Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н аселяв ш и Х терр и т ори ю ссс р в доисторически й п ер ио д




8 0

7(1

Н ов ы й эстетически й идеа л и резко е изменени е мод ы в ж енско м кост юм е послевоенног о период а

В напряженно й обстановк е перво й миро во й вой н ы об щ ественна я з начимос т ь ж ен щ и н резк о возрастает. Н аряд у с м у ж чинами, а нередк о в м ест о них, он и за нима ю тс я разнообразн ы м трудо м, ка к у м ственн ым, та к и фи зически м. Тако е равноправие, подтвердив ш еес я н е в декларациях, а в реально й жи з ни, в ы звал о но в ы е эстетически е идеалы. С бли ж ени е об щ ест венн ы х и трудов ы х ф ункций, за ня ти е спорто м созда ю т основ у дл я сбли ж ени я определенн ы х чер т облик а м у ж чин ы и ж ен щ ины.

Н ов ы й ти п ж енско й красот ы — ж ен щ ина-маль чик, то нкая, длинноногая, плоскогрудая, с узки м и бедрами, бе з подчеркнуто й талии, с м альчи ш еско й стри ж кой. Э т о у ж е н е безза щ ит ное, слабо е су щ ество, опекаемо е м у ж чиной. В е е облик е ре ш ительность, приспособлен нос т ь к условия м труд а и б ы та. О днак о ест ь в не м и особа я ж енственность: -красивая, глад ка я ко ж а, ярк о накра ш енн ы е губ ы, то нк о под веденн ы е глаз а и брови. В кост юм е, воссозда ю щ е м это т новы й идеа л ж енско й красот ы, осу

щ ествляетс я е щ е одн о требова ни е ре ф ормато ров: создани е плечевы х н е облега ющ и х фи гур у и н е стесня ющ и х дви ж ени я изделий. О сновн ы м и единственн ы м силуэто м оде ж д ы этог о пери од а становитс я прямо е платье-руба ш ка, п о ш ирин е облега ющ е е бедра, длино й д о середин ы коленей. Тали я в плать е н е подчеркивается, поя с нося т н а лини и бедер.

А ссорти м ен т оде ж д ы очен ь разнообразен: в не г о входя т платья, ю бк и и блузки, кост юмы, ж акет ы, пальт о (рис. 137).

Бол ь ш о е м ест о в ассорти м ент е тка не й за нимал и тка н и и з искусственног о волокна, ш елков ы й и ш ерстяно й трикота ж. В цветово й га мм е пре обладал и светл ы е сер ы е, бе ж ев ы е то н а ка к в оде ж де, та к и в обуви, су мк ах. В нарядно м кост юм е с 192 5 г. не за м ени мы м считаетс я м аленько е черно е плать е с длинно й ни ть ю искусственног о ж е мч уга, предложенно е з наме ни то й ф ранцузско й худо жниц е й Ш анель.

И скусственн ы й ж е мч у г и други е ф аль ш ивы е драгоценност и в ново м кост юм е успе ш н о заме ня ю т нас тоя щ ие. С обственно, укра ш ени я пере ста ю т б ы т ь драгоценностя ми, а становятс я необходимы м эле м енто м композици и кост юм а.



М у ж ско й кост ю м

 

М у ж ско й кост ю м начал а X X в. развиваетс я по д влияние м м ассовог о развити я спорт а и военно й оде ж д ы. Э т о находи т отра ж ени е в но в ы х вида х ассорти м ента: появля ю тс я всевоз можны е куртк и и бр ю к и голь ф, в повседневный

б ы тово й кост ю м входя т толст ы е ш ерстян ы е носки, применяв ш иес я дл я езд ы н а велосипед е и мо тоцикле. П о д влияние м военно й оде ж д ы появля ю тс я закр ы т ы й пиджа к тип а френча с поясо м и накладным и карманами, краги, бр ю к и галифе, мя гки й пла щ покро я реглан, пальт о тренчкот н а съе мно й тепло й подкладке. В с е эт и вид ы оде ж д ы обога щ а ю т стандартизован ный, уни фици рованн ы й гардеро б м у ж чин ы, развива я ег о ф ункциональност ь и практич

нос ть.


РАЗВИ1ИЕКОНС1РУИРОВАНИЯ ИМОДЕЛИРОВИНИЯ

Ра звити е конструировани я оде ж д ы в тече ни е пред ш еству ющ и х столети й проходил о путе м создани я примитивны х в ы крое к и дальней ш е й подгонк и издели я н а фи гуре. С оздани е плотно - облега ющ и х силуэто в ре ш алос ь з а сче т слож но й конструкции, боль ш ог о количеств а раз резн ы х лини й част о изогнуто й кон фи гурации. Ра з нообра зи е декоративно-конструктивн ы х

лини й осу щ ествлялос ь в рамка х одног о покро я с втачн ы м рукавом.

В X I X в., особенн о в о второ й ег о половине, появляетс я мно гообрази е покроев: втачной, реглан, цельнокроеный. К ром е того, индивиду ально е изготовлени е оде ж д ы начинае т вы тес ня тьс я м ассов ым. Э т и причин ы обусловил и необходимос т ь научно й теори и кроя. И ли ш ь

в конц е X I X — начал е X X в. появля ю тс я пер

в ы е расчетно-мерочн ы е и пропорционально - м ерочн ы е систе м ы конструирования, основан ны е н а определенно й зависи мо ст и м е ж д у изме рениям и человеческо й фи гур ы. П оявля ю тс я так ж е первы е учебник и портновског о ремесла. О дн у и з первы х таки х книг — «П ортной. Рос сийски й худо ж ественн ы й альбо м учебни к

ш ить я да м ског о и м у ж ског о платья» — написа л петербургски й закрой щ и к А. И. К атун. З а отличну ю систе м у обучени я эт а книг а б ы л а удостоен а боль ш о й золото й м едал и н а всемир но й в ы ставк е 190 5 г. в Б ельгии, а авто р дипло мо м н а зва ни е действительног о член а Ш тутгартско й акаде мии.

Ф ункциональн ы е практичные ф орм ы кост юм а начал а X X в. (посл е перво й миро во й войн ы) характеризу ю т боль ш а я простот а и ясност ь конструкции, отсутстви е ло м ан ы х контурн ы х лини й кроя, часто е сов м е щ ени е декоративн ы х и конструктивн ы х ш вов, уче т пластически х свойст в тка ни. П ростот а об щ е й ф орм ы кост юм а обога щ алас ь новым и конструктивн ым и реше ниям и рукаво в цельнокроеног о и реглан,


 

 

 

 

мно гообразие м покрое в воротник а — в ы соког о стояче-отло жн ого, ш аль ю. К онструктивно е ре ш ени е кост юм а преобладае т на д декоратив ны м и, естественно, б ы товав ш и й долго е вре м я повы ш енн ы й интере с к отделк е р юш а ми, бей ками, бисером, цветам и отступает.

О днак о проблем ы об щ ег о худо ж ественног о

о ф ормлени я оде ж д ы становятс я боле е сло жны ми. С ред и ни х создани е худо ж ественног о ан са мб л я в кост юм е, в ы явлени е пластическо й и декоративно й рол и тка ней, поиск и новы х цветовых ре ш ени й приглу ш енн ы х и ахром ати чески х то нов, создани е спортивно й и про ф ессионально й оде ж д ы.

 

П роблем а анса мб л я в оде ж д е становилас ь особенн о актуально й потому, чт о делово й обра з жи з н и обогати л гардероб, особенн о ж енский, боль ш и м количество м верхне й оде ж д ы, голов ны х уборо в различног о на з начения, дополне ни й (су мок, портфелей), а укорочени е длин ы


 

ю бк и сделал о види мым и чулк и и обувь. В с е эт и част и кост юм а необходим о б ы л о согласоват ь п о цвету, ф актуре, ф орме. М одельер ы начал а век а ре ш ал и анса мб л ь в основно м з а сче т цвета. В связ и с уходо м и з оде ж д ы каркасно й основ ы, котора я д о си х по р играл а основну ю рол ь в создани и ф орм ы, увеличиваетс я з начени е тка ни. Е е декоративн ы е и пластически е свойств а определя ю т тепер ь ф орм у кост юм а, и интере с к не й худо жни ко в з начи тель н о возрастает.

В вид у те х ж е изменив ш ихс я услови й и образ а жи з н и ярки е цветовы е ре ш ени я в оде ж д е начина ю т уступат ь приглу ш енн ы м то нам, серо

м у, бе ж ево м у, белому, черном у цветам. Н а и х ф он е особенн о ярк о сверка ю т блестя щ и е под дельн ы е укра ш ения.

Уж е в X I X в. возрастае т разнообрази е ассор ти м ент а оде ж д ы п о на з начени ю. В X X в., когд а челове к в тече ни е одног о и тог о ж е дн я ил и недел и м еняе т ро д свои х за ня ти й (работа, спорт, отд ы х, развлечения), создани е оде ж д ы различног о на з начени я становитс я одно й и з ва жн ей ш и х пробле м мо делирования. К начал у X X в. относитс я создани е повседневно й и спортивно й оде ж д ы, а зате м профессиональ ной.

В X X в. з начи тель н о усло жн яетс я худо ж ествен но е проектировани е кост юм а в связ и с ег о укороченно й длиной. Е сл и д о этог о вре м ен и основно е композиционно е ре ш ени е кост юм а онределялос ь соотно ш ение м лини й плеч, груди, талии, бедер, т о тепер ь дл я мо дельер а очен ь ва жн о й проблемо й мо д ы становитс я лини я ни з а изделия. С оотно ш ени е откр ы то й част и но г и все й фи гур ы в з начи тель но й м ер е опреде ляе т мо дн ы й и эстетичн ы й облик, создавае мы й кост юм ом.



 

 

РУССКИй КОСТЮМ

 

 

І І


Г л а в а 1

 

ОДЕ Ж Д А Н АР ОДОВ,

 

 

Н АХОДК И В КУ РГА Н А Х ЮЖ НО РУСС КИ Х С Т Е П Е Й.

КОС Т Ю М СКИ ФО В

 

Д ревней ш им и культурами, обнару ж енн ым и археологически м и раскопкам и н а территори и на ш е й стран ы, явля ю тс я культур ы ски ф ов, славян, народо в А лта я и С ибири.

П ле м ен а ски ф ов, зе м ледельце в и скотоводов, кочевал и в V I I — I I I вв. д о н. э. в ю ж ны х степя х европейско й част и совре м енно й терри тори и С оветског о С о ю за.

О бра з жи з н и ски ф ов, и х б ы т, вне ш не е изобра ж ени е опис ы вал и гречески е античн ы е истори ки, в частност и Геродо т (V в. д о н. э.). И з эти х описани й следует, чт о ски ф ы б ы л и бело кур ым, голубоглаз ы м народом, искусным и нае зд никам и и отличн ым и стрелка ми. П ри черноморски е ски ф ы испытывал и боль ш о е влияни е антично й греческо й культур ы, за имствовал и мно ги е вне ш ни е ф орм ы б ы т а гре ков.

 

Бол е е двухсо т ле т то м у на за д учен ыми -архео лога м и б ы л и нача т ы раскопк и та к на з ы вае мы х ски ф ски х кургано в — м ес т захоро нени я зна т ны х с к и ф о в. И зуче ни е и х п р о д о л ж а е т с я и в на ш и дни. В ски ф ски х кургана х П однепровь я


и К р ым а (С олоха, Ч ерто м л ы к, К уль- О ба) обна ру ж ен ы ценней ш и е предмет ы м атериально й культур ы, позволя ющ и е представит ь вне ш ни й обли к и ф орм у кост юм а народ а эти х древни х племен.

К ни м относятс я золото й гребе н ь с фи гура м и сра ж а ющ ихс я воинов, серебряна я ваз а дл я вина, укра ш енна я релье ф о м с изображение м укро щ ени я коней, золота я ваз а с изображе ние м ски ф о в н а привале, золота я пекторал ь и др.

М у ж с к о й к о с т ю м с о с т о я л и з коротког о и узког о распа ш но г о м еховог о кафтана м ехо м внутр ь с поясо м н а талии, с боль ш и м запахо м и длинн ы х ш та нов, м ехов ы х ил и войлочн ы х, су ж енн ы х книз у и заправле нны х в сапоги. Н а голов е — остроконечна я ш апк а с на зат ы ль нико м и з ко ж и ил и войлока, опуска ющ имс я н а плечи, н а но га х — мя гки е ко ж ан ы е сапог и бе з подмето к и каблуков, перехваченные н а щ иколотка х реме ш кам и (рис. 138). И но гд а кост ю м дополня л коротки й пла щ, накину т ы й н а одн о ил и об а плеча.

И з м атериало в применял и льнян ы е тка ни, м ех, ко ж у, войлок.

М у ж чин ы ски ф ы носил и длинн ы е волос ы, бо

род у и ус ы.

Ж е н с к и й к о с т ю м повторя л основн ы е ф орм ы м у ж ского.

Вы соког о искусств а достигл и ски ф ы в изготов

лени и ю велирн ы х изделий. Выпо лненн ы е и з золота, серебра, электр а (с пла в и з золот а и серебра) и бронз ы, он и изобиловал и в кост юм е з на ти. П ре ж д е всего, эт о золот ы е тис нены е бля ш ки-пластинк и с изображение м раститель ны х и жи вотн ы х мо тивов, спло ш ь на ш иваемы е н а оде ж ду, голов но й убор, обувь. Бол ь ш у ю рол ь и в м у ж ской, и в ж енско й оде ж д е игра л и дороги е укра ш ения: ш ейн ы е обручи, о ж е релья, ручн ы е и ножны е браслет ы, подвески, серьги.

Так, в курган е К уль- О б а н а ш е е захоро ненно г о м у ж чин ы обнару ж е н м ассивн ы й золото й обруч, скрученн ы й в вид е ж гут а и з ш ест и толст ы х золот ы х проволок, конц ы которог о укра ш ен ы скульптурн ым и фи гура м и всадников. Н а рука х и но га х б ы л и наде т ы золот ы е браслет ы то нчай ш е й ю велирно й работ ы. Н а ж ен щ ин е б ы л и дв е пар ы золот ы х подвесок-медальоно в с изображе ние м голов ы богин и Афины, о ж ерелье, тя ж ела я золота я грив н а (л ито е ш ейно е укра ш ение)

м ассо й 47 3 г, ш ироки е ножны е браслет ы и з золота.

К луч ш и м образца м ски ф оантичног о ю велир но г о искусств а относитс я так ж е золото е на груд но е укра ш ени е — пекторал ь м ассо й

115 0 г, найденно е в 197 1 г. в курган е Толста я

мо гила.


 

13 8


РАС КОПК И П АЗ Ы Р Ы КСКИ Х КУ РГА НО В. ХУДО Ж ЕС Т ВЕ ННО Е РЕ М ЕСЛ О ДРЕВНИ Х АЛ Т А ЙЦ Е В

К ультур е причерноморски х ски ф о в близк а культур а древни х алтайцев, относя щ аяс я к V — I V вв. д о н. э.

В в ы сокогорно й долин е П аз ы р ы к советски м и археолога м и в тече ни е 2 0 ле т (1929 — 194 9 гг.) раскопан ы пят ь каменн ы х курганов. В одно м и з ни х б ы л найде н деревянн ы й сруб, обит ы й войлочн ым и коврам и ярки х расцвето к с изобра ж ение м л ю де й и коней.

В сруб е находилс я в ы долбленн ы й и з ствол а лиственниц ы сарко ф аг, в которо м поме щ алос ь тел о во ж д я и ег о ж ен ы. Бл агодар я вечно й м ерзлот е прекрасн о сохранилис ь н е тольк о издели я и з кости, дерев а и м еталла, н о и оде ж д а и з войлок а и ко жи, отделанна я м ехо м соболя, белки, гор нос тая. М ех а ка к основно й промысе л алтайски х племен, за нимав ш ихс я охото й н а пу ш но г о зверя, ш ирок о использовалис ь дл я изготовлени я оде ж д ы и други х б ы тов ы х пред

м етов. Здес ь б ы л а найден а ж енска я оде ж д а (накидка) и з беличьег о м ех а волосо м внутрь. Вн е ш ня я е е сторон а богат о укра ш ен а аппли кациям и и з ко ж и в «звери ном» ски ф ско м стиле. О собенн о искусн о сделан ы золоче ны е барань и головки. П о борт у накидк а оторочен а м ехо м собол я и в ы др ы, п о ни з у — м ехо м мо лодог о ж еребенка.

Н а м у ж чин е б ы л наде т ка ф та н и з то нко г о бе лог о войлок а с длинн ым и узки м и рукавам и и кап юш оном, руба ш к а и з льняног о полотна, войлочн ы е чулки.

Здес ь ж е б ы л и найден ы бус ы и з стекл а и сер долика, бронзово е зеркал о в ф утляр е и з ко ж и и м ех а леопарда.

Б о л ь ш о й интере с представляе т ж енска я обув ь — сапо ж к и с богат о укра ш енн ым и по до ш ва ми: п о кра ю подо ш в а рас ш ит а красно й ш ерсть ю, зате м рядо м м елког о черног о бисера, в центр е располо ж ен ы кристалл ы пирит а золотистог о цвет а и 8 4 камн я одинаковог о размер а с просверленным и отверстиями. Укра ш енна я таки м образо м обув ь указ ы вае т н а об ы ча й сидет ь с поджатым и но га м и н а ко шм а х ил и ни зки х поду ш ка х так, чтоб ы хоро ш о б ы л и видн ы подо ш в ы.

В е щ и П аз ы р ы кски х кургано в характеризу ю т


 

«звери ный» стил ь ски ф ског о искусства. Укра ш ения, узо р татуировки, покрыва ющ е й тел о одног о и з во ж дей, повторя ю т стилизованно е изображени е гор но г о барана, тигра, лося, сцен ы бурн ы х схвато к ф антастически х жи вот ных. Выр азительност ь достигаетс я подчерки вание м своеобразн ы х особенносте й фи гу р жи - " вотн ы х и прису щ и х и м дви ж ений.


 

 


 

Г л а в а 2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.