КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Параметрическое исследование и факторный анализКак словарное понятие параметр — это величина, характеризующая основное свойство системы или процесса. В этом контексте параметр выступает как идентификатор, имеющий определенные характеристики и используемый для количественной оценки свойств системы, а также для различения между собой объектов некоторого множества. Провести параметрическое исследование системы управления означает: 1) определить состав ее параметров, которые выступают индикаторами жизнеспособности и качества управления: эффективность, устойчивость, адаптивность и надежность; 2) установить критерии их оценки. Параметры системы управления, как следует из фундаментального труда Д. Гибсона, Д. Иванцевича и Д. Доннелли, характеризуют ее долгосрочную выживаемость, а в целом — организационную эффективность системы. Множественность параметров предопределяет многопараметрический подход к оценке системы. Определение параметров системы означает выделение из множества переменных, характеризующих различные свойства и состояния системы, небольшого числа величин, называемых «параметрами порядка», или параметрами организационной эффективности. Ответ на вопрос, какие переменные рассматривать в первую очередь, дает концепция, сформулированная Б.З. Мильнером и его соавторами. В ней утверждается, что исследование систем управления всегда начинается с анализа результатов управления. При этом необходимо определить, какая часть конечных целей организации выполняется неудовлетворительно, учитывая, каким образом организовано их исполнение. В ходе дальнейшего исследования достаточно сосредоточить внимание только на установленных функциональных подсистемах. Обобщение подходов к параметрической оценке управления позволяет сформулировать ключевой принцип параметрического исследования, состоящий в следующем. Параметры системы управления формируются из двух подмножеств — результатов управления и характеристик организации управления. Первое подмножество позволяет сделать заключение о состоятельности организации в целом и о положении ее во внешней среде. Тем самым дается оценка системной эффективности управления или, согласно новой концепции, организационной эффективности, а определяющие ее параметры именуются системными параметрами управления. Второе подмножество показателей — это характеристики системы управления, определяемые ее конфигурацией, структурой, механизмом и процессами управления, позволяющие оценить эффективность организации управления. Параметры этого подмножества будем именовать параметрами организации управления. Пол организацией управления понимается преобразование или рационализация действующей системы, обеспечивающая эффективный режим ее функционирования на основе структурирования и регламентации поведения элементов. В итоге параметризацию системы управления будем представлять как внешнюю и внутреннюю. Внешняя выполняется с применением системных параметров управления, внутренняя — параметров организации управления. Изложенный подход полностью соответствует направленности теории систем на исследование с позиции оценки «внешних» и «внутренних» характеристик, например внутренней и внешней безопасности, внутренней и внешней сложности, внутренних и внешних противоречий системы. Нахождение зависимости между внутренними и внешними параметрами или силы влияния внутренних параметров на рост эффективности предприятия (организации, компании) следует отнести к сложной проблеме параметрического исследования системы управления. Важный аспект параметрического исследования связан с фиксированием условий, в которых функционирует изучаемая система, а именно: 1) размера или общих параметров организации — производственной мощности и товарооборота, численности персонала, стоимости основных фондов; 2) стадии жизненного цикла организации. Приведенные условия, согласно таким закономерностям, как эффект масштаба производства и жизненный цикл организации, определяют возможности и ограничения в достижении тех или иных показателей и свойств функционирования организации. В этой связи при параметрическом исследовании рассматриваются три класса параметров системы: общие параметры управления организации, системные параметры и параметры организации управления. Так как значения параметров во многом зависят от стадии жизненного цикла организации, то при построении концептуальной модели параметрических исследований (рис. 1) жизненный цикл организации введен как базис оценки параметров. Рис. 1. Концептуальная модель параметрических исследований системы управления Общие параметры организации — консервативные величины, дискретно изменяющиеся в зависимости от жизненного цикла организации, поэтому в дальнейшем мы принимаем гипотезу, что параметрическое исследование системы управления проводится в некотором заданном пространстве, ограниченном этими параметрами. Состав системных параметров управления определяется, во-первых, в соответствии с целями организации, а во-вторых, на основе показателей, характеризующих выполнение целей организации. Цели организации ориентированы на достижение следующих результатов: 1) коммерческой эффективности; 2) финансовой состоятельности; 3) операционной результативности; 4) обеспеченности ресурсами и максимального их использования. Внутренние параметры системы управления определяются исходя из следующего принципа: система управления структурирована на функциональные подсистемы и элементы, и для каждой неделимой части обосновываются параметры. Состав параметров организации управления определяется на основе следующих характеристик системы управления: • уровня знаний и умения, вложенных в построение системы управления; • рациональности организационной структуры; • результативности процессов управления; • эффективности использования потенциала человеческих ресурсов; • уровня информатизации и компьютеризации; • издержек на содержание системы управления. Подход к исследованию внешних и внутренних параметров системы управления выстраивается на основе теории параметрического анализа и математической статистики. Методическая основа параметрического анализа, которая полностью включается в параметрическое исследование, состоит: • в построении математической модели параметра управления; • установлении критериев параметров; • построении двумерных или многомерных параметрических пространств и наделении их качественными признаками, характеризующими положение организации, например для параметров, определяющих достижение финансовой состоятельности, устанавливаются безубыточная или убыточная зона, кризисная зона и др. Тот факт, что рассчитанные значения параметров принадлежат некоторым выделенным зонам, дает важные, но не исчерпывающие знания об эффективности функционирования организации. Действительно, любой объект управления и система управления — это сложные диффузные динамические системы, процесс функционирования которых рассматривается как переход системы из одного состояния в другое, а каждое состояние характеризуется некоторой совокупностью параметров. В связи с этим важная методическая особенность параметрических исследований системы управления заключается в принятии решения о временном масштабе оценки параметров системы. В этой связи следует выделить статическую (СП) и динамическую параметризацию (ДП) исследуемой системы управления (рис. 2). Рис. 2. Логика параметрического исследования системы управления Статическая параметризация предполагает расчет равнодействующих величин, т.е. среднеарифметических, средневзвешенных и среднегеометрических величин параметров за К «элементарных» ti (i = 1, 2,..., К) периодов работы системы. Динамическая параметризация означает расчет последовательности параметров по каждому элементарному периоду ti (i = 1, 2,..., К) и статистическую оценку изменения параметров по элементарным периодам интервала времени К. Динамической параметризации поддаются как непосредственно результаты управления системой, так и результаты организации ее работы. Ход параметрических исследований систем управления представим как последовательное выполнение двух этапов. Первоначально проводится статическая параметризация системы управления, что позволяет сосредоточить внимание на содержании параметров, используя для их определения классические модели экономического, технико-экономического и операционного анализа. Затем, на этапе динамической параметризации, изучается поведение параметров в течение некоторого периода и даются оценки характера изменчивости каждого параметра системы и ее устойчивости в целом. Для того чтобы из множества параметров найти наиболее значимые для оценки организационной эффективности, следует обратиться к формальным классическим методам теории математической статистики, в частности к методу главных компонентов, регрессионному, кластерному и факторному анализам. Коммерческие цели организации состоят в достижении оптимального соответствия объема, ассортимента и качества выпускаемой продукции требованиям внешней среды, обеспечивающего продуктивность и экономическую эффективность ее работы. К основным параметрам, определяющим непосредственно результаты деятельности системы управления и отношения ее с потребителями (покупателями и клиентами), следует отнести: 1) продуктивность деятельности организации — количество, ассортимент и качество продукции, в которых заинтересовано общество; 2) структуру спроса (товары с неэластичным и эластичным спросом), чувствительность спроса к изменению внутренних и внешних факторов организации; 3) корреляцию между динамикой выпуска (производства) и динамикой спроса (продажи) по каждому виду продукции в плановый период; 4) жизненный цикл товара на рынке; 5) инновационный и производственный циклы продукции. Продуктивность деятельности и структура спроса.Способность организации обеспечивать общество необходимыми количеством и качеством продукции, удовлетворяющими его потребности, будем рассматривать как продуктивность ее деятельности. Все перечисленные параметры коммерческой деятельности взаимосвязаны. Установление таких параметров, как количество производимого товара, его ассортимент и качество, проводится в увязке со структурой и динамикой спроса на товары, например по такой схеме: а) анализ внутренней и внешней среды организации, состоящий в построении по видам продукции (ассортименту) моделей производства и платежеспособного спроса; 6) отбор и анализ целевых рынков продукции на основе установления по каждому товару характера зависимости между ценой и спросом; в) оценка устойчивости, адаптивности и надежности производства я продажи каждого вида продукции на основе оперативной и текущей информации, представленной в виде временных одно- и многопарачетрических рядов; г) прогнозирование (планирование) загрузки производства в увязке с целевыми рынками. При исследовании влияния цены на объем продажи все товары делят на две основные группы: товары с неэластичным и эластичным спросом. Спрос на товары первой группы почти не изменяется при росте цен, что объясняется следующими причинами: а) это может быть товар первой необходимости; б) товару нет замены или его производит один монополист; в) потребители данного товара консервативны, привыкли к нему и не торопятся отказаться от покупки даже при росте цен товара; г) потребители могут полагать, что повышение цен оправдано улучшением качества или инфляцией, и не снижают его потребление. Товары эластичного спроса отличаются сильной зависимостью объемов продаж от цены, поэтому от структуры спроса будет зависеть широта охвата исследований внешней среды. Сделаем акцент на структуре спроса. Рост доли товара с эластичным спросом в объеме его производства приводит к усложнению управления сбытом продукции, а также к повышению зависимости финансовой деятельности организации от внешней среды. Как только вводится фактор «спрос на продукцию», возникает задача оценки чувствительности спроса к изменению внешних и внутренних факторов. К ним относятся: цена на товар-заменитель, доход населения, цена на производственные ресурсы, замена технологии, ввод нового налогового законодательства и др. В результате действия приведенных факторов происходит сдвиг вправо или влево относительно оси координат кривой спроса. Исследование временных рядов должно дать ответ на вопрос о том, действительно ли удовлетворен спрос на продукцию, выпускаемую организацией. Для этого потребуется установить в динамике отношение между спросом и предложением и определить, находимся ли мы на рынке продавцов или покупателей. Жизненный цикл товара на рынке (ЖЦТ).Параметр ЖЦТ — интервал времени от момента появления товара на рынке до прекращения его реализации, характеризующийся определенной закономерностью изменения интенсивности продаж, прибыли, затрат на производство и управление сбытом. Закономерность изменения интенсивности продаж обычно аппроксимируют функциями насыщения: экспоненциальной или логистической. Теоретическую кривую разбивают на стадии: подготовка и выход товара на рынок, рост, зрелость, насыщение и спад и, наконец, прекращение поступления товара на рынок. Исследовать ЖЦТ означает прежде всего понять экономическое значение каждой стадии и разработать систему формирования спроса и стимулирования сбыта, а также управления производством, обеспечивающую максимальную эффективность выпуска (или производства) определенного вида продукции. Кратко рассмотрим один из сценариев исследования ЖЦТ. На стадии подготовки и ввода товара на рынок следует выбрать одну из четырех стратегий: 1) интенсивный маркетинг (высокие цены и крупные вложения для быстрого проникновения на рынок); 2) выборочное проникновение (емкость рынка невелика, покупатель согласен приобретать товар за высокие цены); 3) широкое проникновение (рынок имеет большую емкость, высокая цена неприемлема для покупателей); 4) пассивный маркетинг (высокая емкость рынка, низкая цена и слабая конкуренция). Для стадии роста характерно усиление конкуренции, что заставляет предприятие вводить все новые и новые типоразмеры из имеющегося параметрического ряда или расширять ассортимент и выходить с товарами на новые сегменты рынка. На стадии зрелости на рынок введен полный ассортимент товара. Товар приобретают как потенциальные, так и консервативные покупатели. Основная задача маркетинга, функциональной подсистемы системы управления, — стимулирование продаж. Стадия насыщения характеризуется тем, что на рынке оставляют товар, пользующийся наибольшим спросом, проводят модернизацию товара и начинают новую кампанию по формированию спроса, а также резко снижают цену на товар одновременно с интенсивной деятельностью по его продаже. Стадия спада сопровождается полным свертыванием деятельности по формированию спроса и стимулированию продаж того или иного товара. Инновационный цикл продукции (ИЦП).Параметр ИЦП — период, определяющийся продолжительностью последовательно осуществляемых процессов по созданию продукции, начиная от идеи до полной ее материализации. Длительность ИЦП (Тицп) включает следующие процессы: Т1 — поисковые научно-исследовательские работы, выполняемые с целью выдвижения и обоснования идеи о новом методе, способе, материале и т.д.; Т2 — прикладные научно-исследовательские работы (НИР) и опытно-конструкторские работы (ОКР); Т3 — проектирование; Т 4 — изготовление и испытание опытного образца; Т5 — «рыночное тестирование» — пробная продажа; Т6 — подготовка производства; Т7 — производство; T8 — испытание готовой продукции; T9 — трансфер, внедрение или ввод на рынок. Представим продолжительность цикла через его составляющие: ТИЦП = Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5 + Т6 + Т7 + Т8 + Т9. (1) Сокращение ТИЦП служит одним из факторов повышения конкурентоспособности организации. На такое решение может идти организация, которая располагает средствами на интенсификацию научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, внедрение современной технологии производства и содержание высококвалифицированного персонала. Так, причина успеха японских производителей автомобилей заключается в способности разрабатывать новые модели быстрее западных конкурентов. «Время до выхода на рынок» (ТИЦП) составляет в Японии 3,5 года, в Европе и США — 5 лет. Дело в том, что в Японии применяется более совершенное управление процессом проектирования, состоящее в использовании многофункциональных команд и «параллельной разработке проекта» (в отличие от традиционной последовательной разработки, называемой «эстафетной палочкой»). Проектирование организовано по принципу атаки в регби, где мяч — проект, который передается от одного члена команды к другому в нужное время.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |