализует принципы дифференциации и индиви­дуализации исполнения наказаний; рациональное применение мер исправительного воздействия на осужденных. Как правило, несовершеннолетние отбывают наказание в одной воспитательной колонии и в пределах административно-территориаль­ного региона, где они проживают или совершили преступление. В отношении несовершеннолетних это положение имеет особое значение и прежде всего для сохранения социально-полезных связей, в целях успешной социальной адаптации их после осво­бождения. Лишь при необходимости они направляются для от­бывания наказания по месту нахождения соответствующих вос­питательных колоний.

Закон установил, что все несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, за исключением тех, кто осужден за умыш­ленные преступления, совершенные в период отбывания лише­ния свободы, начинают отбывать наказание в обычных услови­ях.

Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, начинают отбывать нака­зание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание и осужденные, признанные злостными нарушителями режима и переведенные из обычных и облегченных условий.

При отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду и учебе несовершеннолетние могут переводиться в более благоприятные условия отбывания наказания (обычные, льгот­ные).

Кроме того осужденные, отбывающие наказание в облегчен­ных условиях, могут быть переведены в льготные условия с це­льюих подготовки к условно-досрочному освобождению.

Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие согласно ч. 9 ст. 132 УИК производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспита­тельного совета данной колонии, кроме перевода из общих ус­ловий в облегченные, который осуществляется по представле­нию совета воспитателей отряда. В работе учебно-воспитательного совета колонии могут принимать участие представители органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 87 УИК).

Законодатель установил общее правило, согласно которому осужденные к лишению свободы могут без ограничения приоб­ретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет пенсий и социальных по­собий (ч. 1 ст. 88 УИК). Это положение в полной мере распространяется на несовершеннолетних, отбывающих наказания в воспитательных колониях.

Кроме указанных средств осужденным в воспитательных ко­лониях разрешается расходовать средства:

- в строгих условиях - ежемесячно в размере 30% минималь­ного размера оплаты труда;

- в обычных условиях - ежемесячно в размере 60% мини­мального размера оплаты труда;

- в облегченных условиях - ежемесячно в размере 120% ми­нимального размера оплаты труда;

- в льготных условиях - без ограничения. Кроме того, этой категории лиц разрешается пользоваться деньгами.

Осужденные, отбывающие наказания в обычных и облегчен­ных условиях, проживают в общежитиях, расположенных на территории колонии. В то же время несовершеннолетние, со­держащиеся в льготных условиях, проживают в общежитиях, которые, как правило, находятся за пределами колонии. Они находятся под надзором администрации колонии, но без специ­альной охраны. Этим лицам разрешено носить обычную граж­данскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях и нарушающие установленный режим содержания, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им ежемесячно разрешается значи­тельно меньше, чем другим осужденным, расходовать денег, по­лучать посылок или передач и иметь краткосрочных свиданий (ч. 4 ст. 133 УИК).

В отношении осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, также предусматривается возможность повторных переводов из одних условий отбывания наказания в другие на тех же условиях, что и первичные переводы. Лишь осужденные, которые находились в льготных условиях и были признаны злостными нарушителями, за что их перевели в обычные усло­вия отбывания наказания, вновь в льготные условия могут быть переведены только в случае перевода их в облегченные условия и пребывания там не менее 6 месяцев.

В отношении осужденных, отбывающих наказание в воспи­тательных колониях, наряду с общими мерами поощрения и взыскания, предусмотренными ст. 113, 115 УИК, применяются дополнительно и другие. Так, за хорошее поведение, добросове­стное отношение к труду и учебе, активное участие в работе са­модеятельных организаций осужденных и в проводимых воспи­тательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным дополнительно могут применяться такие меры поощрения, как: предоставление права посещения культурно-зрелищных и спор­тивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудника колонии; предоставление права вы­хода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственни­ков; досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора (что в отношении взрослых осужденных не допускается). Выход осужденных за пределы колонии для посещения каких-либо зре­лищных мероприятий разрешается в гражданской одежде. Про­должительность такого выхода определяется начальником уч­реждения и не может превышать 8 часов.

Наряду с традиционными мерами взыскания, такими, как выговор и водворение в дисциплинарный изолятор, законода­тель предусмотрел новые: дисциплинарный штраф в размере до 2 минимальных размеров оплаты труда; лишение права про­смотра кинофильмов в течение месяца. Во время пребывания осужденного в дисциплинарном изоляторе ему запрещаются длительные свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получе­ние посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми и курение.

Для воспитательных колоний определен несколько отличный от других колоний круг лиц, обладающих правом применения мер поощрения и взыскания.

В полном объеме таким правом обладает начальник воспита­тельной колонии или лицо, его замещающее. Кроме них, таким правом наделены воспитатели отделений и начальники отрядов. Отряд осужденных в воспитательных колониях делится на отде­ления, численность которых не должна превышать 25 человек.

Начальнику отряда предоставлено право: объявлять благо­дарности; разрешать дополнительное расходование денег на продукты питания и предметы первой необходимости; на раз­решение дополнительного телефонного разговора; досрочно снимать наложенное им же взыскание. Он может объявить вы­говор и лишить на один месяц права просмотра кинофильмов. Воспитатель отделения правомочен объявить благодарность и досрочно снять наложенноеим взыскание (выговор).

Поскольку воспитательные колонии предназначены для со­держания осужденных в возрасте до 18 лет, то нередко возника­ет необходимость решать вопрос о месте отбывания наказания осужденных, достигших этого возраста. По общему правилу в соответствии со ст. 130 УИК осужденные, достигшие 18 лет, остаются в воспитательной колонии до достиженияими возрас­та 21 года. По постановлению начальника воспитательной ко­лонии, санкционированному прокурором, оставление осужден­ных обусловлено прежде всего необходимостью продолжения обучения в школе, потребностями производства, их активной работой в самодеятельных организациях осужденных и др.

Только отрицательно характеризующиеся осужденные, достиг­шие 18-летнего возраста, переводятся из воспитательной коло­нии в исправительную колонию общего режима. Решение о пе­реводе принимает суд с учетом личности таких осужденных и их поведения во время нахождения в воспитательной колонии. Пе­ревод осужденного, достигшего возраста 21 года, из воспита­тельной в колонию общего режима производится по постанов­лению начальника воспитательной колонии.

В воспитательных колониях организуется единый учебно-воспитательный процесс, соединяющий в себе общеобразова­тельную и профессиональную подготовку осужденных с вклю­чением в трудовую деятельность, в целях исправления осужден­ных и подготовки их к самостоятельной жизни на свободе. Этот процесс направлен на формирование у них законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, на по­лучение начального профессионального образования и профес­сиональной подготовки, повышение образовательного и куль­турного уровня.

Для успешной реализации этих сложных и многоплановых задач необходимы соответствующая материально-техническая база кадровое и методическое обеспечение. Все это требует разработки комплексных программ по различным направлени­ям единого учебно-воспитательного процесса, учитывающих возрастные и физиологические особенности несовершеннолет­них степень их социально-нравственной запущенности и т.д.

Обязательным элементом учебно-воспитательного процесса в воспитательных колониях должны быть специальные меро­приятия (программы) по социальной адаптации осужденных с учетом их личностных качеств, интересов, установок, ближай­шего окружения и т.д.

К организации воспитательного процесса в воспитательных колониях в большей степени, чем это имеет место в иных испра­вительных учреждениях, должны привлекаться педагоги и психологи.

Необходимо отметить, что учебно-воспитательный процесс, реализация основных средств воспитательного воздействия на осужденных, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, осуществляется на общих основаниях. Вместе с тем имеется и определенная специфика его правового регулирова­ния, связанная с несовершеннолетними осужденными.

Так, труд в воспитательных колониях организуется с учетом требований законодательства о труде молодежи и несовершен­нолетних (например, ст. 43, 48, 175 КЗоТ). Работающим осуж­денным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжи­тельностью 18 рабочих дней, (в иных исправительных учрежде­ниях - 12 дней).

Существенную роль в организации учебно-воспитательного процесса, в укреплении материально-технической базы, в реше­нии вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бы­тового устройства освобождающихся законодатель отводит представителям общественности.

УИК РФ предусмотрел создание при воспитательных коло­ниях попечительских советов из представителей государствен­ных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Порядок формирования, компетенция, организация деятельности попечительских советов регулируется Примерным положением, которое утверждается Правительст­вом Российской Федерации.

Кроме того, в целях повышения эффективности воспитатель­ного воздействия на осужденных и оказания помощи админист­рации воспитательных колоний, при отрядах создаются роди­тельские комитеты. Они формируются из родителей, лиц, их за­меняющих, либо других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положени­ем, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

Участие общественности в работе воспитательных колоний направлено прежде всего на нейтрализацию негативных соци­ально-психологических факторов отбывания наказания в виде лишения свободы, установление, поддержание и укрепление со­циально-полезных связей, на профилактику рецидива, как во время отбывания наказания, так и после освобождения от него по разным основаниям.

Глава XIV. Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

 

Ранее действовавшее исправительно-трудовое законодатель­ство не относило к предмету своего ведения правовое регули­рование исполнения уголовных наказаний в отношении военно­служащих. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ целый раз­дел, состоящий из трех глав (ст. 143-171) посвящен регламенти­рованию наказаний, назначаемых военнослужащим. При этом некоторые наказания могут назначаться только военнослужащим (ограничения по военной службе и содержание в дисцип­линарной воинской части), другие имеют особенности, связан­ные с отбыванием их данной категорией осужденных (арест). Данный раздел является органической частью Кодекса. Нормы, регулирующие указанные наказания, основываются на тех же положениях и принципах, что и нормы, регулирующие уголовно-исполнительные правоотношения в части гражданских лиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.