КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Организация и координация исследования систем управления
Организация исследования — это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам. Существуют различные формы организации (схема 37). В каждом конкретном случае приходится выбирать, какой из видов может оказаться наиболее приемлемым или наиболее эффективным. 1. Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Такие исследования возможны в том случае, если у персонала управления есть резервы времени и его исследовательский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, организовать координацию деятельности по этим заданиям. Можно организовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда. Возможна добровольная или обязательная форма. 2. Создание специализированных групп из наиболее творческой и активной части персонала с освобождением участников этих групп на определенное время от основной работы. 3. Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предоставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекомендаций. 4. Создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в системе управления, позволяющих, совместить повышение профессионализма персонала с развитием исследований и обеспечением их необходимого качества. 5. Возможна комбинация этих форм, и во многих случаях она оказывается весьма полезной и эффективной. Например, создание творческих коллективов, состоящая как из собственных работников, так и из приглашенных специалистов консультационной фирмы. При этом очень важно учитывать (и здесь часто возникают сложности) социально-психологические моменты формирования таких коллективов. Вообще в исследовании управления и в управлении такими исследованиями возникает много проблем, к решению которых надо быть готовыми. Это проблемы полномочий на организацию наблюдений, тестирования, социометрического анализа и пр., проблемы предоставления и поиска необходимой информации, которую не всегда работники стремятся открыть и предоставить, проблема обеспечения соответствующих условий, административного вмешательства в рабочий процесс исследуемого объекта, которое должно быть минимальным, проблема доверия и влияния на социально-психологическую атмосферу работы. Исследования управления не должны нарушать порядок и ритм нормального функционирования системы управления. Все эти вопросы должны быть заранее продуманы при планировании и построении организации исследования. Любое исследование является организованным процессом. В основе его организации лежит определенная технологическая схема, которая отражает последовательность и комбинацию использования методов исследования. Технология — это вариант рационального построения процесса исследования. Например, строительство дома предполагает сначала возведение фундамента, потом самого здания и на заключительном этапе — крыши. Это процесс строительства, отражающий содержание и особенность этого вида деятельности. Но технология строительства может быть разнообразной в рамках этого процесса. Если дом большой, то можно сделать сначала фундамент его селекции и начать возводить стены, параллельно заготавливать элементы крыши.Все зависит от распределения ресурсов и выбора варианта их использования. Но можно не приступать к возведению стен, пока полностью не закончатся работы с фундаментом. Процесс всегда отражает объективные этапы выполнения работы,технология — это вариант рационального выполнения работ. В зависимости от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий, таких как время, ресурсы, квалификация, острота проблемы и пр., технологические схемы могут быть различными. Поэтому важно выбирать эффективные технологические схемы или конструировать их по реальным потребностям и условиям. Наиболее простой, элементарной технологией является линейная технология. Она заключается в последовательном проведении исследований по этапам постановки проблемы, формулировке задач ее решения, выборе методов исследовании, проведения анализа и поиске позитивных решений, экспериментальной проверке решения, если она возможна, разработке инноваций. Каждый из этапов характеризуется оригинальным набором методов исследования и временными ограничениями. Это и определяет успех проведения исследования. Такая технология может быть весьма эффективной в случае решения сравнительно простых исследовательских проблем. В практике не всегда удается построить технологическую схему так прямолинейно и последовательно. На каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы или затруднения, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его работы. Например, может оказаться, что проблема определена недостаточно глубоко, появилась необходимость рассмотреть ее в новом ракурсе или не полностью выявлены альтернативы использования методов исследования, возникла необходимость привлечения новых ресурсов для обеспечения качества исследования и т. д. Все это заставляет возвращаться к пройденным этапам, корректировать уже проведенные исследовательские работы. Так возникает новый тип технологии исследования — тип циклического исследования. Он характеризуется возвратами к пройденным этапам, повторению пройденного для обеспечения надежности результатов. Многие схемы рациональных технологий предполагают возможность параллельного выполнения работ или операций. В технологии исследований такой подход также существует. Например, по сложным, комплексным проблемам можно выполнять отдельные исследовательские работы параллельно. Более того, в некоторых случаях это оказывается просто необходимым. Это экономит время, позволяет более эффективно использовать персонал, повышает компетентность и производительность деятельности. Это технологии рационального разветвления деятельности. Рациональность ее заключается не только в разделении исследования по аспектам проблемы или функциям ее решения, но и в проведении по некоторым видам проблем одинаковых непараллельных исследований. Ведьисследование — это всегда поиск неизвестного, нового, необычного. В этом поиске возможны разные пути и стратегии и осуществление различных стратегий позволяет найти наилучший результат. Во многих случаях это может быть не столько разветвление, сколько действительно параллельное исследование. Для сложных проблем это вовсе не является пустой тратой средств и ресурсов. Бывают проблемы в исследовании, решение которых трудно представить заранее в определенной технологической схеме, трудно предвидеть, какие этапы необходимы для определения окончательного результата и вообще существует ли он по этой проблеме. В этом случае используются технологии адаптивного типа. Суть их заключается в последовательной корректировке технологической схемы по мере проведения каждого из этапов исследования. Это технология по сопутствующей проблеме: что делать дальше, что можно сделать в этой ситуации? Каждый этап в этой технологической схеме оценивается по его результатам и эта оценка необходима для определения нового этапа. Технологическая схема исследования не может не учитывать конкретных целей его проведения. Такими целями могут быть цели кардинального решения проблемы (достижение кардинальных изменений) или цели частичного решения проблемы (достижение частичных изменений), цели получения новых знаний и развития образования служащих, повышения их интеллектуального потенциала или цели разработки программы нововведений. По целям частичных изменений используетсятехнология последовательных изменений качества деятельности. Она построена на оценке существующего качества управления (управленческой деятельности) и поиске непринципиальных, незначительных, но реальных изменений качества. Такая технология позволяет проводить исследования при незначительных ресурсах, избегать рисков инноваций, повысить надежность преобразований. В области исследования существуют и технологии случайного поиска. На первом этапе такой технологии не предполагается много внимания уделять постановке проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется любая проблема и на ее основе проводится исследование по смежным проблемам, устанавливаются связи, заполняется решениями "поле проблем", определяется таким образом траектория развития. Она и показывает главную проблему, на которой необходимо сосредоточить внимание. Наиболее эффективно эта технология реализуются в диверсифицированных методах исследования — мозговой штурм, синектика и др. Можно назвать и еще одну технологию исследования, этотехнология критериальной корректировки. Суть ее заключается в том, что при подготовке исследования разрабатывается не сама технологическая схема, а комплекс критериев ее возможной корректировки при проведения исследования. Если мы получим такой-то результат, тогда будем делать то-то; если не получим, то вернемся к предыдущему этапу или какому-либо другому и продолжим поиск от него. Эта технологическая схема часто называется алгоритмом исследования. Она предполагает оперативное управление технологией и широко используется в автоматизации некоторых расчетных и аналитических работ. Выбор технологических схем проведения исследования способствует повышению его эффективности. Технология исследования в значительной мере отражает искусство исследователя. Конечно, надо знать, какие схемы существуют и какие из них наиболее приемлемы в тех или иных условиях. Но оценка условий, характера проблемы, возможностей использования ресурсов зависит от исследователя, его знаний, опыта и способностей к исследовательской деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 (Сборник тестов) Сборник тестов [2] Тест 1 1. Как расшифровывается ИСУ: а) исследование систем управления; б) инновационные структуры управления; в) информационно-статистический учет; г) игровое ситуационное участие. 2. Что является источником получения сведений о системе управления при проведении исследования? а) документы; б) сотрудники; в) наблюдения; г) книги, журналы; д) периодическая печать; е) все перечисленное. 3. Что должно стоять раньше в логической последовательности этапов ИСУ: а) выбор эталонного состояния системы и ее элементов; б) характеристика фактического состояния системы; в) расчет отклонений от эталона и выявление их причин; г) анализ условий устранения выявленных отклонений; д) обоснование методов и этапов достижения эталонного состояния по вариантам; е) сопоставление экономичности различных вариантов достижения эталонного состояния. 4. Какие Вы знаете подсистемы аппарата управления: а) финансовая; б) научная; в) кадровая; г) техническая; д) маркетинговая. 5. В системе управления на иерархической структуре управления основаны связи: а) соподчиненности; б) разделения труда; в) интеграции. 6. Системы управления на функциональной структуре управления основаны на связях: а) соподчиненности; б) разделения труда; в) финансовых. 7. Можно ли одну и ту же систему представить состоящей из различных совокупностей элементов: а) да; б) нет. 8. Можно ли одну и ту же систему отобразить в разных классификациях: а) да; б) нет. 9. Для закрытых систем цель формируется: а) вне системы; б) внутри системы; в) в другой системе; г) в зависимости от типа управления. 10. Элементом системы называют: а) простейшую, неделимую часть системы; б) составную часть системы; в) компонент системы. 11. Одна и та же система может быть представлена: а) разными структурами; б) только одной структурой; в) только одной структурой, которая по мере продвижения исследования системы видоизменяется. 12. С помощью чего НЕ МОЖЕТ осуществляться воздействие на систему: а) трансформации связей в системе; б) варьирования точек зрения наблюдателей; в) введения новых элементов; г) коррекцией алгоритмов. 13. Получение информации о результате управления называется: а) информативной сводкой; б) обратной связью; в) системной информацией. 14. Какое определение системы является наиболее полным: а) система — конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала; б) система — целостная совокупность элементов и частей, подвергающаяся воздействию внешней среды; в) система — конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, обладающее свойствами, не сводящихся к сумме свойств элементов. 15. Положительная обратная связь наблюдается когда: а) выходной результат, подаваемый в качестве сигнала обратной связи на вход, сохраняет тенденции, происходящих в системе изменений того или иного выходного параметра; б) выходной результат, подаваемый в качестве сигнала обратной связи на вход, противодействует тенденциям изменения выходного параметра; в) выходной результат, подаваемый в качестве сигнала обратной связи на вход, изменяет тенденции происходящих в системе изменений того или иного выходного параметра. 16. Управляемая подсистема это: а) подсистема, реализующая функцию управления; б) подсистема, реализующая функцию самоуправления; в) объект управления. 17. К системным характеристикам относятся: а) цели системы управления; б) функции управления; в) возможности системы управления; г) целесообразность управления. 18. Перечислите параметры оценки внешней среды предприятия: а) изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии; б) факторы, представляющие угрозу для текущей стратегии предприятия; в) факторы, представляющие больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана; г) все перечисленные. 19. Эмерджентность проявляется в следующем: а) во взаимосвязи элементов; б) в возникновении новых свойств в системе, которыми ее элементы не обладали; в) в способности системы сохранять состояние равновесия или некоторого движения при воздействии на нее факторов, вызывающих определенные начальные отклонения. 20. Перечислите признаки системы: а) состоит из многих однородных элементов; б) все элементы взаимосвязаны; в) обязательно существует граница системы; г) состоит из многих разнородных элементов; д) представляет собой единое целое. 21. Гомеостаз — это: а) свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значение существенных переменных в некоторых пределах; б) закономерная связь, взаимообусловленность всех явлений; в) закон ограничения разнообразия. 22. Перечислите принципы системного подхода: а) детерминированность; б) связность; в) иерархичность; г) уникальность; д) множественность; е) структурность; ж) эмерджентность. 23. Перечислите основные подходы в системном исследовании: а) системный; б) интеграционный; в) комплексный; г) проблемный; д) ситуационный; е) маркетинговый; ж) кадровый; з) инновационный. 24. Для открытых систем цели формируются: а) внутри системы; б) вне системы; в) на границе системы. 25. Системный анализ — это комплекс исследований, направленных на: а) выявление общих тенденций и факторов развития организации; б) выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации; в) выявление частных тенденций и факторов развития организации. 26. Конечной целью системного анализа является: а) разработка и внедрение выбранной эталонной модели; б) анализ и выбор оптимального метода исследования; в) комплексный анализ проблем организации. 27. Основная цель управления — повышение: а) системности; б) эффективности; в) устойчивости. 28. Направления повышения системности: а) практическая деятельность; б) познавательная деятельность; в) среда обитания; г) все ответы верны. 29. Исследуемый объект можно рассматривать как систему, если он: а) состоит из многих элементов; б) состоит из взаимосвязанных элементов; в) представляет собой единство элементов; г) все ответы верны. 30. Связь между элементами системы — это: а) форма взаимных ограничений на поведение элементов друг на друга; б) вид взаимодействия между элементами; в) способ влияния элементов друг на друга. 31. Структура системы — это: а) совокупность внутренних устойчивых связей между элементами системы; б) статика системы; в) динамика системы. 32. Связь между элементами называется сильной, если: а) каждый элемент подчиняется только одному элементу вышележащего уровня; б) каждый элемент подчиняется не только одному элементу вышележащего уровня; в) каждый элемент подчиняется двум элементам вышележащего уровня. 33. Связь между элементами называется слабой, если: а) каждый элемент подчиняется только одному элементу вышележащего уровня; б) каждый элемент подчиняется не только одному элементу вышележащего уровня; в) каждый элемент подчиняется двум элементам вышележащего уровня. 34. Проблема называется корневой, если: а) она обостряет или вызывает другие проблемы; б) зависит от других проблем и обостряет или вызывает другие проблемы; в) является конечной стадией других проблем; г) не зависит от других проблем. 35. Проблема называется узловой, если: а) она обостряет или вызывает другие проблемы; б) зависит от других проблем и обостряет или вызывает другие проблемы; в) является конечной стадией других проблем; г) не зависит от других проблем. 36. Проблема называется результирующей, если: а) она обостряет или вызывает другие проблемы; б) зависит от других проблем и обостряет или вызывает другие проблемы; в) является конечной стадией других проблем; г) не зависит от других проблем. 37. Проблема называется автономной, если: а) она обостряет или вызывает другие проблемы; б) зависит от других проблем и обостряет или вызывает другие проблемы; в) является конечной стадией других проблем; г) не зависит от других проблем. 38. Системный подход при исследовании означает: а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации; б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества; в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления; г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления. 39. В основе принципа детерминированности лежит утверждение: а) в системе выделяются некоторые элементы, присущие только ей; б) все элементы системы связаны между собой; в) система обладает свойствами, которых нет у ее отдельных элементов. 40. В основе принципа структурности (связанности) лежит утверждение: а) в системе выделяются некоторые элементы, присущие только ей; б) все элементы системы связаны между собой; в) система обладает свойствами, которых нет у ее отдельных элементов. 41. В основе принципа эмерджентности лежит утверждение: а) в системе выделяются некоторые элементы, присущие только ей; б) все элементы системы связаны между собой; в) система обладает свойствами, которых нет у ее отдельных элементов. 42. Системный подход при исследовании означает: а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации; б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества; в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления; г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления. 43. Функциональный подход при исследовании означает: а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации; б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества; в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления; г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления. 44. Общегосударственный подход при исследовании означает: а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации; б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества; в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления; г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления. 45. Творческий коллективный подход при исследовании означает: а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации; б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества; в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления; г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления. Тест 2 1. Что является источником получения сведений о системе управления при проведении исследования? а) документы; б) сотрудники; в) наблюдения; г) книги, журналы; д) периодическая печать; е) все перечисленное. 2. К какой группе методов исследования систем управления относится метод экспертных оценок? а) методы, основанные на выявлении и обобщении мнений специалистов; б) методы, основанные на формализованном представлении систем управления; в) комплексные, интегрированные методы. 3. Конечной целью разработки концепции исследования системы управления является: а) разработка регламентирующей документации; б) определение проблем в системе управления; в) разработка процедур принятия решений. 4. Системный подход при исследовании означает: а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации; б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества; в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления; г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления. 5. Функциональный подход при исследовании означает: а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации; б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества; в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления; г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления. 6. Общегосударственный подход при исследовании означает: а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации; б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества; в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления; г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления. 7. Творческий коллективный подход при исследовании означает: а) исследование конкретного объекта как системы, включающей в себя все составные элементы или характеристики организации; б) исследование функций управления, обеспечивающих принятие управленческих решений заданного уровня качества; в) оценку результатов управленческой деятельности и затрат на содержание аппарата управления; г) поиск наиболее экономичного и эффективного варианта совершенствования системы управления. 8. Экспертом называют человека: а) опытного; б) зрелого; в) дипломированного. 9. Экспертные методы основаны на: а) законах; б) правилах; в) знании; г) интуиции. 10. Установите соответствие - «ПОНЯТИЕ- СОДЕРЖАНИЕ»: 1) гипотеза; а) установление истинности предложений; 2) фальсификация; б) устранение неопределенности в исследовании; 3) верификация; в) установление ложности предположений. 11. Экспертиза — это: а) мнение, идея или оценка, основанная на опыте специалиста, знании предмета исследования и технологий анализа; б) особым образом организованное исследование; в) разработка оптимальных процессов принятия решения. 12. Перечислите этапы проведения экспертизы в порядке их выполнения: а) организация работы экспертов; б) подбор экспертов; в) обработка результатов работы экспертов; г) выбор методологии обработки результатов их работы. 13. При экспертизе используются типы шкал: а) наименований; б) физическая; в) интервалов; г) отношений; д) порядковая; е) математическая; ж) абсолютная. 14. Ранжированием называют: а) расположение объектов исследуемой системы в порядке их относительной значимости; б) определение ранга системы управления; в) компонент системы. 15. Простейшей экспертной шкалой является шкала: а) интервалов; б) наименований; в) отношений. 16. Нельзя выполнять никакие арифметические действия с оценками, полученными с помощью шкал: а) интервалов; б) наименований; в) отношений. 17. Можно выполнять операции умножения с оценками, полученными с помощью шкал: а) интервалов; б) наименований; в) отношений. 18. Нельзя выполнять операции деления с оценками, полученными с помощью шкал: а) интервалов; б) наименований; в) отношений. 19. Какие разновидности названия метода «мозговой атаки» вам известны: а) мозговой штурм; б) конференция идей; в) коллективная генерация идей; г) все перечисленные. 20. Методы исследования систем управления классифицируются на следующие виды: а) экспертные; б) формализованные; в) комплексированные; г) статистические; д) эмпирические. 21. Экспертные методы основаны на: а) интуиции и знаниях специалистов; б) на экспериментальных исследованиях; в) на возможности повторных исследований. 22. К качественным методам исследования относятся: а) экспертные методы; б) метод Дельфи; в) формализованные методы; г) статистические методы. 23. К количественным методам исследования относятся: а) экспертные методы; б) формализованные методы; в) статистические методы. 24. К экспертным методам относятся: а) метод круглого стола; б) метод Дельфи; в) статистические методы; г) метод сценариев. 25. Метод морфологического ящика разработал: а) экономист; б) управленец; в) математик; г) астрофизик. 26. Деловые игры по методологии проведения делятся на: а) ролевые; б) групповые; в) инновационные; г) обучающие; д) поисковые. 27. Метод круглого стола имеет следующие фазы: а) вступительная; б) узловая; в) итоговая; г) заключительная; д) автономная; е) передаточная. 28. Эксперт работает в следующих формах: а) индивидуальная; б) смешанная; в) коллективная. 29. Модели сценариев имеют следующие виды: а) описательные; б) сброшюрованные; в) изыскательные; г) нормативные. 30. Расположите работы по разработке концепции системы управления в порядке их следования: а) разработка регламентирующей документации; б) разработка процедур принятия решений; в) составление схемы принятия решений; г) обследование организации; д) определение взаимосвязей между процедурами; е) логический анализ схемы. Тест 3 1. Имитационное моделирование применяется для: а) построения экономико-математических зависимостей; б) воссоздания реальной ситуации на основе вероятностных характеристик; в) логического анализа и моделирования; г) расчета отдельных технико-экономических показателей. 2. Что является источником получения сведений о системе управления при проведении исследования? а) документы; б) сотрудники; в) наблюдения; г) книги, журналы; д) периодическая печать; е) все перечисленное. 3. Наглядно взаимосвязи между процессами в динамике отражают: а) матричные модели; б) сетевые модели; в) экономико-математические модели. 4. В сетевом планировании критический путь представляет собой: а) самый длинный; б) самый короткий; в) средний от суммы всех возможных путей; г) сумма всех возможных путей. 5. Событие на сетевом графике: а) обозначается кружком; б) обозначается стрелкой; в) обозначается цифрой. 6. Работа на сетевом графике: а) обозначается кружком; б) обозначается стрелкой; в) обозначается цифрой. 7. Физическое моделирование — вид моделирования, основанный на исследовании: а) увеличенного или уменьшенного объекта; б) аналога объекта, который ведет себя как и реальный объект, но не выглядит таковым; в) объекта на основе использования различного рода символов для описания свойств или характеристик объектов или процессов. 8. Аналоговое моделирование — вид моделирования, основанный на исследовании: а) увеличенного или уменьшенного объекта; б) объекта, который ведет себя как и реальный объект, но не выглядит таковым; в) объекта на основе использования различного рода символов для описания свойств или характеристик объектов или процессов. 9. Математическое моделирование — вид моделирования, основанный на исследовании: а) увеличенного или уменьшенного объекта; б) аналога объекта, который ведет себя как и реальный объект, но не выглядит таковым; в) объекта на основе использования различного рода символов для описания свойств или характеристик объектов или процессов. 10. Формализация — этап построения математической модели, означающий: а) формулирование законов, связывающих основные параметры объекта; б) запись в математических выражениях сформулированных закономерностей; в) накопление данных об изучаемом объекте и корректировка модели с целью введения новых факторов, данных, ограничений, критериев и т.п. 11. Абстрагирование - это: а) мысленное выделение существенных свойств и связей объекта исследования; б) мысленное выделение частных свойств и связей объекта исследования; в) исследование аналогичного объекта. 12. Описание системы с использованием имен — это уровень абстрагирования: а) символический; б) теоретико-множественный; в) абстрактно-логический; г) топологический; д) теоретико-информационный; е) эвристический. 13. Описание системы с использованием математических понятий — это уровень абстрагирования: а) символический; б) теоретико-множественный; в) абстрактно-логический; г) топологический; д) теоретико-информационный; е) эвристический. 14. Описание системы с использованием понятий, суждений, умозаключений — это уровень абстрагирования: а) символический; б) теоретико-множественный; в) абстрактно-логический; г) топологический; д) теоретико-информационный; е) эвристический. 15. Описание системы с использованием графиков — это уровень абстрагирования: а) символический; б) теоретико-множественный; в) абстрактно-логический; г) топологический; д) теоретико-информационный; е) эвристический. 16. Описание системы с использованием баз данных — это уровень абстрагирования: а) символический; б) теоретико-множественный; в) абстрактно-логический; г) топологический; д) теоретико-информационный; е) эвристический. 17. Описание системы с использованием гипотез — это уровень абстрагирования: а) символический; б) теоретико-множественный; в) абстрактно-логический; г) топологический; д) теоретико-информационный; е) эвристический. 18. Расположите логические операции в порядке возрастания приоритета: а) конъюнкция; б) дизъюнкция; в) отрицание; г) эквиваленция. 19. Статистика — это: а) детерминированная функция; б) функция выборочных значений; в) множество функций для данной выборки. 20. Свойство статистических оценок, определяющее наличие только случайной составляющей у оценок, называется: а) эффективностью; б) несмещенностью; в) состоятельностью. 21. Свойство статистических оценок, определяющее их вариацию около среднего значения, называется: а) эффективностью; б) несмещенностью; в) состоятельностью. 22. Свойство статистических оценок, определяющее сходимость оценок по вероятности к своему истинному значению, называется: а) эффективностью; б) несмещенностью; в) состоятельностью. 23. Способность эксперта к творческому мышлению — это: а) активность; б) креативность; в) мобильность. 24. Простейшей экспертной шкалой является шкала: а) интервалов; б) наименований; в) отношений. 25. Нельзя выполнять никакие арифметические действия с оценками, полученными с помощью шкал: а) интервалов; б) наименований; в) отношений. 26. Можно выполнять операции умножения с оценками, полученными с помощью шкал: а) интервалов; б) наименований; в) отношений. 27. Нельзя выполнять операции деления с оценками, полученными с помощью шкал: а) интервалов; б) наименований; в) отношений. 28. Установите соответствие — «ВИД МОДЕЛИРОВАНИЯ — МОДЕЛЬ»: 1) предметное моделирование а) алгоритм функционирования объекта; 2) знаковое моделирование; б) аналоги знаков и операции с ними; 3) мысленное моделирование; в) геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта; 4) компьютерное модели- г) схемы, чертежи, формулы. рование; 29. Перечислите основные логические конструкции: а) понятие; б) идея; в) суждение; г) умозаключение; д) размышление. 30. Перечислите основные логические операции: а) обобщение; б) ограничение; в) допущение; г) конъюнкция; д) дизъюнкция; е) условие; ж) отрицание; з) импликация; и) эквиваленция. Тест 4 1. К общим функциям управления относятся: а) планирование; б) организация; в) экономическая; г) труда; д) научно-техническая. 2. К специфическим функциям управления относятся: а) контроль; б) координация; в) планирование; г) производственная; д) сбыт. 3. Какие виды социологических исследований выделяют в зависимости от метода исследования: а) разведывательное; б) описательное; в) аналитическое; г) анализ документов. 4. Что является источником получения сведений о системе управления при проведении исследования? а) документы; б) сотрудники; в) наблюдения; г) книги, журналы; д) периодическая печать; е) все перечисленное. 5. При специализации производственных единиц по характеру выпускаемой продукции имеет место интеграция: а) горизонтальная; б) вертикальная; в) смешанная. 6. При интеграции производственных единиц по технологическому принципу имеет место: а) горизонтальная; б) вертикальная; в) смешанная. 7. Рациональность структуры с увеличением числа подразделений, не предусмотренных типовой структурой, но имеющихся в наличии (при прочих равных условиях): а) увеличивается; б) уменьшается; в) не меняется. 8. В системе управления на иерархической структуре управления основаны связи: а) соподчиненности; б) разделения труда; в) интеграции. 9. Системы управления на функциональной структуре управления основаны на связях: а) соподчиненности; б) разделения труда; в) интеграции. 10. Что является объектом более высокого порядка: а) программа социологического исследования; б) рабочий план социологического исследования; в) вспомогательные документы и нормативы исследования. 11. Требуемое количество интервьюеров с увеличением нормы опроса респондентов в день: а) увеличивается; б) уменьшается; в) остается неизменным. 12. Требуемое количество интервьюеров с уменьшением сроков, за которые надо провести исследование: а) увеличивается; б) уменьшается; в) остается неизменным. 13. Аналитические методы формализованного представления СУ (систем управления) включают: а) теоретические разделы математики; б) методы классической математики; в) разделы дискретной математики; г) включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п. 14. Статистические методы формализованного представления СУ (систем управления) включают: а) теоретические разделы математики; б) методы классической математики; в) разделы дискретной математики; г) включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п. 15. Теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические методы формализованного представления СУ (систем управления) включают: а) теоретические разделы математики; б) методы классической математики; в) разделы дискретной математики; г) включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п. 16. Перечислите последовательность этапов проведения социологического исследования: а) анализ полученной информации; б) сбор первичной социологической информации; в) подведение итогов исследования; г) подготовка исследования; д) подготовка собранной информации к обработке; е) формулировка выводов и рекомендаций. 17. Перечислите основные виды социологического исследования: а) разведывательное; б) описательное; в) аналитическое; г) точечное; д) повторное; е) все из перечисленных. 18. Классификация целей исследования по стадиям жизненного цикла включает: а) проектирование; б) ликвидация; в) рост; г) зрелость; д) завершение; е) создание; ж) все из перечисленных. 19. Перечислите основные типовые структуры управления: а) линейная; б) линейно-функциональная; в) матричная; г) виртуальная; д) дивизионная; е) матрично-штабная. 20. Перечислите основные этапы процесса принятия решений в порядке их выполнения: а) исследование проблемы; б) разработка решений; в) оценка и принятие решений; г) исследование факторов и условий. 21. Интерполирование — это: а) представление некоторой функции известного или неизвестного вида, ряд значений, который при определенных значениях независимой переменной задан, при помощи другой, более простой функции; б) научно обоснованное суждение о возможных состояниях системы в будущем; в) принцип управления. 22. Графические методы формализованного представления СУ (систем управления) включают: а) теоретические разделы математики; б) методы классической математики; в) разделы дискретной математики; г) теорию графов, представление информации в виде диаграмм, графиков, гистограмм и т.п. 23. Разведывательное социологическое исследование используется: а) для предварительного обследования определенного процесса или явления; б) для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, его структурных элементах; в) для наиболее углубленного изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. 24. Аналитическое социологическое исследование используется: а) для предварительного обследования определенного процесса или явления; б) для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, его структурных элементах; в) для наиболее углубленного изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. 25. Описательное социологическое исследование используется: а) для предварительного обследования определенного процесса или явления; б) для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, его структурных элементах; в) для наиболее углубленного изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. 26. Точечное социологическое исследование — это исследование, которое: а) проводится последовательно через определенные промежутки времени; б) предоставляет информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. 27. Повторное социологическое исследование — это исследование, которое: а) проводится последовательно через определенные промежутки времени; б) предоставляет информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. 28. Линейной структуре присущи: а) принципы централизма и единоначалия; б) наличие функциональных руководителей; в) группировка схожих работ. 29. Линейно-функциональной структуре присущи: а) принципы централизма и единоначалия; б) наличие функциональных руководителей; в) группировка схожих работ. 30. Дивизионной структуре присущи: а) принципы централизма и единоначалия; б) наличие функциональных руководителей; в) группировка схожих работ. [1]Коротков Э.М. Исследование систем управления URL: http://financepro.ru/management/12001-korotkov-je.m.-issledovanie-sistem-upravlenija.html [2] URL: http://www.std72.ru/dir/issledovanie_sistem_upravlenija/issledovanie_sistem_upravlenija_uchebno_metodicheskij_kompleks_alekseev_s_i/testy/218-1-0-3710
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |