Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст 1. Дикция (от лат.Dictio- произнесение) – четкое и ясное произнесение звуков речи




Дикция (от лат. Dictio - произнесение) – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных (произносительных) характеристик речи.

Дикция, являясь одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для работника телевидения и радио, поскольку его речь слушает огромная аудитория. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и, следовательно, затрудняет понимание слушателями говорящего.

Работа над дикцией заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. Начинать следует с общей артикуляционной гимнастики, а затем переходить к тренировке отдельных звуков. Полезно записать чтение какого-либо текста на магнитофон и проанализировать запись. По результатам анализа следует определить, над артикуляцией каких звуков надо работать в первую очередь. Выполняя работу над дикцией, следует особое внимание уделять четкости работы органов речи, т. е. тщательно соблюдать артикуляционные характеристики.

Чрезвычайно полезны для выработки дикции скороговорки. Работа над скороговоркой имеет свои особенности. Вначале нужно прочесть ее, уяснить смысл. Затем приступают к беззвучной артикуляции, т.е. скороговорка не произносится, а просто тщательно воспроизводится работа органов речи без участия голоса. Во время такой беззвучной артикуляции органы речи приучаются к правильной работе по образованию тех или иных звуков. После этого можно произносить скороговорку вслух, вначале неторопливо, тщательно артикулируя. Если пренебречь полным набором артикуляционных движений, то неизбежен сбой в произнесении всей скороговорки. Так, следя за четкостью артикуляции, т.е. за дикцией, скороговорку произносят, постепенно увеличивая темп.

Задания к тексту:

1.Выполните конспект данного текста.

2.Определите стиль и жанр текста.

3.Выпишите из текста причастия и деепричастия, выделив суффиксы, обозначив вид.

4. Произведите синтаксический разбор сложных предложений из текста, указав, при этом, на тип придаточных в СПП.

5.Подумайте и вспомните, не приходилось ли вам слышать ил учить скороговорки. Потренируйтесь произнести их вслух.

6. Потренируйтесь над произношением скороговорок:

1.Купи кипу пик.

2.Речист как наш Феклист.

3.Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку!

4.Каково волокно – таково полотно.

5.На острую косу много сенокосу.

6.Полчетверти четверика гороху без червоточинки.

7.Апрель с водою, а май с травою.

8.Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.

9.От топота копыт пыль по полю летит.

10.Летят три пичужки через три пусты избушки.

11.Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

12.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

13.Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, продал и так.

14.Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

15.Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

Задание 1. «Хамелеон».

Цели:

- использование образной и эмоционально окрашенной лексики; развитие навыков полемики;

- развитие стрессоустойчивости.

Студентам предлагается подготовить дома или в аудитории любой текст (каждый - свой), чтобы затем в течение 2-3 минут изложить его исключительно в «хвалебном», «положительном» ключе, широко используя образную и эмоционально окрашенную лексику.

Во время занятия напарник говорит то же самое, только «отрицательном» ключе. Затем участники меняются ролями.

Задание 2. «Продавец»

Цель:

- развитие навыков убеждения

Подготовьте дома или в аудитории небольшую речь, чтобы затем убедить своих однокурсников купить:

- ласты;

- самовар;

-белую ручную мышку;

- большой оранжевый зонт.

Задание 3. «Избегание».

Цель:

- формирование стратегий избегания барьеров общения.

Напишите сначала вежливые формы обращения с просьбой (например, прошу вас; будьте так любезны и др.), затем – вежливые формы отказа (например, к сожалению, не смогу вам помочь и др.). Укажите формы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.

Задание 4. Исправьте ошибки

1.Автор сказал рецензенту, что вы не можете не замечать того нового, что имеется в работе.

2.То, что происходит сейчас на факультете, это настоящий анонс.

3.Прфессор показал мне курсовой проект и сказал, что он устарел.

4.Следует отметить следующие особенности.

5.Устав после лекций, мне уже не работалось.

6.Можно согласиться с теми главами этого реферата, где не содержится никаких внутренних противоречий.

7.Они уже сейчас готовые к экзамену.

8.Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании.

9.В январе месяце начинается выдача удостоверений нового образца.

10.Я попросил подругу принести свои записи лекций.

11. Правильно определив цели и задачи исследования, эксперимент показал следующее...

12.В курсовых работах допускаются орфографические ошибки.

13.Эта статья

Задание 5.

1.Оцените уровень культуры речи (высокий, средний, низкий) текстов, характеризуя связь предмета речи, цели, стиля.

2.Назовите предмет речи каждого текста и предложите иной (свой) вариант речи, содержащей тот же предмет.

А) - Ты не хочешь сходить на выставку?

- Завтра приезжает брат.

Б) -Растем. Растем, а Захар Семеныч?

-Растем-то, растем, да не совсем так, как надо, елки зеленые. Бывает, что и в бок вытираем и на сторону хилимся

Это ты о чем?

А о том, что нет в хозяйстве нашем настоящего порядка. (по П. Бровка)

В) -Помогает глазам-то?

-Не пузырек бы, так давно бы уж ослеп. Им только и держусь. (по В. Шукшину)

Г) Новгородский Кремль 5 октября испытал нашествие спортивно одетой молодежи. Интересующиеся могли узнать о проведении Осеннего городского кросса (из газет).

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение культуре речи.

2. Назовите типы норм литературного языка

3.Что такое дикция?

4.Является ли дикция одним из условий правильности речи?

Глоссарий:

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи

Нормированность речи - это её соответствие литературно-языковому образцу

Языковые нормы - это правила использования языковых средств в определённый период развития языка

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.