Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет выражений 1 и 2 системных уравнений




Необходимо определить оптимальный размер предприятия

Таблица 1 – Основные технико – экономические показатели

n M Зпi Зтi Зпрi=Зпi+Зтi
    8,8 4,1 12,9
    8,7 4,2 12,9
    8,6 4,2 12,8
    8,4 4,2 12,6
    8,1 4,7 12,8
    7,9   12,9
    7,7 5,3  
    7,4 5,3 12,7
    7,1 5,8 12,9
    6,8 6,3 13,1

 

Таблица 2 - Расчетные показатели приведенных затрат и мощностей

n M Зпi 1/М lg1/M (lg1/M)2 lgЗп (lg1/M)lgЗп
    8,8 0,000265 -3,57749 12,79845 0,944483 -3,37888
    8,7 0,000257 -3,59006 12,88854 0,939519 -3,37293
    8,6 0,000252 -3,59923 12,95444 0,934498 -3,36347
    8,4 0,000245 -3,61066 13,03687 0,924279 -3,33726
    8,1 0,000238 -3,62325 13,12794 0,908485 -3,29167
    7,9 0,000229 -3,64048 13,25311 0,897627 -3,26779
    7,7 0,000285 -3,54531 12,5692 0,886491 -3,14288
    7,4 0,000276 -3,55871 12,66441 0,869232 -3,09334
    7,1 0,000268 -3,57264 12,76375 0,851258 -3,04124
    6,8 0,000257 -3,58995 12,88774 0,832509 -2,98867
всего 0,002571 -35,9078 128,9444 8,988381 -32,2781

 

Таблица 3 – Расчетные показатели транспортных затрат и мощностей

n M Зтi lgM (lgM)2 lgЗт lgM*lgЗт
    4,1 3,577492 12,79845 0,612784 2,192229
    4,2 3,590061 12,88854 0,623249 2,237503
    4,2 3,599228 12,95444 0,623249 2,243216
    4,2 3,61066 13,03687 0,623249 2,250341
    4,7 3,623249 13,12794 0,672098 2,435178
      3,640481 13,25311 0,69897 2,544587
    5,3 3,545307 12,5692 0,724276 2,56778
    5,3 3,558709 12,66441 0,724276 2,577487
    5,8 3,572639 12,76375 0,763428 2,727453
    6,3 3,58995 12,88774 0,799341 2,869592
всего 35,90778 128,9444 6,86492 24,64537

 

Подставим итоговые значения таблицы в системы уравнений 1 и 2:

 

 

Преобразовав первое уравнение (разделим на 10), получим

, подставим полученное значение во второе уравнение системы 1:

0,8988381+3,59078а-35,90778+128,9444а=-32,278

164,8522а=-5,359

а=-0,375741348

следовательно, lgA=0,89883981-0,375741348*3,59078=-0,450365482

отсюда А=10-0,4503654=0,354514921.


10lgB+b35,90778=6,86492,

выразим lgB=0,686492-3,590778b

(0,686492-3,590778b)*35.90778+128,9444b=24,64537

24,65069-128,9376b+128,9444b=24,645

0,007b=-0,005

b=-0,662751478

lgb=0,686492+0,662751478*3,590778=3,066285173

B=103,0662851=1164,890686

3. Расчет Мопт, Зп, Зт и Зпр


 

 

 

 

Рисунок - График распределения затрат при поиске оптимального размера предприятия

вывод: по расчетам видно, что из 10 предприятий оптимальный размер имеют пять предприятий (т.к Мопт попадает в диапазон М=4200): Зп=8,1; Зт=4,6; Зпр=12,7 и Мопт=4204. При оптимальном размере 5 предприятиям обеспечивается выполнение плановых заданий по выпуску продукции и приросту производственной мощности (4200) с минимальными приведенными затратами, максимальной прибылью и эффективностью.


Варианты для решения РГЗ №1

(по последнему номеру зачетной книжки)

Вариант 1 – Основные технико – экономические показатели

n M Зпi Зтi Зпрi
    6,7 5,9  
    6,8 5,8  
    7,2 4,7  
    7,1 4,8  
    6,9 5,4  
    7,9 2,8  
    6,7 6,1  
      2,5  
    7,2 4,6  
    7,3 4,3  

 

Вариант 2 – Основные технико – экономические показатели

n M Зпi Зтi Зпрi
    6,9 5,7  
    7,2    
    6,9 5,7  
    6,4 6,9  
    7,4 4,4  
    7,5 4,1  
    8,1 2,3  
    8,1 2,5  
    6,9 5,6  
    7,5 4,1  

 

Вариант 3 – Основные технико – экономические показатели

n M Зпi Зтi Зпрi
      5,4  
      2,5  
    9,7 4,6  
    10,5 6,7  
      5,3  
    9,2 3,1  
    9,7 4,4  
    10,3 6,1  
    9,3 3,4  
    8,9 2,3  

 

Вариант 4 – Основные технико – экономические показатели

n M Зпi Зтi Зпрi
    6,4    
      4,4  
    7,4 3,2  
    7,3 3,4  
    6,4    
      4,4  
    6,4    
    6,8 4,8  
    7,1 3,9  
      4,3  

 

Вариант 5 – Основные технико – экономические показатели

n M Зпi Зтi Зпрi
      2,8  
    7,6 3,8  
    7,6 3,9  
    7,2 4,9  
    6,7 6,3  
      5,5  
    6,7 6,3  
    7,6 3,8  
    6,9 5,7  
    8,1 2,3  

 

Вариант 6 – Основные технико – экономические показатели

n M Зпi Зтi Зпрi
    7,1 4,3  
      4,6  
      4,6  
    6,3 6,4  
    6,6 5,8  
    6,2 6,7  
    7,1 4,4  
    7,9 2,2  
    7,8 2,6  
    6,7 5,5  

 

Вариант 7 – Основные технико – экономические показатели

n M Зпi Зтi Зпрi
    7,8 2,3  
    6,5    
    6,3 6,4  
    7,2 4,1  
    7,8 2,4  
    6,5    
    7,7 2,8  
    7,8 2,5  
    6,4 6,3  
    6,4 6,3  

 

Вариант 8 – Основные технико – экономические показатели

n M Зпi Зтi Зпрi
      2,2  
    7,7 5,8  
    7,6 5,8  
    8,3    
    7,5 6,4  
    8,1 4,7  
    8,6 3,3  
    7,9 5,1  
    8,9 2,4  
    8,7    

 

Вариант 9 – Основные технико – экономические показатели

n M Зпi Зтi Зпрi
      4,5  
    6,8 5,1  
    6,6 5,7  
    6,7 5,4  
    7,5 3,3  
      4,6  
    6,9 4,9  
    6,9 4,8  
    7,8 2,5  
    6,4 6,1  

 


Расчетно-графическая работа №2 «Оценка уровня концентрации отраслевого рынка»

Концентрация продавцов (фирм, действующих на рынке) характеризуется их числом и долей, занимаемой на рынке. При сравнении концентрации в различных отраслях последняя выше там, где меньшее число фирм, либо, при равенстве фирм, там, где выше неравномерность распределения долей фирм.

Одним из наиболее используемых показателей характеризующих концентрацию продавцов на рынке, является индекс концентрации CRn, который показывает долю выпуска, приходящегося на n крупнейших фирм отрасли.

где di – доля продаж данной фирмы в объеме реализации рынка.

Индекс концентрации рассчитывается, как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR3), четырех (CR4), шести (CR6), восьми (CR8), десяти (CR10), двадцати пяти (CR25) крупнейших продавцов. По умолчанию, рынок считается концентрированным при значениях CR3 ниже 45%, умеренно концентрированным при CR3 в пределах 45-70% и высоко концентрированным при CR3 больше 70%.

Наиболее известный показатель концентрации – индекс Херфиндаля-Хиршмана, который рассчитывается как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке , где di – доля продаж i – й фирмы в объеме реализации рынка. Индекс Херфиндаля – Хиршмана принимает значение от 0 до 1. В случае совершенной конкуренции индекс равен 0, в случае монополии – 1. Соответственно, чем выше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. Этот показатель чутко реагирует на перераспределение долей фирм – участников рынка.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации индексов Херфиндаля – Хиршмана, выделяются три типа рынка:

1 тип – высококонцентрированный рынки:

при 70%< CR3 <100%

2 000 < Н <10 000

 

2 тип - умеренно концентрированный рынки:

при 45%< CR3 <70%

1 000 < Н <2 000

 

3 тип – низко концентрированные рынки:

при CR3 <45%

Н <1 000.

Значение HHI прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке. Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:

где Yi – доля фирмы на рынке; Y – средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n; n – число фирм на рынке.

Для западных исследований рынков более типично использование показателя дисперсии логарифмов рыночных долей.

Оба показателя имеют один и тот же экономический смысл - неравномерности распределения долей между участниками рынка, - различаясь лишь размерностью и значениями.

Чем больше неравномерность распределения долей, тем, при прочих равных условиях, более концентрированным является рынок.

Другой показатель – коэффициент относительной концентрации основан на сопоставлении числа крупнейших предприятий (как правило, трех) на рынке и контролируемый ими доли реализации товара.

где β – доля числа крупнейших предприятий в общем числе предприятий, функционирующих на рынке, %; α – доля продаж крупнейших предприятий в общем объеме реализуемой продукции. Суть приведенной формулы заключается в следующем: о воздействии крупнейшей фирмы на рынок можно говорить тогда, когда объем ее продаж составляет, по крайней мере, 20% совокупного выпуска. При К=1 между долями существует линейная зависимость; при К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным; при К<1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке, рыночная власть фирм велика.

Количественно оценить размеры фирм в совокупности со степенью их значимости на рынке в порядкво шкале позволяет индекс Холла – Тайдмена. Он рассчитывается на основе сопоставления относительных рангов форм на рынке фирм:

где НТ – индекс Холла – Тайдмена; di – рыночная доля i-ой фирмы; Ri – ранг i-ой фирмы.

Значение этого показателя лежит в интервале от нуля (рынок совершенной конкуренции) до единицы (рынок монополии). Данный индекс позволяет учесть степень значимости фирм, их доля и количество.

Неупорядоченность распределения рыночных долей между фирмами показывает индекс энтропии Г. Теиля, который иногда предлагается в качестве подходящего показателя концентрации,

где Е – индекс энтропии Г. Теиля; di – рыночная доля i-ой фирмы; ln(/di) – натуральный логарифм величины, обратной рыночной доли i-ой фирмы.

 

Пример расчета:

Необходимо определить уровень концентрации отраслевого рынка. По исходным данным рассчитать известные показатели концентрации, на их основе определить тип рыночной структуры.

Таблица – Исходные данные

Предприятие Объем реализованной продукции
Предприятие №1 3 254,0
Предприятие №2 8 069,0
Предприятие №3 132,8
Предприятие №4 100,6
Предприятие №5 3 737,0
Предприятие №6 24 517,0
Предприятие №7 57 144,0
Итого 96 954,0

Решение

1. Необходимо определить рыночную долю каждого предприятия

Предприятие Объем реализованной продукции Рыночная доля
Предприятие №1 3 254,0 0,034
Предприятие №2 8 069,0 0,083
Предприятие №3 132,8 0,001
Предприятие №4 100,6 0,001
Предприятие №5 3 737,0 0,039
Предприятие №6 24 517,0 0,254
Предприятие №7 57 144,0 0,589
Итого 96 954,0 1,000

 

2. Рассчитаем индекс концентрации наиболее 3 крупных предприятий

таким образом, по объему реализованной продукции рынок считается высококонцентрированным.

 

3. Определим значение индекса Херфиндаля – Хиршмна

HHI = 0,0342+0,0832+0,0012+0,0012+0,0392+0,2532+0,5892=0,421 индекс высок, что говорит о высоком уровне концентрации.

 

4. Коэффициент относительной концентрации основан на сопоставлении числа крупнейших предприятий на рынке и конролируемый ими доли реализации товара и на анализируемом рынке равен:

β = 1/7 ×100% = 43% где 1 – самое крупной предприятие с самой большой долей на рынке, 7 – всего предприятий;

α = ((8 069+24 517+57 144)/96 954)×100% = 92,5%, таким образом

К = [20+3×43]/92,5=1,6.

Поскольку К>1, то концентрация отсутствует и рынок, является конкурентным.

5. Индекс Холла – Тадмена рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм на рынке и их рыночных долей.

В результате расчетов видно, что индекс снижается, следовательно происходит снижение уровня концентрации.

6. Рассчитаем коэффициент энтропии,

Варианты для решения РГЗ №2

(по последнему номеру зачетной книжки)

№ п/п Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6 Вариант 7 Вариант 8 Вариант 9
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.