Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Организация и координация исследования систем управления




 

Организация исследования — это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение ис­следовательских работ. Организация исследования определяет дифференци­ацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследова­тельских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.

Существуют различные формы организации (схема 37). В каждом кон­кретном случае приходится выбирать, какой из видов может оказаться наи­более приемлемым или наиболее эффективным.

1. Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями ис­следовательской работы. Такие исследования возможны в том случае, ес­ли у персонала управления есть резервы времени и его исследователь­ский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответ­ствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, организовать координацию деятельности по этим заданиям. Можно орга­низовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда. Возможна добровольная или обязательная форма.

2. Создание специализированных групп из наиболее творческой и актив­ной части персонала с освобождением участников этих групп на опре­деленное время от основной работы.

3. Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предо­ставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекоменда­ций.

4. Создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в системе управления, позволяющих, сов­местить повышение профессионализма персонала с развитием исследо­ваний и обеспечением их необходимого качества.

5. Возможна комбинация этих форм, и во многих случаях она оказывает­ся весьма полезной и эффективной. Например, создание творческих коллективов, состоящая как из собственных работников, так и из при­глашенных специалистов консультационной фирмы. При этом очень важно учитывать (и здесь часто возникают сложности) социально-психологические моменты формирования таких коллективов.

Вообще в исследовании управления и в управлении такими исследовани­ями возникает много проблем, к решению которых надо быть готовыми. Это проблемы полномочий на организацию наблюдений, тестирования, социометрического анализа и пр., проблемы предоставления и поиска необходимой информации, которую не всегда работники стремятся открыть и предоста­вить, проблема обеспечения соответствующих условий, административного вмешательства в рабочий процесс исследуемого объекта, которое должно быть минимальным, проблема доверия и влияния на социально-психологическую атмосферу работы. Исследования управления не должны нарушать порядок и ритм нормального функционирования системы управ­ления.

Все эти вопросы должны быть заранее продуманы при планировании и построении организации исследования. Любое исследование является организованным процессом. В основе его организации лежит определенная технологическая схема, которая отражает последовательность и комбинацию использования методов исследования.

Технология — это вариант рационального построения процесса иссле­дования. Например, строительство дома предполагает сначала возведение фундамента, потом самого здания и на заключительном этапе — крыши. Это процесс строительства, отражающий содержание и особенность этого вида деятельности. Но технология строительства может быть разнообразной в рамках этого процесса. Если дом большой, то можно сделать сначала фун­дамент его селекции и начать возводить стены, параллельно заготавливать элементы крыши.Все зависит от распределения ресурсов и выбора варианта их использования. Но можно не приступать к возведению стен, пока полно­стью не закончатся работы с фундаментом.

Процесс всегда отражает объективные этапы выполнения работы,техно­логия — это вариант рационального выполнения работ.

В зависимости от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий, таких как время, ресурсы, квалификация, острота проблемы и пр., технологические схемы могут быть различными. Поэтому важно выбирать эффективные технологические схемы или конструировать их по реальным потребностям и условиям.

Наиболее простой, элементарной технологией является линейная техно­логия. Она заключается в последовательном проведении исследований по этапам постановки проблемы, формулировке задач ее решения, выборе ме­тодов исследовании, проведения анализа и поиске позитивных решений, экспериментальной проверке решения, если она возможна, разработке инно­ваций.

Каждый из этапов характеризуется оригинальным набором методов ис­следования и временными ограничениями. Это и определяет успех проведе­ния исследования.

Такая технология может быть весьма эффективной в случае решения сравнительно простых исследовательских проблем. В практике не всегда удается построить технологическую схему так прямолинейно и последова­тельно. На каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы или затруд­нения, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его работы. Например, может оказаться, что проблема определена недоста­точно глубоко, появилась необходимость рассмотреть ее в новом ракурсе или не полностью выявлены альтернативы использования методов исследо­вания, возникла необходимость привлечения новых ресурсов для обеспече­ния качества исследования и т. д.

Все это заставляет возвращаться к пройденным этапам, корректировать уже проведенные исследовательские работы. Так возникает новый тип тех­нологии исследования — тип циклического исследования. Он характеризу­ется возвратами к пройденным этапам, повторению пройденного для обеспе­чения надежности результатов.

Многие схемы рациональных технологий предполагают возможность па­раллельного выполнения работ или операций. В технологии исследований такой подход также существует. Например, по сложным, комплексным про­блемам можно выполнять отдельные исследовательские работы параллельно. Более того, в некоторых случаях это оказывается просто необходимым. Это экономит время, позволяет более эффективно использовать персонал, повы­шает компетентность и производительность деятельности.

Это технологии рационального разветвления деятельности. Рациональ­ность ее заключается не только в разделении исследования по аспектам про­блемы или функциям ее решения, но и в проведении по некоторым видам проблем одинаковых непараллельных исследований. Ведьисследование — это всегда поиск неизвестного, нового, необычного. В этом поиске возможны разные пути и стратегии и осуществление различных стратегий позволяет найти наилучший результат.

Во многих случаях это может быть не столько разветвление, сколько действительно параллельное исследование. Для сложных проблем это вовсе не является пустой тратой средств и ресурсов.

Бывают проблемы в исследовании, решение которых трудно представить заранее в определенной технологической схеме, трудно предвидеть, какие этапы необходимы для определения окончательного результата и вообще существует ли он по этой проблеме.

В этом случае используются технологии адаптивного типа. Суть их за­ключается в последовательной корректировке технологической схемы по мере проведения каждого из этапов исследования. Это технология по сопут­ствующей проблеме: что делать дальше, что можно сделать в этой ситуации? Каждый этап в этой технологической схеме оценивается по его результатам и эта оценка необходима для определения нового этапа.

Технологическая схема исследования не может не учитывать конкретных целей его проведения. Такими целями могут быть цели кардинального реше­ния проблемы (достижение кардинальных изменений) или цели частичного решения проблемы (достижение частичных изменений), цели получения но­вых знаний и развития образования служащих, повышения их интеллекту­ального потенциала или цели разработки программы нововведений.

По целям частичных изменений используетсятехнология последователь­ных изменений качества деятельности. Она построена на оценке сущест­вующего качества управления (управленческой деятельности) и поиске не­принципиальных, незначительных, но реальных изменений качества. Такая технология позволяет проводить исследования при незначительных ресурсах, избегать рисков инноваций, повысить надежность преобразований.

В области исследования существуют и технологии случайного поиска. На первом этапе такой технологии не предполагается много внимания уделять постановке проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется любая проблема и на ее основе проводится исследование по смежным проблемам, устанавли­ваются связи, заполняется решениями "поле проблем", определяется таким образом траектория развития. Она и показывает главную проблему, на кото­рой необходимо сосредоточить внимание.

Наиболее эффективно эта технология реализуются в диверсифицирован­ных методах исследования — мозговой штурм, синектика и др.

Можно назвать и еще одну технологию исследования, этотехнология критериальной корректировки. Суть ее заключается в том, что при подго­товке исследования разрабатывается не сама технологическая схема, а ком­плекс критериев ее возможной корректировки при проведения исследова­ния.

Если мы получим такой-то результат, тогда будем делать то-то; если не получим, то вернемся к предыдущему этапу или какому-либо другому и продолжим поиск от него. Эта технологическая схема часто называется ал­горитмом исследования. Она предполагает оперативное управление техноло­гией и широко используется в автоматизации некоторых расчетных и анали­тических работ.

Выбор технологических схем проведения исследования способствует по­вышению его эффективности. Технология исследования в значительной мере отражает искусство исследователя. Конечно, надо знать, какие схемы суще­ствуют и какие из них наиболее приемлемы в тех или иных условиях. Но оценка условий, характера проблемы, возможностей использования ресурсов зависит от исследователя, его знаний, опыта и способностей к исследова­тельской деятельности.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 (Сборник тестов)

Сборник тестов [2]

Тест 1

1. Как расшифровывается ИСУ:

а) исследование систем управления;

б) инновационные структуры управления;

в) информационно-статистический учет;

г) игровое ситуационное участие.

2. Что является источником получения сведений о системе управления при проведении исследования?

а) документы;

б) сотрудники;

в) наблюдения;

г) книги, журналы;

д) периодическая печать;

е) все перечисленное.

3. Что должно стоять раньше в логической последовательности этапов ИСУ:

а) выбор эталонного состояния системы и ее элементов;

б) характеристика фактического состояния системы;

в) расчет отклонений от эталона и выявление их причин;

г) анализ условий устранения выявленных отклонений;

д) обоснование методов и этапов достижения эталонного состояния по вариантам;

е) сопоставление экономичности различных вариантов достижения эталонного состояния.

4. Какие Вы знаете подсистемы аппарата управления:

а) финансовая;

б) научная;

в) кадровая;

г) техническая;

д) маркетинговая.

5. В системе управления на иерархической структуре управления основаны связи:

а) соподчиненности;

б) разделения труда;

в) интеграции.

6. Системы управления на функциональной структуре управления основаны на связях:

а) соподчиненности;

б) разделения труда;

в) финансовых.

7. Можно ли одну и ту же систему представить состоящей из различных совокупностей элементов:

а) да;

б) нет.

8. Можно ли одну и ту же систему отобразить в разных классификациях:

а) да;

б) нет.

9. Для закрытых систем цель формируется:

а) вне системы;

б) внутри системы;

в) в другой системе;

г) в зависимости от типа управления.

10. Элементом системы называют:

а) простейшую, неделимую часть системы;

б) составную часть системы;

в) компонент системы.

11. Одна и та же система может быть представлена:

а) разными структурами;

б) только одной структурой;

в) только одной структурой, которая по мере продвижения исследования системы видоизменяется.

12. С помощью чего НЕ МОЖЕТ осуществляться воздействие на систему:

а) трансформации связей в системе;

б) варьирования точек зрения наблюдателей;

в) введения новых элементов;

г) коррекцией алгоритмов.

13. Получение информации о результате управления называется:

а) информативной сводкой;

б) обратной связью;

в) системной информацией.

14. Какое определение системы является наиболее полным:

а) система — конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала;

б) система — целостная совокупность элементов и частей, подвергающаяся воздействию внешней среды;

в) система — конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, обладающее свойствами, не сводящихся к сумме свойств элементов.

15. Положительная обратная связь наблюдается когда:

а) выходной результат, подаваемый в качестве сигнала обратной связи на вход, сохраняет тенденции, происходящих в системе изменений того или иного выходного параметра;

б) выходной результат, подаваемый в качестве сигнала обратной связи на вход, противодействует тенденциям изменения выходного параметра;

в) выходной результат, подаваемый в качестве сигнала обратной связи на вход, изменяет тенденции происходящих в системе изменений того или иного выходного параметра.

16. Управляемая подсистема это:

а) подсистема, реализующая функцию управления;

б) подсистема, реализующая функцию самоуправления;

в) объект управления.

17. К системным характеристикам относятся:

а) цели системы управления;

б) функции управления;

в) возможности системы управления;

г) целесообразность управления.

18. Перечислите параметры оценки внешней среды предприятия:

а) изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии;

б) факторы, представляющие угрозу для текущей стратегии предприятия;

в) факторы, представляющие больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана;

г) все перечисленные.

19. Эмерджентность проявляется в следующем:

а) во взаимосвязи элементов;

б) в возникновении новых свойств в системе, которыми ее элементы не обладали;

в) в способности системы сохранять состояние равновесия или некоторого движения при воздействии на нее факторов, вызывающих определенные начальные отклонения.

20. Перечислите признаки системы:

а) состоит из многих однородных элементов;

б) все элементы взаимосвязаны;

в) обязательно существует граница системы;

г) состоит из многих разнородных элементов;

д) представляет собой единое целое.

21. Гомеостаз — это:

а) свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значение существенных переменных в некоторых пределах;

б) закономерная связь, взаимообусловленность всех явлений;

в) закон ограничения разнообразия.

22. Перечислите принципы системного подхода:

а) детерминированность;

б) связность;

в) иерархичность;

г) уникальность;

д) множественность;

е) структурность;

ж) эмерджентность.

23. Перечислите основные подходы в системном исследовании:

а) системный;

б) интеграционный;

в) комплексный;

г) проблемный;

д) ситуационный;

е) маркетинговый;

ж) кадровый;

з) инновационный.

24. Для открытых систем цели формируются:

а) внутри системы;

б) вне системы;

в) на границе системы.

25. Системный анализ — это комплекс исследований, направленных на:

а) выявление общих тенденций и факторов развития организации;

б) выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации;

в) выявление частных тенденций и факторов развития организации.

26. Конечной целью системного анализа является:

а) разработка и внедрение выбранной эталонной модели;

б) анализ и выбор оптимального метода исследования;

в) комплексный анализ проблем организации.

27. Основная цель управления — повышение:

а) системности;

б) эффективности;

в) устойчивости.

28. Направления повышения системности:

а) практическая деятельность;

б) познавательная деятельность;

в) среда обитания;

г) все ответы верны.

29. Исследуемый объект можно рассматривать как систему, если он:

а) состоит из многих элементов;

б) состоит из взаимосвязанных элементов;

в) представляет собой единство элементов;

г) все ответы верны.

30. Связь между элементами системы — это:

а) форма взаимных ограничений на поведение элементов друг на друга;

б) вид взаимодействия между элементами;

в) способ влияния элементов друг на друга.

31. Структура системы — это:

а) совокупность внутренних устойчивых связей между элементами системы;

б) статика системы;

в) динамика системы.

32. Связь между элементами называется сильной, если:

а) каждый элемент подчиняется только одному элементу вышележащего уровня;

б) каждый элемент подчиняется не только одному элементу вышележащего уровня;

в) каждый элемент подчиняется двум элементам вышележащего уровня.

33. Связь между элементами называется слабой, если:

а) каждый элемент подчиняется только одному элементу вышележащего уровня;

б) каждый элемент подчиняется не только одному элементу вышележащего уровня;

в) каждый элемент подчиняется двум элементам вышележащего уровня.

34. Проблема называется корневой, если:

а) она обостряет или вызывает другие проблемы;

б) зависит от других проблем и обостряет или вызывает другие проблемы;

в) является конечной стадией других проблем;

г) не зависит от других проблем.

35. Проблема называется узловой, если:

а) она обостряет или вызывает другие проблемы;

б) зависит от других проблем и обостряет или вызывает другие проблемы;

в) является конечной стадией других проблем;

г) не зависит от других проблем.

36. Проблема называется результирующей, если:

а) она обостряет или вызывает другие проблемы;

б) зависит от других проблем и обостряет или вызывает другие проблемы;

в) является конечной стадией других проблем;

г) не зависит от других проблем.

37. Проблема называется автономной, если:

а) она обостряет или вызывает другие проблемы;

б) зависит от других проблем и обостряет или вызывает другие проблемы;

в) является конечной стадией других проблем;

г) не зависит от других проблем.

38. Системный подход при исследовании означает:

а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации;

б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества;

в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления;

г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления.

39. В основе принципа детерминированности лежит утверждение:

а) в системе выделяются некоторые элементы, присущие только ей;

б) все элементы системы связаны между собой;

в) система обладает свойствами, которых нет у ее отдельных элементов.

40. В основе принципа структурности (связанности) лежит утверждение:

а) в системе выделяются некоторые элементы, присущие только ей;

б) все элементы системы связаны между собой;

в) система обладает свойствами, которых нет у ее отдельных элементов.

41. В основе принципа эмерджентности лежит утверждение:

а) в системе выделяются некоторые элементы, присущие только ей;

б) все элементы системы связаны между собой;

в) система обладает свойствами, которых нет у ее отдельных элементов.

42. Системный подход при исследовании означает:

а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации;

б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества;

в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления;

г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления.

43. Функциональный подход при исследовании означает:

а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации;

б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества;

в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления;

г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления.

44. Общегосударственный подход при исследовании означает:

а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации;

б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества;

в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления;

г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления.

45. Творческий коллективный подход при исследовании означает:

а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации;

б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества;

в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления;

г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления.

Тест 2

1. Что является источником получения сведений о системе управления при проведении исследования?

а) документы;

б) сотрудники;

в) наблюдения;

г) книги, журналы;

д) периодическая печать;

е) все перечисленное.

2. К какой группе методов исследования систем управления относится метод экспертных оценок?

а) методы, основанные на выявлении и обобщении мнений специалистов;

б) методы, основанные на формализованном представлении систем управления;

в) комплексные, интегрированные методы.

3. Конечной целью разработки концепции исследования системы управления является:

а) разработка регламентирующей документации;

б) определение проблем в системе управления;

в) разработка процедур принятия решений.

4. Системный подход при исследовании означает:

а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации;

б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества;

в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления;

г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления.

5. Функциональный подход при исследовании означает:

а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации;

б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества;

в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления;

г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления.

6. Общегосударственный подход при исследовании означает:

а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации;

б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества;

в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления;

г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления.

7. Творческий коллективный подход при исследовании означает:

а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации;

б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества;

в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления;

г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления.

8. Экспертом называют человека:

а) опытного;

б) зрелого;

в) дипломированного.

9. Экспертные методы основаны на:

а) законах;

б) правилах;

в) знании;

г) интуиции.

10. Установите соответствие - «ПОНЯТИЕ- СОДЕРЖАНИЕ»:

1) гипотеза; а) установление истинности предложений;

2) фальсификация; б) устранение неопределенности в исследовании;

3) верификация; в) установление ложности предположений.

11. Экспертиза — это:

а) мнение, идея или оценка, основанная на опыте специалиста, знании предмета исследования и технологий анализа;

б) особым образом организованное исследование;

в) разработка оптимальных процессов принятия решения.

12. Перечислите этапы проведения экспертизы в порядке их выполнения:

а) организация работы экспертов;

б) подбор экспертов;

в) обработка результатов работы экспертов;

г) выбор методологии обработки результатов их работы.

13. При экспертизе используются типы шкал:

а) наименований;

б) физическая;

в) интервалов;

г) отношений;

д) порядковая;

е) математическая;

ж) абсолютная.

14. Ранжированием называют:

а) расположение объектов исследуемой системы в порядке их относительной значимости;

б) определение ранга системы управления;

в) компонент системы.

15. Простейшей экспертной шкалой является шкала:

а) интервалов;

б) наименований;

в) отношений.

16. Нельзя выполнять никакие арифметические действия с оценками, полученными с помощью шкал:

а) интервалов;

б) наименований;

в) отношений.

17. Можно выполнять операции умножения с оценками, полученными с помощью шкал:

а) интервалов;

б) наименований;

в) отношений.

18. Нельзя выполнять операции деления с оценками, полученными с помощью шкал:

а) интервалов;

б) наименований;

в) отношений.

19. Какие разновидности названия метода «мозговой атаки» вам известны:

а) мозговой штурм;

б) конференция идей;

в) коллективная генерация идей;

г) все перечисленные.

20. Методы исследования систем управления классифицируются на следующие виды:

а) экспертные;

б) формализованные;

в) комплексированные;

г) статистические;

д) эмпирические.

21. Экспертные методы основаны на:

а) интуиции и знаниях специалистов;

б) на экспериментальных исследованиях;

в) на возможности повторных исследований.

22. К качественным методам исследования относятся:

а) экспертные методы;

б) метод Дельфи;

в) формализованные методы;

г) статистические методы.

23. К количественным методам исследования относятся:

а) экспертные методы;

б) формализованные методы;

в) статистические методы.

24. К экспертным методам относятся:

а) метод круглого стола;

б) метод Дельфи;

в) статистические методы;

г) метод сценариев.

25. Метод морфологического ящика разработал:

а) экономист;

б) управленец;

в) математик;

г) астрофизик.

26. Деловые игры по методологии проведения делятся на:

а) ролевые;

б) групповые;

в) инновационные;

г) обучающие;

д) поисковые.

27. Метод круглого стола имеет следующие фазы:

а) вступительная;

б) узловая;

в) итоговая;

г) заключительная;

д) автономная;

е) передаточная.

28. Эксперт работает в следующих формах:

а) индивидуальная;

б) смешанная;

в) коллективная.

29. Модели сценариев имеют следующие виды:

а) описательные;

б) сброшюрованные;

в) изыскательные;

г) нормативные.

30. Расположите работы по разработке концепции системы управления в порядке их следования:

а) разработка регламентирующей документации;

б) разработка процедур принятия решений;

в) составление схемы принятия решений;

г) обследование организации;

д) определение взаимосвязей между процедурами;

е) логический анализ схемы.

Тест 3

1. Имитационное моделирование применяется для:

а) построения экономико-математических зависимостей;

б) воссоздания реальной ситуации на основе вероятностных характеристик;

в) логического анализа и моделирования;

г) расчета отдельных технико-экономических показателей.

2. Что является источником получения сведений о системе управления при проведении исследования?

а) документы;

б) сотрудники;

в) наблюдения;

г) книги, журналы;

д) периодическая печать;

е) все перечисленное.

3. Наглядно взаимосвязи между процессами в динамике отражают:

а) матричные модели;

б) сетевые модели;

в) экономико-математические модели.

4. В сетевом планировании критический путь представляет собой:

а) самый длинный;

б) самый короткий;

в) средний от суммы всех возможных путей;

г) сумма всех возможных путей.

5. Событие на сетевом графике:

а) обозначается кружком;

б) обозначается стрелкой;

в) обозначается цифрой.

6. Работа на сетевом графике:

а) обозначается кружком;

б) обозначается стрелкой;

в) обозначается цифрой.

7. Физическое моделирование — вид моделирования, основанный на исследовании:

а) увеличенного или уменьшенного объекта;

б) аналога объекта, который ведет себя как и реальный объект, но не выглядит таковым;

в) объекта на основе использования различного рода символов для описания свойств или характеристик объектов или процессов.

8. Аналоговое моделирование — вид моделирования, основанный на исследовании:

а) увеличенного или уменьшенного объекта;

б) объекта, который ведет себя как и реальный объект, но не выглядит таковым;

в) объекта на основе использования различного рода символов для описания свойств или характеристик объектов или процессов.

9. Математическое моделирование — вид моделирования, основанный на исследовании:

а) увеличенного или уменьшенного объекта;

б) аналога объекта, который ведет себя как и реальный объект, но не выглядит таковым;

в) объекта на основе использования различного рода символов для описания свойств или характеристик объектов или процессов.

10. Формализация — этап построения математической модели, означающий:

а) формулирование законов, связывающих основные параметры объекта;

б) запись в математических выражениях сформулированных закономерностей;

в) накопление данных об изучаемом объекте и корректировка модели с целью введения новых факторов, данных, ограничений, критериев и т.п.

11. Абстрагирование - это:

а) мысленное выделение существенных свойств и связей объекта исследования;

б) мысленное выделение частных свойств и связей объекта исследования;

в) исследование аналогичного объекта.

12. Описание системы с использованием имен — это уровень абстрагирования:

а) символический;

б) теоретико-множественный;

в) абстрактно-логический;

г) топологический;

д) теоретико-информационный;

е) эвристический.

13. Описание системы с использованием математических понятий — это уровень абстрагирования:

а) символический;

б) теоретико-множественный;

в) абстрактно-логический;

г) топологический;

д) теоретико-информационный;

е) эвристический.

14. Описание системы с использованием понятий, суждений, умозаключений — это уровень абстрагирования:

а) символический;

б) теоретико-множественный;

в) абстрактно-логический;

г) топологический;

д) теоретико-информационный;

е) эвристический.

15. Описание системы с использованием графиков — это уровень абстрагирования:

а) символический;

б) теоретико-множественный;

в) абстрактно-логический;

г) топологический;

д) теоретико-информационный;

е) эвристический.

16. Описание системы с использованием баз данных — это уровень абстрагирования:

а) символический;

б) теоретико-множественный;

в) абстрактно-логический;

г) топологический;

д) теоретико-информационный;

е) эвристический.

17. Описание системы с использованием гипотез — это уровень абстрагирования:

а) символический;

б) теоретико-множественный;

в) абстрактно-логический;

г) топологический;

д) теоретико-информационный;

е) эвристический.

18. Расположите логические операции в порядке возрастания приоритета:

а) конъюнкция;

б) дизъюнкция;

в) отрицание;

г) эквиваленция.

19. Статистика — это:

а) детерминированная функция;

б) функция выборочных значений;

в) множество функций для данной выборки.

20. Свойство статистических оценок, определяющее наличие только случайной составляющей у оценок, называется:

а) эффективностью;

б) несмещенностью;

в) состоятельностью.

21. Свойство статистических оценок, определяющее их вариацию около среднего значения, называется:

а) эффективностью;

б) несмещенностью;

в) состоятельностью.

22. Свойство статистических оценок, определяющее сходимость оценок по вероятности к своему истинному значению, называется:

а) эффективностью;

б) несмещенностью;

в) состоятельностью.

23. Способность эксперта к творческому мышлению — это:

а) активность;

б) креативность;

в) мобильность.

24. Простейшей экспертной шкалой является шкала:

а) интервалов;

б) наименований;

в) отношений.

25. Нельзя выполнять никакие арифметические действия с оценками, полученными с помощью шкал:

а) интервалов;

б) наименований;

в) отношений.

26. Можно выполнять операции умножения с оценками, полученными с помощью шкал:

а) интервалов;

б) наименований;

в) отношений.

27. Нельзя выполнять операции деления с оценками, полученными с помощью шкал:

а) интервалов;

б) наименований;

в) отношений.

28. Установите соответствие — «ВИД МОДЕЛИРОВАНИЯ — МОДЕЛЬ»:

1) предметное моделирование а) алгоритм функционирования объекта;

2) знаковое моделирование; б) аналоги знаков и операции с ними;

3) мысленное моделирование; в) геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта;

4) компьютерное модели- г) схемы, чертежи, формулы. рование;

29. Перечислите основные логические конструкции:

а) понятие;

б) идея;

в) суждение;

г) умозаключение;

д) размышление.

30. Перечислите основные логические операции:

а) обобщение;

б) ограничение;

в) допущение;

г) конъюнкция;

д) дизъюнкция;

е) условие;

ж) отрицание;

з) импликация;

и) эквиваленция.

Тест 4

1. К общим функциям управления относятся:

а) планирование;

б) организация;

в) экономическая;

г) труда;

д) научно-техническая.

2. К специфическим функциям управления относятся:

а) контроль;

б) координация;

в) планирование;

г) производственная;

д) сбыт.

3. Какие виды социологических исследований выделяют в зависимости от метода исследования:

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) анализ документов.

4. Что является источником получения сведений о системе управления при проведении исследования?

а) документы;

б) сотрудники;

в) наблюдения;

г) книги, журналы;

д) периодическая печать;

е) все перечисленное.

5. При специализации производственных единиц по характеру выпускаемой продукции имеет место интеграция:

а) горизонтальная;

б) вертикальная;

в) смешанная.

6. При интеграции производственных единиц по технологическому принципу имеет место:

а) горизонтальная;

б) вертикальная;

в) смешанная.

7. Рациональность структуры с увеличением числа подразделений, не предусмотренных типовой структурой, но имеющихся в наличии (при прочих равных условиях):

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не меняется.

8. В системе управления на иерархической структуре управления основаны связи:

а) соподчиненности;

б) разделения труда;

в) интеграции.

9. Системы управления на функциональной структуре управления основаны на связях:

а) соподчиненности;

б) разделения труда;

в) интеграции.

10. Что является объектом более высокого порядка:

а) программа социологического исследования;

б) рабочий план социологического исследования;

в) вспомогательные документы и нормативы исследования.

11. Требуемое количество интервьюеров с увеличением нормы опроса респондентов в день:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) остается неизменным.

12. Требуемое количество интервьюеров с уменьшением сроков, за которые надо провести исследование:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) остается неизменным.

13. Аналитические методы формализованного представления СУ (систем управления) включают:

а) теоретические разделы математики;

б) методы классической математики;

в) разделы дискретной математики;

г) включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.

14. Статистические методы формализованного представления СУ (систем управления) включают:

а) теоретические разделы математики;

б) методы классической математики;

в) разделы дискретной математики;

г) включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.

15. Теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические методы формализованного представления СУ (систем управления) включают:

а) теоретические разделы математики;

б) методы классической математики;

в) разделы дискретной математики;

г) включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.

16. Перечислите последовательность этапов проведения социологического исследования:

а) анализ полученной информации;

б) сбор первичной социологической информации;

в) подведение итогов исследования;

г) подготовка исследования;

д) подготовка собранной информации к обработке;

е) формулировка выводов и рекомендаций.

17. Перечислите основные виды социологического исследования:

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) точечное;

д) повторное;

е) все из перечисленных.

18. Классификация целей исследования по стадиям жизненного цикла включает:

а) проектирование;

б) ликвидация;

в) рост;

г) зрелость;

д) завершение;

е) создание;

ж) все из перечисленных.

19. Перечислите основные типовые структуры управления:

а) линейная;

б) линейно-функциональная;

в) матричная;

г) виртуальная;

д) дивизионная;

е) матрично-штабная.

20. Перечислите основные этапы процесса принятия решений в порядке их выполнения:

а) исследование проблемы;

б) разработка решений;

в) оценка и принятие решений;

г) исследование факторов и условий.

21. Интерполирование — это:

а) представление некоторой функции известного или неизвестного вида, ряд значений, который при определенных значениях независимой переменной задан, при помощи другой, более простой функции;

б) научно обоснованное суждение о возможных состояниях системы в будущем;

в) принцип управления.

22. Графические методы формализованного представления СУ

(систем управления) включают:

а) теоретические разделы математики;

б) методы классической математики;

в) разделы дискретной математики;

г) теорию графов, представление информации в виде диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.

23. Разведывательное социологическое исследование используется:

а) для предварительного обследования определенного процесса или явления;

б) для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, его структурных элементах;

в) для наиболее углубленного изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

24. Аналитическое социологическое исследование используется:

а) для предварительного обследования определенного процесса или явления;

б) для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, его структурных элементах;

в) для наиболее углубленного изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

25. Описательное социологическое исследование используется:

а) для предварительного обследования определенного процесса или явления;

б) для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, его структурных элементах;

в) для наиболее углубленного изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

26. Точечное социологическое исследование — это исследование, которое:

а) проводится последовательно через определенные промежутки времени;

б) предоставляет информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.

27. Повторное социологическое исследование — это исследование, которое:

а) проводится последовательно через определенные промежутки времени;

б) предоставляет информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.

28. Линейной структуре присущи:

а) принципы централизма и единоначалия;

б) наличие функциональных руководителей;

в) группировка схожих работ.

29. Линейно-функциональной структуре присущи:

а) принципы централизма и единоначалия;

б) наличие функциональных руководителей;

в) группировка схожих работ.

30. Дивизионной структуре присущи:

а) принципы централизма и единоначалия;

б) наличие функциональных руководителей;

в) группировка схожих работ.


[1]Коротков Э.М. Исследование систем управления URL: http://financepro.ru/management/12001-korotkov-je.m.-issledovanie-sistem-upravlenija.html

[2] URL: http://www.std72.ru/dir/issledovanie_sistem_upravlenija/issledovanie_sistem_upravlenija_uchebno_metodicheskij_kompleks_alekseev_s_i/testy/218-1-0-3710




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.543 сек.