КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткая характеристика системы правового регулирования бухгалтерского учета. Перспективы и направления развития законодательства, регулирующего бухгалтерский учет
В общем виде система правового регулирования бухгалтерского учета выглядит следующим образом. К первому уровню регулирования относится Конституция РФ, которая в п. «р» ст. 71 устанавливает, что «...официальный бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации». Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Так, к числу международных документов следует отнести Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), появление которых в Российской Федерации в первую очередь связано с развитием в России рыночных отношений, установлением долгосрочных торговых связей и созданием организаций с участием иностранного капитала, периодом, когда российские ценные бумаги стали выходить на международную арену. Реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется на базе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. Основной целью реформирования согласно указанной Программе стало приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО и требованиями рыночной экономики. Основные направления реформирования бухгалтерского учета определены также Программой реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. Данная Концепция ориентирована на рыночную экономику и использование опыта других стран, международных принципов и отчетности, последние достижения науки и техники. Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 была утверждена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004—2010 гг.) после ее одобрения на Методологическом совете по бухгалтерскому учету и отчетности Минфина России. Материал Концепции сгруппирован в три раздела (во втором разделе выделено пять подразделов): К следующему, третьему, уровню регулирования относится Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». К этому же блоку нормативных актов согласно иерархии правовых документов необходимо отнести Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ. Так, Бюджетным кодексом РФ1 (БК РФ) установлено, что в бюджетные полномочия Министерства финансов РФ входит установление плана счетов бюджетного учета и единой методологии бюджетного учета (ст. 165), стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности (ч. 1 ст. 264.1). В ч. 2 ст. 264.1 БК РФ представлено понятие бюджетного учета, под которым понимается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательствах Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. В Налоговом кодексе РФ2 (НК РФ) определены, в частности, порядок исчисления отдельных налогов, например, налога на добавленную стоимость (гл. 21), акцизов (гл. 22), налога на имущество организаций (гл. 30) и других. В ст. 313 гл. 25 НК РФ дано определение налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. И наконец, в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) даны определения имущества, юридического лица, права собственности, ценных бумаг, форм первичных учетных документов и многие другие так называемые базовые определения, которые заложены в основе законодательства в области бухгалтерского учета. В эту же группу правового регулирования относятся другие федеральные законы, в частности Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ2, Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и многие другие. Следующими в системе правового регулирования следует отметить подзаконные нормативные акты, к которым прежде всего относятся утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, блок Положений по бухгалтерскому учету и утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. В научной правовой литературе выделяют еще один уровень регулирования, так называемые локальные акты (рабочие документы организации), к числу которых можно отнести разрабатываемое бухгалтером и утверждаемое руководителем положение по учетной политике организации, утверждаемый руководителем план счетов бухгалтерского учета (рабочий план счетов), утверждаемые руководителем формы первичных учетных документов, графики документооборота, а также утверждаемые руководителем формы внутренней отчетности.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |