Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции




Издержки производства и их классификация

Большой вклад в анализ издержек внесли Маршалл, Миль, Робинсон.

При анализе издержек используются следующие допущения:

1. Фирма производит один продукт.

2. Использует два фактора производства.

3. Цены (цены факторов производства и цены на продукцию) являются фиксированными.

Издержки производства - это затраты производственных ресурсов, в денежной форме с целью достижения определенного результата. Но все ресурсы ограничены и существует возможность их альтернативного использования. В силу феномена редкости все издержки представляют собой альтернативные или вмененные издержки.

Экономические издержки - это те выплаты или доходы, которые фирма обязана обеспечить владельцу ресурсов для того, отвлечь эти ресурсы от использования их в альтернативных производствах.

Экономические издержки могут быть: внутренние (неявные), внешние(явные) и нормальная прибыль.

Экономическая прибыль – это разница между выручкой и экономическими издержками.

Бухгалтерская прибыль – это разница между валовым доходом и внешними издержками.

Краткосрочный временной интервал предполагает выделение общих издержек, так и их значений на единицу продукции.

1. Общие издержки – издержки на весь объем производства. К ним относятся: постоянные издержки (TFC), переменные издержки (TVC) и валовые издержки (ТС).

2.Средние издержки – это издержки на единицу продукции. Различают: средние издержки (); средние постоянные издержки (); и средние переменные издержки ().

Предельные издержки (MC) называются дополнительные или добавочные, издержки связанные с производством еще одной единицы продукции:

Изокоста – линия, отражающая сочетание затрат K и L, при которых издержки равны:

ТС=РL·L+PK·K,

 

где K и L – факторы производства, PK и PL – их цены.

В долговременном периоде фирма может изменять масштабы своих производственных мощностей, а в отрасли могут появляться новые фирмы (или часть фирмы может прекратить производство).

Кривая долгосрочных средних издержек представляет собой n возможных размеров предприятия.

ATC1, …, ATCn – кривые краткосрочных средних издержек для каждого из размеров фирмы. Кривая долгосрочных средних издержек состоит из участков кривых краткосрочных средних издержек, имеющих минимальное значение.

1, 2… - это объемы производства, при которых фирме следует изменить размер предприятия (использовать дополнительные производственные мощности), для того, чтобы уменьшить издержки на единицу продукции, поскольку до определенного объема издержки уменьшались, а потом опять начали расти.

Кривая долгосрочных средних издержек (кривая выбора, плановая кривая фирмы) позволяет определить оптимальный размер предприятия, при котором издержки будут минимальными.

Существует положительный и отрицательный характер роста масштабов произ­водства.

Поскольку характер и длительность действия эффекта масштаба обусловлена особенностями технологии, то для каждой отрасли будет характерен свой оптимальный масштаб производства.

 

Под рыночной структурой понимаются внутренние связи между элементами рынка, существуют различные типы рыночных структур. Основными критерием их (разграничения) классификации является количество фирм на рынке и их размеры: вид, характер производимой продукции, степень контроля над ценой, наличие или отсутствие ограничений на вход в отрасль, доступность информации о ценах, нововведениях.

Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка): чистая (совершенная) конкуренция, несовершенная конкуренция (олигополия, чистая (абсолютная) монополия и монополистическая конкуренция).

При анализе деятельности конкурентной фирмы используются следующие упрощения: фирма выпускает один продукт и единственной целью фирмы является получение прибыли.

В краткосрочном периоде фирма, располагая неизменным оборудованием, пытается максимизировать свои прибыли (или минимизировать свои убытки) приспосабливая свой объем производства посредством изменений величины переменных ресурсов, которые она использует. Поскольку экономическая прибыль есть разница между валовым доходом (ТR=P*Q) и валовыми издержками (ТС), то увеличить ее фирма может за счет увеличения TR и снижения ТС. Но поскольку на рыночную цену фирма влиять не может, то она должна манипулировать объемом производства.

В краткосрочном периоде существует два подхода к определению уровня производства, при котором фирма может получить максимальную прибыль: первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек (принцип сопоставления валового дохода и валовых издержек); второй предполагает сравнение предельных издержек и предельного дохода (МR) - правило равенства MR и МС.

При этом при одном и другом подходе существует три варианта: случай максимизации прибыли, случай минимизации убытков, случай закрытия фирмы.

Долговременный период позволяет фирмам вносить определенные изменения, которые невозможны в краткосрочном периоде.

В долговременном периоде фирмы располагают достаточным временем для того, чтобы сократить или расширить свои производственные мощности, а число фирм в отрасли может также либо увеличиваться, либо сокращаться.

Необходимо рассмотреть: как эти изменения в долговременном периоде изменят наши выводы, касающиеся определения объема производства и цены в краткосрочном периоде. При этом следует рассмотреть два варианта:

1.Временные прибыли и восстановление равновесия типичной фирмы и в отрасли в долгосрочном периоде.

2. Временные убытки и восстановление равновесия типичной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.

После всех этих долговременных преобразований, то есть в результате установления долговременного равновесия цена продукта будет соответствовать min средним издержкам, то есть P=minAC, а точка Е для фирмы будет точкой экономического равновесия в долгосрочном периоде.

Далее необходимо проанализировать деятельность фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

Анализируя монополистическое ценообразование можно сделать следующие выводы:

1. Монопольная цена не произвольна, она не является максимально высокой из всех цен, а определяется характером издержек и условиями спроса.

2. Но монопольная цена всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Монополист контролирует рынок.

Монопольная власть зависит:

1. От эластичности спроса. Имея информацию об эластичности спроса (ЕР), а также данные о предельных издержках (МС), можно рассчитать цену продукции:

2. от количества фирм на рынке.

Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:

где М - показатель концентрации; р2п - % доля на рынке каждого производителя (i = l...n).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.