Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 1. Этнополитология — научная и учебная дисциплина. Предмет, методы и функциональные задачи 2 страница




 

Этнонации и национализм: старое и новое содержание. Нация и национализм в своем содержании имеют этническое и политическое измерения. Традиционно в нашей литературе, и не только в советской, национализм характеризуется как экстремистская форма этнонационального. В последнее время у нас начали искать позитивный национализм, восхваляя его как момент самоутверждения нации-этноса. При этом не всегда учитывается тот факт, что у нас называют национализмом то, что на Западе называется расизмом. Мы четко подразделяем национальное и националистическое и признаем, что национальное находится, как и любое социальное явление, в постоянной борьбе за свое самоутверждение и выживание.

 

Если этносы как нации — реальность, то их обустройство — задача политики в современных условиях. В этом плане этносы-нации являются как объектом, так и субъектом политики и политических процессов. Отсюда и актуальность этнополитического изучения и этнополитического управления этими процессами. Нация и национальность, по сути, сегодня имеют как этнический, так и государственный, политический смысл. В нашей реальности есть национальность как этничность, но есть и национальность как гражданство. Задачи политики — обеспечивать гармонию этнонациональных и государственно-национальных интересов, чтобы обеспечить развитие как наций-этносов, так и многонационального народа Российской Федерации. Этнонациональная и гражданская идентичность сообщества, человека — важная и составная часть их сущностной характеристики. Нация и национальное самосознание — это тоже атрибуты каждого народа. Они имеют, с одной стороны, политическое содержание и формы проявления, а с другой — этнополитический, этнокультурный статус. Более того, в этнополитологию, вплетены и такие жизненно важные понятия, как «семья», «род», «культура», «община», «общностная солидарность», «этническая общность», «национальная общность», «этнонациональная консолидация», «традиции», «этнополитическое сообщество», «суперэтнос», «многонациональный народ», «политическая нация» и т. д. Следует обратить также внимание и на наличие в этнической общности «основной личностной структуры» (А. Кардинер). В этнонации она определяется прежде всего единой социокультурной практикой людей, как в политической нации — единой политико-правовой практикой. Попытки свести все этнонациональные характеристики к личностным факторам, «персонифицировать» нацию тоже могут быть одним из методов изучения этнонаций. При этом нельзя оставлять в стороне глубокие общностные признаки самой личности. Эти качества гармоничны в своем общностном и индивидуальном преломлении. Личность не только «активный агент» (Т. Шварц) этнического, но и государства. В «нации-государстве», в многонациональном народе России отражен синтез этнической и политической идентичности. И желательно, чтобы они были в одинаковой степени основаны на солидарности, лояльности и толерантности, поднимаясь на общность гражданского уровня, при чувствительном восприятии общих этнокультурных корней, ценностей и идей. Этнонациональное многообразие — фактор, препятствующий унификации людей и культур, общностей, а соответственно и многим направлениям социального и духовного многообразия, как достояниям человеческого общества. Вместе с тем этнополитические процессы включают в себя моменты как собственно этнические, так и собственно политические, а также сложнейшие моменты их взаимодействия и единства. Исторически процесс интернационализации и национального развития противоречив, но постоянно взаимодействует в едином пространстве. «В развитии мирового сообщества две великие противоположные тенденции: с одной стороны, разворачивается процесс глобализации и интернационализации, усугубление экономической интеграции и взаимозависимости стран и народов, с другой — усиливается национальная идентификация, фрагментация и национальное обособление». Глобализация и этнокультурное многообразие — это актуальный вопрос этнополитики и геополитики. Многие страны, ранее считавшиеся интегрированными, в том числе и решением этнонациональных вопросов, взрываются перед новыми опасностями ассимиляции в ситуации глобализации. Это новые направления исследования и практики этнополитики как науки и метода управления. Нация как этнос — одна из форм многообразия человеческого сообщества. И она сталкивается с новыми, масштабными проявлениями интернационализации. Это объективно. Глобализация, с одной стороны, казалось бы, создает условия для открытия и расширения масштабов представительства этнонациональных ресурсов в мире, а с другой — пресс глобализации начинает парализовать, уничтожать самобытность этнонациональной общности и человека. Этнонация — наиболее естественная база предыстории, более того, живая ткань формирования нации-государства, политической нации. Масштабы этого процесса вышли за границы и наций-государств. Уже на повестке дня давно стоит мировая интеграция, глобализация. И здесь важно вести этот процесс, преодолевая крайности.

 

Этнополитология исследует роль политики и государства в развитии этнонаций. Роль этнонаций в становлении нации-государства показывает логику познания и деятельности институтов и учреждений в этногенезе и в образовании политических наций. Этнонациональное занимает свое место в политической нации, но не растворяется в последней. Этнополитология, как мы уже отмечали, выстраивается на добротной этнографической, этнологической базе в ходе познания и регулирования политических процессов и этнонациональных отношений.

 

Этнополитология — это и этнологическая адаптация политики, а также формы и методы политического влияния и действий политических институтов в сфере этнонациональных отношений. Этнонациональные и этнополитические явления охватывают все стороны многонационального, полиэтнического государства. В стабильном государстве изначально создаются политические условия функционирования наций-этносов. При этом параллельно действуют рычаги, способствующие их консолидации и развитию нации-государства. Разные, по сути, социально-политические системы в разных странах создают свою специфическую модель полиэтничности, ее формирования как политической нации. Если же этнополитика носит импульсивный, конъюнктурный характер, то мы получаем всплеск этничности, когда она сама подменяет политику и довлеет над ней. Этничность в своей основе сама по себе всегда содержала в себе определенный политический заказ и политическую окраску, становилась поводом не только прогресса, но и кризисов. И задача этнополитики — своевременное управление этими процессами на благо народов и граждан страны.

 

Век этнополитологии. Но только к концу ХХ и началу ХХI в. этнополитология стала ясно обозначать свои черты, свой выстраданный веками предмет как научный анализ этнонациональных процессов и этнополитическое институциональное оформление и управленческое воздействие. Они синтезируют в себе разнообразные знания о политической сущности и политическом управлении этнонациональными процессами, о политическом участии и политической ответственности этносов в общественной и государственной жизни, об учете этнонациональных особенностей общностей и конкретных людей в политических процессах и в деятельности политических институтов. Этничность, оторванную от разумной политики, мы рассматриваем как мощный рычаг в руках политических провокаторов и экстремистов разного толка, который они используют для достижения своих корыстных интересов: власти, собственности, статуса. И здесь этнополитология сможет помочь отделить политику от политиканства в сфере этнонациональных отношений. В методологии этнополитологии, в методах и принципах изучения сути этнополитических процессов и управления ими мы раскрываем роль этнополитологии, познаем богатство многообразия этнонационального и национально-государственного, достигая при этом единства, сплоченности полиэтнического общества, его превращения в единую политическую нацию. Отсюда значимость этнополитической подготовки политиков и управленческих кадров в многонациональном государстве, формирования этнополтической культуры общества и гражданина. Чрезвычайно богаты мировоззренческие и политические аспекты этногенеза наций, их объединения в нацию политическую. Все это изучает и на это оказывает влияние этнополитология.

 

Классификация, систематизация народов и знаний о народах России. Известно, что в современном мире более 6 тысяч этнонаций, а наций-государств более 200. В России по промежуточной переписи 1994 г. проживает 176 этнонаций. Видимо, по результатам переписи 2002 г. их будет еще больше. Вопрос классификации этнонаций имеет политическое значение. В зависимости от фактора влияния они делятся по географическому, антропологическому, социально-классовому, политическому, лингвистическому и иным признакам.

 

Этнос как биологическую единицу и фазы его развития провозгласил Л. И. Гумилев в своей работе «Этногенез и биосфера Земли». Это «пассионарная теория этноса», где этнос показывался как биофизическая реальность и самоорганизующаяся система, была тогда отвергнута полностью советской идеологической и политической системами. Из работ многих исследователей вытекает еще один важный вывод о том, что этнонации — это объединения людей по признаку комплиментарности, когда люди одной этнонациональной природы понимают друг друга. Понятия «этнос», «этносфера» (Л. Н. Гумилев), «этносоциальная общность» (М. И. Куличенко), «этникос» — как формы существования людей (Ю. В. Бромлей), «социализация этноса» (М. И. Куличенко), «этнопсихоанализ» (Г. Дереве), существование этносов на основе «информационных связей» (Н. Н. Чебоксаров и С. А. Арутюнов), «этнос как мифологическая категория» (В. А. Тишков) — это лишь отдельные характеристики этнонаций. При этом каждый из ученых в чем-то прав, но комплиментарность к собственным подходам не позволяет дать комплексную характеристику предмета исследования — этнонаций. Н. Бердяев писал: «Невозможно мыслить исчезновение национальностей. Нация — это динамичная субстанция …». И это еще один ответ тем, кто твердит о «конце наций», хочет сдать этнонации в исторический архив, не говоря уже о националистических и шовинистических школах этнополитологии. Расисты пишут: желтая раса уступает белым на один порядок, коричневая — на два порядка, а черная — на три порядка. Подобные античеловеческие идеи не подтверждаются. Для тех, кто стремится унифицировать этнонации и культуры, надо сказать, что не существует единой «общенациональной «картины мира» (Р. Редфиле). Более того, даже в каждой культуре несколько культурных традиций «школ и храмов», «деревенской общины», «родовых связей и традиций».

 

Одной из существенных черт этнонаций, индикатором ее не формальной, а духовной сущности является язык. Огромное значение имеют также менталитет и определенные мировоззрения, которыми располагает каждая этнонация, практика этнонациональных отношений в целом. Отсюда — идентичность нации как этнической общности и национальная идентичность человека. Они имеют, каждая по-своему, свои этнонациональные и гражданские общенациональные корни. При классификации этнонаций и политике регулирования этнонациональными отношениями конечной целью является достижение устойчивости этнических и полиэтнических систем, при их постоянном смешении в различных вариациях. Этногенез — объективное, динамичное, а в какой-то степени и управляемое явление. И в этом плане есть выход этногенеза на этнополитологию. Легитимность власти в многонациональном обществе во многом зависит от самочувствия этнонаций, их прав, перспектив развития. Отсюда и легитимность, устойчивость нации-государства. Влияние этнонациональных факторов на состояние власти, политические отношения и политическое поведение граждан бесспорно. Этничность при этом может выступать одним из сильных моментов политической мобилизации масс и отдельных людей. Этнонациональные традиции и символы стремятся закрепиться и в политических традициях и символах. Это видно на гербах и флагах Ярославской, Новгородской, Орловской областей, Республик Адыгеи, Ингушетии, Коми, Удмуртии и других. Ищут символы в глубинах веков вплоть до солярного знака, выдумывают, мифологизируют. Это все становится частью этнополитики. Отражение особенностей исторического развития этносов, их характера, психологии — в политических процессах России, институтах, символах власти, где реальное соседствует с мифологией. Отсюда многомерность и разнообразие предмета этнополитологии. Следовательно, важно говорить о междисциплинарном, комплексном характере современной этнополитологии и задачах этнополитики. Однобокие подходы, без учета всего многообразия и стремления к единству, могут исказить суть этнонациональных процессов. Тут важна познавательная и регулирующая роль этнополитики.

 

Этнополитология — это политология этнонациональных отношений. Этнополитология изучает участие этнонаций во власти и властных отношениях, в производстве этнокультурного характера властных технологий и управления политическими процессами. В основе лежит активность человека, который воспроизводит в своей деятельности, в обществе, государстве свою этнонациональную и гражданскую идентичность, не рассматривая формирование гражданской идентичности как деэтнизацию, а выявляя гармоничность их взаимодействия. Однозначна пагубность и подходов навязывания всем формы этнонациональной идентичности, придавая ей исключительно политический смысл. Такого не удалось ни при царском самодержавии, ни при советской власти, хотя неистово старались. Если бы победил Гитлер, то в Европе была бы одна германская нация, сжигая, уничтожая, ассимилируя славян, евреев, кавказцев и т. д. Оказалась нежизнеспособной и концепция «плавильного котла», которой хвалились в США. Она отходит на задний план. Преждевременно стали объявлять и советский народ как сформировавшуюся нацию. Но в любом случае наступает эра «салата», смесей этносов в различных конфигурациях в разных странах. В «чистом» виде говорить об этнонациях крайне трудно. Этническое поле стало диффузным, где трудно определить этнические границы. Они обретают новые формы жизнедеятельности и взаимодействия, поэтому классические теории этносов, этнонаций требуют дополнения с учетом нынешних реалий.

 

Этнонация в условиях глубоких социально-политических трансформаций. Неотложная этнополитология. Развал Советского Союза взорвал этнонациональный фактор. На это повлияли прежде всего изменение социально-политических условий жизни этнонаций, нестабильность социально-политических и экономических основ общества, государства. Это еще одно доказательство единства этнонационального и социально-политического во всех взаимосвязях и зависимостях. Они могут взаимодополнить, взаимобудоражить и взаимосохранить друг друга, а где-то и довлеть друг над другом. В. А. Тишков радовался, что Лансбергис, как настоящий демократ, — за отмену паспортной фиксации национальности и утверждение в Латвии общества согражданства,1 не понимая, что Лансбергис, избавляясь от нации-этноса избавлялся от «нации-оккупанта» русских и утверждал согражданство на основе признания диктата одной литовской этнонации над всеми, вплоть до лишения других их гражданства и суда над ветеранами борьбы против фашизма. Вот чем оборачиваются непродуманные и заимствованные из иной среды идеи. Спросите русских в Литве, стало ли им вольготнее от «отмены национальности» и от такого согражданства, которое на деле обернулось отменой русской национальности. Примерно то же самое предлагается и для всех нерусских национальностей в самой России. Если этнология увлекается политикой, то вместо истины можно обнаружить подвох. Политологи, которые соприкасаются с этнологией, должны быть крайне осторожны. В этнополитике важно предвидеть последствия лозунгов и идей для многих народов и государств. И самое абсурдное, что эти идеи и лозунги переносятся на российскую действительность, не учитывая самочувствие многих наций-этносов и лишая многонациональную страну разумной и стратегически выверенной этнополитики. Кроме того, следует принимать во внимание и способность адаптации различных частей этнонаций к меняющимся политическим реалиям в полиэтнической стране. Этнонациональный менталитет, этнонациональная психология в общностном и в личностном измерениях не всегда совпадают с политическим менталитетом и психологией. Их стыковка, управление этим процессом — одна из задач этнополитологии.

 

Предрассудки и стереотипы в сфере этнонациональных отношений. Особое влияние на этнонациональные и политические отношения оказывают этнонациональные предрассудки и стереотипы. Проявляются они и в политических процессах, в политическом поведении национальностей и конкретных индивидов. Возможно и наложение политических предрассудков и пристрастий на судьбы народов. Как доказывает опыт, в переходных, трансформирующихся обществах, почти во всех республиках бывшего Союза, этнонациональное самосознание, его ориентация легко политизируется и обретают крайние формы национализма и шовинизма как проявление политической идеологии расизма, этнофобии в сфере национальных отношений. Предрассудки и крайности исторически всегда существовали, когда речь шла о разных народах, культурах и религиях. Здесь оценки «свой», «чужой» проявляются гипертрофированно. Римляне, к примеру, всех других народов называли варварами. В 1853 г. вышла книга Артура Гобино «Опыт о неравенстве масс», где обосновывались неполноценность и неравенство многих народов и рас. На разных этапах истории человечества, в разных ситуациях различные народы в угоду политическим целям объявлялись неполноценными, вплоть до обоснования и оправдания их физического уничтожения. Эти идеи принесли человечеству немало трагедий, но еще не ушли в прошлое. С ними можно столкнуться и в обыденной жизни.

 

Самоопределение народов и перспективы государств. Каждый народ имеет право на самостоятельное определение перспектив своей этнокультурной и политической жизни: в составе, вместе с другими этносами или отдельно. Но механизмы определения этого волеизъявления народа должны быть легитимными и учитывать интересы, благополучие и безопасность всех других народов, особенно проживающих совместно в данной конкретной стране. Чаще от имени народа может выступать маленькая группа людей, которая преследует свои корыстные цели. В международных документах зафиксировано право наций на самоопределение, но при этом есть предостережение от права на разрушение суверенитета и целостности существующих государств. Тут нет четких правовых механизмов. При необходимости должны быть подключены согласительные и иные процедуры. А тезисы о том, что такое право, относятся только к нациям-государствам и тоже не очень убедительны, ибо они и так суверенны и самоопределились, коль уже составляют самостоятельное государство. Кроме того, нет народов «способных» и «не способных» к самостоятельной государственной жизни. Подобные тезисы оскорбительны и деструктивны и часто появляются, в том числе в российской литературе. Каждая этнонациональная культура достаточно функциональна и обеспечивает жизнь своей общности исторически в различных формах. Следовательно, у них должно быть право на политическое обустройство с учетом своей самобытности, своих интересов. А этнополитика государства, должна быть направлена на обустройство народов в составе существующего государства. В Конституции Российской Федерации зафиксировано право народов на самоопределение в составе Российской Федерации. И дело государства — обеспечивать, реализовывать формы этого самоопределения на практике, сохраняя и укрепляя свою целостность не вторгаясь во всех случаях в жизнь этнонаций, вплоть до определения графики письма. Кроме того, следует учесть, что народы исторически формируют культуру, традиции, формы обустройства вместе и рядом с другими этнонациями, в полиэтнонациональном сообществе, которые себя также оправдывают. Этнополитология нацелена на поиск способов регулирования жизнедеятельности, самочувствия, взаимодействия, адаптации и развития этнонаций в конкретной политической среде, в государственной общности. Отсюда вытекают и конфликтные задачи политического управления этими процессами, в том числе и с учетом политических интересов и политического участия наций-этносов и их представителей в политической жизни, в политических, управленческих институтах и учреждениях. Сводить весь комплекс проблем народов к национально-культурным потребностям означает, что реализацию своих политических интересов они будут пытаться осуществить самостоятельно, стихийно и не всегда в легитимных формах. Предмет этнополитологии и роль этнополитологии совершенствуются с совершенствованием политической жизни этнонаций данного сообщества, расширением их демократического участия в политических процессах и институтах, ростом актуальности учета и согласования этнонациональных интересов в целях укрепления солидарности общества и единства государства. Этнополитика во всех своих проявлениях качественным образом должна постоянно совершенствоваться в демократическом государстве. Соответственно, по мере насыщения этнополитики демократическим содержанием, меняются и ценностные ориентации самосознания как нации-этноса, так и нации-государства, граждан страны, независимо от этнонациональной принадлежности. Этнополитология в условиях демократического государства — это поиск позитивного баланса этнонациональных и государственно-национальных интересов, обеспечения их гармоничного взаимодействия. Этнонациональная солидарность людей в современных условиях развития должна существовать с учетом прав и свобод граждан, безопасности и устойчивости государства, а Россия должна быть поддержана и дополнена их политической солидарностью как граждан единого Отечества. Отсюда научная и политическая актуальность этнополитологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.