Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отмена крепостного права




Правление Александра II.

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ

18 февраля 1855 г. умер Николай I. Перед вступившим на престол Александром II (1855-1881) встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ и в первую очередь крестьянской. Уже в самом начале царствования произошли изменения – стали выдаваться заграничные паспорта, сократилась армия, ослабела цензура, ушли в прошлое военные поселения. Повелением государя получили свободу декабристы и участники польского восстания 1831 г. Требование отмены этого позорного для России явления, каким было крепостное право, выдвигалось не только радикальными, но и оппозиционными кругами. Само правительство в первой половине XIX в. осознавало, что крепостное право – “зло”, пороховой погреб под государством. Впервые о необходимости положить конец крепостному состоянию помещичьих крестьян было официально заявлено Александром II в его речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Указывая на опасность дальнейшего сохранения крепостного права, он сказал, что “лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу”. Причем император призвал помещиков самим проявить в этом деле инициативу, так как от решения этого вопроса прямо зависели судьбы 110 тыс. помещиков и 22 млн их крепостных, 20 млн государственных и 2 млн удельных крестьян. Инициатива преобразований в крестьянском вопросе исходила от государства. Реформа 1861 г. рождалась в ходе жестких столкновений между либералами и крепостниками. Подготовка реформы началась с создания в январе 1857 г. Секретного комитета “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”. В конце 1857 г. лифляндское дворянство просило царя разрешить провести безземельное освобождение своих крестьян. Царь предписал создавать губернские комитеты для выработки проектов крестьянской реформы. Секретный комитет был переименован в Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости” (речь теперь шла уже о гласной подготовке к проведению реформ). Помещики разных областей России стали подавать прошения об открытии у себя губернских комитетов, проявляя таким образом “инициативу” в решении этой проблемы. Соглашаясь на реформы, помещики выдвигали разные условия ее проведения. 4 марта 1859 г. при Главном комитете были учреждены так называемые Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, представленных губернскими комитетами, и составления проекта Закона об освобождении крестьян. В конце августа 1859 г. проект “Положений о крестьянах” редакционными комиссиями был в основном подготовлен и в октябре 1860 г. передан в Главный комитет, где он обсуждался до 14 января 1861 г. Здесь были внесены изменения в пользу помещиков. 28 января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета. Открывая это заседание, Александр II сказал, что “при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано”. 19 февраля 1861 г. “Положения” (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны Александром II и получили силу Закона. В этот же день был подписан Манифест, возвещающий об освобождении крестьян из крепостной зависимости.

По манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Отныне бывший крепостной, у которого ранее помещик мог не только отнять все его достояние, но и его самого с семьей или отдельно от нее продать, подарить, заложить, получал возможность свободно распоряжаться своей личностью: вступать в брак без согласия помещика, от своего имени заключать имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения. Крестьянам предоставлялось право самим распределять между собой данную им в надел землю, раскладывать повинности, определять очередность в отбывании рекрутской повинности, давать разрешения на выход из общины и прием в нее.

Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размеры надела и повинностей за него) фиксировались в уставных грамотах, которые в соответствии со статьями закона должны были составлять помещики при содействии с проводящими на местах реформу в жизнь мировыми посредниками (назначаемыми из местных помещиков), а крестьяне удостоверить их своими подписями. Более половины этих грамот не были подписаны крестьянами и вводились в действие без их согласия. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали наделы не в собственность, а в пользование, за установленные законом повинности в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика, до этого он считался временнообязанным. Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Из категории временнообязанных они переходили в разряд “крестьян-собственников”. Однако фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплатили за них всю выкупную сумму. В основу ее исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная цена оказалась в полтора раза выше рыночной. Крестьяне были не в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы (другую часть удержало в счет погашения их долгов казне), а затем уже взыскивало ее в виде выкупных платежей с крестьян. За 45 лет крестьяне уплатили с процентами казне свыше 1540 млн руб., т. е. в полтора раза больше первоначально установленной с них выкупной суммы. Им предстояло еще выплатить 350 млн руб., но 1 января 1907 г. под давлением революционных событий государство отменило их взимание. Обнародованные Манифест и “Положения” 19 февраля 1861 г. не оправдали надежд крестьян на “полную волю”, вызвали взрыв крестьянского протеста весной — летом 1861 г. Крестьяне считали обнародованные документы “поддельными”, составленными самими помещиками и договорившимися с ними чиновниками, которые скрыли настоящую, “царскую” волю. Несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, крестьянская реформа 1861 г. явилась в конечном счете важнейшим прогрессивным историческим актом. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам не только имущественных, но и определенных гражданских прав способствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

33) “Великие реформы” 1860-70-х годов

 

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ: в области местного самоуправления, суда, образования, печати, финансов, в военном деле. Разработка этих реформ началась практически одновременно с подготовкой крестьянской. Однако проведение их замедлилось на полтора десятилетия. Поэтому далеко не все, что ранее проектировалось, получило воплощение в законах, изданных в условиях спада общественно-политической активности в стране. Отсюда и ограниченность и незавершенность проводимых в 1863–1874 гг. реформ.

Второй по важности после крестьянской реформы 1861 г. можно назвать земскую. 1 января 1864 г. было издано “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, вводившее всесословные выборные органы местного самоуправления – земства. Введение выборности на основе имущественного ценза, самоуправления, независимости от администрации и всесословности было большим прогрессом. Но правительство искусственно создавало в земствах перевес дворян. Председателями земских собраний были главы сословных дворянских органов – предводители дворянства. Земства были лишены каких бы то ни было политических функций, и по закону сфера деятельности земств ограничивалась исключительно вопросами местного значения. В ведение земств отдавались устройство и содержание местных путей сообщений, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, “попечение” по местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже постройка церквей. Однако и в пределах этой компетенции земства были поставлены под контроль центральной власти — губернатора (уездные земства) и министра внутренних дел (губернские земства). Несмотря на ограниченную компетенцию земств, они сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов. В 1870 г. учреждается городское самоуправление – издается новое “Городское положение”, по которому в 509 городах (из 1130) вводилось городское выборное самоуправление – городские думы, избираемые на 4 года.

Наиболее последовательный характер носила судебная реформа. Преобразование суда и судебных учреждений обрело наиболее демократичный характер. 20 ноября 1864 г. были обнародованы новые уставы уголовного и гражданского судопроизводства и судоустройства. Судебные уставы вводили всесословный главный суд независимый от администрации с участием присяжных заседателей, адвокатом (защитником) и прокурором (обвинителем). Учреждались две судебные инстанции – окружной суд и судебная палата, объединявшая несколько судебных округов. Судебные следователи входили в состав окружных судов, они не имели права передавать расследование полиции. Полиция лишалась права вести следствие и передавать обвинение в суд (за ней оставалось только дознание). Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 руб. вводился в уездах и городах мировой суд с упрощенным судопроизводством.

После отмены крепостной зависимости крестьян изменился порядок организации армии и воинской повинности. В 1861-1874 гг. была проведена серия военных реформ. Еще в 1855 г. в ходе Крымской войны была образована Военная комиссия “для улучшения военного дела”, но практически к военным реформам приступили в 1861 г. Солдатская служба была сокращена до 12 лет, были отменены телесные наказания в армии. В 1864 г. была реорганизована система военного управления: в стране вводились 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру. В 1865 г. – учреждается Генеральный штаб. Ликвидируются кадетские корпуса, взамен создаются военные училища с трех- и двухгодичным сроком обучения. В 1867 г. был принят военно-судебный устав, построенный на принципах судебной реформы 1864 г. Завершающей реформой в военном деле было введение “Уставом воинским” 1 января 1874 г. всесословной воинской повинности для лиц мужского пола, достигших 20-летнего возраста. Устанавливался определенный срок службы (6 лет в армии и 7 лет – на флоте), в зависимости от образования он снижался. В связи с сокращением численности армии на длительную службу призывалось не более 20-23% лиц призывного возраста.

Демократические преобразования коснулись и народного образования. Устав 1863 г. вернул Университетам отобранную у них при Николае I автономию. Вводились выборность ректора, деканов, профессоров. Университетский совет стал сам решать все научные, учебные, административно-хозяйственные вопросы. Но студенты корпоративных прав не получили, что вело к периодическим студенческим волнениям. 14 июля 1861 г. принимается Положение о начальных народных училищах. Они могли открываться общественными организациями и частными лицами. 19 ноября 1864 г. был утвержден устав гимназий, который провозглашал равенство для поступления в гимназию всем сословиям, (из-за высокой платы за обучение гимназическое образование оказалось доступным лишь детям состоятельных родителей).

Уже в конце 50-х годов был сделан ряд цензурных послаблений. В 1865 г. учреждены “Временные правила о печати”, которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения. От цензуры освобождались также официальные и научные издания. Для провинциальной печати и массовых народных изданий цензура сохранялась.

Переустройство всего народного хозяйства требовало упорядочить и преобразовать финансовую систему страны. Были введены точный учет и публикация государственных доходов и расходов (бюджета). Вводилась акцизная система – платился казне определенный налог за право торговать вином. Учреждались Государственный банк и Государственный контроль в качестве независимой ревизионной инстанции.

Таким образом, реформы 1860-1870 гг. изменили облик России, открыли путь интенсивному развитию капитализма в России. Был сделан важный шаг к равенству всех сословий, к становлению гражданского общества и правового государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.