Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ис т орический кост ю м - ис т очни к тв орчеств а м одельер а и конструктор а




11 8

20 2


чт о он а работае т на д кост юм о м дл я русско й ж ен щ ины»*.

О днак о национальный стил ь в кост юм е Н. П. Л а м анов а видел а н е в м еханическо м пе ренесени и чер т древнерусског о и русског о на родног о кост юм а в совре м енн ый, а в и х глубо ко м творческо м переосмыслении, в наследова ни и основн ы х худо ж ественн ы х принципов.

Д евизо м творчеств а худо жни ков-модельеро в и в на ш и дн и являетс я з намени та я ф ормул а Н. П. Л а м ановой: «дл я чег о создаетс я кост юм, дл я кого, и з чего», т. е. основн ы е исходны е данн ы е в работ е на д кост юм о м — на з начение, образ, тка нь. М одел и и эскиз ы Н аде ж д ы П ет ровн ы Л а м аново й явля ю тс я прекрасно й илл ю страцие й вопло щ ени я эти х принципо в в реаль но й жи з н и (рис. 194). О дн а и з эти х мо деле й — нарядны й анса мб л ь и з то нко г о белог о т ю л я с кру ж евно й каймо й (очевидно, использован а за навеск а ил и покрывало). Д линна я блуз а и пряма я узка я ю бк а ре ш ен ы в мо дно м дл я об щ еевропейско й мо д ы 20- х годо в руба ш ечно м силуэт е с подчеркнуто й линие й бедер. П оя с

и ш ляп а отделан ы одинаков ым и декоративн ы

м и эле м ента ми. Д руги е мо дел и (рис. 195 —

200) в ып олнен ы и з кустарно й тка н и п о мо ти ва м русског о народно г о кост юм а. Он и особен н о характерн ы дл я творчеств а Н. П. Л а м ановой. Н арядна я оде ж д а проектируетс я е ю ка к ш иро

к о доступная, недоро гая, с использование м народно й в ыши вк и и други х видо в отделки, позволя ющ е й обога щ ат ь и разнообразит ь небо гат ы й в ы бо р тка ней. С уров ы й льняно й холст, полуотбеленно е полотно, до мо тка на я ш ерсть — благодатн ы й м атериа л дл я оде ж д ы строги х пропорций, четки х членени й полотни щ в ыши в кой, народны м орнаментом, подчеркивани я кра я издели я и отдельн ы х детале й цветно й строчко й ил и цветно й отделочно й тка нь ю.

К онструктивно е ре ш ени е мо деле й Н. П. Л а м а - ново й принципиальн о отличаетс я о т принятог о

в европейско м, мо дно м кост юм е. Х удо жни к раз вивае т народну ю традици ю — подчеркиват ь конструкци ю декоративн ым и приемами, де лат ь е е центро м идейно й и худо ж ественно й в ы разительност и изделия. В о ф ранцузско м ж е, например, кост юм е конструктивна я основ а

м аскировалась, в основ е разработк и ле ж а л ф асон, а н е ф орма.

 

 

М одел и Н. Л а м аново й и В. М ухиной, экспо нированны е н а В се мирно й в ы ставк е в П ари ж е в 192 5 г., б ы л и на гра ж ден ы в ы с ш е й на градо й

«Гра н при» з а национальну ю са мобы т нос т ь в сочетани и с совре м енн ы м мо дн ы м направлени

е м. К а ж да я мо дел ь б ы л а ре ш ен а в анса мб л е с голов ны м уборо м, су мкой, укра ш ения ми, вы полненным и и з бечевки, ш нура, соло мы, в ыши -

 

*Те м ери н С. М. Русско е прикладно е искусство. С овет

ски е год ы. О черки. М., 1960, с. 137.


 

 

тог о холста, бусам и и з ракови н и каме ш

ков.

Н аде ж д а П етровн а Л а м анов а зало жи л а основ ы советског о мо делирования, создал а своеобраз но е творческо е направление, с котор ы м связан ы имен а в ы да ющ егос я советског о скульптор а В. М ухиной, специалист а прикладног о искус ств а Е. П риб ы льской, тала н тлив ы х худо жни ц А. Э кстер, Н. М акаровой, Ф. Гореленновой. П о свое м у на з начени ю, идейном у содер ж ани ю, ф орма м и применяемы м тка ня м созданн ы е им и кост юм ы противопоставлялис ь кост юм а м нэп

м анов, подража ющ и х запад но й мо де. О б это м хоро ш о сказал а в ы да ющ ийс я худо жни к кост ю

м а А. Э кстер: «С овременно й „ мо де", м еня ю - щ ейс я п о прихот и коммерсанта,... м ы дол жн ы противопоставит ь оде ж д у целесообразну ю и красиву ю п о свое й простоте»*.

Х арактерн ы м дл я 20- х годо в являетс я постанов

к а вопрос а о та к на з ы вае мо й «прозоде ж де» (рис. 201, 202), по д которо й подразумевалис ь разн ы е вид ы профессиональн ых кост юм о в и спортивна я ф орма. В это м на ш е л сво е отра ж е ни е глав ны й принци п ф ормообразовани я совет ског о кост юм а — соответстви е образ у жи з н и человек а и огромна я рол ь труд а в жи з н и строи теле й ново г о социалистическог о об щ ества.

Х удо жни к и 20- х годо в предложил и различн ы е вариант ы производственн ых кост юм о в дл я хирургов, пилотов, пожарных, строителей, продавцо в и др. С ред и ни х мно г о комбинезо но в с карманами, с засте ж кам и н а тесь м у- мо л ни ю, н е утратив ш и х и в на ш и дн и свое й акту альности. Вп ерв ы е б ы л а предложен а ф орм а комбинезон а дл я ж ен щ и н строительн ы х про ф ессий, чт о б ы л о с м ел ы м нова торски м пред

ло ж ение м, та к ка к д о си х по р ж ен щ ин ы н е работал и в бр ю ках. Д л я прозодежд ы предла галис ь синие, сер ы е и коричнев ы е (н о н е черн ы е) цвета.

 

 

ТКАНИ, ОРНА М Е Н ТАЦ И Я

 

Сы рье м дл я первы х мо деле й советског о кост ю м а б ы л и холст, сурово е полотно, бязь, ситец, солдатско е сукно, байка, бумазея, груба я ш ерсть. О днако, начина я с 192 1 — 192 2 гг., с переходо м к ново й эконо мич еско й политик е и восстановление м деятельност и текстиль ны х и ш вейн ы х предприяти й появля ю тс я первы е набивны е тка ни, в основно м хлопчатобу м а жны е (с итец, сатин, ф ланель). Х удо жни ки-текстиль

щ ик и наряд у с сохранение м традицио нны х цветочны х рисунко в созда ю т новы е узор ы н а тка ни. И х творчески е поиск и направлен ы к худо ж ественн ы м образа м труда, револ ю ции, к разработк е новы х гео м етрически х орнамен тов.

 

С три ж енов а Т. И з истори и советског о кост юм а. М., 1972,



О бразц ы ситце в с новым и орнаментальн ым и узора м и в ып ускае т в 192 4 г. Бол ь ш а я иванов ска я м ану ф актура. О ди н и з эти х узоро в состоя л и з изображени я э мб ле м ы труд а — серп а и мо ло т а в окру ж ени и полевы х цвето в и колосье в п ш ениц ы, друго й — и з сочетани я серп а и мо лот а с пятиконечно й звездой. О бразц ы этог о ситц а экспонировалис ь н а П ари ж ско й в ы ставк е

192 5 г.

С итц ы и ф ланел и с изображение м производ ственн ы х мо тиво в п о рисунка м худо жни к а О. Гр ю н а б ы л и в ып у щ ен ы мо сковски м тек стильн ы м комбинато м «Трехгор на я м ану ф ак тура» им. Д зер жин ского. И х орнаментальн ы й узо р б ы л составле н и з различн ы х эле м енто в оборудовани я текстиль но г о производств а —

ш пулей, челноков, кату ш ек. Н ов ы е гео м етрически е узор ы, состоя щ и е и з вертикальн ы х и горизо н таль ны х полос, повто ря ющ ихс я квадратов, круго в ил и углов, созда

л и худо жниц ы Л. П опов а и В. С тепа нов а дл я

П ерво й мо сковско й ситценабивно й ф абрик и

(рис. 203).

К расот а эти х узоро в раскр ы ваетс я в контраст но м сопоставлени и цвета, ритма, э моцион аль но й в ы разительности. Тка н ь с таки м узоро м требовал а органическо й взаи мо связ и с харак теро м мо дели, кроя, композиционног о м астер ств а кост юм а.

В процесс е творчески х искани й худо жни ко в в област и создани я новы х текстиль ны х узоро в очен ь вредн ы м и о ш ибочны м оказалос ь влия ни е иде й П ролеткульта, котор ы е противопо ставлял и та к на з ы вае м у ю нову ю пролетарску ю культур у мно говеково й культур е про ш лого. В свет е эти х иде й традицио нны й цветочны й орнамен т считалс я проявление м м е щ анств а и консерватизма, дл я о ф ормлени я тка н и про

пагандировалис ь совер ш енн о чу ж д ы е е й ф ор м алистически е прием ы и те м атически е рисун ки. В 193 3 г. в «П равде» б ы л напеча та н ф ель ето н «С перед и тракто р — сзад и комбайн», котор ы й в ы с м ея л и осуди л абсурдност ь меха ническо г о перенесени я н а тка н ь несоо тветству ющ и х е й рисунков. 1 7 декабр я 193 3 г. б ы л о принят о специально е постановлени е С овет а Н ародн ы х К омиссаро в СССР, в которо м гово рилос ь о недопус ти мо ст и в ы работк и тка не й

с плохим и и неумес т ным и рисункам и по д видо м введени я ново й те м атик и и о необходи мо ст и производств а подлинн о худо ж ественн ы х тка ней, отвеча ющ и х требова ния м ш ироки х м ас с потребителей.

 

В конц е 20- х годо в советски й текстиль ны й рисуно к внов ь обра щ аетс я к традиция м расти тель но г о и гео м етрическог о орнамента. Н аряд у с хлопчатобу м а жным и и льнян ым и тка ням и появля ю тс я ш ерстян ы е, ш елков ы е тка ни, тка н и и з искусственных волокон.


 

Заключение

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.