КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О т п ростог о - к сло жн о м у
ТРАД ИЦИОННОС Т Ь И НО В И З Н А ФО Р М Ш ВЕЙ Н Ы Х И З ДЕЛИ Й
И зуча я истори ю кост юм а различн ы х периодов, м ы види м, чт о ка ж д ы й и з ни х отличаетс я са мо б ы т нос ть ю, оригинальность ю, непов тори мо сть ю. Н еоб ы кновенн о то нки е льнян ы е оде ж д ы древни х египтя н становятс я си м воло м и х вели чественног о и мон у м ентальног о облика. Ж иво писно-пластически е драпировк и древни х гре ко в олицетворя ю т дви ж ение, прекрасны е гар монич ески е пропорци и атлетическ и развитог о тела. С овер ш енн о по-новом у раскр ы ваетс я красот а пропорци й фи гур ы в кост юм е готиче ског о периода, когд а конструктивн о сло жны е, облега ющ и е тел о ф орм ы оде ж д ы в ы явля ю т ж енственност ь ил и м у ж ественност ь облик а человека. И м енн о с этог о вре м ен и позднег о средневековь я появляетс я огромно е разнообра зи е ф орм, покроев, ф асонов. И они, ка к эста ф ета, переда ю тс я и з век а в век, о т поколени я к поколени ю, периодическ и с м еня я дру г друга, отра ж а я новы е услови я об щ ественног о разви тия, ново е понимани е прекрасного. П релест ь и строга я красот а античн ы х ф ор м архитектур ы, искусства, кост юм а част о при влекал и вни м ани е л ю дей, заставлял и худо ж нико в внов ь и внов ь воссоздават ь и х величи е и простоту. В кост юм е эт о особенн о характер н о дл я эпох и Во зро ж дени я в И талии, дл я пери од а ф ранцузско й бур ж уазно й револ ю ци и и начал а X I X в. в европейски х странах. О днак о привнесени е в кост ю м свое й пластик и тка ни, определенно й цветово й га ммы, характерно й м анер ы но ш ени я позволил о ка ж до й эпох е создат ь совер ш енн о новы е ф орм ы, обога щ ен ны е связь ю с традицией.
П ритч а о то м, чт о мо д ы прячу т в глубоки е подвалы, периодическ и в ып уска я н а све т са мы е
стар ы е, находи т сво е подтверждени е в истори и кост юм а. П остоянн о стре мя с ь к нови з не, л ю д и и щ у т е е в старо м, потом у чт о традицио нн а са м а ф ор м а человеческог о тела. Н о л ю д и н е прост о копиру ю т и м еханическ и повторя ю т старое, а находя т в не м нову ю красот у с позици й совре м енног о и м миро воззрения. И звест ны й ф ранцузски й худо жни к К ристиа н Д ио р говори т п о это м у поводу: «Д л я м ен я ценн о сво е соб ственно е представлени е о какой-нибуд ь стране, стиле, эпохе... Д а ж е собираяс ь нарисова т ь кост юм ы дл я какой-нибуд ь историческо й пьесы, следует, посл е нескольки х дне й изуче ни я илл ю стративног о м атериала, закр ы т ь книг и и дат ь пройт и какому-т о вре м ени, прежд е че м взятьс я з а каранда ш»*.
В са мы х об щ и х черта х развити е ф ор м истори ческог о кост юм а можн о определить, ка к и развити е все й м атериально й культур ы об щ е ства: о т простог о — к сло жн ому. Э т о обнару жи ваетс я в о все м: в использовани и тка не й и и х цветово й га мм е, в об щ е й композици и и декоративно-конструктивно м ре ш ении, в соче та ни и различн ы х эле м енто в кост юм а, в созда ни и сло жн ого, мно гогра нно г о образа. Знатн ы е римляне, остави в осново й своег о кост юм а греческу ю драпировку, з начи тель н о усло жни л и е е объем ы, ритм ы, увеличил и коли честв о одновременн о надеваемы х оде ж д, дове л и д о изысканност и цветову ю га мм у, е е оттен -
* Д ио р К. О т иде и к плать ю. В кн.: К ристиа н Д ио р и я. «Ж урна л мо д». 1966, № 3, приложени е 1.
к и и сочетания. С редневеков ы й кост ю м пред ло жи л кро й в оде ж де, контрастно е и очен ь в ы разительно е сочетани е прилега ющ ег о силуэт а нижни х оде ж д с ш ироки м и объемн ы м силуэто м верхних. Знатн ы е испанц ы X V I в. ввел и в кост ю м каркасну ю основу, ф орм а
которо й в последу ющ и е век а дал а сло жны е и разнообразн ы е вариант ы. О бога щ алис ь и разнообразилис ь характе р и вид ы отделк и ко ст юм а. Выши вка, кру ж ева, искусственны е цветы, бант ы, р юш и, волан ы обильн о укра ш ал и кост ю м X V II I в. Затем, отступи в н а перио д ф ранцузско й бур ж уазно й револ ю ци и 178 9 г. и начал а X I X в., укра ш ени я в е щ е боле е сло жн о м о ф ормлени и внов ь вернулис ь в ж ен ску ю оде ж д у X I X в. В отдельн ы е исторически е период ы усло жн е ни е ф ор м кост юм а проявлялос ь в основно м А гардероб а и взаи мо за м еняе мо ст и ег о составн ы х частей, создани я оде ж д ы, соответству ющ е й мно гочисле нны м и разнообразн ы м вида м че ловеческо й деятельности. Ра звити е мо д ы в рамка х одног о стил я эпох и проходи т в X X в. горазд о боле е дина мично, с огромн ы м разнообразие м предложений. С первог о десятилети я X X в. исчезае т каркас на я основ а ж енског о кост юм а и возникае т сло жн а я проблем а пластик и тка ней. Укор ачи ваетс я длин а ю бки, и мо дельер ы заду мы ва ю тс я на д в ы разительн ы м соотно ш ение м пропорци й фи гур ы, на д цветовы м сочетание м чулок, обуви, су мки, голов но г о убора, укра ш ени й с собствен н о платьем. В 30- х гг. предлагаетс я одновременн о не скольк о мо дн ы х силуэто в и разнообрази е по кроев. тольк о вне ш не: увеличени е количеств а одн о - Ра звити е наук и и тех ник и в 50 — 60- е гг., по вре м енн о надеваемы х оде ж д, использовани е тка не й сло жны х переплетений, появлени е ново г о кроя, разнообрази е детале й и отделки, укра ш ений. Э т о боле е характерн о дл я ранни х исторически х периодов. X X в. — ве к тех ническо г о прогресса, огром ны х скоростей, спорта, ве к равноправи я ж ен щ и н в о все х областя х об щ ественно й жи з ни, ве к промы ш ленног о производств а оде ж д ы — з начи тель н о и резк о упро щ ае т ф орм ы кост юм а. О днак о эт о упро щ ени е тольк о вне ш нее. Внут ренняя, «духов ная» жи з н ь кост юм а, ег о э мо циональная, эстетическая, нравс тве нна я сто рон ы, образна я в ы разительност ь продолжа ю т усло жн яться, чт о подтвержда ю т з начи тель н о усло жни в ш иес я проблем ы мо делировани я кост юм а. X X в. окончательн о утвер ж дае т основн ы е требова ни я к кост юм у: целесообразность, удобство, практичность.
Вм ест е с те м основн ы м эстетически м принци по м становитс я м акси м альна я худо ж ественна я в ы разительность, созданна я миним альн ым и худо ж ественн ым и средства ми, в ы явлени е ин дивидуальност и в кост юм е м ассовог о произ водства. П оиск и худо жни ков-модельеро в на правлен ы к сло жн ом у цветовому, пропорцио явлени е новы х хи мич ески х красителе й и новы х искусственных м атериало в обусловил о созда ни е новы х ф ор м оде ж д ы и новы х принципо в е е о ф ормления. П ерегрузк а внутренни х лини й мо дели, обили е отделки, м елки х детале й от ступае т пере д «сло жн о й простотой» конструк тив но г о ре ш ени я кост юм а, в ы разительно й четкость ю ф орм ы и силуэта. П о в ы сказ ы вани ю известног о ф ранцузског о кут ю рь е Ж ак а Э сте - реля, «ко нс трукци и мо дн ы х платье в и пальт о очен ь сло жны, он и требу ю т тех ническо й вир туоз нос ти: прямо е узко е плать е с ш ит ь труд не е всего. Е сл и оборк и позволя ю т скр ы т ь недос тат ки, т о в плать е строгог о и прямог о покро я нич т о н е про щ ается. М ы иде м к чистот е линий»*. О соб ы й характе р приобретае т в X X в. нрав ственна я сторон а кост юм а. М и р разделе н н а дв а лагеря: социализ м а и капитализма, жи з н ь котор ы х определяетс я различн ым и мор альн ым и установка м и и принципами. И несмо тр я н а т о чт о мо д а в на ш ве к интернациональна, с невиданно й скорость ю облетае т мир, е е разви ти е в страна х социализ м а и капитализм а осу щ ествляетс я с различн ы х нравс тве нны х по зиций. нальном у силуэтно м у ре ш ени ю кост юм а, к проблема м создани я анса мб ля, рациональног о
* К уд а иде т мо д а П ари ж а. приложени е 1.
«Ж урна л мо д», 1966, № 2,
В мир е капитал а основно й мор альн ы й прин ци п — индивидуализм. В ф ормообразовани и кост юм а о н в ы ра ж аетс я в стре м лени и резк о в ы делиться, н е б ы т ь похожи м н а других. О тс ю д а утрированность, экстравагантность, в ы чурност ь кост юм а, част о противореча щ а я целесообразности, утилитарности, а иногд а и худо ж ественно м у вкусу. В социалистическо м об щ еств е основно й мо ральн ы й принци п — коллективизм. С овпадени е интересо в отдельног о человек а с интересам и коллектив а создае т основ у дл я таки х характер ны х качест в личности, ка к скро мно сть, до стоинство, отрицательно е отно ш ени е к о всяко й крикливости. В кост юм е эт о в ы ра ж аетс я в
спокойно й гар мони и объемов, пропорций, цветово й га ммы. И счезновени е индивидуализм а н е означае т однак о исчезновени я индивидуальност и в социалистическо м об щ естве. Вы соки й духовн ы й и фи зически й расцве т личност и предполагае т в ы соку ю красот у на ш ег о кост юм а, определя е м у ю новым и эстетически м и и нравс тве нным и представлениями. И ка к всегда, н а все х этапа х развити я об щ еств а исторически й и народны й кост юм, творческ и осм ы сленн ы й с позици й ново г о миро воззрения, являетс я неисчерпае мы м и вдохновенн ы м источнико м творчеств а худо жни ков, мо дельеров, конструкторо в ко ст юм а. П редметн ы й указатель
Абб а с 2 1 А те в 1 0
Б ар м ы 9 6 Бли о 3 8 Б у фф а н 2 8
В атн ы й пиджа к 10 8 В ене ц 9 5 Воро т ник -коз ы р ь 9 2 Вбш в ы 9 4
Галиф е 8 0 Га ш ни к 8 9 Гима ти й 1 5 Голь ф 7 4 Горла т на я ш апк а 9 3
Д иплойди й 1 5 Д огалйн е 4 5 Д убле т 5 0 Д у ш егре я 9 4 Д хбт и 2 3
Ж ю стокб р 5 5
Зипу н 9 1 Запбн а 9 0
К аба н 5 4 К аза к 5 4 К азаки н 6 3 К алазири с 9 К алит а 9 3 К анд и 1 1 К арак б 6 3 К ар м аньол а 6 6 К а ф та н 8 4 К ик а 9 5 К ла ф т 1 0 К лобу к 9 6 К око ш ни к 9 5 К олпо с 1 5 К орзн б 8 6 К осоворотк а 8 6 К отард и 3 9 К от т 40, 4 6 К отурн ы 1 5 К от ы 10 8 К раг и 8 0 К риноли н 7 1 К унту ш 6 2 Кю лот ы 5 5
Л етни к 87, 9 4 Лор у м 3 1
М антиль я 4 8 М а ф ори й 3 3 М ипарт й 3 9
Н агольна я ш уб а 11 0 Н агрудни к 11 2
О бор ы 9 0 О днорядк а 9 3 Он уч и 9 0 О па ш ен ь 8 7 О рар ь 9 6 О хабен ь 9 2 П ань е 9 9 П аволок и 8 7 П алл а 1 9 П алуда м енту м 19, 3 1 П арочк а 10 8 П енул а 19, 3 1 П ень ю а р 7 2 П епло с 1 6 П ига ш 4 0 П латн о 9 6 П лахт а 2 7 П овойни к 9 0 П оддёвк а 10 6 П одниз ь 9 5 П одрясни к 9 6 П бли к 11 1 П олоне з 6 3 П онев а 90, 11 2 П урпуа н 3 9
Ре гла н 8 0 Редин го т 6 2 Рен грав ы 5 5 Ро б 4 9 Рупа н 2 3 Ряс а 9 5
С ало п 10 5 С ар и 2 4 С ибирк а 104 С имар а 4 6 С пенсе р 6 7 С тихар ь 9 6 С тол а 1 9 С хент и 8 Сю рк б 4 0 Сю рту к 6 9
Телогре я 87, 9 5 Терли к 9 2 Тиар а 1 2 Тог а 1 8 Толстовк а 114 То н тиль о 5 8 Трелья ж 5 3 Тре н 7 3 Тре нчкб т 8 0 Туль я 9 6 Ту ник а 18, 3 0 Тур н ю р 7 3 Т ю рба н 7 0
Убр у с 9 0 Уп елян д 37, 6 6 Ур е й 1 0
Ф албал а 6 3 Ф елон ь 9 6 Ф е ' ряз ь 86, 9 2 Ф ибул а 1 5 Ф ижм ы 6 3 Ф онтан ж 5 8 Ф ра к 6 1 Ф рез а 4 7 Ф рен ч 8 0
Хи то н 1 5 Х ла ми д а 1 5 Х ол и 2 5
Ц оккол и 4 7
Ч ал м а 2 3 Ч ел о кйчно е 9 5
Ш аперо н 4 1 Ш ело м с бармице й 9 0 Ш осс ы 40, 4 9 Ш та н ы 21, 3 0 Указател ь литератур ы
Би р ю ков а Н. Ю. Западноевропейские набивные тка н и X V I — X V II I вв. М., «И скусство», 1973. 169 с.
Б у щ и к Л. П. И лл ю стрированна я истори я ССС Р X V — X V I I вв. М., «П росве щ ение», 1971. 43 3 с.
В ей с Г. Вн е ш ни й б ы т народо в о т древней ш и х д о на ш и х вре м ен. Т. 1 — 3., М., 1874 — 1884. В енд е Э. К а к распространялас ь мо да. — «С илуэт», 1968. № 8, с. 41-43.
В ере щ аги н В. В. Д а м ски е мо д ы александровског о вре м ени. А ль м ана х «С тар ы е год ы». Ию л ь — сентябр ь 1908.
Гармонически й человек. С борни к стате й институт а фило со фи и Ак аде ми и нау к СССР. М., «И скусство», 1965. 27 3 с.
Гиляровска я Н. Русски й исторически й кост ю м дл я сцен ы. М. — Л., «И скусство», 1945. 137 с.
Гла голе в Д. Ра з мыш лени е худо жни ка-модельер а о по кро е оде ж д ы. — «Ж урна л мо д», 1971, № 1, приложе ние, с. 1— 4. Голлерба х Э. П ортретна я жи вопис ь в Росси и X V III в. «Государстве нно е издательство». М оскв а — П етроград. 1923. 135 с.
Готтенро т Ф. И стори я вне ш не й культур ы. Т. 1, 2. С.-Пе тербур г — М осква, изд. товари щ еств а М. О. Во ль ф. 1885.
Захар ж евска я Р. В. К ост ю м дл я сцен ы. М., «С оветска я Россия», 1973. 10 9 с.
Земпе р Г. П рактическа я эстетика. М., «И скусство», 1970. 319 с.
Ки реев а Е. В. И стори я кост юм а. М., «П росве щ ение», 1970. 165 с.
К ост ю м в Росси и X V III — начал а X X в. К атало г Госу дарственног о Э рмита ж а. Л., изд-в о Государс тве нно г о Э рмита ж а, 1962. 4 9 с. К урийе х Д. Н ациональн ы е кост юм ы С ирии. — «Ж ен щ и н ы мир а», 1962, № 8, с. 26 — 31.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |