КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные и демографические изменения на рубеже 19 – 20 вв
1) прирост народонаселения. К началу мировой войны население мира составляло 1,7 млрд. чел., из них население Европы – 450 млн. чел. (Англия, Франция, Германия) 2) урбанизация, рост городов и городского населения – за счет сельского населения. Приток сельского населения в город 1) давал новые рабочие руки для промышленности (формировался рынок рабочей силы), 2) создавал и новые массы потребителей (спрос на промышленные товары). 3) процесс пролетаризации масс, т.е. разорение мелких самостоятельных производителей и превращение их в наемных рабочих или мелких служащих. 4) усиливаются миграционные процессы. Продолжается эмиграция из Европы в Америку, Канаду, Австралию. 5) меняется социальная структура общества. Исчезает постепенно прежнее сословное общество со своей строгой иерархией: дворянство, духовенство, крестьянство. Социальная структура общества чрезвычайно усложняется. Процесс социальной диффузии, в результате которого аристократы обуржуазивались, а верхушка буржуазии аристократизировалась. Рост интеллигенции (творческой, научной, производственной, юристы, преподаватели, врачи, журналисты и т.д.) – в том числе за счет представителей мелкой буржуазии, выходцев из средних слоев, редко - из представителей низов. Буржуазия очень неоднородна, различается как по уровню богатства (крупная, средняя, мелкая), так и по характеру занятий (промышленная, финансовая, торговая). Заметно возрастает чиновничье-бюрократический слой в сфере государственного управления, в банках, в торговле, сфере услуг и т.д. Происходит сильное расслоение среди крестьянства – зажиточные, середняки, бедняки, батраки + сокращение его численности. И рабочий класс неоднороден – рабочая аристократия (квалифицированные, профессионально подготовленные), рабочие среднего уровня, мало- и неквалифицированные, чернорабочие. Возникает социальный (или рабочий) вопрос. С одной стороны, высокие темпы роста численности рабочего класса, а с другой – достаточно тяжелые условия труда и жизни рабочих. Это и выдвинуло рабочий вопрос на первое место среди множества проблем, с которыми сталкивалось общество на рубеже 19-20 вв. Исчезновение сословного строя и изменение социальной структуры общества, утрата аристократией своей руководящей роли, формирование новой политической элиты, создание широкого спектра собственников, их претензии на усиление позиций в управлении государством, изменение в соотношении сельского и городского населения в пользу последнего, а также усиление радикализма низов, особенно в среде фабричного пролетариата – все это означало, что менялась сущность общественного конфликта: не между «старым» и «новым порядком», а внутри самих новых политических и социальных структур. Это требовало создания качественно новых государственных и общественных механизмов, способных обеспечить политическую стабильность.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |