КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Патентное право на изобретения
Глава 5. Патентное право Глава 5. Патентное право § 5.10. Системы патентования • 165
Явочная система выдачи охранных документов остается широко распространенной. Многие страны азиатского, африканского и южно-американского регионов используют эту систему. Некоторые страны Европы продолжают применять явочную систему (Бельгия, Греция, Испания, Италия, и т. д.). Список стран, использующих ту или иную систему, постоянно изменяется. Например, в США вначале использовалась явочная система, а сейчас — проверочная. Во многих странах явочная система используется для выдачи патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и охранных свидетельств на топологии интегральных микросхем и т. д. В других странах явочная система не используется для выдачи патентов на изобретения, но применяется для иных объектов интеллектуальной собственности. Сущность явочной системы выражается хорошо известной фразой: «Кто первым подал заявку на охранный документ, тот его и получил». Подача заявки на выдачу охранного документа в патентное ведомство означает, что заявитель считает заявляемый объект соответствующим условиям патентоспособности, установленным законодательством. Конечно, заявитель может быть необъективным и заявленный объект в действительности не удовлетворяет признакам охраноспособности. Как и любая иная система выдачи охранных документов, явочная система имеет достоинства и недостатки. К ее достоинствам относят простоту, быстроту и дешевизну выдачи охранных документов. Однако это формальное достоинство. Дело в том, что с точки зрения баланса интересов общества и правообладателей легкость получения патента нельзя считать достоинством. Огромное количество патентов, часть из которых не соответствуют ни одному условию патентоспособности, могут существенным образом осложнять и даже парализовать научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую и производственную деятельность. Отсутствие гарантий соответствия признакам охраноспособности заявленного объекта ведет к множеству апелляций на неправомерность выданных патентов. Явочная система создает идеальные условия для появления «зонтичных патентов». Недостатком явочной системы является и то, что заявитель может использовать описание зарубежного патента на изобретение и преобразовать его в заявку на «свое изобретение», на которое национальный заявитель может получить патент. На первый взгляд это может показаться достоинством системы, поскольку позволяет законным образом использовать чужие достижения. Однако в действительности такая возможность является недостатком явочной системы не только потому, что «закрывает глаза» на заимствование чужих творческих достижений, а скорее потому, что она подрывает и подавляет творческую деятельность в своей стране. Зачем заниматься научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью, если самые лучшие достижения других стран можно «использовать»? Для того чтобы до некоторой степени ослабить недостатки явочной системы, в законодательство ряда стран вводятся нормы, которые позволяют заинтересованным лицам ходатайствовать о проведении экспертизы по существу заявки для оценки охраноспособности изобретения. Проверочная система. Недостатки явочной системы привели к появлению проверочных систем, которые стали использовать экспертизу по существу, прежде всего для установления новизны изобретения, в частности отсутствия патента на заявленное или схожее изобретение. Вначале такая экспертиза велась только внутри страны. Однако с расширением международных связей и международной торговли возникла необходимость оценки новизны изобретений на международном уровне. При подготовке к международной выставке изобретений в Вене в 1873 г. многие изобретатели отказывались демонстрировать свои достижения, опасаясь их заимствования «конкурентами». Для решения этой проблемы был созван Венский конгресс по патентным реформам, а затем — Международный конгресс по промышленной собственности. В результате такой подготовительной работы в 1883 г. была принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности накануне Всемирной выставки 1889 г. в Париже. Парижская конвенция установила положения, которые помогли в некоторой степени упорядочить оценку заявляемых изобретений. В соответствии со ст. 12 «каждая страна Союза обязуется создать специальную службу по делам промышленной собственности и центральное хранилище для ознакомления общественности с патентами на изобретения, полезными моделями, промышленными образцами и товарными знаками»1. В 1925 г. в эту статью был включен второй пункт в отношении службы по делам промышленной собственности: «Эта служба издает официальный периодический бюллетень. Она регулярно публикует: (а) фамилии владельцев выданных патентов с кратким наименованием запатентованных изобретений; (Ь) репродукции зарегистрированных знаков»2. Таким образом, каждая специальная национальная служба промышленной собственности оказалась обязанной издавать официальный бюллетень3. Издание такого бюллетеня осуществляется не только «для ознакомления общественности с патентами на изобретения», но и для обмена информацией о выданных патентах, что и позволило перейти от явочной системы выдачи охранных документов к проверочным системам. Однако такой переход произошел не во всех странах. С увеличением количества патентуемых объектов проверочная система становилась все сложнее и сложнее. В настоящее время экспертиза, по 1 Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Женева: ВОИС, 2 Там же. 3 См.: Боденхаузен Г. Указ. соч. С. 173. § 5.10. Системы патентования • 167
существу, требует большой и сложной информационной и аналитической работы, высокой квалификации экспертов, совершенного технического и телекоммуникационного оборудования, много времени и значительных средств. Экспертиза по существу предъявляет высокие требования к экспертной службе патентного ведомства, поскольку в принципе она должна иметь доступ к опубликованным в мире сведениям во всех областях науки, техники и производства и обладать высококлассными экспертами. Недостаточная квалификация экспертов и ограниченный доступ к информационным ресурсам ведет к тому, что экспертиза может признать охраноспособными объекты, которые таковыми в действительности не являются. Даже в крупных патентных ведомствах довольно высока доля положительных решений, которые впоследствии по решению суда признаются недействительными. Однако в целом экспертиза по существу представляет собой наиболее надежный способ оценки охраноспособности того пли иного объекта промышленной собственности. Серьезным недостатком проверочной системы является не только ее сложность, но и снижающаяся надежность. Экспоненциально растущее количество выдаваемых патентов в разных странах затрудняет информационный поиск и снижает его релевантность. Не исключено, что продолжающийся рост информационных ресурсов и количества выдаваемых патентов сделает проверочную систему не только ненадежной, но и недееспособной. Проверочная система используется в ряде стран, например в США, с учетом положений Договора о патентной кооперации. Проверочная система использовалась в СССР. Отсроченная система. Отсроченная система является разновидностью проверочной системы с некоторыми особенностями. При проверочной системе патентное ведомство самостоятельно (ex officio) проводит экспертизу по существу, а при отсроченной системе патентное ведомство проводит экспертизу только по ходатайству заявителя или иных лиц. В соответствии с отсроченной системой вначале производится формальная экспертиза заявки на выдачу охранного документа. Через 18 месяцев после подачи заявки сведения о ней публикуются, а в течение следующих 18 месяцев после публикации сведений о заявке, по существу, может проводиться экспертиза по ходатайству заявителя или третьих лиц, которые желают использовать заявленный объект либо рассматривают заявленный объект как конкурирующий собственным решениям и разработкам. Ходатайство может быть подано в течение трех лет с момента подачи заявки. По результатам экспертизы по существу принимается решение о выдаче патента. Если же в течение этого срока ходатайство о проведении экспертизы по существу не поступило, заявка считается отозванной и никаких охранных документов патентное ведомство не выдает. По сравнению с проверочной системой отсроченная система выдачи охранных документов имеет дополнительные недостатки. Для этой системы во многих странах не установлен срок экспертизы по существу, в результате во многих патентных ведомствах отсроченная система ведет к очень длительному рассмотрению заявок. Таким образом, даже в случае выдачи патента реальный срок патентной охраны оказывается меньше декларированного законом срока. До получения патента заявитель вынужден инвестировать средства для реализации изобретения без уверенности в получении патента. Для патентного ведомства система отсроченной выдачи выгодна только на стадии получения заявок, поскольку самая ответственная и трудоемкая работа по экспертизе откладывается на годы. Однако через несколько лет патентное ведомство оказывается заваленным нерассмотренными заявками, что ведет к нарушению как законодательства, так и интересов национальных заявителей. Отсроченная система появилась не случайно, а выразила интересы заявителей в зарубежном патентовании. Зарубежному патентованию содействовал 12-месячный конвенционный приоритет, установленный Парижской конвенцией для изобретений, однако его оказалось недостаточно для почти одновременного патентования изобретения в разных странах. Механизм зарубежного патентования выработан в Договоре о патентной кооперации. После вступления в 1978 г. в силу этого договора его члены изменили свое национальное законодательство для соответствия его положениям. В соответствии с Договором о патентной кооперации срок подготовки отчета о международном поиске «составляет три месяца с даты получения копии для поиска Международным поисковым органом или девять месяцев с даты приоритета, в зависимости от того, какой срок истекает позднее»'. Отчет о международном поиске направляется в национальные патентные ведомства тех стран, где заявитель намерен получить патент. Далее, через 18 месяцев с даты приоритета заявка публикуется и входит в мировой уровень техники. Для того чтобы ни одна страна не могла выдать патент, который мог опорочить международную заявку, была введена 18-месячная отсрочка рассмотрения национальных заявок в патентных органах стран, ставших членами Договора о патентной кооперации. Вот почему только через 18 месяцев национальные патентные ведомства публикуют сведения о полученных заявках. Предоставленная законодательством возможность ходатайствовать об экспертизе заявленного изобретения до истечения этого срока является формальной, поскольку она имеет смысл только для изобретений, которые не предназначены для зарубежного патентования по системе или процедуре РСТ. Таким образом, отсроченная система патентования предназначена для функционирования системы РСТ и выгодна в основном зарубежным заявителям. 1 Договор о патентной кооперации. Женева: ВОИС, № 274(R). 1996. С. 146. § 5.11. Патентное право на изобретения • 169 168 • Глава 5. Патентное право Прежде чем рассматривать права, предоставляемые патентом, необходимо остановиться на принципе национального режима и принципе территориальности патентного права. Принцип национального режима означает, что зарубежные авторы и иные правообладатели имеют такие же права, как и собственные граждане. Следовательно, патентное законодательство одинаковым образом охраняет права граждан разных стран, т. е. патент в любой стране может получить гражданин другой страны. Принцип национального режима установлен Парижской конвенцией, в соответствии с которой в отношении охраны промышленной собственности права граждан каждой страны Парижского союза «будут охраняться так же, как и права граждан данной страны»1. Принцип национального режима подтвержден в Соглашении ТРИПС. Следовательно, если автор создал изобретение, то он может в любой стране получить такую же охрану изобретения, как и ее граждане на свои изобретения. Принцип национального режима позволяет получать патентную охрану в любой стране Парижского союза без какой-либо дискриминации. Этот принцип является основой зарубежного патентования изобретений и иных объектов промышленной собственности. Принцип территориальности права означает, что законодательство любой страны действует только на ее территории и не может иметь силы за ее пределами. Территориальность патентного права косвенно признана в принципе независимости патентов, установленном в ст. 4 Парижской конвенции, в соответствии с которой патенты считаются независимыми во всех странах в течение срока конвенционного приоритета. Этот принцип не только допускает патентование любого изобретения в любых странах, но и признает право промышленной собственности на территории страны, где получен охранный документ. Следовательно, патент, выданный в одной стране, не действует в другой стране, т. е. не является экстерриториальным. В региональных патентных ведомствах (Европейское патентное ведомство, Евразийское патентное ведомство) выдаются патенты, действующие на территориях соответствующих стран. Личное неимущественное право. Парижская конвенция в ст. 4 устанавливает, что «изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте»2, что понимают как предоставление ему права авторства (право признаваться автором). В соответствии с Парижской конвенцией во многих странах патентное законодательство предоставляет автору результата творческой деятельно- ' Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Женева: ВОИС, №20I(R). 1990. С. 4. 2 Там же. С. 10. сти личное неимущественное право. Например, ст. 1347 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что автором изобретения I признается гражданин, творческим трудом которого оно создано и кото-' рый указан в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение. В ст. 1536 установлено, что право авторства неотчуждаемо и непередаваемо, и охраняется бессрочно на основании ст. 1228(2). Право авторства на изобретение не имеет особых правовых последствий, поскольку при правомерном использовании изобретения не устанавливается обязательность упоминания имени изобретателя. По этой причине имя изобретателя отсутствует на товарах, в которых воплощено его изобретение. Имя изобретателя подтверждается в патенте на изобретение. Исключительное право. Понимание исключительного права как права на исключительное использование изобретения означает, что правообладатель самостоятельно решает, каким образом будет использоваться изобретение, на которое ему принадлежит патент. При этом никто иной не имеет права использовать патентованное изобретение. В отличие от законодательства об авторском праве и смежных правах, в котором подробно структурированы не только виды использования произведений, но и соответствующие права (право на воспроизведение, распространение, импорт, прокат, исполнение и т. д.), в патентном законодательстве приводится ограниченный перечень видов использования изобретений, как это сделано, например, в ст. 1358(2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Перечень видов использования изобретений обычно представляется в неточной и весьма путанной форме. Одна из причин неточных формулировок заключается в том, что в основу национального законодательства не положен фундаментальный принцип дуализма интеллектуальной собственности. В результате устанавливаются нормы об использовании изобретения, которое является нематериальным объектом и над которым невозможны никакие действия до тех пор, пока оно не воплощено в материальном объекте. С позиции принципа дуализма интеллектуальной собственности законодательство должно устанавливать нормы об исключительном праве на производство товаров, в которых воплощены изобретения, и об исключительном праве на способы производства товаров, в которых воплощены другие изобретения. Исключительное право включает уже обсуждавшиеся ранее право на воспроизведение (производство товара, осуществление способа производства товаров) и право на распространение (продажа и иное введение в гражданский оборот товаров и способов их производства). Однако в патентном законодательстве эти категории исключительного права не упоминаются, поэтому смысл многих «использований продуктов и способов» оказывается неточным, недостаточным и нелогичным.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |