Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М у ж ско й кост ю м. О сновн ы е особенност и кост юм а




О сновн ы е особенност и кост юм а

 

О сновн ым и особенностями конструктивног о и декоративног о ре ш ени я кост юм а М осковско й Руси, отлича ющ им и ег о о т кост юм а предыду щ ег о периода, явля ю тс я следу ющ ие:

1) з начи тель но е увеличени е и разнообрази е ассорти м ент а оде ж д ы з на ти;

2) одновременно е но ш ени е боль ш ог о количе

ств а оде ж д (д о 5 — 6);

3) увеличени е объем а и длин ы оде ж д ы, з начи тель но е рас ш ирени е е е вниз у (д о 2 —

6 м);

4) дальней ш е е развити е декоративност и з а сче т тка ней, в ыши вки, укра ш ений, декоратив но й косметики.

Х арактерн ы м дл я оде ж д ы этог о период а явля етс я е е резка я классова я ди фф еренциация, в ы ра ж а ющ аяс я в использовани и тка ней, от делки, укра ш ений, в количеств е одновременн о надеваемы х оде ж д, в появлени и в оде ж д е ф ор м (например, рукавов), игра ющ и х чист о декоративну ю роль.

Ра з нообра зи ю ассорти м ент а оде ж д ы, видо в отделки, искусств у ш ить я способствовал о раз вити е городски х ремесел, специализация, по явив ш аяс я в производств е оде ж д ы. В писцовы х книга х X V I ] в. упо мин а ю тс я ш вец ы, ш убники, сер мяжники, епанечники, ка ф та нники, сара - ф анники, ду ш егрейники, ш ляпники, колпач - ники, рукавичники, карманники. Бол е е того, в крупн ы х п о те м вре м ена м м астерски х наблю далос ь тех ническо е разделени е труд а да ж е пр и изготовлени и одног о и тог о ж е вид а оде ж д ы. Так, н а мини ат ю р е и з лицевог о летописног о свод а X V I в. «Ш ^ть е ка ф та на» показано, чт о ка ф та н изготовля ю т 1 1 человек: м астера, под

м астерья, ученики.

П одобно е укрупнени е и специализаци я набл ю далис ь и в производств е обуви. С апо жни ки, ба шм ачники, чоботн ы е м астера, подо ш венники, каблучники, пор ш енники, лапотник и — коли честв о ремесленн ы х специальносте й п о сравне ни ю с су щ ествовав ш им и в Д ревне й Рус и зна чительн о возросло.


 

Рубах а и порты, остав ш иес я осново й кост юм а М осковско й Руси, н е претерпевал и су щ ест венн ы х изменений. В рубах е разре з горлови н ы переместилс я с середин ы влево, появляетс я руба ш ка-косоворотка. Д лин а е е стал а м ень ш е. П оявилис ь различн ы е п о на з начени ю рубахи, наприме р гор ничные, котор ы е носил и в гор нице.

П овер х рубах и надевал и зипун — распа ш ну ю оде ж д у полуприлега ющ его, рас ш иренног о кни

з у силуэт а с засте ж ко й вст ы к (рис. 148). Д ли н а е ш варьировалас ь о т середин ы колене й и в ыш е. Рука в узки й д о запястья. П ройм а б ы л а прямой, рука в н е име л оката. Д екоративно е ре ш ени е зипу н а сосредоточивалос ь в основно м н а лини и засте ж ки, съе мно м воротник е «о ж е релье», рукава х и з друго й тка ни, в ыши то м поясе. Зипу н носил и бояр е (ка к до м а ш н ю ю оде ж ду), горо ж ане, крестьян е — м у ж чин ы

 

 

148, 149, 150


и ж ен щ ины. С оответственн о применялис ь раз

личн ы е тка ни: камка, та ф та, сукно.

К а ф та н, надевав ш ийс я повер х зипу на, име л нескольк о вариантов, отличав ш ихс я н е тольк о отделкой, н о и конструктивн ы м ре ш ение м. Н екотор ы е ка ф та н ы (об ы чн ый, до м а ш ний, в ы ходной) б ы л и прямого, рас ш иренног о книз у силуэт а и нео трез ны е п о лини и тали и (рис.

149). Д руги е (польский, терлик) б ы л и при лега ющ ег о силуэт а с отрезно й линие й талии, с ш ироко й сборчато й нижне й часть ю (рис. 150). Д лин а ка ф та но в варьировалас ь о т колене й д о щ иколоток. Ра злич ны е конструктивн ы е вари ант ы ка ф та но в показан ы н а рис. 151.

Д л я декоративног о ре ш ени я ка ф та но в исполь

зовал и дороги е узорчат ы е тка ни, отделк у пет лица м и н а груд и и п о боков ы м разрезам; м етал лические, деревянн ы е, плетенны е и з ш нур а и ж е мч у жны е пуговицы; в ы соки й богат о рас ш иты й воротник-козырь, окантовк у борта, горлови ны, ни з а издели я и ни з а рукаво в раз ноцве т но й с золото м и серебро м тесь мо й ил и галу ном. Бояр е и дворян е носил и ка ф та н ы и з ш елка, парчи, бархата, горо ж ан е и крестья

н е — и з сукн а и хлопчатобу м а жн о й тка н и с соответству ющ е й отделкой.

 

Х арактерно й м у ж ско й оде ж до й этог о период а б ы л а так ж е ш уб а — распа ш но е издели е объ е мно го, рас ш иренног о книз у силуэт а с длин ным и ш ироким и рукавам и и отло жны м м ехо -


в ы м воротнико м (рис. 152). В ер х ш уб ы об ы чн о покрывал и тка нь ю (атлас ом, парчой, бархатом, сукно м), подкладко й слу жи л м е х соболя, гор нос тая, куниц ы, лисиц ы, песца, зайца, белки, а так ж е овчина. Ш уб у застегивал и н а ш нуры. И но гд а рукав а н а уровн е локт я имел и проре з

дл я продевани я рук, пр и это м остав ш аяс я ниж -

, ня я част ь рукаво в свободн о свисала.

" В суров ы х климатически х условия х северн ы х областе й Рус и ш уб у носил и вс е класс ы. О днак о бояр е и дворян е в неко тор ы х случая х надевал и ш уб у и лето м и н е сни м ал и е е да ж е в поме щ е ни и ка к призна к своег о достоинства.

Таки е ф о р м ы кост юм а, ка к ф еряз ь и оха бень, появилис ь в оде ж д е дворя н и боя р ка к в ы ра ж ени е и х сословно й принадлежност и и иму щ ественног о положения. Ф орм а детале й

. и м анер а но ш ени я эти х видо в ка ф та н а подчер кивал и полну ю неприспособленнос т ь и х вла дельце в к какому-либ о труду. Д орогу ю ш елко ву ю ил и бархатну ю ф еряз ь длино й д о пол а н а подкладк е и з дорогог о м ех а надевал и тольк о н а правы й рукав, собира я ег о длин у мно гочис

ленн ым и сборка ми. Л ев ы й рука в свиса л д о пол а (рис. 153).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.