Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Параметрическое исследование и факторный анализ




Как словарное понятие параметр — это величина, характеризую­щая основное свойство системы или процесса. В этом контексте пара­метр выступает как идентификатор, имеющий определенные характе­ристики и используемый для количественной оценки свойств системы, а также для различения между собой объектов некоторого множества.

Провести параметрическое исследование системы управления означает:

1) определить состав ее параметров, которые выступают индика­торами жизнеспособности и качества управления: эффективность, ус­тойчивость, адаптивность и надежность;

2) установить критерии их оценки. Параметры системы управле­ния, как следует из фундаментального труда Д. Гибсона, Д. Иванцевича и Д. Доннелли, характеризуют ее долгосрочную выживаемость, а в целом — организационную эффективность системы. Множественность параметров предопределяет многопараметрический подход к оценке системы.

Определение параметров системы означает выделение из множе­ства переменных, характеризующих различные свойства и состояния системы, небольшого числа величин, называемых «параметрами по­рядка», или параметрами организационной эффективности. Ответ на вопрос, какие переменные рассматривать в первую очередь, дает кон­цепция, сформулированная Б.З. Мильнером и его соавтора­ми. В ней утверждается, что исследование систем управления все­гда начинается с анализа результатов управления. При этом необходимо определить, какая часть конечных целей организации выполняется не­удовлетворительно, учитывая, каким образом организовано их испол­нение. В ходе дальнейшего исследования достаточно сосредоточить внимание только на установленных функциональных подсистемах.

Обобщение подходов к параметрической оценке управления позво­ляет сформулировать ключевой принцип параметрического исследо­вания, состоящий в следующем. Параметры системы управления формируются из двух подмножеств — результатов управления и харак­теристик организации управления. Первое подмножество позволяет сделать заключение о состоятельности организации в целом и о поло­жении ее во внешней среде. Тем самым дается оценка системной эффективности управления или, согласно новой концепции, орга­низационной эффективности, а определяющие ее параметры имену­ются системными параметрами управления. Второе подмножество по­казателей — это характеристики системы управления, определяемые ее конфигурацией, структурой, механизмом и процессами управления, позволяющие оценить эффективность организации управления. Параметры этого подмножества будем именовать параметрами орга­низации управления.

Пол организацией управления понимается преобразование или рационализация действующей системы, обеспечивающая эффективный режим ее функционирования на основе структурирования и регламен­тации поведения элементов. В итоге параметризацию системы управ­ления будем представлять как внешнюю и внутреннюю. Внешняя выполняется с применением системных параметров управления, внут­ренняя — параметров организации управления. Изложенный подход полностью соответствует направленности теории систем на исследо­вание с позиции оценки «внешних» и «внутренних» характеристик, например внутренней и внешней безопасности, внутренней и внеш­ней сложности, внутренних и внешних противоречий системы. Нахож­дение зависимости между внутренними и внешними параметрами или силы влияния внутренних параметров на рост эффективности пред­приятия (организации, компании) следует отнести к сложной пробле­ме параметрического исследования системы управления.

Важный аспект параметрического исследования связан с фиксирова­нием условий, в которых функционирует изучаемая система, а именно:

1) размера или общих параметров организации — производствен­ной мощности и товарооборота, численности персонала, стоимости основных фондов;

2) стадии жизненного цикла организации.

Приведенные условия, согласно таким закономерностям, как эффект масштаба производства и жизненный цикл организации, определяют воз­можности и ограничения в достижении тех или иных показателей и свойств функционирования организации. В этой связи при параметри­ческом исследовании рассматриваются три класса параметров системы: общие параметры управления организации, системные параметры и па­раметры организации управления. Так как значения параметров во мно­гом зависят от стадии жизненного цикла организации, то при построе­нии концептуальной модели параметрических исследований (рис. 1) жизненный цикл организации введен как базис оценки параметров.

Рис. 1. Концептуальная модель параметрических исследований системы управления

Общие параметры организации — консервативные величины, дискретно изменяющиеся в зависимости от жизненного цикла орга­низации, поэтому в дальнейшем мы принимаем гипотезу, что парамет­рическое исследование системы управления проводится в некотором заданном пространстве, ограниченном этими параметрами. Состав системных параметров управления определяется, во-первых, в соот­ветствии с целями организации, а во-вторых, на основе показателей, характеризующих выполнение целей организации.

Цели организации ориентированы на достижение следующих результатов:

1) коммерческой эффективности;

2) финансовой состоятельности;

3) операционной результативности;

4) обеспеченности ресурсами и максимального их использования.

Внутренние параметры системы управления определяются исходя из следующего принципа: система управления структурирована на функциональные подсистемы и элементы, и для каждой неделимой части обосновываются параметры. Состав параметров организации управления определяется на основе следующих характеристик систе­мы управления:

• уровня знаний и умения, вложенных в построение системы управления;

• рациональности организационной структуры;

• результативности процессов управления;

• эффективности использования потенциала человеческих ресурсов;

• уровня информатизации и компьютеризации;

• издержек на содержание системы управления.

Подход к исследованию внешних и внутренних параметров систе­мы управления выстраивается на основе теории параметрического анализа и математической статистики. Методическая основа па­раметрического анализа, которая полностью включается в параметри­ческое исследование, состоит:

• в построении математической модели параметра управления;

• установлении критериев параметров;

• построении двумерных или многомерных параметрических пространств и наделении их качественными признаками, характеризующими положение организации, например для парамет­ров, определяющих достижение финансовой состоятельности, устанавливаются безубыточная или убыточная зона, кризисная зона и др.

Тот факт, что рассчитанные значения параметров принадлежат не­которым выделенным зонам, дает важные, но не исчерпывающие зна­ния об эффективности функционирования организации. Действитель­но, любой объект управления и система управления — это сложные диффузные динамические системы, процесс функционирования ко­торых рассматривается как переход системы из одного состояния в другое, а каждое состояние характеризуется некоторой совокупностью параметров. В связи с этим важная методическая особенность параметрических исследований системы управления заключается в приня­тии решения о временном масштабе оценки параметров системы. В этой связи следует выделить статическую (СП) и динамическую па­раметризацию (ДП) исследуемой системы управления (рис. 2).

Рис. 2. Логика параметрического исследования системы управления

Статическая параметризация предполагает расчет равнодейству­ющих величин, т.е. среднеарифметических, средневзвешенных и сред­негеометрических величин параметров за К «элементарных» ti (i = 1, 2,..., К) периодов работы системы. Динамическая параметризация оз­начает расчет последовательности параметров по каждому элементар­ному периоду ti (i = 1, 2,..., К) и статистическую оценку изменения параметров по элементарным периодам интервала времени К. Дина­мической параметризации поддаются как непосредственно результа­ты управления системой, так и результаты организации ее работы. Ход параметрических исследований систем управления представим как пос­ледовательное выполнение двух этапов.

Первоначально проводится статическая параметризация системы управления, что позволяет сосредоточить внимание на содержании параметров, используя для их определения классические модели экономического, технико-экономического и операционного анализа. За­тем, на этапе динамической параметризации, изучается поведение па­раметров в течение некоторого периода и даются оценки характера изменчивости каждого параметра системы и ее устойчивости в целом.

Для того чтобы из множества параметров найти наиболее значи­мые для оценки организационной эффективности, следует обратиться к формальным классическим методам теории математической статис­тики, в частности к методу главных компонентов, регрессионному, кластерному и факторному анализам.

Коммерческие цели организации состоят в достижении оптималь­ного соответствия объема, ассортимента и качества выпускаемой про­дукции требованиям внешней среды, обеспечивающего продуктивность и экономическую эффективность ее работы. К основным параметрам, определяющим непосредственно результаты деятельности системы управления и отношения ее с потребителями (покупателями и клиен­тами), следует отнести:

1) продуктивность деятельности организации — количество, ассор­тимент и качество продукции, в которых заинтересовано общество;

2) структуру спроса (товары с неэластичным и эластичным спро­сом), чувствительность спроса к изменению внутренних и внешних факторов организации;

3) корреляцию между динамикой выпуска (производства) и дина­микой спроса (продажи) по каждому виду продукции в плановый пе­риод;

4) жизненный цикл товара на рынке;

5) инновационный и производственный циклы продукции.

Продуктивность деятельности и структура спроса.Способность орга­низации обеспечивать общество необходимыми количеством и ка­чеством продукции, удовлетворяющими его потребности, будем рас­сматривать как продуктивность ее деятельности. Все перечисленные параметры коммерческой деятельности взаимосвязаны. Установление таких параметров, как количество производимого товара, его ассорти­мент и качество, проводится в увязке со структурой и динамикой спроса на товары, например по такой схеме:

а) анализ внутренней и внешней среды организации, состоящий в построении по видам продукции (ассортименту) моделей производства и платежеспособного спроса;

6) отбор и анализ целевых рынков продукции на основе установле­ния по каждому товару характера зависимости между ценой и спросом;

в) оценка устойчивости, адаптивности и надежности производства я продажи каждого вида продукции на основе оперативной и текущей информации, представленной в виде временных одно- и многопарачетрических рядов;

г) прогнозирование (планирование) загрузки производства в увяз­ке с целевыми рынками.

При исследовании влияния цены на объем продажи все товары де­лят на две основные группы: товары с неэластичным и эластичным спросом. Спрос на товары первой группы почти не изменяется при росте цен, что объясняется следующими причинами:

а) это может быть товар первой необходимости;

б) товару нет замены или его производит один монополист;

в) потребители данного товара консервативны, привыкли к нему и не торопятся отказаться от покупки даже при росте цен товара;

г) потребители могут полагать, что повышение цен оправдано улуч­шением качества или инфляцией, и не снижают его потребление.

Товары эластичного спроса отличаются сильной зависимостью объемов продаж от цены, поэтому от структуры спроса будет зависеть широта охвата исследований внешней среды. Сде­лаем акцент на структуре спроса. Рост доли товара с эластичным спро­сом в объеме его производства приводит к усложнению управления сбы­том продукции, а также к повышению зависимости финансовой деятельности организации от внешней среды.

Как только вводится фактор «спрос на продукцию», возникает за­дача оценки чувствительности спроса к изменению внешних и внут­ренних факторов. К ним относятся: цена на товар-заменитель, доход населения, цена на производственные ресурсы, замена технологии, ввод нового налогового законодательства и др. В результате действия приведенных факторов происходит сдвиг вправо или влево относи­тельно оси координат кривой спроса. Исследование временных рядов должно дать ответ на вопрос о том, действительно ли удовлет­ворен спрос на продукцию, выпускаемую организацией. Для этого по­требуется установить в динамике отношение между спросом и пред­ложением и определить, находимся ли мы на рынке продавцов или покупателей.

Жизненный цикл товара на рынке (ЖЦТ).Параметр ЖЦТ — интер­вал времени от момента появления товара на рынке до прекращения его реализации, характеризующийся определенной закономерностью изменения интенсивности продаж, прибыли, затрат на производство и управление сбытом. Закономерность изменения интенсивности про­даж обычно аппроксимируют функциями насыщения: экспоненциаль­ной или логистической. Теоретическую кривую разбивают на стадии: подготовка и выход товара на рынок, рост, зрелость, насы­щение и спад и, наконец, прекращение поступления товара на рынок.

Исследовать ЖЦТ означает прежде всего понять экономическое значение каждой стадии и разработать систему формирования спроса и стимулирования сбыта, а также управления производством, обеспе­чивающую максимальную эффективность выпуска (или производства) определенного вида продукции. Кратко рассмотрим один из сценари­ев исследования ЖЦТ.

На стадии подготовки и ввода товара на рынок следует выбрать одну из четырех стратегий:

1) интенсивный маркетинг (высокие цены и крупные вложения для быстрого проникновения на рынок);

2) выборочное проникновение (емкость рынка невелика, покупа­тель согласен приобретать товар за высокие цены);

3) широкое проникновение (рынок имеет большую емкость, вы­сокая цена неприемлема для покупателей);

4) пассивный маркетинг (высокая емкость рынка, низкая цена и слабая конкуренция).

Для стадии роста характерно усиление конкуренции, что заставля­ет предприятие вводить все новые и новые типоразмеры из имеющего­ся параметрического ряда или расширять ассортимент и выходить с товарами на новые сегменты рынка. На стадии зрелости на рынок вве­ден полный ассортимент товара. Товар приобретают как потенциаль­ные, так и консервативные покупатели. Основная задача маркетинга, функциональной подсистемы системы управления, — стимулирование продаж. Стадия насыщения характеризуется тем, что на рынке остав­ляют товар, пользующийся наибольшим спросом, проводят модерни­зацию товара и начинают новую кампанию по формированию спроса, а также резко снижают цену на товар одновременно с интенсивной де­ятельностью по его продаже. Стадия спада сопровождается полным свертыванием деятельности по формированию спроса и стимулирова­нию продаж того или иного товара.

Инновационный цикл продукции (ИЦП).Параметр ИЦП — период, определяющийся продолжительностью последовательно осуществля­емых процессов по созданию продукции, начиная от идеи до полной ее материализации. Длительность ИЦП (Тицп) включает следующие процессы: Т1 — поисковые научно-исследовательские работы, выпол­няемые с целью выдвижения и обоснования идеи о новом методе, спо­собе, материале и т.д.; Т2 прикладные научно-исследовательские работы (НИР) и опытно-конструкторские работы (ОКР); Т3 проек­тирование; Т 4 — изготовление и испытание опытного образца; Т5 «рыночное тестирование» — пробная продажа; Т6 подготовка про­изводства; Т7 — производство; T8 — испытание готовой продукции; T9 — трансфер, внедрение или ввод на рынок. Представим продолжи­тельность цикла через его составляющие:

ТИЦП = Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5 + Т6 + Т7 + Т8 + Т9. (1)

Сокращение ТИЦП служит одним из факторов повышения конкурентоспособности организации. На такое решение может идти организация, которая располагает средствами на интенсификацию науч­но-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, внедрение современной технологии производства и содержание высококвалифицированного персонала.

Так, причина успеха японских производителей автомобилей заклю­чается в способности разрабатывать новые модели быстрее западных конкурентов. «Время до выхода на рынок» ИЦП) составляет в Япо­нии 3,5 года, в Европе и США — 5 лет. Дело в том, что в Японии приме­няется более совершенное управление процессом проектирования, состоящее в использовании многофункциональных команд и «парал­лельной разработке проекта» (в отличие от традиционной последова­тельной разработки, называемой «эстафетной палочкой»). Проектиро­вание организовано по принципу атаки в регби, где мяч — проект, который передается от одного члена команды к другому в нужное время.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.